ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-23981/08 от 11.02.2009 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

18 февраля 2009 года

№ дела

А46-23981/2008

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2009 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О. Ю.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Брежневой О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Омский завод консервированной продукции» г.Омска

к   Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно существа спора -   Правительство Омской области; Администрация г.Омска

о признании незаконными действий и об обязании совершить действия

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя   – ФИО1, действующей на основании доверенности от 15.08.2008 (паспорт <...>); ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.08.2008 (паспорт <...>);

представителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области   – ФИО3, действующей на основании доверенности от 12.01.2009 № 5 (удостоверение № 183 от 01.02.2008);

представителя Правительства Омской области   - ФИО4, действующего на основании доверенности № исх.- 08/ПП-177/01 от 11.03.2008 (удостоверение № 295 от 15.06.2006);

представитель Администрации города Омска   – не явился,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Омский завод консервированной продукции» (далее по тексту – ООО «Омскконсервпродукт», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту – Управление Роснедвижимости по Омской области), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Омской области, Администрации города Омска, в котором просило:

1. признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 7 259 034 руб. 24 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 200 руб. 83 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3044 площадью 1728 кв. м., предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно административно-производственного здания ангарного типа, имеющего почтовый адрес: Ленинский административный округ <...>;

2. обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 7 259 034 руб. 24 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 200 руб. 83 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3044 площадью 1728 кв.м, предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно административно-производственного здания ангарного типа, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ <...>.

3. признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 6 875 849 руб. 80 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 782 руб. 88 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:175 площадью 1189 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>;

4. обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 6 875 849 руб. 80 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 782 руб. 88 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:175 площадью 1189 кв.м, предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, расположенного по адресу: Кировский административный округ <...>.

5. признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 16 787 424 руб. 00 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 497 руб. 38 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:183 площадью 4800 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>;

6. обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 16 787 424 руб. 00 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 497 руб. 38 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:183 площадью 4800 кв.м, предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>.

7. признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 63 219 580 руб. 84 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 529 руб. 06 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:167 площадью 17914 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>;

8. обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 63 219 580 руб. 84 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 529 руб. 06 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:167 площадью 17914 кв.м, предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>.

В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Омскконсервпродукт» уточнило заявленное требование и просило:

1. признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 28 декабря 2007 года, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 7 259 034 руб. 24 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 200 руб. 83 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3044 площадью 1728 кв. м., предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно административно-производственного здания ангарного типа, имеющего почтовый адрес: Ленинский административный округ <...>;

2. обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 7 259 034 руб. 24 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 200 руб. 83 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3044 площадью 1728 кв.м, предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно административно-производственного здания ангарного типа, имеющего почтовый адрес: Ленинский административный округ <...>;

3. признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 28 декабря 2007 года, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 6 875 849 руб. 80 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 782 руб. 88 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:175 площадью 1189 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>;

4. обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 6 875 849 руб. 80 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 782 руб. 88 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:175 площадью 1189 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>;

5. признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 28 декабря 2007 года, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 20 560 864 руб. 86 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 16 787 424 руб. 00 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 497 руб. 38 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:183 площадью 4800 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>;

6. обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 16 787 424 руб. 00 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 497 руб. 38 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:183 площадью 4800 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>;

7. признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, совершенные 28 декабря 2007 года, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 20 560 864 руб. 86 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 63 219 580 руб. 84 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 529 руб. 06 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:167 площадью 17914 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>;

8. обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 63 219 580 руб. 84 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 529 руб. 06 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:167 площадью 17914 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>.

В обоснование заявленных требований ООО «Омскконсервпродукт» указало на то, что постановлением Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска» утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, входящих в квартал, которые не могут быть отождествлены с кадастровой стоимостью отдельного земельного участка. Утверждение кадастровой стоимости конкретных земельных участков осуществлено путем принятия Постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008, которым были внесены изменения в постановление Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007.

Таким образом, по мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:09 03 03:3044; кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:19 02 01:175; кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:19 02 01:183; кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:19 02 01:167, внесенные в Государственный кадастр недвижимости в нарушение требований Правил ведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, органом исполнительной власти Омской области в виде нормативного правового акта утверждена не была.

Управление Роснедвижимости по Омской области в письменном отзыве на заявление (с учетом дополнений к нему) ссылается на законность и обоснованность своих действий при осуществлении государственного земельного кадастра, указывает на несостоятельность доводов ООО «Омскконсервпродукт».

Правительство Омской области в письменном отзыве в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указало на то, что в связи с принятием постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п у заявителя отсутствуют основания утверждать о наличии нарушенных прав, поскольку кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих ООО «Омскконсервпродукт», содержащаяся в Государственном кадастре недвижимости, совпадает с величиной, утвержденной Правительством Омской области. Нормативный правовой акт Правительства Омской области не является основанием для определения налогооблагаемой базы по земельному налогу. Факт отсутствия правового акта Правительства Омской области, утверждающего результаты кадастровой оценки, не является существенным нарушением процедуры государственной оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Администрация города Омска, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.02.2009 по 11.02.2009.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.

ООО «Омскконсервпродукт» зарегистрировано 03.09.1996 в качестве юридического лица Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г.Омска (свидетельство серия 55 № 001055631).

