ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-22205/2021 от 15.03.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

марта 2022 года

№ дела

А46-22205/2021

Резолютивная часть решения оглашена 15.03.2022

Полный текст решения изготовлен 22.03.2022

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ширяй И.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания КурашовойА.Е.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Трест Железобетон «Советский» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН<***>, ОГРН<***>)

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Промышленные технологии» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

и департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН<***>, ОГРН <***>)

о признании решения незаконным,

в судебном заседании приняли участие:

от общества с ограниченной ответственностью «Трест Железобетон «Советский» – ФИО1 по доверенности от 30.08.2021, личность удостоверена паспортом,

от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – ФИО2 по доверенности от 04.02.2022, предъявлено служебное удостоверение,

от общества с ограниченной ответственностью «Промышленные технологии» – ФИО1 по доверенности от 01.12.2021, личность удостоверена паспортом,

от департамента имущественных отношений Администрации города Омска – ФИО3 по доверенности от 13.09.2021, предъявлено служебное удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Трест Железобетон «Советский» (далее – заявитель, ООО «ТЖ «Советский», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (вх. от 06.12.2021 № 243415) о признании незаконным решения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – заинтересованное лицо, Департамент архитектуры) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме от 12.10.2021 № 07-01/8328.

В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать Департамент архитектуры:

- утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованию подлежит земельный участок площадью 16 798 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 03:12 с местоположением: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, ул. Заводская, д. 15, в границах территориальной подзоны (П-1.1) производственной зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (П-1), цель использования участка - эксплуатация объекта недвижимости;

- предварительно согласовать в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предоставление заявителю и третьему лицу в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населённых пунктов, площадью 16 798 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 03:12 с местоположением: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, ул. Заводская, д. 15, в границах территориальной подзоны (П-1.1) производственной зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (П-1), цель использования участка - эксплуатация объекта недвижимости.

Определением Арбитражного суда Омской области от 18.12.2021 возбуждено производство по делу.

Протокольным определением от 18.01.2022 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью «Промышленные технологии» (далее – ООО «Промышленные технологии»).

Определением от 03.03.2022 с тем же процессуальным статусом к участию в деле привлечён департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее – Департамент имущественных отношений).

В ходе судебного заседания участники процесса высказались согласно письменно изложенным доводам.

Как следует из содержания заявления, 14.09.2021 ООО «ТЖ «Советский» и ООО «Промышленные технологии» обратились в Департамент архитектуры с заявлением об утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.

В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории образованию подлежит земельный участок площадью 16 798 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 03:12 с местоположением: <...>, в границах территориальной подзоны (П-1.1) производственной зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (П-1), цель использования участка - эксплуатация объекта недвижимости.

Письмом от 12.10.2021 № 07-01/8328 Департамент архитектуры отказал заявителю, сославшись на:

- пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ);

- необоснованность площади образуемого земельного участка;

- отсутствие сведений в ЕГРН о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимости — сооружения с кадастровым номером 55:36:00 00 00:19708.

Утверждая, что изложенные обстоятельства не являются обоснованными, поскольку заявитель, обладая законным правом собственности на объект недвижимости, не может быть лишён права на предварительное согласование предоставления в собственность земельного участка; оснований для отрицательного разрешения обращения заявителя у Департамента архитектуры не имелось, Общество обратилось в арбитражный суд с означенными требованиями.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как уже указывалось, предметом настоящего спора является отказ Департамента архитектуры в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой образованию подлежит земельный участок площадью 16 798 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 03:12 с местоположением: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, ул. Заводская, д. 15, в границах территориальной подзоны (П-1.1) производственной зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (П-1), цель использования участка - эксплуатация объекта недвижимости.

В соответствии со статьёй 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

В соответствии со статьёй 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статьёй 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

По общему правилу, закреплённому в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

Если иное не установлено данной статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 ЗК РФ.

В силу положений статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьёй 39.15 ЗК РФ, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьёй 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 ЗК РФ).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

Как следует из материалов дела, отказ Департамента архитектуры в предоставлении Обществу испрашиваемой муниципальной услуги мотивирован тем, что согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности-размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам. При этом ширина образуемого земельного участка занимаемого объектами недвижимости - соединительными путями протяженность 517 м, 450 м, согласно представленной схеме составляет в точках н59, н1 - 23 м, н52, н11 - 3 м, н38, н34 - 48 м).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) вотношении ООО «Промышленные технологии» зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости соединительный путь (1У) протяженность 450 м и соединительные пути протяженностью 517 м территория блок № 1 город Омск Омская область.

В представленной к заявлению схеме площадь образуемого земельного участка составляет 16 798 кв. м, тогда как протяженность соединительных путей - 967 м.

