АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
22 октября 2012 года
№ дела
А46-23887/2012
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Хабаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Омского муниципального района Омской области, ФИО1, Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, о признании незаконным решения от 11.03.2012 № 05/21-11,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО2 (паспорт; доверенность № 95 от 21.03.2012);
от заинтересованного лица - ФИО3 (удостоверение, по доверенности от 14.01.2012 № 14-05/ГЛ);
от третьих лиц:
Администрации Омского муниципального района Омской области – ФИО4 (паспорт, по доверенности от 18.10.2011),
Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области – ФИО5 (паспорт, по доверенности от 22.02.2012),
ФИО1 – не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» (далее - Общество, ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – УФАС по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 11.03.2012 о прекращении рассмотрения дела № 05/21-11, возбуждённого по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области по части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Определениями от 17.07.2012, 12.09.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация), ФИО1 (далее – ФИО1) и Администрация Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал, высказался согласно представленному в порядке статьи 131 АПК РФ письменному отзыву.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержали ранее изложенные позиции, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
ФИО1, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении не направил, в связи с чем суд рассмотрел дело по правилам статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Комиссия УФАС по Омской области, рассматривая дело № 05/12-11, возбуждённое по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, установив признаки нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии при исполнении своих полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго», выделила дело в отношении Администрации Омского муниципального района Омской области в отдельное производство (определение от 20.07.2011).
Из обращения ФИО1, поступившего в Омское УФАС России 11.08.2011, (вх. № 7640) из прокуратуры Омского района Омской области, следует, что, будучи собственником земельного участка, расположенного: Омская область, Омский р-н, п. Дружино на юго-восток от здания Администрации Дружинского сельского поселения, ФИО1 не может подключиться к коммуникационным сетям.
Согласно заявлениям (от 05.07.2011 вх. № 6033, от 26.08.2011 вх. № 8110) ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго» неоднократно обращалось в Администрацию Омского района с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду для размещения объектов электросетевого хозяйства, необходимых для технологического присоединения потребителей, в том числе ФИО1
На основании приказа от 17.08.2011 № 224 возбуждено дело № 05/21-11 по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; создана Комиссия по его рассмотрению.
Установив, что не предоставление Администрацией Омского района испрашиваемых ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго» земельных участков, не относящихся ни к муниципальной собственности, ни к государственной не разграниченной собственности, не может быть квалифицировано как бездействие органа местного самоуправления, которое приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, Комиссия Омского УФАС России, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, вынесла решение о прекращении рассмотрения дела № 05/21-11, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Полагая, что данное решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области нарушает права и законные интересы ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго», Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона.
Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу норм части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 23 и части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает обязательные для исполнения предписания.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В ходе рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области по части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия УФАС по Омской области пришла к следующим выводам.
1. Участок жилой застройки, расположенный в границах ул. Полевой и ул. Придорожной села Дружино Омского района Омской области, площадью 52 га (где, в т.ч. находится земельный участок, принадлежащий ФИО1) ранее принадлежал ФИО6 Данный участок жилой застройки поделён на индивидуальные земельные участки для продажи.
19.04.2010 ФИО1 приобрёл земельный участок в селе Дружино Омского района Омской области (местоположение: примерно в 625 м по направлению на юго-восток относительно водонапорной башни, имеющей адрес: Омская область, Омский район, ул. Восточная, д. 17).
12.08.2010 между ФИО1 и ОАО «МРСК Сибири» заключён договор № 2055.2995.10 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири», согласно которому Общество взяло на себя обязательство осуществить работы по присоединению в срок до 12.08.2011. Вместе с тем, до настоящего времени ОАО «МРСК Сибири» не исполнило данных обязательств.
2. Земельный участок, фактически представляющий собой «технологические коридоры» земельного массива в границах ул. Полевой и ул. Придорожной села Дружино, остался в собственности у ФИО6 На этом земельном участке потребительским кооперативом «Авангард» смонтирована ТП 10/0,4 кВ и линия электропередачи ВЛ 10 кВ.
12.07.2010 ОАО «МРСК Сибири», заключив с ПК «Авангард» договор № 20.55.2499, выдало последнему технические условия на технологическое присоединение, в соответствии с которыми ПК «Авангард» должен был осуществить следующие мероприятия: запроектировать и построить ТП -10/0,4 кВ; от опоры № 30 ВЛ-10 кВ ф. Д-3 до ТП-10/0,4 кВ запроектировать и построить ЛЭП-10 кВ; от РУ-0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ по территории земельного участка кооператива запроектировать и построить ЛЭП-10 кВ.
Вместе с тем, по состоянию на 10.02.2012 ПК «Авангард» не уведомлял ОАО «МРСК Сибири» о выполнении предусмотренных техническими условиями № 1937 мероприятиях и не обращался за присоединением своих объектов электросетевого хозяйства (протокол заседания Комиссии от 10.02.2012).
Согласно пояснениям ОАО «МРСК Сибири» от 07.11.2011 наличие фактически имеющихся электросетевых объектов: ТП 10/0,4 кВ и линии электропередачи В Л 10 кВ позволяет осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств ФИО1 и других заявителей к сетям ОАО «МРСК Сибири».
