АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
03 июня 2014 года
№ дела
А46-2311/2014
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 мая 2014 года. Решение в полном объеме изготовлено 03 июня 2014 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Лебедевой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Охрименко В.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Омского городского Совета (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об установлении в редакции истца условий договора (контракта) и об обязании открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» заключить с Омским городским Советом муниципальный контракт на условиях, установленных судом
от истца – представитель ФИО1 по доверенности от 16.12.2013 № 02-09/1754 с;
от ответчика – представитель ФИО2 от 31.12.2013 № 15/322 сроком по 31.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Омский городской Совет (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» (далее – ОАО «ОмскВодоканал», ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора и просил установить в редакции истца условия договора (контракта) по следующим положениям: а) наименование, преамбула и текст договора (в части замены слова «договор» в указанных падежах словом «контракт» в соответствующих падежах); б) пункт 7; в) пункт 14; г) пункт 52; д) пункт 54; е) пункт 60; ж) пункт 61; з) пункт 64; и) Приложение № 5 к договору (контракту); к) Приложение № 10 к договору (контракту); а также обязать ОАО «ОмскВодоканал» заключить с Омским городским Советом
муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения на условиях,
установленных судом, в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения
суда.
В обоснование исковых требований истец в иске сослался на следующие обстоятельства.
27.11.2013 Омский городской Совет направил ОАО «ОмскВодоканал» письмо с просьбой переоформить муниципальный контракт с Омским городским Советом на водоснабжение и водоотведение. 18.12.2013 ОАО «ОмскВодоканал» направил в адрес Омского городского Совета проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. К указанному договору в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» Омским городским Советом был сформирован протокол согласования разногласий и 25.12.2013 вместе с представленным договором направлен в ОАО «ОмскВодоканал». На данный протокол согласования разногласий 30.12.2013 ОАО «ОмскВодоканал» направило в Омский городской Совет протокол урегулирования разногласий, в котором предложения Омского городского Совета по редакции договора не поддерживались полностью.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (01.01.2014) Омский городской Совет вновь направил 16.01.2014 в адрес ОАО «ОмскВодоканал» сформулированный в соответствии с требованиями данного федерального закона протокол согласования разногласий, в котором также предложил внести некоторые технические правки в редакцию проекта договора, не связанные с указанным законом. Письмом от 23.01.2014 ОАО «ОмскВодоканал» оставил данный протокол без рассмотрения.
До настоящего времени согласие сторон по редакции предлагаемого к заключению
договора не достигнуто, контракт не заключен.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 13-15 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 18 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644) предлагаемый к заключению договор является публичным договором. Отказ организации водопроводно-канализационного хозяйства от его заключения возможен только при подключении абонента к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе (статьи 13, 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (статья 426 ГК РФ). Указанные обстоятельства, являющиеся в соответствии с законом основанием для отказа в заключении договора, отсутствуют, ответчик на них не ссылается. Таким образом, уклонение ОАО «ОмскВодоканал» от заключения муниципального контракта является необоснованным.
Также в обоснование своей позиции истец обращает внимание на следующее.
В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска Омский городской Совет является представительным органом местного самоуправления и финансируется только за счет средств бюджета города Омска.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (часть 1 статьи 1) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 указанного Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом частью 3 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами. На сегодняшний день такие особенности для закупок в сфере водоснабжения и водоотведения не установлены.
В части 2 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ содержится исчерпывающий перечень исключений, на которые данный закон не распространяется. К таким исключениям осуществление водоснабжения и водоотведения не относится. Напротив, частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена закупка у единственного поставщика, в частности, в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (статьей 4 закона «О естественных монополиях» к сферам деятельности таких субъектов отнесено водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры); оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Таким образом, истец полагает, что Правила холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644), законы и иные нормативные акты в сфере водоснабжения и водоотведения при заключении, исполнении и расторжении договоров с муниципальными заказчиками (муниципальные контракты) должны применяться с учетом положений Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов. Истец также обращает внимание на то, что за осуществление закупок для муниципальных нужд с нарушением требований соответствующего законодательства установлена ответственность. В частности, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 6 статьи 7.32) предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Истец предлагает следующую редакцию спорных положений муниципального контракта (подписанный истцом протокол разногласий с указанными ниже предложениями и с приложением расчета и обоснования цены в двух экземплярах был направлен ответчику 16.01.2014, однако ответчик, оставив его без рассмотрения, данный протокол с приложением не вернул, т.е. указанные документы находятся у ответчика):
№ пункта контракта
Редакция Абонента
Обоснование
Название
Муниципальный контракт № 5443 холодного водоснабжения и водоотведения
В соответствии с п.8 статьи 3, статьей 34, статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ (далее - Закон) в целях оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора, допустимо в форме муниципального контракта. В связи с изложенным предлагаем соответственно изменить преамбулу и наименование заключаемого контракта.
