ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-22459/18 от 27.02.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

марта 2019 года

№ дела

А46-22459/2018

Резолютивная часть решения изготовлена 27 февраля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 11 марта 2019 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Долгалева Б.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" (ИНН 5503024984, ОГРН 1025501857260) к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.12.2018 № 10610000-1027/2018, без вызова сторон,

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" (далее – ООО «ЛВЗ «ОША», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Омской таможне (далее – заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.12.2018 № 10610000-1027/2018, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В заявлении общество, не оспаривая события и состава административного правонарушения, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью деяния по пункту 2 части 1.1. статьи 2.9 КоАП РФ.

В обоснование малозначительности совершенного деяния обществом указано на отсутствие пренебрежительного отношения к исполнению возложенных действующим законодательством обязанностей, на незначительный срок несвоевременного представления статистической формы, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствие каких-либо вредных последствий.  

Определением Арбитражного суда Омской области от 25.12.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

22.01.2019 от Омской таможни поступил отзыв на заявление с приложением материалов дела об административном правонарушении, согласно которому заинтересованное лицо считает вынесенное постановление законным и обоснованным, возражает против удовлетворения требований общества.

27.02.2019 судом изготовлена резолютивная часть решения.

01.03.2019 Омская таможня обратилась в суд с заявлением о составлении мотивированного решения в порядке части 2 статьи 229 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

11.10.2018 г. через накопительной ящик Омской таможни были представлены статистические формы учета перемещения товаров (далее - Статформы) с системными номерами 1300181010-06471292 (регистрационный номер 10610000/151018/С058168), 1300181010-06433167 (регистрационный номер 10610000/151018/С058152), согласно которым ООО «ЛВЗ «ОША» вывезло из РФ (покупатель ТОО «Красное-Белое))) на территорию Республики Казахстан товары (пиво светлое непастеризованное «Жигулевское» кег 30 л.; пиво светлое непастеризованное «Чешское» кег 30л.).

В соответствии с графой 10 Статформ отправление товаров ООО «ЛВЗ «ОША» осуществлялось на основании контракта № 48 от 05.06.2018, коммерческих инвойсов (счетов-фактур) № 8 от 04.09.2018, № 9 от 06.09.2018. Согласно сведениям, указанным ООО «ЛВЗ «ОША» в Статформах - отчетный период – сентябрь 2018 года, дата заполнения документа - 10.10.2018.

ООО «ЛВЗ «ОША» не позднее 10.10.2018 обязано было представить в Омскую таможню Статформу по товарам, отгруженным в сентябре 2018 г. по контракту № 48 от 05.06.2018, коммерческим инвойсам № 8 от 04.09.2018, № 9 от 06.09.2018, товарно-транспортным накладным №№ 750 от 04.09.2018, 756 от 06.09.2018.

Статформа представлена ООО «ЛВЗ «ОША» 11.10.2018, т.е. с нарушением срока, установленного пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329.

За несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, часть 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

По результатам установления факта совершения правонарушения должностным лицом административного органа 24.10.2018 составлен протокол об административном правонарушении и 06.12.2018 заместителем начальника Омской таможни полковником таможенной службы Максимовым А.А. вынесено постановление о признании общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЛВЗ «ОША» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об его отмене.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд не находит оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении от 06.12.2018 № 10610000-1027/2018 по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета помещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.

Исходя из части 3 статьи 104 Закона № 311-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

С учетом положений части 3 статьи 104 Закона № 311-ФЗ, а также абзаца 3 пункта 5, абзаца 1 пункта 7 Правил Общество, заключившее сделку, обязано представить таможенному органу статистические формы, содержащие достоверные сведения, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Согласно пункту 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Нарушение установленного срока представления статистических форм учета перемещения товаров за сентябрь 2018 года подтверждается материалами дела и обществом по существу не оспаривается.

Омской таможней при назначении административного наказания учтено отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающего обстоятельства (совершение правонарушения впервые) назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности таможней соблюдены.

Вина Общества, с учетом положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры для его соблюдения.

При таких обстоятельствах суд усматривает в действиях общества состав вмененного административного правонарушения.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности Омской таможней соблюден.

