АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
23 марта 2017 года
№ дела
А46-2296/2017
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2017 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемисовой Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства образования Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Звездинская средняя общеобразовательная школа» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об аннулировании лицензии
при участии в заседании суда:
от истца – ФИО1 (удостоверение, доверенность от 13.10.2015); ФИО2 (удостоверение, доверенность от 19.01.2017),
от ответчика – ФИО3 (паспорт, директор),
У С Т А Н О В И Л:
Министерство образования Омской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Звездинская средняя общеобразовательная школа» (далее – заинтересованное лицо, школа, учреждение) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 20.07.2016 № 115-п серии 55ЛО1 № 0001477.
В судебном заседании представитель Министерства сослался на неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Представитель учреждения высказалась в соответствии с представленным в порядке статьи 131 АПК РФ письменным отзывом, указала, что школой проводятся все необходимые действия по получению государственной аккредитации.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Звездинская средняя школа» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 20.07.2016 регистрационный № 115-п серия 55Л01 № 0001477, выданной Министерством образования Омской области.
В соответствии с лицензией Учреждение осуществляет образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы (уровень начального общего, основного общего образования) по адресам мест осуществления образовательной деятельности: 646075, <...> <...> <...>.
На основании распоряжений Министерства от 25.09.2015 № 3892, от 09.10.2015 № 4077, от 05.1 1.2015 № 4645 была назначена плановая выездная проверка Министерством Учреждения (далее - проверка № 1) с установлением периода проверки с 19 октября по 16 ноября 2015 года.
По результатам проверки № 1 составлен акт проверки от 06.11.2015 № 412/15, выявлен ряд нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе было установлено, что на момент проверки школа осуществляла образовательную деятельность без государственной аккредитации по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, срок действия которой истёк 31 марта 2015 года.
В связи с выявленными нарушениями Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от 11.11.2015 № ИСХ-15/МОБР-18727 (далее - предписание № 1) с указанием обязанности устранения выявленных нарушений и представления отчёта об исполнении предписания не позднее 04.05.2016.
Отчёт об исполнении предписания № 1 был представлен Учреждением 27.04.2016, однако предписание № 1 не было исполнено в части получения государственной аккредитации образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Факт невыполнения предписания № 1 установлен по результатам внеплановой документарной проверки Учреждения, проведённой в соответствии с распоряжением Министерства от 11.05.2016 № 1468 (далее - проверка № 2), о чём составлен акт проверки от 20.06.2016 № 169/16, а также:
1) возбуждено дело об административном правонарушении (протокол
№ 62 об административном правонарушении от 23.06.2016);
2) выдано предписание Министерства об устранении выявленных
нарушений требований законодательства Российской Федерации от
23.06.2016 № ИСХ-16/МОБР-10039 (далее - предписание № 2) с указанием
обязанности устранения выявленных нарушений и представления отчёта об
исполнении предписания № 2 не позднее 23.09.2016;
3) издано распоряжение Министерства от 27.06.2016 № 2024
«О запрете приёма в муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Москаленского муниципального района Омской области
«Звездинская средняя школа».
Постановлением мирового судьи судебного участка № 13 в Москаленском судебном районе Омской области о назначении административного наказания от 25.07.2016 по делу № 5-361/2016 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП, и привлечено к административной ответственности.
Учреждением отчёт об исполнении предписания № 2 представлен 21.09.2016, вместе с тем требования предписания № 2 не были исполнены.
Факт невыполнения предписания № 2 выявлен по результатам внеплановой документарной проверки Учреждения, проведённой в соответствии с распоряжением Министерства от 05.10.2016 № 3039 (далее - проверка № 3), о чём составлен акт проверки от 28.10.2016 №284/16 и возбуждено дело об административном правонарушении (протокол № 105 об административном правонарушении от 28.10.2016).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 13 в Москаленском судебном районе Омской области о назначении административного наказания от 19.12.2016 по делу № 5-542/2016 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП, и привлечено к административной ответственности.
Распоряжением от 30.12.2016 № 4939 Министерство приостановило с даты издания указанного распоряжения действие лицензии Учреждения на осуществление образовательной деятельности от 20.07.2016 регистрационный № 115-п серия 55Л01 № 0001477.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность является лицензируемым видом деятельности.
В силу ч. 12 ст. 20 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ч. 6 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, допустившему такие нарушения, предписание об их устранении с указанием сроков их устранения. Указанный срок их устранения не может превышать 6 месяцев.
В соответствии с ч. 7 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае неисполнения предписания (в том числе, если отчёт, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчёт до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Выдаёт повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает приём в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
Согласно ч. 8 ст. 93 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае не устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения иного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается со дня вступления в законную силу решения суда.
Из материалов дела следует, и ответчиком не оспаривается, что повторное предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании от 23.06.2016 № ИСХ-16/МОБР-10039 Учреждением не исполнено.
Вместе с тем, судом установлено, что Школой активно предпринимаются меры по получению соответствующей государственной аккредитации (разработаны и утверждены локальные акты (Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и программ курсов внеурочной деятельности для классов ФГОС НОО и ООО, Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, Положение о Портфолио обучающегося в условиях реализации ФГОС НОО и ООО, Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся НОО и ООО в условиях реализации ФГОС в МБОУ «Звездинская СШ», Положение о внутренней системе оценки качества образования А4БОУ «Звездинская СШ»); приведены в соответствие с требованиями внутренних локальных актов рабочие программы педагогов по учебным предметам и программы внеурочной деятельности; приведены в соответствие с законодательством учебные планы, индивидуальные учебные планы; доработана (внесены необходимые изменения) Основная образовательная программа НОО).
Данные обстоятельства также подтверждены и представителями истца в судебном заседании.
В связи с этим суд отмечает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не даёт возможности заниматься определённым видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц; наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Положения Закона об образовании не устанавливают безусловной обязанности суда принять решение об аннулировании лицензии. Такая мера административного принуждения, как аннулирование лицензии, должна отвечать требованиям справедливости, быть соразмерной и соответствующей характеру совершенного деяния.
При изложенных обстоятельствах, а также учитывая, что учреждением предпринимаются меры к исполнению предписания, суд полагает, что применение меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии на образовательную деятельность, не будет отвечать требованиям справедливости, приведет к нарушению прав граждан.
С учётом изложенного суд пришёл к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимости для применения в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Звездинская средняя общеобразовательная школа» дополнительной меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии, исходя из принципов справедливости и соразмерности назначенного наказания допущенному нарушению.
Данная правовая позиция подтверждена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2016 №Ф05-9943/2016.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных Министерством образования Омской области требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд (город Омск). Вступившее в законную силу решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.И. Чернышев