Преамбула,
текст
контракта
Слово «договор» в указанных падежах заменить словом «контракт» в соответствующих падежах
Пункт 7
Слова «21461, 00» заменить словами «17260,92»; после указанных слов дополнить словами: «Цена настоящего контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Расчет и обоснование цены содержится в приложении № 10 к настоящему контракту.
Часть 2 статьи 34 Закона, статья 95 Закона; часть 4 статьи 93 Закона.
Расчет и обоснование цены произведен также в соответствии с частью 8 статьи 22 Закона и пунктами 51, 5.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утв. приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567). Данные условия являются обязательными для включения в контракт в силу приведенных ссылок на статьи Закона.
В связи с тем, что ответчик не вернул истцу приложение № 10, планируемое к включению в контракт, содержание данного расчета приложено к исковому заявлению отдельным листом (приложение № 14).
Пункт 14
Дополнить подпунктом «ц»
следующего содержания:
«Осуществлять приемку товаров
(работ, услуг) по настоящему
контракту в части их соответствия
условиям контракта. Приемка
осуществляется уполномоченным
лицом (уполномоченными лицами)
Абонента в срок не позднее
подписания акта приемки
выполненных работ. В целях контроля качества товаров (работ, услуг) Абонент вправе привлекать специализированную организацию, заключение которой учитывается при проведении приемки. Результаты приемки оформляются документом о приемке товаров (работ, услуг) по настоящему контракту, которым является акт выполненных работ, направляемый Организацией
водопроводно-канализационного хозяйства Абоненту в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Абонент в течение двух рабочих дней после дня получения такого акта либо подписывает его (в случае отсутствия претензий), либо в течение этого же срока Абонент направляет
письменный мотивированный отказ от подписания акта о приемке. Акт о приемке (отказ) должен быть подписан Абонентом и завизирован его уполномоченным лицом, непосредственно осуществлявшим приемку товаров (работ, услуг). В случае досрочного расторжения контракта подписанный абонентом и завизированный его уполномоченным лицом документ о приемке (отказ)
должен быть направлен организации водопроводно-канализационного хозяйства в течение двух рабочих дней, следующих после дня получения Абонентом акта о приемке».
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа, (часть 7 статьи 94 Закона.) Таким образом, данное условие также является обязательным для включения в контракт (также согласно и части 13 статьи 34 Закона).
Пункт 52
В случаях, не указанных в настоящем контракте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Организация водопроводно- канализационного хозяйства, Абонент несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Части 4-8 статьи 34 Закона.
Исходя из смысла указанных положений статьи 34 Закона
ответственность сторон устанавливается в контракте в
обязательном порядке и в соответствии с правилами, определенными Законом
и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013
№ 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем)
обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств
заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».
Пункт 54
В случае просрочки
Исполнения Организацией
водопроводно-канализационного хозяйства обязательств,
предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения
или ненадлежащего исполнения Организацией водопроводно-
канализационного хозяйства
обязательств, предусмотренных
контрактом, Абонент направляет
Организации водопроводно-
канализационного хозяйства
требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения
Организацией водопроводно-
Канализационного хозяйства
обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере,
определяемом в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации, но не менее
чем одна трехсотая действующей на
дату уплаты пени ставки
рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему
обязательств, предусмотренных
контрактом и фактически
исполненных Организацией
водопроводно-канализационного хозяйства.
Штрафы начисляются за
неисполнение или ненадлежащее
исполнение Организацией
водопроводно-канализационного
хозяйства обязательств,
предусмотренных контрактом, за
исключением просрочки исполнения
Организацией водопроводно-
канализационного хозяйства
обязательств, предусмотренных
контрактом. Размер штрафа
устанавливается контрактом в виде
фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, и составляет 10 % от цены контракта, что составляет 1726,09 руб.