   Доводы Общества о возможности признания допущенного правонарушения малозначительным отклоняются судом в связи со следующим.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительным правонарушением   является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

В пункте 4.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1, 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «Волмет», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплутационно-технический узел связи» и «Электрокомплекс», закрытых акционерных обществ «Геотехника П» и «Ранг» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее - Постановление КС РФ № 4-П) относительно обстоятельств, не имеющих непосредственного значения для оценки самого правонарушения, а характеризующих особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе, добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, отмечено, что такие обстоятельства «...не могут служить основанием административного правонарушения малозначительным. При этом следует иметь в виду, что возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об правонарушениях административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом  неотвратимости ответственности за нарушение закона.

Кроме того, в соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

Вместе с тем, в рассматриваемом деле каких-либо исключительных обстоятельств при совершении обществом административного правонарушения не установлено.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.13 КоАП РФ, характеризуется формальным составом. В соответствии с общей теорией права формальными составами правонарушений являются те, которые не включают в объективную сторону в качестве обязательного элемента вредоносные последствия. При оценке формальных составов административных правонарушений последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности.

То есть отсутствие причиненного правонарушением материального ущерба, либо иных   последствий материального характера, либо предоставления документов всего  лишь на 1 день не могут быть положены в основу принятия решения о малозначительности правонарушения.

При отнесении правонарушения к малозначительным следует учитывать также объект посягательства, формы вины, способы совершения правонарушения, роль правонарушителя в его совершении, опасность причинения вреда охраняемым административным правоотношениям. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка, как субъективный признак содеянного, присущ любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей.

Из материалов дела, а именно, из письма зам. директора ООО «ЛВЗ «ОША» Карелина Ю.О. от 23.10.2018 № исх.07-18 следует, что нарушение срока представления статистической формы учета перемещения товара Обществом в таможенный орган произошло в связи с большой загруженностью ответственного лица на работе, при этом заявитель отмечает, что системный номер получен своевременно с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте          Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом, как указывает административный орган, данные статистические формы не подписаны электронной подписью.

Вместе с тем, в соответствии с Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, статистическая форма заполняется с программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Указанные Обществом обстоятельства нельзя признать исключительными, которые оно не могло предвидеть или предотвратить. Напротив, они свидетельствуют об отсутствии надлежащей организации работы на предприятии по обеспечению всех обязательств Общества перед государственными органами и соблюдения требований закона. В данном случае у Общества имелась реальная возможность избежать совершения правонарушения, однако им не были приняты все зависящие от него меры.

Тот факт, что сроки предоставления статистической формы были  нарушены  всего лишь  на 1 день  не  может характеризовать правонарушение как малозначительное.

Законодательством для осуществления возложенных ответственных по предоставлению статистической формы в таможенный орган, предоставлен разумный срок. Правила не требуют предоставления статистических форм в последний день срока. То есть общество может подать  статистическую форму сразу после осуществления поставки товаров. В рассматриваемом случае у Общества с момента отгрузки товаров (04.09.2018, 06.09.2018) было более месяца на подачу статистической формы, однако по факту статистическая форма была предоставлена с нарушением на 1 день. Общество, зная порядок предоставления статистических форм и о том, что нарушение может повлечь за собой привлечение к административной ответственности, Общество не предприняло никаких действий для соблюдения установленных норм.

Обществом не приведено доказательств того, что статистическую форму нельзя было подать без нарушения сроков, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы Общества.

Как уже указывалось выше, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершенное административное правонарушение по своему характеру представляет существенное нарушение установленного порядка ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Евразийского экономического союза, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Установленная обязанность заявителем исполнялась недобросовестно, ненадлежащим образом.

Таможенная статистика взаимной торговли призвана обеспечить полное, объективное и достоверное представление об экспортно-импортных операциях и прочих стратегически важных аспектах внешнеэкономической государства, а также формирует систему показателей для количественно-качественной оценки жизни населения и различных аспектов социальных и общественных отношений.

При этом исходными данными при ее формировании являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых в таможенные органы.

Следовательно, вменяемое обществу правонарушение само по себе содержит угрозу интересам государства в сфере ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов ЕАЭС (создает угрозу охраняемым общественным отношениям).

При таких обстоятельствах нельзя признать рассматриваемое правонарушение малозначительным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

При таких обстоятельствах суд находит, что постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, вследствие чего требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "ОША" (ИНН 5503024984, ОГРН 1025501857260) отказать.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Судья                                                                                                   Б.Г. Долгалев