АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
17 марта 2009 года
№ дела
А46-23798/2008
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2009 года,
решение в полном объеме изготовлено 17 марта 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Суставовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания судьей Суставовой О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО)
к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Минводы» г.Омска; Министерства культуры Омской области; Российской академии наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт археологии; Главного управления Федеральной регистрационной службы по Омской области; общества с ограниченной ответственностью «Земельное бюро»; Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области
о признании недействительным Распоряжения № 1033-р от 05.03.2008 «О предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска»
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 31.07.2008 (паспорт); ФИО2, действующего на основании доверенности от 19.07.2007 (паспорт);
представитель заинтересованного лица – не явился;
представитель общества с ограниченной ответственностью «Минводы» г. Омска – не явился;
представителя Министерства культуры Омской области – ФИО3, действующей на основании доверенности № 01 от 15.01.2009;
представитель Российской академии наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт археологии - не явился;
представитель Главного управления Федеральной регистрационной службы по Омской области – не явился;
представитель общества с ограниченной ответственностью «Земельное бюро» - не явился;
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области – не явился;
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) (далее по тексту – ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО), заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, указав в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Минводы» г.Омска; Министерство культуры Омской области; Российской академии наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт археологии; Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области; общество с ограниченной ответственностью «Земельное бюро»; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, о признании недействительным Распоряжения № 1033-р от 05.03.2008 «О предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска».
Главное управление по земельным ресурсам Омской области; общество с ограниченной ответственностью «Минводы» г.Омска, Российская академия наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт археологии, Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, общество с ограниченной ответственностью «Земельное бюро», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
В обоснование заявленного требования ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) указало на то, что Распоряжение № 1033-р от 05.03.2008 «О предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска» (далее по тексту - Распоряжение № 1033-р от 05.03.2008) вынесено Главным управлением по земельным ресурсам Омской области незаконно с нарушением Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: не была проведена процедура информирования населения; данный земельный участок, на котором предполагается размещение спортивно-оздоровительного центра, ранее был выделен заявителю; на данном земельном участке находится объект недвижимого имущества, принадлежащий заявителю на праве собственности; на данном земельном участке расположен также памятник истории и культуры (объект археологического наследия), в отношении которого при решении вопроса о выделении земельного участка законодательством предусмотрен порядок согласования с Министерством культуры Омской области.
Надлежащим образом уполномоченный представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании от 29.12.2008 с требованиями заявителя не согласился, сославшись на законность и обоснованность вынесенного Распоряжения № 1033-р от 05.03.2008.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области представило письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором требования заявителя считает законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области в письменном отзыве от 13.01.2009 № 15/229 указало на то, что требования заявителя не затрагивают интересы Главного управления Федеральной регистрационной службы по Омской области как государственного органа с четко обозначенной законодательством Российской Федерации компетенцией.
Министерство культуры Омской области представило письменный отзыв, в котором подтвердило факт нахождения на земельном участке, на котором предполагается размещение спортивно-оздоровительного центра, объекта культурного наследия (памятник археологии) «Стоянка Омская», включенного в список выявленных объектов культурного наследия. Ранее ООО «Минводы» обращалось в Министерство культуры Омской области с запросом о выдаче заключения по строительству вышеуказанного объекта, на который был дан ответ (исх. № 2679 от 23.09.2008) о необходимости проведения предварительных рекогносцировочных археологических исследований, на основании которых и будет выдано соответствующее заключение о наличии памятников истории и культуры, о необходимости выполнения мероприятий по соблюдению сохранности объектов культурного наследия.
Общество с ограниченной ответственностью «Минводы» г.Омска, Российская академия наук Ордена Трудового Красного Знамени Институт археологии, общество с ограниченной ответственностью «Земельное бюро» в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы не представили.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв со 02.03.2009 по 10.03.2009.
Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
31.01.2008 Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска № 107-р «Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска» утвержден прилагавшийся к нему проект границ земельного участка 28847 кв.м. для строительства спортивно-оздоровительного центра; местоположение земельного участка установлено в 50 м восточнее относительно здания профилактория «Восход» с почтовым адресом: улица 3-я Островская, 4, в Кировском административном округе города Омска.
05.03.2008 Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 1033-р «О предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска» утвержден акт о выборе земельного участка от 03.10.2007 № 8429 (п.1); предварительно согласовано место размещения спортивно-оздоровительного комплекса по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска на формируемом земельном участке согласно проекту границ, утвержденному Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 31.01.2008 № 107-р (п.2); предложено обществу с ограниченной ответственностью «Минводы» обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательства (п.3).