Пункт 60
Расторжение контракта
допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае
одностороннего отказа Абонента или
Организации водопроводно-
канализационного хозяйства
контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским
законодательством. Абонент вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по
основаниям, предусмотренным
Гражданским кодексом Российской
Федерации для одностороннего
отказа от исполнения отдельных
видов обязательств. Организация
водопроводно-канализационного
хозяйства вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Части 8,9,19 статьи 95 Закона.
В силу части 14 статьи 34 Закона
в контракт может быть включено
условие о возможности
одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 настоящего Закона.
Поскольку в проекте договора, предлагаемом ОАО «ОмскВодоканал», содержится пункт 61 о возможности одностороннего отказа организации водопроводно-канализационного хозяйства от исполнения договора, Абонент предложил новую редакцию п.60 проекта договора, которая соответствует статье 95 Закона.
В силу ч.19 статьи 95 Закона
поставщик (подрядчик, исполнитель)
вправе принять решение об
одностороннем отказе от исполнения
договора только в случае, если в
контракте было предусмотрено право
заказчика принять решение об
одностороннем отказе от исполнения
контракта. Таким образом,
предусматривается право и
организации водопроводно-
канализационного хозяйства, и абонента на односторонний отказ от исполнения контракта.
Процедура отказа сторон от
исполнения контракта также
регламентируется статьей 95 Закона.
Пункт 61
Исключить
Пункт 64
После слов «в том числе
положениями» дополнить словами «Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд»
Закон регулирует отношения,
направленные на обеспечение муниципальных нужд в целях
повышения эффективности,
Результативности осуществления
закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона), поэтому он должен быть указан в пункте о правовом регулировании отношений сторон. В частности, такая отсылка необходима, если контракт будет расторгаться в случае одностороннего отказа стороны от его исполнения (будут действовать правила статьи 95 Закона).
Приложение № 5
Абонент предлагает Организации водопроводно-канализационного хозяйства заполнить форму, предложенную в указанном Приложении, с учетом следующих данных:
дата опломбирования: 20.08.2009;
дата очередной поверки: 20.08.2015;
- месторасположение узла учета:
водомерный узел здания Омского городского Совета по адресу: <...>;
- диаметр прибора учета: 20мм;
- Марка и заводской номер
прибора учета: СХВ-20; № 10012180; Технический паспорт прилагается: на 1 листе формата А 4;
- показания приборов учета на
начало подачи ресурса: 14,013 куб.м.
Также абонент предлагает указать,
что схема расположения узлов
учета и мест отбора проб воды и
сточных вод прилагается.
Абонент имеет установленные функционирующие приборы учета, информация об этом имеется у ОАО «ОмскВодоканал» (подтверждающие документы приложены к исковому заявлению). В связи с изложенным, а также в соответствии с п. 17 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения») данные сведения должны быть включены в приложение №5.
Приложение № 5 к единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства от 29.07.2013 № 645) требует, чтобы указание о том, что схема расположения узлов учета и мест отбора проб воды и сточных вод прилагается, содержалось в данном приложении.
Приложение № 10
Абонент предлагает изложить указанное приложение к контракту в соответствии с формой, приложенной к протоколу согласования разногласий (на 1л., в 1экз.).
Часть 4 статьи 93 Закона.
Омский городской Совет передал разногласия, возникшие при заключении муниципального контракта, на рассмотрение суда на основании статьи 445, 446 ГК РФ.
ОАО «ОмскВодоканал» с предъявленными исковыми требованиями не согласился, полагая их противоречащими действующему законодательству и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Относительно уклонения ответчика от заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения указал, что 29.11.2013 в адрес ОАО «ОмскВодоканал» поступило письмо от истца исх. № 02-09/1652с от 27.11.2013 содержащее, предложение переоформить вышеуказанный муниципальный контракт на 2014 год.
ОАО «ОмскВодоканал» сопроводительным письмом от 18.12.2013 № 23048/13/28445 направило в адрес истца единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 5443.
