ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-22620/18 от 13.02.2019 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

февраля 2019 года

№ дела

А46-22620/2018

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2019 года. Решение в полном объеме изготовлено  15 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Омской области в составе: судьи  Савинова А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой Т.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Усачевой Аллы Григорьевны (ИНН 550300253569, ОГРН 304550331500059), город Омск,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области  (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), город Омск,

с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области, город Омск,

о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении № КУВД-001/2018-2972154/6 от 23.11.2018, об обязании совершить действия,

при участии в заседании:

от заявителя - Есионова К.А., доверенность от 14.09.2018;

от заинтересованного лица - Терехова Е.В., доверенность от 09.01.2019;

от третьего лица - не явились;

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Усачева Алла Григорьевна обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении № КУВД-001/2018-2972154/6 от 23.11.2018, об обязании совершить действия.

Определением суда от 26.12.2018г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (адрес: 644099 г. Омск, ул. Красногвардейская, 42).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Усачевой Алле Григорьевне на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, площадью 520,2 кв.м., кадастровый номер 55:36:040105:10606, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, назначение: жилое, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 (далее - жилой дом), о чем в Едином государственном реестре недвижимости 09.08.2017 г. сделана запись регистрации права                 № 55:36:040105:10606- 55/001/2017-1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.12.2018 г.                                             № КУВИ-001/2018-15074819.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040105:10268, площадью 447 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины товаров первой необходимости, бани, расположенном по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. 4-я Челюскинцев угол ул. Ершова, д. 35/52, который также принадлежит на праве собственности заявителю (запись регистрации права № 55-55/001-55/101/002/2016-11457/1 от 05.04.2016 г.), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.12.2018 г.                № КУВИ-001/2018-15074677.

Согласно распоряжению администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 г. № 1096 был осуществлен перевод жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером 55:36:040105:10606 в нежилое. В целях обеспечения возможности использования жилого дома как нежилого здания была выполнена перепланировка и переустройство в соответствии с проектной документацией «Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по                           ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном АО г. Омска», шифр проекта                                       2017-001/34-АР, разработанным ООО «Симплекс».

После выполненных работ по перепланировке и переустройству согласно акту приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 г. № 549 объект принят в эксплуатацию.

10 августа 2018 года Усачева А.Г. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, орган регистрации прав) с заявлением                         № КУВД-001/2018-2972154 об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606 в связи с изменением его назначения, приложив к указанному заявлению вышеуказанные распоряжение администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 г.              № 1096 и акт приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 г. № 549.

23 августа 2018 года Управлением Росреестра по Омской области осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав было приостановлено сроком до 23 ноября 2018 года на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, а именно: технический план и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

18 сентября 2018 года заявитель одновременно с заявлением о предоставлении дополнительных документов в Управление Росреестра по Омской области представила технический план здания, подготовленный 18.09.2018 г. в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке и назначении здания с кадастровым номером 55:36:040105:10606, к которому были приложены распоряжение администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 г.               № 1096, акт приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 г. № 549, а также Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном АО г. Омска», шифр проекта 2017-001/34-АР, разработанный ООО «Симплекс».

Однако согласно уведомлению Управления Росреестра по Омской области от 03.10.2018 г. № КУВД-001/2018-2972154/2 причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, не устранены, в связи с чем, осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости приостанавливается.

Решение Управления Росреестра по Омской области от 23,08.2018 г.                                       № КУВД- 001/2018-2972154/1 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета было обжаловано заявителем в апелляционную комиссию. Апелляционной комиссией указанное решение признано обоснованным и принято решение об отклонении заявления Усачевой А.Г. (решение апелляционной комиссии от 05.10.2018 г. № 123).

9 ноября 2018 года заявителем одновременно с заявлением о предоставлении дополнительных документов в Управление Росреестра по Омской области представлен технический план от 08.11.2018 г., к которому была приложена проектная документация «Проект перепланировки и переустройства индивидуального жилого дома под нежилое здание по адресу: 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном административном округе г. Омска», шифр 22-ПП-10.2018-АР, выполненный ООО «Архитектор», а также заключение по результатам обследования технического состояния несущих конструкций здания по                       ул. 4-я Челюскинцев, 35, шифр 25.10.2018-ТО, выполненное ООО «СтройКон».

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Омской области от 15.11.2018 г.              № КУВД-001/2018-2972154/5 причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, не устранены, в связи с чем, осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости приостанавливается.