03.06.2008 Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 2699-р «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Минводы» в аренду земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного центра» ООО «Минводы» предоставлены в аренду сроком на 3 года из земель населенных пунктов земельные участки в Кировском административном округе города Омска для строительства спортивно-оздоровительного центра:
- с кадастровым номером 55:36:11 02 05:501, площадью 10504 кв.м., местоположение которого установлено в 180 м севернее здания, имеющего почтовый адрес: <...>;
- с кадастровым номером 55:36:11 02 05:505, площадью 15000 кв.м., местоположение которого установлено в 115 м юго-восточнее здания, имеющего почтовый адрес: <...>;
- с кадастровым номером 55:36:11 02 05:503, площадью 3343 кв.м., местоположение которого установлено в 280 м севернее здания, имеющего почтовый адрес: <...>.
Применительно к изложенным фактическим обстоятельствам дела ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) указало, что о существовании оспариваемого в рамках настоящего дела Распоряжения № 1033-р от 05.03.2008 Главного управления по земельным ресурсам Омской области и о нарушении Распоряжением № 1033-р от 05.03.2008 своих прав и законных интересов общество узнало в ходе рассмотрения Арбитражным судом Омской области дела № А46-17826/2008, в рамках которого Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было представлено оспариваемое Распоряжение № 1033-р от 05.03.2008.
Поскольку заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) стало известно о существовании Распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 05.03.2008 № 1033-р и о нарушении прав и законных интересов указанного юридического лица данным Распоряжением ранее даты начала рассмотрения дела № А46-17826/2008 Арбитражным судом Омской области (определение о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении предварительного судебного заседания от 09.09.2008), суд приходит к выводу о соблюдении заявителем срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным.
Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленное ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ пунктов 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Как отмечено выше, ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) оспаривает Распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 05.03.2008 № 1033-р «О предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска».
Исходя из содержащихся в указанных выше нормах процессуального права правил распределения доказательственной деятельности, Главное управление по земельным ресурсам Омской области должно доказать наличие полномочий на право издания оспариваемого Распоряжения № 1033-р от 05.03.2008 и законность его; ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО), в свою очередь, должно доказать факт нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд проверяет оспариваемое Распоряжение № 1033-р от 05.03.2008 на соответствие законодательству, действовавшему на момент его вынесения, и устанавливает, нарушало ли оспариваемое Распоряжение № 1033-р от 05.03.2008 права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности на момент его вынесения.
Согласно статье 7 Устава (Основной закон) Омской области, утвержденного Законом Омской области № 38-О от 26.12.1995 «О вступлении в силу Устава Омской област», государственную власть Омской области осуществляют Губернатор Омской области, Законодательное Собрание Омской области, Правительство Омской области, иные органы государственной власти Омской области, созданные в соответствии с настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством.
Статьей 57 Устава (Основной закон) Омской области определена структура органов исполнительной власти Омской области. Органы исполнительной власти Омской области осуществляют исполнительные и распорядительные функции в установленной сфере деятельности, а также координируют в случаях, установленных областным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Омской области. Решение о создании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти Омской области принимается Губернатором Омской области в соответствии с областным законом.
Согласно статье 58 Устава (Основной закон) Омской области в соответствии с федеральным и областным законодательством органы исполнительной власти Омской области издают приказы и распоряжения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области издаются в форме приказов. Индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти Омской области издаются в форме распоряжений.
Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 «О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области» было утверждено положение о данном структурном подразделении, задачами которого в соответствии со статьей 7 являются:
- участие в осуществлении единой государственной политики в сфере земельных отношений на территории Омской области;
- организация эффективного использования и распоряжения земельными участками;
- обеспечение соблюдения законодательства в сфере использования и распоряжения земельными участками;
- защита интересов Омской области в сфере использования и распоряжения земельными участками.
Статьей 8 названного Положения закреплены функции Главного управления по земельным ресурсам Омской области, в том числе:
- принятие решения о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков в соответствии с областным законодательством;
- с учетом мнения заявителя принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое Распоряжение № 1033-р от 05.03.2008 издано уполномоченным органом – Главным управлением по земельным ресурсам Омкой области, в рамках компетенции последнего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1 названной статьи Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительств, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6-8 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с реализацией Главным управлением по земельным ресурсам Омской области распорядительных полномочий в отношении земельного участка общей площадью 28847 кв.м., местоположение которого установлено в 50 м восточнее относительно здания профилактория «Восход» с почтовым адресом: ул. 3-я Островская, 4, в Кировском административном округе города Омска.
