ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2356/11 от 21.04.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

21 апреля 2011 года

№ дела

А46-2356/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе  судьи  Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мусакуловой Д.З., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Национальный земельный фонд» к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя  Лебедева Н.А. (паспорт) по доверенности от 12.01.2011 № 49, Савицкого И.П. (удостоверение ТО ГТН № 0334),

от заинтересованного лица  Соколовой  С.С. (паспорт), по доверенности от 01.09.2010,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Омской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Национальный земельный фонд» (далее по тексту – ООО «Национальный земельный фонд», заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении № 1 от 01.03.2011.

В обоснование заявленного требования Управление Росреестра по Омской области указало на осуществление ООО «Национальный земельный фонд» геодезической и картографической деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании геодезической деятельности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии». В частности, обществом в нарушение главы 3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации не регистрируются выполняемые топографо-геодезические и картографические работы в Управлении Росреестра по Омской области.

Изложенное обстоятельство, по мнению административного органа, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с требованиями Управления Росреестра по Омской области не согласился, полагает, что основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении заявления просит отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Национальный земельный фонд» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.02.2011 года за основным государственным регистрационным номером 1065503059489.

01 марта 2011 года на основании распоряжения от 02.02.2011 № 1 заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Яковлевой Л.В., а также годового плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2011 год начальником, главным специалистом и специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Омской области проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании картографической деятельности и Положением о лицензировании геодезической деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», результаты которой зафиксированы в акте проверки от 01.03.2011 № 1.

В протоколе от 01.03.2011 № 1, составленном государственным инспектором по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью, начальником отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Омской области Афанасьевым В.И. в присутствии генерального директора ООО «Национальный земельный фонд» Гайкалова С.Н., зафиксировано, что общество осуществляет геодезическую и картографическую деятельность на основании лицензии на осуществление геодезической деятельности от 20.11.2006 № ЗСГ-00440Г и лицензии на осуществление картографической деятельности от 20.11.2006 № ЗГС-00440К. Однако, геодезическая и картографическая деятельность осуществляется ООО «Национальный земельный фонд» с нарушением требования подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности и Положения о лицензировании картографической деятельности, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705. А именно, на момент проверки общество в нарушение главы 3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, утверждённой Федеральной службой геодезии и картографии России 15 октября 1993 года, не регистрирует выполняемые топографо-геодезические и картографические работы в Управлении Росреестра по Омской области. Выявленное нарушение административным органом было квалифицировано по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании данного протокола Управление Росреестра по Омской области обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ООО «Национальный земельный фонд» к административной ответственности.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.09.2001 № 128-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Подпункты 42 и 43 пункта 1 статьи 17 названного закона обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к получению лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.

Как усматривается из материалов дела, на основании результатов проведённой заявителем проверки заинтересованному лицу вменяется в вину административное правонарушение, предусмотренное вышеуказанной статьёй Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно - осуществление обществом лицензируемой геодезической и картографической деятельности (лицензия от 20.11.2006 № ЗСГ-00440Г, от 20.11.2006 № ЗГС-00440К) в нарушение требований подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности и Положения о лицензировании картографической деятельности.

Порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», утверждающим Положение о лицензировании геодезической деятельности и Положение о лицензировании картографической деятельности.

В силу подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности, является соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О геодезии и картографии».

Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении картографической деятельности, является соблюдение порядка организации картографических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О геодезии и картографии».

Таким образом, названные положения содержат в качестве одного из лицензионных условий осуществления указанных видов деятельности - соблюдение порядка организации геодезических (картографических) работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О геодезии и картографии».

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О геодезии и картографии» нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливают порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью, а также для решения спорных вопросов.

В силу пунктов 5 приведённых Положений под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных в том числе подпунктами «а» пунктов 3 настоящих Положений.

Федеральной службой геодезии и картографии России 15 октября 1993 года утверждена Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.12.1993 № 425).

Положениями данной Инструкции до начала производства полевых топографо-геодезических работ предприятия, независимо от их организационно-правовых форм, предписана обязанность зарегистрировать их проведение и получить соответствующее разрешение на производство работ.

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции топографо-геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 273 утверждено Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью. Согласно пункту 2 названного Положения государственный геодезический надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальными органами.

Пункт 5 Положения в качестве основной задачи государственного геодезического надзора выделяет, в том числе, надзор за регистрацией геодезических и картографических работ.

Из материалов административного производства: акта проверки № 1 от 01.03.2011, протокола № 1 об административном правонарушении от 01.03.2011, следует, что на момент проверки общество в нарушение главы 3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, утверждённой Федеральной службой геодезии и картографии России 15 октября 1993 года, не регистрирует выполняемые топографо-геодезические и картографические работы в Управлении Росреестра по Омской области.

В частности, об этом свидетельствует ссылка в акте проверки № 1 от 01.03.2011 на копии актов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 приёмки геодезических и топографических работ от исполнителя (на 6 листах в одном экземпляре).

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Как установлено статьёй 3 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии», к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся, в том числе, геодезические, топографические, аэросъёмочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

По мнению суда, наличие этих актов в материалах проверки подтверждает проведение обществом топографо-геодезических и картографических работ в отсутствие их регистрации и получения соответствующего разрешения в нарушение требований пункта 3.1 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. Суд учёл, что названный акт подписан генеральным директором ООО «Национальный земельный фонд» Гайкаловым С.Н. без каких-либо замечаний.

Более того, суд обращает внимание, что 01.03.2011 при рассмотрении Управлением Росреестра по Омской области материалов административного дела генеральный директор ООО «Национальный земельный фонд» Гайкалов С.Н. дал пояснения административному органу, в которых признал допущение обществом выявленного заявителем нарушения «..в связи с отсутствием сложившейся практики запросов разрешений при выполнении геодезических работ». Указанные пояснения законного представителя ООО «Национальный земельный фонд» были зафиксированы Управлением Росреестра по Омской области в протоколе № 1 об административном правонарушении от 01.03.2011. Доводов о соблюдении обществом требований главы 3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, директором не приводилось, соответствующие документы не были представлены.

Между тем о том, что такая обязанность существует и в отдельных случаях общество её выполняет свидетельствуют представленные в материалы дела документы заинтересованного лица (свидетельство о регистрации геодезических и картографических работ №206 от 06.12.2010).

Доводы заинтересованного лица о несоблюдении административным органом при проведении проверки процедуры, предусмотренной законодательством, и нарушении в связи с этим прав и законных интересов общества не нашли своего подтверждения при рассмотрении судом настоящего дела.

С учётом изложенного, несоблюдение обозначенных выше правовых норм квалифицируется по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По положениям статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Таким образом, принимая во внимание, что все необходимые документальные доказательства вышеизложенных обстоятельств представлены заявителем в материалы дела, суд находит квалификацию заявителем деяния обществом по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильной, и считает необходимым привлечь ООО «Национальный земельный фонд» к административной ответственности, в виде приостановления деятельности.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдаётся, принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного

процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Национальный земельный фонд», зарегистрированное в качестве юридического лица 15.02.2011 за основным государственным регистрационным номером 1065503059489, расположенное по адресу: г. Омск, улица Кемеровская, дом 10, офис 106, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного приостановления деятельности на срок десять суток.

Решение об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (Восьмой арбитражный апелляционный суд, 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42). Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции (Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, 625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Судья В.И. Чернышев