ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-22936/2012 от 31.07.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

02 августа 2012 года

№ дела

А46-22936/2012

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 августа 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Яркового С.В.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Вареница С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к   индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя   – ФИО2 (паспорт) по доверенности от 18.07.2012 № 121-р;

представитель заинтересованного лица -   не явился,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – УГАДН по Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – предприниматель ФИО1, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленного требования УГАДН по Омской области указало на то, что был выявлен факт осуществления предпринимателем ФИО1 деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предприниматель ФИО1 письменного отзыва в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, что в силу части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для проведения судебного заседания в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, выслушав явившегося представителя заявителя, суд установил следующее.

24.07.2007 УГАДН по Омской области предпринимателю ФИО1 была выдана лицензия серии ДА № 012085 с регистрационным номером АСС-55-026757 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), сроком действия до 06.08.2012.

Начальником УГАДН по Омской области ФИО3 12.04.2012 был издан приказ № 403 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении предпринимателя ФИО1 с целью проверки фактов нарушений лицензионных требований и условий.

15.05.2012 государственным инспектором УГАДН по Омской области ФИО4 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении предпринимателя ФИО1, по результатам которой был составлен акт № 403.

15.05.2012 государственным инспектором отдела автотранспортного надзора УГАДН по Омской области ФИО4 был составлен протокол № 013773 в отношении предпринимателя ФИО1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В указанном протоколе указано, что 15.05.2012 в 14 час. 00 мин. при проведении внеплановой документарной проверки деятельности выявлен факт осуществления предпринимателем ФИО1 предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:

1. выявлено непрохождение водителями предпринимателя ФИО1 ежегодных занятий по повышению квалификации по 20-ти часовой программе (техминимум); отсутствуют ведомости о прохождении водителями ежегодных занятий по 20-ти часовой программе, талоны о прохождении техминимума, что является нарушением пункта 1 статьи 20, статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пункта 4 «б», «з» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280;

2. не проводится анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения и не применяются меры для устранения причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих предпринимателю ФИО1 транспортных средств; отсутствуют на момент проверки записи о проведенных: вводном, сезонном, предрейсовым, специальным и периодическим инструктажам; данные инструктажи с водителями предпринимателя ФИО1 не проводились с 2011 года - по апрель 2012 года, что является нарушением пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; пункта 4 «з» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280;

3.  не пройдено медицинское освидетельствование водителей предпринимателя ФИО1 в установленном порядке, а именно: отсутствует реестр медицинских справок формы У-083 водительского состава; не предоставлены на момент проверки медицинские справки формы У-083 водителей в полном объеме; отсутствуют медицинские справки формы У-083 водителей: ФИО5, ФИО6; представлено 5 из 11 медицинских справок водителей предпринимателя ФИО1 формы У-083, что является нарушением пункта 4 «б» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280;

4. не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей; не предоставлен на момент проверки журнал учета проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей, также отсутствуют записи, о прохождении водителем ФИО5 ежедневных предрейсовых медицинских осмотров; водитель ФИО5 осуществлял 21.04.2012 перевозки пассажиров с признаками наркотического опьянения, от медэкспертизы отказался (информация ОГИБДД России по городу Омску от 02.05.2012 № 78/567), что является нарушением пункта 4 «з» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280.

На основании данного протокола УГАДН по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав доводы заявления, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные УГАДН по Омской области требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В пункте 4 названного Положения определены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения в качестве лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров предусмотрено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения в качестве лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров предусмотрено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения в качестве лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров предусмотрено соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что в нарушение указанных выше норм предпринимателем ФИО1 допускается непрохождение водителями ежегодных занятий по повышению квалификации по 20-ти часовой программе (техминимум); отсутствуют ведомости о прохождении водителями ежегодных занятий по 20-ти часовой программе, талоны о прохождении техминимума; не проводится анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения и не применяются меры для устранения причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих предпринимателю ФИО1 транспортных средств; отсутствуют на момент проверки записи о проведенных: вводном, сезонном, предрейсовым, специальным и периодическим инструктажам; данные инструктажи с водителями предпринимателя ФИО1 не проводились с 2011 года - по апрель 2012 года; не пройдено медицинское освидетельствование водителей предпринимателя ФИО1 в установленном порядке, а именно: отсутствует реестр медицинских справок формы У-083 водительского состава; не предоставлены на момент проверки медицинские справки формы У-083 водителей в полном объеме; отсутствуют медицинские справки формы У-083 водителей: ФИО5, ФИО6; представлено 5 из 11 медицинских справок водителей предпринимателя ФИО1 формы У-083; не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей; не предоставлен на момент проверки журнал учета проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей, также отсутствуют записи, о прохождении водителем ФИО5 ежедневных предрейсовых медицинских осмотров; водитель ФИО5 осуществлял 21.04.2012 перевозки пассажиров с признаками наркотического опьянения, от медэкспертизы отказался (информация ОГИБДД России по городу Омску от 02.05.2012 № 78/567).

Данные обстоятельства подтверждены материалами проверки и предпринимателем ФИО1 не опровергнуты (пояснения в протоколе об административном правонарушении от 15.05.2012).

В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона арбитражного процесса должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Это положение не отменяется возложением бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола на административный орган.

Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В данном случае имеющиеся в материалах дела документы являются достаточными доказательствами факта нарушения предпринимателем ФИО1 подпунктов «б», «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280.

Доказательств наличия обстоятельств, подпадающих под исключение, предпринимателем ФИО1 не представлено.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государственном мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.

Принимая во внимание характер выявленных нарушений, суд находит возможным в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить предпринимателю ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г.Омска, проживающего по адресу: 644001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Указанную сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Омской области, город Омск (УГАДН по Омской области), ИНН <***>, ОКАТО 52401000000, КПП 550301001, БИК 045209001, р/счет <***> в ГРКЦ ГУ Банк России по Омской области, код бюджетной классификации 10611690040040000140.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья С.В. Ярковой