Суд находит обоснованными доводы ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) о том, что в данном случае порядок выбора для целей строительства земельного участка общей 28847 кв.м., местоположение которого установлено в 50 м восточнее относительно здания профилактория «Восход» с почтовым адресом: ул. 3-я Островская, 4, в Кировском административном округе города Омска, и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, регламентированный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, был нарушен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо , заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно части 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. В силу части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента его создания. Из положений указанных норм права следует, что юридическое лицо считается созданным и правоспособность его возникает только с даты внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Минводы» 20.06.2007 подало заявление в Главное управление по земельным ресурсам Омской области о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска (указав предполагаемое местоположение земельного участка: г.Омск, Кировский АО, в районе ул. 3-я Островская, «Восход»), и предварительном согласовании места размещения объекта (спортивно-оздоровительный центр).
Согласно выписке из протокола № 5 заседания комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска от 20.03.2007 вопрос о возможном использовании обществом с ограниченной ответственностью «Минводы» земельного участка под строительство спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе был рассмотрен комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 20.03.2007 (комиссия указала, что использование испрашиваемого земельного участка возможно с уточнением прав собственности на земельный участок).
В акте о выборе земельного участка для строительства объекта № 8429 от 03.10.2007 указано, что на основании заявления Главного управления по земельным ресурсам Омской области (дата и № заявления зачеркнуты, исправлены рукописно, исправление удостоверено подписью без расшифровки и указания должности лица, которому оно принадлежит) был произведен выбор земельного участка по адресу: ул. 3-я Островская Кировского административного округа для строительства спортивно-оздоровительного центра, а также имеется ссылка на то, что «на комиссии рассмотрено 20.03.2007» .
Однако, из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица серия 55 № 002890418 следует, что общество с ограниченной ответственностью «Минводы» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г.Омска только 25.04.2007, т.е. месяцем позднее даты заседания комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска, на котором уже был рассмотрен вопрос возможном использовании обществом с ограниченной ответственностью «Минводы» (не являющимся на тот момент юридическим лицом) земельного участка под строительство спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе с уточнением прав собственности на земельный участок.
Заявление обществом с ограниченной ответственностью «Минводы» о выборе земельного участка под строительство спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе было подано 20.06.2007 .
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 20.03.2007 был в нарушение вышеизложенных норм Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрен вопрос о возможном использовании земельного участка юридическим лицом, не зарегистрированным в установленном законом порядке, и при отсутствии заявления юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Минводы».
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Как следует из акта о выборе земельного участка для строительства объекта № 8429 от 03.10.2007, администрация Кировского административного округа проинформировала население о возможном предоставлении земельного участка под строительство через газету «Может быть» от 12.09.2007.
Однако, имеющаяся в материалах копия страницы из газеты «Может быть» (№ 34 (731) от 12.09.2007), содержит объявление ООО «Минводы» об информировании о строительстве спортивно-оздоровительного центра в Кировском административном округе г. Омска по адресу: ул. 3-я Островская, т. 38-12-22.
Указанное объявление подано юридическим лицом – обществом с ограниченной ответственностью «Минводы», а не органом местного самоуправления городского или сельского поселения, как этого требует пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, имеет место информирование не о предстоящем предоставлении земельного участка, а о строительстве спортивно-оздоровительного центра.
Следовательно, указание в акте № 8429 от 03.10.2007 на проведенное администрацией Кировского административного округа информирование населения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, довод заинтересованного лица о том, что условие пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выполнено - не соответствует действительности.
Оспариваемое Распоряжение также противоречит Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
Сохраняется прядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленный статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Согласно статье 35 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или РСФСР.
В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР. Разрешение на ведение работ в пределах указанных зон выдается по представлениям Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно приложению № 1 к приказу Министерства культуры Омской области № 95 от 11.05.2004, содержащему перечень объектов культурного наследия, представляющих историко-культурную ценность, Стоянка «Омская» является объектом культурного наследия, включенного в перечень выявленных объектов культурного наследия, следовательно, подлежит охране государства.