Разместить линию электропередачи на участках заявителей параллельно технологическим коридорам невозможно в связи с хаотичным размещением объектов капитального строительства (дома, бани, гаражи), которое не позволяет сформировать земельный участок для строительства линии без нарушения требований СНИП и ПУЭ и ГОСТ 12.1.051-90.
ОАО «МРСК Сибири» дважды в адрес ФИО6 направлялись заказные письма с уведомлением (копии конвертов от 01.06.2011, от 03.08.2011 и почтовых уведомлений с отметкой «истёк срок хранения») с предложением установления сервитута для целей строительства линии электропередач, указанные письма не были получены ФИО6
Вместе с тем, ПК «Авангард» предоставляет жителям посёлка «Авангард» услуги по передаче электроэнергии, которую в свою очередь получает, подключившись к одному из потребителей, присоединённому к электрическим сетям в легальном порядке.
Оплату за потреблённую электроэнергию жители посёлка «Авангард» осуществляют согласно показаниям счётчиков по квитанциям свободного образца. Приобщённые к материалам дела копии указанных квитанций не содержат реквизитов, идентифицирующих юридическое лицо, собирающее такую плату.
В соответствии частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются деятельностью субъектов естественных монополий. Таким образом, осуществляя указанную деятельность, ОАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Плата по вышеуказанному договору технологического присоединения составила 550 рублей, поскольку в соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учётом ранее присоединённой в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с Правилами № 861 для сетевой организации императивно установлены сроки для заключения договора и осуществления мероприятий по технологическому присоединению. На исполнение всех мероприятий по технологическому присоединению к сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние до границ участка заявителя составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, установлено 6 месяцев.
При этом для технологического присоединения заявителей требуется прокладка воздушных или кабельных линий до границ принадлежащего им земельного участка. Установка данных линий электрических сетей требует размещения их на земельных участках, права на которые подлежат оформлению в соответствии с Земельным кодексом РФ (статьи 25, 26 Земельного кодекса РФ).
Из информации, предоставленной ОАО «МРСК Сибири» (исх. № 1.5./32-17/4467 от 27.06.2011, № 1.5./32-17/4933 от 13.07.2011), следует, что Общество обращалось в Администрацию Омского района как орган местного самоуправления, наделённый в соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса РФ полномочиями по предоставлению земельных участков с заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства линии электропередачи от объектов сетевого хозяйства ОАО «МРСК Сибири» до земельного участка ФИО1 Администрация Омского района до настоящего времени не разрешила вопрос о предоставлении ОАО «МРСК Сибири» земельного участка.
Также Администрацией Омского района оставлены без ответа более 90 поданных ОАО «МРСК Сибири» заявлений о предоставлении земельных участков по иным адресам (приложение к исх. № 1.5/37-24/7042 от 29.09.2011).
ОАО «МРСК Сибири» бездействие органа местного самоуправления по решению вопросов предоставления земельных участков расценивает как препятствие в осуществлении Обществом хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, в соответствии определением от 22.11.2011 ОАО «МРСК Сибири» представило Комиссии перечень обращений о выделении земельных участков под строительство линейных объектов, оставленных Администрацией Омского муниципального района без ответа, либо по которым Администрацией Омского муниципального района необоснованно отказано в выделении земельного участка, по состоянию на 1 декабря 2011 года. Согласно данному перечню Администрацией Омского муниципального района Омской области оставлены без ответа, а также отказано в согласовании схем расположения следующих земельных участков: <...>; <...> стр. поз. 12; <...> стр. поз. 4; <...> стр. поз. 3; Омский район, 500 м на северо-запад от жилого дома, расположенного: ФИО7, <...>; <...> стр. поз. 3; <...> стр. поз. 10; Омский район, д. Большекулачье, кадастр. № 55:20:130201:2138; <...>; <...>; <...> стр. поз. 3; <...> стр. поз. 6; <...> стр. поз. 15; <...> стр. поз. 10; Омский район, 100 м на юг от жилого дома, расположенного: <...>; <...>; <...>; <...> стр. поз. 2а; <...> стр. поз. 2; <...> стр. поз. 11; Омский район, 38 м на восток от жилого дома, расположенного: <...>; Омский район, 720 м на северо-запад от жилого дома, расположенного: Магистральный, ул. Первомайская, д. 4; <...> стр. поз. 8; <...> стр. поз. 21; <...> стр. поз. 51; <...> стр. поз. 279; Омский район, 50 м на юго-восток от жилого дома, расположенного: <...>; <...>; <...> стр. поз. 20; <...>; <...> стр. поз. 1; <...> стр. поз. 55; <...> стр. поз. 59; <...> стр. поз. 60; <...> стр. поз. 61; Омский район, 40 м на восток от нежилого строения, расположенного: <...>; <...> стр. поз. 2/1; <...> стр. поз. 2/3; Омский район, 700 м юго-западнее жилого дома, расположенного: п. Омский, ул. Нечаева, д. 6; Омский район, Омское с/пос, рабочие участки полей № 107; <...>; <...> стр. поз. 12; Омский район, 40 м на юго-восток от жилого дома, расположенного: <...>; Омский район, с. Петровское, рабочие участки полей № 75; <...> стр. поз. 7; <...> стр. поз. 10; <...> стр. поз. 116; <...> стр. поз. 118; Омский район, 190 м на юго-запад от жилого дома, расположенного: л. Ракитинка, ул. Центральная, д. 55; <...> стр. поз. 28; <...> стр. поз. 94; <...> стр. поз. 161; <...> стр. поз. 144а; <...>; Омский район, 19 м на юго-запад от жилого дома, расположенного: <...>; <...> стр. поз. 101; <...> стр. поз. 110; Омский район, 865 м на юго-восток от жилого дома, расположенного: <...>; Омский район, 878 м на юго-восток от жилого дома, расположенного: <...>; Омский район, 829 м на юго-восток от жилого дома, расположенного: <...>; Омский район, 811 м на юго-восток от жилого дома, расположенного: <...>; Омский район, 362 м на юго-восток от жилого лома, расположенного: <...>; <...> стр. поз. 26; <...> стр. поз. 35; <...> стр. поз. 31; <...> стр. поз. 69; Омский район, 50 м на северо-восток от жилого дома, расположенного: <...>; Омский район, 85 м на северо-восток от жилого дома, расположенного: <...>; <...> Октября, д. 28; Омский район, СНТ «Сад», участок 146; Омский район, СНТ «Сад», участок 165; Омский район, СНТ «Сад», участок 168; Омский район, 40 м на северо-восток от жилого дома, расположенного: <...>; Омский район, 30 м на северо-запад от жилого дома, расположенного: <...>; <...> стр. поз. 27; <...> стр. поз. 12.