23 ноября 2018 года Управлением Росреестра по Омской области принято решение об отказе изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации, которое было изложено в уведомлении от 23.11.2018 г.                      № КУВД-001/2018-2972154/6

Считая, что решение Управления Росреестра по Омской области об отказе изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606, изложенное в уведомлении от 23.11.2018 г. № КУВД-001/2018-2972154/6, является незаконным, поскольку не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и нарушает права и законные интересы Усачевой А.Г. в сфере предпринимательской деятельности заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.                                                                                             

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности оспариваемого решения пунктом 5 статьи 200 АПК РФ возложена на государственный орган.                           

В соответствии с обжалуемым решением Управления Росреестра по Омской области, изложенным в уведомлении от 23.11.2018 г. № КУВД-001/2018-2972154/6, в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав отказано на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав. При этом было указано, что осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости было приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7, 10, 49 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, в связи с тем, что:

- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

-представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;    

- имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися

в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра

недвижимости о таком объекте (за исключением случая, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

Обжалуемое решение мотивировано тем, что в орган регистрации прав был представлен технический план, подготовленный в связи с изменением сведений о планировке и назначении здания с кадастровым номером 55:36:040105:10606, при этом были

представлены распоряжение администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 г. № 1096 «О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: город Омск, улица 4-я Челюскинцев, дом 35, в нежилое» и акт приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 г. № 549, которые выданы в отношении помещения и заявление об осуществлении государственного кадастрового учета подано в отношении помещения с кадастровым номером ! 55:36:040105:10606, а согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606 является зданием.

По мнению органа регистрации прав, действующее законодательство предусматривает возможность перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение только в отношении помещений, как одного из видов объектов недвижимости. Здание не относится к нежилым помещениям, поскольку нежилое помещение - это самостоятельный вид объекта недвижимости, который является частью здания. В связи с чем, с целью эксплуатации здания в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод в эксплуатацию данного здания в порядке, предусмотренном статьями 51, 55 ГрК РФ.

Однако, орган регистрации прав не учитывает, что в вышеуказанных распоряжении и акте приемки в эксплуатацию прямо указаны сведения, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, в отношении которого, данные документы приняты, в них указан кадастровый номер объекта недвижимости и указан вид объекта недвижимости - жилой дом. Технические планы от 18.09.2018 г. и от 08.11.2018 г. были подготовлены в связи с изменением сведений о планировке и назначении здания с кадастровым номером 55:36:040105:10606, что соответствует сведениям Единого государственного реестра недвижимости о данном объекте недвижимости.

Согласно части 1 статьи 5 Закон о государственной регистрации недвижимости каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Кадастровый номер является одним из идентификаторов, используемых при ведении Единого государственного реестра недвижимости, и в силу части 6 статьи 5 Закона о государственной регистрации недвижимости содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для * использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

Таким образом, в вышеуказанных распоряжении, акте приемки в эксплуатацию, технических планах, заявлении об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости содержатся сведения об одном и том же объекте недвижимости, который идентифицирован кадастровым номером, следовательно, противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте, отсутствуют

Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости  систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1)документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2)документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3)иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости или иными федеральными законами (часть 5 стати 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно части 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

В силу положений части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально­определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного

использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Таким образом, жилой дом является зданием, при этом относится к одному из видов жилых помещений.

Согласно пункту 39 статьи 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положения главы 3 и главы 4 ЖК РФ, предусматривающие условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, а также переустройства и перепланировки жилого помещения, в полной мере распространяются на жилые дома, являющиеся одним из видов жилых помещений.

Жилищный кодекс РФ не предусматривает исключений для осуществления процедуры перевода жилых помещений в нежилые помещения в отношении жилых домов, являющихся одним из видов жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Решение ОГС № 201) земельный участок и находящийся на нем жилой дом, принадлежащие заявителю, располагаются в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1-1386). Жилой дом, с учетом изменения его назначения в результате процедуры перевода из жилого помещения в нежилое помещение, полностью соответствует требованиям градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж1 -13 86, предусмотренного Решением ОГС № 201. Магазины товаров первой необходимости, бани являются основными видами разрешенного использования для территориальной зоны Ж1-1386. При выполнении работ по перепланировке и переустройству жилого дома в целях его перевода в нежилое помещение предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов, предусмотренные градостроительным регламентом, не превышены.