Это обстоятельство подтверждено Министерством культуры Омской области в письменном отзыве.
Также это обстоятельство подтверждается представленным ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) в материалы дела Охранным обязательством № 86-А от 30.04.2008 на недвижимый памятник истории и культуры (объект археологического наследия) - Стоянка «Омская», выданным Министерством культуры Омской области, с возложением на ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) обязанности по принятию мер к сохранению памятника культурного наследия.
Данный объект археологического наследия расположен в границах земельного участка, согласованного и, в последствии, предоставленного в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Минводы», что не опровергнуто представителем Главного управления по земельным ресурсам Омской области в ходе предварительного судебного заседания и не было опровергнуто иными лицами, участвующими в деле.
Материалы дела подтверждают, что в нарушение вышеперечисленных норм Министерству культуры Омской области не представлялся на согласование акт о выборе земельного участка для строительства объекта № 8429 от 03.10.2007.
Более того, в письменном отзыве Министерство культуры Омской области указало, что общество с ограниченной ответственностью «Минводы» обращалось в Министерство культуры Омской области с запросом о выдаче заключения по строительству вышеуказанного объекта, на который был дан ответ (исх. № 2679 от 23.09.2008) о необходимости проведения предварительных рекогносцировочных археологических исследований, на основании которых и будет выдано соответствующее заключение о наличии памятников истории и культуры, о необходимости выполнения мероприятий по соблюдению сохранности объектов культурного наследия.
Таким образом, материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не опровергнуто, что процедура предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Минводы» земельного участка по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска с предварительным согласованием места размещения объекта, Главным управлением по земельным ресурсам Омской области соблюдена не была.
Следовательно, оспариваемое Распоряжение № 1033-р от 05.03.2008 вынесено с нарушением норм действующего законодательства.
Как уже было отмечено выше по тексту настоящего решения, при рассмотрении арбитражным судом дела о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным актом законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом прав и законных интересов лежит на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт.
Заявитель утверждает, что оспариваемым Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 1033-р от 05.03.2008 было произведено предварительное согласование обществу с ограниченной ответственностью «Минводы» места размещения спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска в границах земельного участка, находящегося в законном пользовании ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО).
В подтверждение указанного ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) представило документы, из которых следует, что согласно решению № 574 от 09.11.1965 Горисполкома г.Омска «Об отводе земельного участка организации п/я 82 по строительство лодочной станции на левом берегу р.Иртыш Кировского района» организации п/я 82 был отведен земельный участок площадью 0,8 га под строительство лодочной станции на левом берегу р.Иртыш Кировского района.
Представителем отдела по делам строительства и архитектуры исполкома Омского горсовета на основании указанного решения произведено отграничение на местности и закрепление границ земельного участка в бессрочное пользование застройщику организации п/я 82 площадью 0,8 га для строительства лодочной станции на левом берегу р.Иртыш Кировского района, о чем составлен акт от 07.05.1966 (в материалах дела имеется справка о переименовании организации п/я 82 в ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО)).
14.09.1987 Исполнительным комитетом Омского городского совета народных депутатов было принято решением № 404-5 «О разрешении Омскому радиозаводу им. А.С.Попова строительства профилактория на территории культурно-спортивного комплекса Кировского района», на основании которого Омскому радиозаводу им. А.С.Попова разрешено строительство профилактория на 100 мест на территории культурно-спортивного комплекса Кировского района.
В отношении указанного земельного участка ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) в силу правил правопреемства и сделки приватизации приобрело право бессрочного пользования в связи с включением в уставный капитал объекта недвижимости - незавершенного строительством объекта - профилакторий на 100 мест, участка, занимаемого профилакторием производственного объединения имени Попова, находящегося на территории Левобережной зоны на берегу реки Иртыш.
При этом в плане приватизации четко определено месторасположение земельного участка, его границы (стр. 7-8 Плана приватизации), также указывается площадь участка профилактория - 5,6 га в границах отвода: с северной стороны участок граничит с мотодромом ДОСААФ и прибрежной зоной отдыха, с восточной стороны – берег реки Иртыш, с южной стороны ограничен дамбой Ленинградского моста и выходит за него, с западной стороны – гостиницей ДОСААФ и лодочной станцией производственного объединения имени Попова.
В соответствии с пунктом 10 Основ законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.1990, статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.04.1991 при переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком под этими объектами.