25.12.2013 в ОАО «ОмскВодоканал» от Омского городского Совета поступил
протокол урегулирования разногласий к единому договору № 5443 холодного
водоснабжения и водоотведения. Согласно указанному протоколу урегулирования
разногласий Омский городской Совет выразил разногласия по названию, преамбуле п. 52,
п. 54, п. 60 единого договора № 5443 холодного водоснабжения и водоотведения.
ОАО «ОмскВодоканал», рассмотрев представленный Омским городским Советом протокол урегулирования разногласий, установило, что редакция вышеуказанных условий договора не соответствует нормам действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В связи с этим, ОАО «ОмскВодоканал» с сопроводительным письмом исх. № 23854/13 от 30.12.2013 направило в адрес Омского городского Совета протокол согласования разногласий от 30.12.2013 к единому договору № 5443 холодного водоснабжения и водоотведения.
16.01.2014 в ОАО «ОмскВодоканал» от Омского городского Совета поступил
протокол урегулирования разногласий к единому муниципальному контракту № 5443
холодного водоснабжения и водоотведения, при этом в указанном протоколе
урегулирования разногласий содержится редакция и других условий договора, не
приведенная Омским городским Советом в первоначальном протоколе урегулирования разногласий от 25.12.2013 к единому договору № 5443 холодного водоснабжения и водоотведения.
ОАО «ОмскВодоканал» рассмотрев, представленные в указанном письме документы, предложило истцу в письме от 23.01.2014 № 1022/14/524 в соответствии с п.2 ст.445 ГК РФ передать разногласия, возникшие при заключении вышеуказанного договора, на рассмотрение Арбитражного суда Омской области.
Таким образом, как указывает ответчик, ОАО «ОмскВодоканал» не уклонялось от заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, о чем свидетельствует направленный в адрес истца единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 5443, направленный протокол согласования разногласий, а также письмо от 23.01.2014 № 1022/14/524 о передаче разногласий, возникших при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 5443.
Также Омским городским Советом не были представлены в ОАО «ОмскВодоканал» документы для заключения договора в соответствии с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ 29.07.2013 № 644.
Для заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения абонент в соответствии с пунктами 8, 16 и 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения обязан предоставить в ОАО «ОмскВодоканал»:
- заявку с указанием сведений, предусмотренных подпунктами «а», «б», «в», «г», «д», «е» пункта 16 Правил ХВС;
- документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж» пункта 17 Правил ХВС.
Заявка истца, поступившая в ОАО «ОмскВодоканал» о заключении договора на водоснабжение и водоотведение, не отвечает требованиям, установленным пунктом 16 Правил: в заявке не указаны сведения, предусмотренные подпунктами «а», «б» «в», «г», «д», «е» пункта 16 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
Также истцом в нарушение пункта 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения в ОАО «ОмскВодоканал» не предоставлены документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж» пункта 17 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, в настоящее время между ОАО «ОмскВодоканал» и Омским городским Советом заключен и действует муниципальный контракт на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 12.04.2013 № 5443.
Согласно п.2 ст. 540 ГК РФ договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В пункте 3 ст. 540 ГК РФ и пункте 8.5. муниципального контракта № 5443 от 12.04.2013 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, заключенного между ОАО «ОмскВодоканал» и Омским городским Советом установлено, что если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
В связи с тем, что 29.11.2013 Омский городской Совет обратился в ОАО «ОмскВодоканал» с письмом (исх. № 02-09/1652с от 27.11.2013 г.), содержащим предложение переоформить вышеуказанный муниципальный контракт на 2014 год, то до момента заключения между ОАО «ОмскВодоканал» и Омским городским Советом единого договора холодного водоснабжения и водоотведения на 2014 г. начисления за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные для нужд объектов, включенных в муниципальный контракт № 5443 от 12.04.2013 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, ОАО «ОмскВодоканал» производит в соответствии с условиями данного муниципального контракта и нормами действующего законодательства.
Таким образом, по мнению ответчика, у истца отсутствуют правовые основания для обращения в Арбитражный суд Омской области с требованием о понуждении ОАО «ОмскВодоканал» заключить договор, в порядке п.4 ст. 445 ГК РФ, поскольку ОАО «ОмскВодоканал» не уклонялось от заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, а также в связи с тем, что вышеуказанный муниципальный контракт не расторгнут в законном порядке и продолжает действовать.