Распоряжение администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 г. № 1096 о переводе жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером 55:36:040105:10606 в нежилое помещение, принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, никем не оспорено, а потому является законным. Акт приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 г. № 549 в силу части 9 статьи 23 ЖК РФ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного жилого дома в качестве нежилого объекта.

В жилом доме, принадлежащем заявителю, в связи с его переводом в нежилое помещение были выполнены работы по перепланировке и переустройству для обеспечения возможности его использования в качестве нежилого помещения.

Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном АО г. Омска (архитектурно-строительные решения, шифр 2017-001/34-АР), выполненный ООО «Симплекс», представленный в орган регистрации прав в составе технического плана от 18.09.2018 г., свидетельствует о том, что в

жилом доме были предусмотрены работы по демонтажу существующих перегородок и возведению новых перегородок, монтаж отопительного оборудования на базе имеющихся инженерных сетей, монтаж электрооборудования и осветительных приборов, монтаж пожарной и охранной сигнализации, а также изменение функционального назначения помещений в жилом доме в связи с его переводом в нежилое помещение. Именно эти работы и были выполнены в соответствии с вышеуказанным проектом, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 г. № 549.

Таким образом, в данном жилом доме были выполнены работы исключительно по изменению конфигурации помещений, установке отопительного оборудования, электрооборудования и осветительных приборов, монтаж пожарной и охранной сигнализации, что полностью соответствует понятиям перепланировки и переустройства жилого помещения, предусмотренным статьей 25 ЖК РФ, а также изменено функциональное назначение помещений в связи с переводом жилого дома в нежилое помещение.

Определение понятия реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ.; Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу статьи 51 ГрК РФ реконструкция осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании разрешения на строительство и представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).

Ни Жилищный кодекс РФ, ни Градостроительный кодекс РФ не содержат положений о том, что изменение функционального назначения жилого дома (объекта капитального строительства), возможно только в результате реконструкции, равно как не установливают запрета на изменение функционального назначения (перевод) жилого помещения (жилого дома), являющегося объектом капитального строительства, в нежилое помещение в соответствии с процедурой, предусмотренной главой 3 ЖК РФ.

В результате перевода жилого помещения (жилого дома), принадлежащего заявителю, в нежилое помещение с выполнением его перепланировки и переустройства, изменения параметров объекта капитального строительства (жилого дома), его частей не произошло (не изменились его высота, количество этажей, площадь и объем). Не были осуществлены его надстройка, перестройка, расширение, а также не были затронуты его несущие строительные конструкции, все работы по перепланировке и переустройству осуществлялись исключительно внутри дома, без вмешательства в его несущие строительные конструкции.

Перевод жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение и выполненные в целях обеспечения использования жилого дома как нежилого здания работы по перепланировке и переустройству жилого дома, реконструкцией объекта капитального строительства не являются.

Это также подтверждается и проектом «Перепланировка и переустройство индивидуального жилого дома под нежилое здание по адресу: 4-я Челюскинцев, д, 35 в Центральном административном округе г. Омска», шифр 22-ПП-10.2018-АР, выполненным ООО «Архитектор», полностью соответствующим проекту перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном АО г. Омска (архитектурно-строительные решения, шифр 2017-001/34-АР), выполненным ООО «Симплекс». В данном проекте было указано, что проектные решения не предусматривают изменений объекта капитального строительства и его частей, затрагивающих конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, превышающих предельные параметры строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. В связи с чем, на основании пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется. Такие же выводы были сделаны и по результатам обследования здания, что указано в заключении по результатам обследования технического состояния несущих конструкций здания по ул. 4-я Челюскинцев, 35, шифр 25Л0.2018-ТО, выполненном ООО «СтройКон».

Поскольку выполненные перепланировка и переустройство жилого дома не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на основании пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство не требуется. Соответственно, не требуется и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Учитывая, что изменение назначения жилого дома осуществлено в результате процедуры перевода жилого помещения в нежилое помещение, при этом выполнены работы по перепланировке и переустройству, никаких изменений жилого дома, относящихся к реконструкции объекта капитального строительства, не производилось, в Управление Росреестра по Омской области были представлены все необходимые для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости документы.

Орган регистрации прав полагает, что изменение назначения жилого дома возможно только при его реконструкции. При этом ссылается в обжалуемом отказе не только на понятие реконструкции, предусмотренное пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ, но также на понятие реконструкции жилого дома, которое предусмотрено Ведомственными строительными нормами «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 № 250 (далее - ВСН 61-89(р)).                                     I '

Согласно Приложению к ВСН 61-89(р)) реконструкция жилого дома - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований. При этом, реконструкция жилого дома может включать в себя и изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания.