Право собственности ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) на нежилое здание общей площадью 6719, 7 кв.м., расположенное по адресу: <...>, признано решением Арбитражного суда Омской области от 22.10.2004 по делу № 8-342/03.
Таким образом, из указанных выше документов и в силу норм гражданского, земельного законодательства, законодательства о приватизации следует, что ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) как собственник здания, расположенного по адресу: <...>, имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования «земельный участок, находящийся на территории Левобережной зоны на берегу реки Иртыш. С северной стороны участок граничит с мотодромом ДОСААФ и прибрежной зоной отдыха, с восточной стороны – берег реки Иртыш, с южной стороны ограничен дамбой Ленинградского моста и выходит за него, с западной стороны – гостиницей ДОСААФ и лодочной станцией производственного объединения имени Попова. Площадь участка профилактория в границах отвода 5,6 гектар».
Следовательно, ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) имеет исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды на этот земельный участок в порядке пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пояснительной записки к Проекту границ по образованию земельных участков из земельного участка государственной собственности с кадастровым номером 55:36:11 02 05:0500 по улице 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска следует, что площадь проектируемого составного участка под строительство составила 28847 кв.м, местоположение установлено в 50 метрах восточнее относительно ориентира – здания профилактория «Восход» с почтовым адресом ул. 3-я Островская, дом 4 Кировский АО г.Омска; участок определен под строительство спортивно-оздоровительного центра.
В процессе согласования установлено, что право собственности на данный объект недвижимости признано за ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) на основании решения Арбитражного суда Омской области от 22.10.2004 по делу № А46-8-342/03. При согласовании проектных границ формируемого земельного участка были получены замечания ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО), которые не были приняты по причине непредставления ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) документов, подтверждающих право на спорную территорию (абзац 4 пояснительной записки).
Сопоставление содержащихся в пояснительной записке данных, доказательств, представленных заинтересованным лицом в материалы дела 29.12.2008, доказательств представленных заявителем, позволяет суду признать обоснованным утверждение заявителя о том, что оспариваемым Распоряжением № 1033-р от 05.03.2008 предварительно согласован обществу с ограниченной ответственностью «Минводы» земельный участок, проектные границы которого налагаются на границы земельного участка, принадлежащего ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) на праве бессрочного пользования и в отношении которого заявитель имеет преимущественное право, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявителем в материалы дела была представлена копия постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу № А46-17826/2008, которым установлено, что «в обоснование наличия прав на спорный земельный участок ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) в материалы дела была представлена копия письма Главного управления по земельным ресурсам Омской области адресованное директору обществу с ограниченной ответственностью «Земельный бюро» от 15.08.2008 № 03-02/8557, из которого следует, что в проектных границах формируемого земельного участка ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области предоставлены ООО «Минводы» в аренду земельные участки для строительства спортивно-оздоровительного центра.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит подтвержденным материалами дела факт представления ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) земельных участков, которые оспариваемым по настоящему делу распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 2699-р были предоставлены ООО «Минводы».
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости принятия обеспечительных мер по заявлению ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО), с целью предупреждения нарушения вещного права заявителя на означенные земельные участки».
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Омской области при рассмотрении данного дела не подлежат доказыванию обстоятельства, которые установлены вступившим в законную судебным актом арбитражного суда по делу, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, нарушение прав ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) оспариваемым Распоряжением № 1033-р от 05.03.2008 подтверждается материалами дела и не опровергнуто заинтересованным лицом. По крайней мере, в ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом не было представлено ни одного доказательства и не было приведено ни одного довода в подтверждение обратного.
В силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требование ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
Учитывая, что с 01.01.2007 пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации утратил силу, а также принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», расходы по уплате заявителем государственной пошлины в размере 2000 руб. (платежные поручения № 59 от 28.01.2008, № 40 от 03.03.2008) подлежат отнесению на Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования открытого акционерного общества Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) удовлетворить полностью.
Признать недействительным Распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 1033-р от 05.03.2008 «О предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра по ул. 3-я Островская в Кировском административном округе города Омска», как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Главного управления по земельным ресурсам Омской области, расположенного по адресу: 644099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу открытого акционерного общества Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО), расположенного по адресу: 644009, <...> Октября, дом 195, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб. 00 коп., уплаченных платежными поручениями № 59 от 28.01.2008, № 40 от 03.03.2008.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г.Омск) либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г.Тюмень).
Судья О.Ю. Суставова