Как указывает ответчик в отзыве предъявленные истцом исковые требованиями об урегулировании разногласий при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.
В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные в иске и отзыве на него соответственно.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил, что в ходе заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения стороны не смогли урегулировать разногласия по условиям договора и Омский городской Совет обратился с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
По правилам части 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях не достижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора, составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Принимая определенную редакцию несогласованных сторонами пунктов договора, суд должен руководствоваться надлежащей нормативно-правовой базой.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», регулирующий отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со ст. 4 указанного закона Постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила холодного водоснабжения), вступившие в силу с 14 августа 2013 года, которые в настоящее время регулируют отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой) воды из централизованной системы холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие установленным Правительством РФ или уполномоченными им федеральным органам исполнительной власти правилам, которые обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, являются ничтожными.
В соответствии с частью 8 статьи 13, частью 8 статьи 14, частью 3 статьи 15 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п. 5 указанных выше Правил холодного водоснабжения договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645, вступившим в силу с 14 августа 2013 года, утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно статьям 13 и 14 Федерального закона Российской Федерации № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с положениями пункта 13 Правил холодного водоснабжения абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров только в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил холодного водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, нормы Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) не являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства и иным правовым актам в сфере водоснабжения.
Действующее законодательство о водоснабжении и водоотведении в правоотношениях по заключению единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения не содержит исключений для получателей бюджетных средств.
В настоящее время, отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой) воды из централизованной системы холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения урегулированы нормами ГК РФ, Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и нормами Правил холодного водоснабжения.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод истца о том, что Правила холодного водоснабжения, законы и иные нормативные акты в сфере водоснабжения и водоотведения при заключении, исполнении и расторжении договоров с муниципальными заказчиками должны применяться с учетом положений Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Оспариваемые истцом пункты единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 5443 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы истца по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Как указано выше, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (часть 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу статьи 1 Закона № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе бюджетным учреждением.
Наименование договора «Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения» соответствует части 3 статьи 15 Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении», пункту 5 Правил холодного водоснабжения, согласно которым единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с едиными типовыми договорами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В действующем законодательстве о водоснабжении и водоотведении отсутствует такое наименование договора, как «муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения».
В соответствии с положениями пункта 13 Правил холодного водоснабжения абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров только в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил холодного водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под государственным контрактом, муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Таким образом, законодатель определил, что муниципальный контракт - это договор. В сфере водоснабжения и водоотведения между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства императивно установлено, что заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с условиями единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645.
Истец предлагает в преамбуле единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 5443, а также по тексту договора слово «договор» заменить словом «контракт» в соответствующих падежах. Предложенная истцом редакция преамбулы и текста договора не соответствует части 3 статьи 15 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», пункту 5 Правил холодного водоснабжения, согласно которым единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с едиными типовыми договорами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с положениями пункта 13 Правил холодного водоснабжения абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров только в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил холодного водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ.
В едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения отсутствуют слово «контракт».
Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
ОАО «ОмскВодоканал» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению и является единственным лицом к сетям, которого возможно осуществить технологическое присоединение сетей водоснабжения и водоотведения учреждения.
В силу части 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе тарифного метода.
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (часть 8 статьи 22 Закона № 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» и в частности пунктом 7 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора - руб./куб. м. (без НДС) - для прочих потребителей.
Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора - руб./куб. м. (с НДС) - для населения.
Тариф на холодную (техническую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора - руб./куб. м. (без НДС).
Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения настоящего договора - руб./куб. м. (без НДС) - для прочих потребителей. Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения настоящего договора - руб./куб. м. (с НДС) - для населения.
Надбавка к тарифу на услуги водоснабжения - руб. за 1 куб.м. (без НДС). Надбавка к тарифу на услуги водоотведения - руб. за 1 куб.м. (без НДС).
Пункт 7 спорного договора принятый в редакции ответчика, содержит указание на оплату абонентом по договору по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тарифы, указанные в редакции рассматриваемого пункта договора позволяют рассчитать цену контракта.
Таким образом, содержание пункта 7 Договора в редакции ОАО «ОмскВодоканал» соответствует содержанию пункта 7 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 г. № 645.