Однако, применяя данные Ведомственные строительные нормы, необходимо учитывать следующее.

Согласно ВСН 61 -89(р) настоящие нормы распространяются на проектирование реконструкции и капитального ремонта жилых домов высотой до 16 этажей включительно. Исходя из определения реконструкции жилого дома, а также общего смысла норм, содержащихся в ВСН 61-89(р), можно сделать вывод, что они распространяются на многоквартирные жилые дома.

В настоящее время в отношении реконструкции индивидуальных жилых домов действует Свод правил СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», который согласно статье 1 распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые

отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства) (далее - СП 55.13330.2011). СП 55.13330.2011 не содержит определение реконструкции жилого дома. В связи с чем необходимо руководствоваться определением реконструкции, которое предусмотрено пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ.

Несмотря на то, что в определении понятия реконструкции жилого дома, содержащемся в ВСН 61 -89 (р) указано на то, что реконструкция жилого дома - это комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных в том числе с изменением его назначения, в нем также предусмотрено, что данные изменения осуществляются в целях улучшения условий проживания и приведения показателей жилого дома к уровню современных условий, что никакого изменения назначения жилого дома не предполагает, поскольку в случае изменения назначения жилого дома на нежилое здание, использовать последнее для проживания граждан невозможно.

Кроме того, ни в ВСН 61-89(р), ни в СП 55.13330.2011 не содержится ни одного требования к реконструкции жилого дома, в результате которой осуществлялось бы изменение назначения жилого дома на нежилое. Наоборот, исходя из требований к реконструкции жилого дома следует, что после реконструкции назначение жилого дома остается жилым и данный объект капитального строительства будет использоваться для проживания граждан.

В силу положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно- строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, определение реконструкции жилого дома, содержащееся в ВСН 61-89(р), и на которое орган регистрации прав ссылается в обжалуемом решении, применяться не может, поскольку противоречит Градостроительному кодексу РФ.

Таким образом, изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в данном случае должно осуществляться не на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а на основании технического плана, распоряжения администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 г. № 1096 «О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: город Омск, улица 4-я Челюскинцев, дом 35, в нежилое», а также акта приемки в эксплуатацию нежилого помещения от 03.08.2018 г.             № 549, которые и были представлены правообладателем в орган регистрации прав.    |

Учитывая, что выдача разрешения на строительство в данном случае не требуется, не требуется и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Обжалуемое решение Управления Росреестра по Омской области нарушает права Усачевой А.Г., как собственника объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606, поскольку препятствует использованию здания в соответствии с тем назначением, которое оно приобрело в результате процедуры перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое, как нежилого здания для осуществления в нем предпринимательской деятельности, получения необходимых лицензий для осуществления определенных видов деятельности, препятствует реализации правомочий собственника по распоряжению данным объектом недвижимости. При таких обстоятельствах невозможно предоставить объект недвижимости в аренду, передать в залог, продать его и осуществить иные действия по распоряжению данным объектом недвижимости.

В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку отказ Управления Росреестра по Омской области в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации является незаконным, в целях восстановления нарушенного права необходимо внести изменения в основные характеристики здания с кадастровым номером 55:36:040105:10606, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, д. 35, в части назначения здания с «жилого» на «нежилое».

При изложенных обстоятельствах требования заявителя об обязании  Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606, расположенное по адресу: Омская область, г.Омск, ул.4-я Челюскинцев, д.35, по заявлению Усачевой А.Г. №КУВД-001/2018-2972154 от 10.08.2018г. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению с отнесением на заинтересованное лицо в порядке статьи 110 АПК РФ расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб., понесенных заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,суд   

                                                           Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) об отказе изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606, расположенное по адресу: Омская область, г.Омск, ул.4-я Челюскинцев, д.35, изложенное в уведомлении от 23.11.2018 г. №КУВД-001/2018-2972154/6.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606, расположенное по адресу: Омская область, г.Омск, ул.4-я Челюскинцев, д.35, по заявлению Усачевой А.Г. №КУВД-001/2018-2972154 от 10.08.2018г.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области  (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) в пользу индивидуального предпринимателя Усачевой Аллы Григорьевны (ИНН 550300253569, ОГРН 304550331500059) судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300руб. 00коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         А.В. Савинов