ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-22926/2012 от 12.07.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

16 июля 2012 года

дело № А46-22926/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём Хабаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению казённого учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» к Отделу надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании недействительным определения об отсрочке исполнения постановления о назначении административного наказания от 17.05.2012,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – Щербина Л.У. (паспорт гражданина РФ, доверенность от 21.06.2012 № 01-27/45),

от заинтересованного лица – Гаак Ж.В. (удостоверение № 078151, доверенность от 11.01.2011 № 275-10-7-11);

УСТАНОВИЛ:

Казённое учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании недействительным определения об отказе в предоставлении отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания от 17.05.2012.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объёме, пояснила, что в настоящее время административный штраф Учреждением оплачен в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражала, высказалась согласно представленному в порядке статьи 131 АПК РФ письменному отзыву.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

13.03.2012 заместитель главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору Бабин В.В., рассмотрев протоколы об административном правонарушении от 29.02.2012, вынес постановление о признании казённого учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 150 000 рублей.

14.05.2012 Казённое учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» направило в адрес заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору Бабина В.В. ходатайство об отсрочке исполнения постановления о назначении административного наказания от 13.03.2012.

Определением от 17.05.2012 заместитель главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору Бабин В.В. в удовлетворении названного ходатайства заявителю отказал.

Считая, что данное определение нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Порядок исполнения постановления о наложении штрафа установлен статьёй 32.2 КоАП РФ.

Согласно части 1 указанной статьи административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

Право должника на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта также предусмотрено частью 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Данной нормой определено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Как следует из смысла определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение акта, предоставляя органу возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учётом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.

Статьёй 31.8 КоАП РФ предусмотрено, что вопросы об отсрочке, о рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются органом, вынесшим постановление, в трёхдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.

Поскольку постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 150 000 рублей было вынесено Отделом надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, то и рассмотрение вопроса о предоставлении рассрочки уплаты административного штрафа отнесено к компетенции данного административного органа.

Срок вынесения оспариваемого ненормативного правового акта уполномоченным органом соблюдён.

Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что названное ходатайство направлено в адрес административного органа только 14.05.2012 (после истечения срока для добровольной оплаты административного штрафа, а также после получения уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок)).

В силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

В соответствии с действующим административным законодательством предоставление отсрочки исполнения постановления по делу об административном правонарушении является правом, а не обязанностью административного органа.

С учётом уплаты штрафа на момент обращения в суд с настоящим заявлением (обращение от 22.05.2012), суд не установил нарушение прав или законных интересов Учреждения при вынесении оспариваемого ненормативного акта.

При таких обстоятельствах, заявленные казенным учреждением Омской области «Исторический архив Омской области» требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных казённым учреждением Омской области «Исторический архив Омской области» требований о признании недействительным определения Отдела надзорной деятельности Советского административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области об отсрочке исполнения постановления о назначении административного наказания от 17.05.2012, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Судья

В.И. Чернышёв