Истец предложил дополнить указанный пункт словами: «Цена настоящего контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Расчет и обоснование цены содержится в приложении № 10 к настоящему контракту.
Предложенная истцом редакция пункта 7 договора противоречит нормам ГК РФ, а также нормам действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении.
В силу статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Предложенная истцом редакция пункта 7 договора будет ограничивать право ОАО «ОмскВодоканал» на получение стоимости за фактически оказанные истцу услуги по водоснабжению и водоотведению.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений и свободы договора, наличие статуса получателя бюджетных средств не должно создавать для истца какие-либо преимущества перед контрагентами в хозяйственном гражданско-правовом обороте. Указанная позиция подтверждается и пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ».
Кроме того, в утвержденной Правительством РФ форме единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, отсутствует раздел «цена договора». Также указание цены договора не предусмотрено ни в одном из приложений к указанной форме типового договора.
Пунктом 14 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что абонент обязан:
а) обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей,
принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или)
находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям
нормативно-технических документов;
б) обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах,
находящихся в границах его эксплуатационной ответственности;
в) обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в
порядке, установленном разделом V настоящего договора, и в соответствии с правилами
организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим договором;
г) установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод (это
условие настоящего договора включается при условии заключения его с абонентом,
который обязан устанавливать приборы учета сточных вод в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации) на границах эксплуатационной ответственности
или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае если установка таких
приборов предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения,
утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
д) соблюдать установленный настоящим договором режим потребления холодной
воды и режим водоотведения;
е) производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере,
которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на
работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по
объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а
также вносить плату за вред, причиненный водному объекту;
ж) обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации
водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной
организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб
холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые
предусмотрены разделом VI настоящего договора;
з) содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного
водоснабжения, принадлежащие абоненту или находящиеся в границах (зоне) его
эксплуатационной ответственности, включая пожарные гидранты, задвижки, краны и
установки автоматического пожаротушения, а также устанавливать соответствующие
указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности;
и) незамедлительно уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства и структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточного напора холодной воды в случаях возникновения аварии на его водопроводных сетях;
к) уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства о передаче прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоснабжение, устройства и сооружения, предназначенные для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, а также о предоставлении прав владения и (или) пользования такими объектами, устройствами или сооружениями третьим лицам в порядке, установленном разделом XII настоящего договора;
л) незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборах учета, о нарушениях работы централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, которые могут оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и причинить вред окружающей среде;
м) обеспечить в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, ликвидацию повреждения или неисправности водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, а также устранить последствия таких повреждений и неисправностей;
н) предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (технологического присоединения) к водопроводным и канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим абоненту на законном основании, только при наличии согласования организации водопроводно-канализационного хозяйства;
о) не создавать препятствий для водоснабжения и водоотведения абонентов и транзитных организаций, водопроводные и (или) канализационные сети которых присоединены к водопроводным и (или) канализационным сетям абонента;
п) представлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения об абонентах, в отношении которых абонент является транзитной организацией, по форме и в объеме, которые согласованы сторонами;
р) не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, посадок деревьев, а также не осуществлять производство земляных работ в местах устройства централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе в местах прокладки сетей, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, без согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства;
с) осуществлять организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
т) соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения;
у) осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец -гаситель напора;
ф) обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
х) в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства в случае нарушения декларации о составе и свойствах сточных вод.
Таким образом, содержание п. 14 договора в редакции ОАО «ОмскВодоканал» соответствует содержанию п. 14 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 № 645.
Истец предложил дополнить пункт 14 договора подпунктом «ц» следующего содержания: «Осуществлять приемку товаров (работ, услуг) по настоящему контракту в части их соответствия условиям контракта. Приемка осуществляется уполномоченным лицом (уполномоченными лицами) Абонента в срок не позднее подписания акта приемки выполненных работ. В целях контроля качества товаров (работ, услуг) Абонент вправе привлекать специализированную организацию, заключение которой учитывается при проведении приемки. Результаты приемки оформляются документом о приемке товаров (работ, услуг) по настоящему контракту, которым является акт выполненных работ, направляемый Организацией водопроводно-канализационного хозяйства Абоненту в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Абонент в течение двух рабочих дней после дня получения такого акта либо подписывает его (в случае отсутствия претензий), либо в течение этого лее срока Абонент направляет письменный мотивированный отказ от подписания акта о приемке. Акт о приемке (отказ) должен быть подписан Абонентом и завизирован его уполномоченным лицом, непосредственно осуществлявшим приемку товаров (работ, услуг). В случае досрочного расторжения контракта подписанный абонентом и завизированный его уполномоченным лицом документ о приемке (отказ) должен быть направлен Организации водопроводно-канализационного хозяйства в течение двух рабочих дней, следующих после получения Абонента акта о приемке».