В связи с изложенным Департамент архитектуры указал, что площадь образуемого земельного участка – 16 798 кв.м, планируемая для эксплуатации данных объектов недвижимости, не обоснована.

Кроме того, заинтересованное лицо указало, что зарегистрированные права на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:00 00 00:19708 в ЕГРН отсутствуют.

При оценке законности отказа Департамента архитектуры, суд принял во внимание следующее.

Действительно, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

В законодательстве отсутствует юридическое толкование понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

Доктринальное определение представляет собой описание чересполосицы как части земной поверхности, представляющей собой земли государственной или муниципальной, неразграниченной государственной собственности, расположенной между образованными земельными участками, из которых не может быть образован земельный участок, отвечающий требованиям, установленным статьи 11.9 ЗК РФ. То есть, чересполосица это типичная кадастровая ошибка, при которой между соседними участками образуется полоса земли.

Визуально изучив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (выносной лист 1), суд соглашается с доводами ООО «ТЖ «Советский» о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка в точках н2 – н9 и н11 – н15 иным более рациональным способом, исключающим изломанность границ, ввиду фактического расположения на соседних участках железнодорожных путей, не принадлежащих заявителю. Но только до точки н17.

Начиная с последней и до точки н19 заявитель, по мнению суда, при определении границ необходимого ему земельного участка частично мог самостоятельно исключить чересполосицу.

В судебном заседании представитель Общества пояснил, что на указанном участке (граничащем с точками н17 – н19) также располагаются пути, принадлежащие иным лицам. Вместе с тем, указанное не следует ни из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (выносной лист 1), ни из обоснования площади земельного участка (листы 3, 4), ни из публичной кадастровой карты, тогда как для участка в точках н2 – н9 и н11 – н15 такие железнодорожные пути обозначены.

По указанной причине суд соглашается с утверждением Департамента архитектуры о том, что представленная на утверждение схема подготовлена без учёта положений пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ.

Что касается спора между сторонами в части непредставления Обществом сведений о зарегистрированных правах, суд отмечает следующее.

Как ранее указывалось, законность и обоснованность ненормативного правового акта оценивается судом на момент его принятия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.03.2011 № 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретённых объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях. Содержащееся в названном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.

Предельные размеры части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, ограничиваются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Иное толкование ведёт к тому, что, злоупотребляя положениями статьи 36 ЗК РФ (статьи 29.20 в новой редакции ЗК РФ), можно приобрести в собственность участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимый для ее эксплуатации.

Данная правовая позиция также изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 № 309-КГ16-9993.

Таким образом, заявителем должна быть обоснована необходимость получения в собственность земельного участка испрашиваемой площадью.

Из пояснений представителя Общества следует, что фактически на испрашиваемом земельном участке расположены железнодорожные пути с кадастровыми номерами: 55:36:00 00 00:19650, 55:36:00 00 00:19829, 55:36:00 00 00:19708, по адресу: Омская область, территория Блок № 1 от СП № 9 до УП.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости.

Вместе с тем, на момент рассмотрения обращения заявителя доказательства, с достоверностью подтверждающие принадлежность ему объекта с кадастровым номером 55:36:00 00 00:19708 отсутствовали; в распоряжении Департамента архитектуры была противоречивая информация, что повлекло обоснованные сомнения заинтересованного лица в необходимости формирования земельного участка в испрашиваемых границах и заявленной площади для эксплуатации железнодорожных путей.

Несмотря на то, что факт наличия спорных железнодорожных путей участниками процесса не оспаривается, отказ Департамента архитектуры на основании отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах в отношении сооружения с кадастровым номером 55:36:00 00 00:19708, по мнению суда, обоснован.

Поскольку в силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с приводимым законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Как указывалось выше, содержание норм статьи 39.20 ЗК РФ и пункта 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, предусматривают, что в случае рассмотрения спора о законности отказа в предоставлении участка, расположенного под объектом недвижимости, требует выяснения вопрос о том, необходим ли земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для их эксплуатации или требуется сформировать и испрашивать без торгов иную часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.

Так как, в ЕГРН отсутствовали данные об объекте недвижимости с кадастровым номером 55:36:00 00 00:19708, заявитель не подтвердил необходимость испрашиваемой площади к моменту рассмотрения обращения.

А поскольку в соответствии с действующим законодательством внесение данных в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, оснований не доверять последним у Департамента архитектуры не имелось.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, поскольку суд оценивает соответствие спорного отказа обстоятельствам, существовавшим на момент его составления.

Кроме того, Общество не лишено права вновь обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, приложив все необходимые документы.

На основании изожженного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу и может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия настоящего решения на бумажном носителе может быть направлена в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          И.Ю. Ширяй