Испрашиваемые ОАО «МРСК Сибири» земельные участки в большинстве случаев принадлежат на праве собственности физическим лицам, а также находятся в границах садоводческих некоммерческих объединений (товариществ).
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами настоящего дела и ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго» не опровергнуты.
Судом также установлено, что в ходе рассмотрения дела № 05/21-11 в результате проведённого сравнительного анализа списков обращений от 29.09.2011 (96 адресов) и от 13.12.2011 (77 адресов) Комиссией Омского УФАС России выявлено несовпадение представленных списков (за исключением 6 позиций), в связи с чем заинтересованное лицо пришло к выводу о результативном рассмотрении обращений ОАО «МРСК Сибири» о предоставлении земельных участков, указанных в первоначальном списке от 29.09.2011, и поэтому эти обстоятельства не были расценены Комиссией как бездействие Администрации Омского района. Кроме того, антимонопольным органом было учтено, что согласно представленным в заседание комиссии 24.02.2012 документам (в том числе кадастровым выпискам и схемам расположения земельных участков), специалистами Администрации повторно были рассмотрены те обращения, о предоставлении земельных участков по которым ОАО «МРСК Сибири» ранее были направлены отказы в связи с нахождением испрашиваемых земельных участков в частной собственности, с целью изыскать возможность выбора иного размещения линий электропередач, изменения конфигурации испрашиваемых земельных участков. И на момент вынесения оспариваемого решения было установлено, что из 152-х заявлений только в трёх случаях имеется такая возможность.
Оценив материалы дела и представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, основываясь на своём внутреннем убеждении, суд находит данную позицию антимонопольного органа обоснованной.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в обоснование заявленных требований Общество указало, что при рассмотрении дела № 05/21-11 Комиссией Омского УФАС России не были приняты во внимание доводы ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго» о наличии у Администрации Омского муниципального района Омской области права изъятия соответствующих земельных участков и последующего предоставления заявителю. ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго», ссылаясь на статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также на отсутствие иных вариантов размещения объектов электросетевого хозяйства, кроме как через земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, указывает на необходимость изъятия Администрацией, в том числе путём выкупа спорных земельных участков для целей строительства объектов электроснабжения муниципального значения
Названные доводы суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В силу статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путём выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещён о произведённой регистрации с указанием её даты.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Исключительные случаи, с которыми может быть связано изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, закреплены в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в частности: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что размещение объектов электросетевого хозяйства заявителя возможно только единственным способом на испрашиваемых заявителем земельных участках, которые налагаются на земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что заявления на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» поступили от физических лиц для удовлетворения собственных нужд, не связанных с обеспечением потребностей муниципального образования, суд приходит к выводу о недоказанности наличия исключительных случаев для изъятия Администрацией спорных земельных участков в муниципальную собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, суд находит выводы Комиссии Омского УФАС России о том, что не предоставление Администрацией Омского района испрашиваемых ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Омскэнерго» земельных участков, не относящихся ни к муниципальной собственности, ни к государственной не разграниченной собственности, не может быть квалифицировано как бездействие органа местного самоуправления, которое приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, состоятельными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии).
Таким образом, оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области о прекращении рассмотрения дела № 05/21-11, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Омского муниципального района Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях, соответствует действующему законодательству и основано на исследовании всех материалов, поступивших от лиц, участвующих в данном деле.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» требований о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11.03.2012 № 05/21-11 отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.И. Чернышёв