В соответствии с положениями пункта 13 Правил холодного водоснабжения абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров только в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил ХВС и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ.
Предложенная истцом редакция пункта 14 договора противоречит положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил холодного водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ, а также возлагает обязанность на ОАО «ОмскВодоканал» направлять истцу акт выполненных работ в срок не позднее 5 числа месяца следующего за расчетным.
Пунктом 64 единого типового договора холодного водоснабжения и
водоотведения установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Таким образом, содержание пункта 52 Договора в редакции ОАО «ОмскВодоканал» соответствует содержанию пункта 64 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 № 645.
Предлагаемая истцом редакция пункта 52 договора противоречит императивным нормам действующего законодательства, регулирующего отношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с положениями пункта 13 Правил холодного водоснабжения абонент имеет право представлять в организацию водопроводно-канализационного хозяйства предложения об изменении представленных проектов договоров только в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил холодного водоснабжения и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ.
Пунктом 66 единого типового договора холодного водоснабжения и
водоотведения установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, содержание пункта 54 договора в редакции ОАО «ОмскВодоканал» соответствует содержанию пункта 66 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 № 645.
Размер неустойки для абонента за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения установлен императивной нормой пункта 30 Правил холодного водоснабжения.
Предлагаемая истцом редакция пункта 54 Договора противоречит императивным нормам действующего законодательства, регулирующего отношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 72 единого типового договора холодного водоснабжения и
водоотведения установлено, что настоящий договор может быть расторгнут до окончания
срока действия настоящего договора по обоюдному согласию сторон.
Таким образом, содержание пункта 60 Договора в редакции ОАО «ОмскВодоканал» соответствует содержанию пункта 72 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 № 645.
Предложение истца об изменении пункта 60 Договора противоречит императивным нормам действующего законодательства, регулирующего отношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства и абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 73 единого типового договора холодного водоснабжения и
водоотведения установлено, что в случае предусмотренного законодательством
Российской Федерации отказа организации водопроводно-канализационного хозяйства от
исполнения настоящего договора при его изменении в одностороннем порядке настоящий
договор считается расторгнутым.
Таким образом, содержание пункта 61 Договора в редакции ОАО «ОмскВодоканал» соответствует содержанию пункта 73 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 № 645.
Также в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено право организации водопроводно-канализационного хозяйства в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 76 единого типового договора холодного водоснабжения и
водоотведения установлено, что при исполнении настоящего договора стороны обязуются
руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями
Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», правилами холодного
водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, содержание пункта 64 Договора в редакции ОАО «ОмскВодоканал» соответствует содержанию пункта 76 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 № 645.
Истец, вынося на рассмотрение суда разногласия по приложению № 5 не представил ни в ОАО «ОмскВодоканал», ни в суд свою редакцию Приложения № 5, а предложил ОАО «ОмскВодоканал» заполнить форму, предложенную в Приложении с учетом данных истца, что по существу не является разногласием к условию договора. В связи с указанным суд на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставляет без рассмотрения исковые требования в данной части.
Пунктом 78 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения установлены формы и виды, приложений к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, которые являются его неотъемлемой частью.
При этом в утвержденной Правительством РФ форме единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, отсутствует приложение № 10 «Расчет и обоснование цены контракта».
Учитывая вышеизложенное редакция условий единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 5443, предложенная ОАО «ОмскВодоканал» изложена в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», пунктами 7, 14, 64, 66, 72, 73, 76, 78 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 и пунктами 28, 30, 34, 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
На основании вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований Омского городского Совета об обязании ОАО «ОмскВодоканал» заключить муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения.
