ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-22092/20 от 24.02.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

марта 2021 года

№ дела

А46-22092/2020

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 марта 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арсеньевой Т.А., рассмотрев дело № А46-22092/2020 по заявлению Прокуратуры Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Калачинского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области о местных налогах и сборах, предусмотренного ст. ст. 21, 34.2 НК РФ, обязании совершить действия,

при участии в заседании суда:

от Прокуратуры Омской области - ФИО1 (служебное удостоверение ТО № 256401),

от Администрации Калачинского муниципального района Омской области - не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Омской области в лице заместителя прокурора Омской области старшего советника юстиции Шевченко В.А. (далее – заявитель, прокурор) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Калачинского муниципального района Омской области (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации Калачинского муниципального района Омской области, в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области о местных налогах и сборах, предусмотренного ст. ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обязании совершить действия.

Определением Арбитражного суда Омской области от 18.12.2020 указанное заявление принято, возбуждено производство по делу №А46-22092/2020. Определением от 18.01.2021 назначено судебное разбирательство по делу.

В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, представители Администрации в судебное заседание не явились, представили в материалы дела отзыв на заявление,  а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В порядке статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие по имеющимся в нем доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что Калачинской межрайонной прокуратурой в период с 22.09.2020 по 25.09.2020 была проведена проверка соблюдения Администрацией Калачинского муниципального района Омской области законодательства о налогах и сборах, а также законодательства об общих принципах местного самоуправления, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства Администрацией Калачинского муниципального района Омской области не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Поскольку, как следовало из ответа  Администрации от 25.09.2020 №ИСХ-20/КЛЧ-2578, по мнению последней, обязанность по разработке названного регламента законом не предусмотрена, заместитель прокурора Омской области обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействия по неутверждению названного Регламента, выступая в защиту публичных интересов, полагая, что названное бездействие нарушает права неограниченного круга лиц, в том числе, субъектов предпринимательской деятельности.

Требования прокурора подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – закон №210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления   в  Российской  Федерации"   (далее – закон №131-ФЗ), уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Статьями 14, 15, 16 Закона N 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона N 131-ФЗ. При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведенными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.


Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона.

С учетом изложенного соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Законом N 210-ФЗ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 -Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона).

Согласно ст. ст. 4, 4.1 Устава Калачинского городского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Калачинского городского поселения от 02.12.2005 № 12 органы местного самоуправления городского поселения вправе решать вопросы местного значения, указанные в ч. 1 данной статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ) если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами субъектов Российской Федерации.

Доводы Администрации о том, что порядок дачи письменных разъяснений регламентируется законом "О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации", не соответствуют вышеприведенным нормам закона.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, именем РФ,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление Прокуратуры Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Калачинского муниципального района Омской области в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области о местных налогах и сборах, предусмотренного ст. ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Администрацию Калачинского муниципального района Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области о местных налогах и сборах, предусмотренной ст. ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи, размещенных в «Картотеке арбитражных дел», содержится в нижнем колонтитуле на первой странице определений суда по делу. Для реализации ограниченного доступа к оригиналу судебного акта необходима регистрация на портале государственных услуг.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в определениях коду.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.Г. Захарцева