В части исковых требований об урегулировании разногласий, суд принимает условия единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 5443 в редакции, изложенной ОАО «ОмскВодоканал».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Оставить без рассмотрения исковые требования в части установления в редакции истца условия договора (контракта) по Приложению № 5.
Отказать в удовлетворении исковых требований в части обязания ОАО «ОмскВодоканал» заключить с Омским городским Советом муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения на условиях, установленных судом, в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда.
Урегулировать разногласия, путем принятия условий единого договора № 5443 холодного водоснабжения и водоотведения в редакции открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Наименование договора принять в следующей редакции «Единый договор № 5443 холодного водоснабжения и водоотведения».
В преамбуле и тексте договора слово «договор» использовать в соответствующих падежах.
Пункт 7 принять в следующей редакции:
«Оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и (либо) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Сумма, уплачиваемая Абонентом по настоящему договору (с НДС) на 2014 год в соответствии с действующими тарифами и надбавками на услуги водоснабжения и водоотведения составляет 21 461,00 руб.
Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора, – 12,77 руб. (без НДС)/куб. м. (без НДС) - для прочих потребителей.
Тариф на холодную (питьевую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора, – 15,07 руб. (с НДС) /куб. м. (с НДС) - для населения.
Тариф на холодную (техническую) воду, установленный на дату заключения настоящего договора, - 3,30 руб. (без НДС)/куб. м. (без НДС).
Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения настоящего договора, - 10,45 руб. (без НДС)/куб. м. (без НДС) - для прочих потребителей.
Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения настоящего договора, - 12,33 руб. (с НДС)/куб. м. (с НДС) - для населения.
Надбавка к тарифу на услуги водоснабжения – 0,41 руб. за 1 куб.м. (без НДС).
Надбавка к тарифу на услуги водоотведения – 1,03 руб. за 1 куб.м. (без НДС)».
Пункт 14 принять в следующей редакции:
«Абонент обязан:
а) обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов;
б) обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности;
в) обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V настоящего договора, и в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим договором;
г) установить приборы учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае если установка таких приборов предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
д) соблюдать установленный настоящим договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения;
е) производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту;
ж) обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего договора;
з) содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, принадлежащие абоненту или находящиеся в границах (зоне) его эксплуатационной ответственности, включая пожарные гидранты, задвижки, краны и установки автоматического пожаротушения, а также устанавливать соответствующие указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности;
и) незамедлительно уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства и структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточного напора холодной воды в случаях возникновения аварии на его водопроводных сетях;
к) уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства о передаче прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоснабжение, устройства и сооружения, предназначенные для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, а также о предоставлении прав владения и (или) пользования такими объектами, устройствами или сооружениями третьим лицам в порядке, установленном разделом XII настоящего договора;
л) незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборах учета, о нарушениях работы централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, которые могут оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и причинить вред окружающей среде;
м) обеспечить в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, ликвидацию повреждения или неисправности водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, а также устранить последствия таких повреждений и неисправностей;
н) предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (технологического присоединения) к водопроводным и канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим абоненту на законном основании, только при наличии согласования организации водопроводно-канализационного хозяйства;
о) не создавать препятствий для водоснабжения и водоотведения абонентов и транзитных организаций, водопроводные и (или) канализационные сети которых присоединены к водопроводным и (или) канализационным сетям абонента;
п) представлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения об абонентах, в отношении которых абонент является транзитной организацией, по форме и в объеме, которые согласованы сторонами;
р) не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, посадок деревьев, а также не осуществлять производство земляных работ в местах устройства централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе в местах прокладки сетей, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, без согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства;
с) осуществлять организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
т) соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения;
у) осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец - гаситель напора;
ф) обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
х) в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства в случае нарушения декларации о составе и свойствах сточных вод».
Пункт 52 принять в следующей редакции:
«За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Пункт 54 принять в следующей редакции:
«В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки».
Пункт 60 принять в следующей редакции:
«Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока действия настоящего договора по обоюдному согласию сторон».
Пункт 61 принять в следующей редакции:
«В случае предусмотренного законодательством Российской Федерации отказа организации водопроводно-канализационного хозяйства от исполнения настоящего договора при его изменении в одностороннем порядке настоящий договор считается расторгнутым».
Пункт 64 принять в следующей редакции:
«При исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Н.А. Лебедева