ООО «Омскконсервпродукт» на праве собственности принадлежит:

1. земельный участок площадью 1728 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3044, местоположение которого установлено относительно административно-производственного здания ангарного типа, имеющего почтовый адрес: Ленинский административный округ <...>;

2. земельный участок площадью 1189 кв.м. с кадастровым номером 55:36:19 02 01:175 кв. м., находящийся по адресу: Кировский административный округ <...>;

3. земельный участок площадью 4800 кв.м. с кадастровым номером 55:36:19 02 01:183, находящийся по адресу: Кировский административный округ <...>;

4. земельный участок площадью 17914 кв.м. с кадастровым номером 55:36:19 02 01:167, находящийся по адресу: Кировский административный округ <...>.

Права заявителя на указанные земельные участки подтверждаются распоряжением первого заместителя главы администрации города Омска от 13.06.2000 № 607-р «Об утверждении плана межевания территории кадастрового квартала, расположенного по ул.3 Автомобильная, 3 в Кировском административном округе»; договором купли-продажи земельного участка № 445/2007 от 10.05.2007, свидетельством о государственной регистрации права от 05.07.2007 серии 55 АВ № 486153, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 30.12.2008 № 36/08-51110 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:0183 составляет 16 787 424 руб. 00 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3 497 руб. 38 коп.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 30.12.2008 № 36/08-51109 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:0167 составляет 63 219 580 руб. 84 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3 529 руб. 06 коп.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 30.12.2008 № 36/08-51108 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:0175 составляет 6 875 849 руб. 08 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3 497 руб. 38 коп.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 30.12.2008 № 36/08-51106 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3044 составляет 7 259 034 руб. 24 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 4 200 руб. 83 коп.

О том, что сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ООО «Омскконсервпродукт» земельных участков внесены в Государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36, утвержденными постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска», заявитель узнал, ознакомившись с постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п, опубликованном 30.11.2008 в газете «Омский вестник» № 141 (2899):

- кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:19 02 01:0183 составляет 16 787 424 руб. 00 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3 497 руб. 38 коп.;

- кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:19 02 01:0167 составляет 63 219 580 руб. 84 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3 529 руб. 06 коп.;

- кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:19 02 01:0175 составляет 6 875 849 руб. 08 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 3 497 руб. 38 коп.;

- кадастровая стоимость земельного участка с номером 55:36:09 03 03:3044 составляет 7 259 034 руб. 24 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 4 200 руб. 83 коп.

ООО «Омскконсервпродукт», считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, во-первых, незаконными, во-вторых, нарушающими его права и законные интересы (посредством возникновения обязанности по уплате земельного налога, налоговая база которого в порядке статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется равной кадастровой стоимости земельного участка), обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого действия и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как предписывает статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Как предписывает подпункт 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Во исполнение статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 08.04.200 было принято постановление № 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель.

Правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктом 10 Правил ведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 11 Правил ведения государственной кадастровой оценки земель предписано Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения таковой.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее – Методические указания).

Таким образом, Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти, наделенный статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями по определению порядка кадастровой оценки, четко разграничил в осуществлении данной деятельности компетенцию Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Управление Роснедвижимости по Омской области) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Правительство Омской области). Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Управление Роснедвижимости по Омской области) занимается и несет ответственность за организацию проведения кадастровой оценки путем привлечения независимых оценщиков; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Правительство Омской области) – утверждает результаты проведения таковой.

При этом территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, являющиеся в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 456 уполномоченными органами по ведению Государственного кадастра недвижимости, вносят в данный федеральный государственный информационный ресурс сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равно как и сведения о размере удельного показателя, только после утверждения результатов оценки и на основании акта об утверждении.

Ни Правилами ведения государственной кадастровой оценки земель, ни другим нормативным правовым актом Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости и его территориальным органам не предоставлены полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель.

Основанием для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с номерами 55:36:19 02 01:0183, 55:36:19 02 01:0167, 55:36:19 02 01:0175, 55:36:09 03 03:3044, размерах их удельных показателей, в государственный информационный ресурс явилось постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, которым лишь утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости.

На момент внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с номерами 55:36:19 02 01:0183, 55:36:19 02 01:0167, 55:36:19 02 01:0175, 55:36:09 03 03:3044, размерах их удельных показателей, Отчет от 20.11.2007 № 05-09/02 Омского филиала ФГУП «ФКЦ «Земля», Правительством Омской области как исполнительным органом власти субъекта утвержден не был.

Управлением Роснедвижимости по Омской области, на которое пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность по доказыванию законности своих действий, в ходе рассмотрения дела судом не было представлено доказательств наличия правовых и фактических оснований для внесения в Государственный кадастр недвижимости оспариваемых ООО «Омскконсервпродукт» сведений относительно принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Следует отметить, что позицию Управления Роснедвижимости по Омской области в обоснование правомерности своих действий в ходе судебного разбирательства в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нельзя признать последовательной.

Первоначально Управление Роснедвижимости по Омской области указывало на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель, проведенной в соответствии с Методическими указаниями, утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, опубликованном 25.12.2007 в газете «Омский вестник» № 127(2754).

Впоследствии, Управление Роснедвижимости по Омской области со ссылкой на пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и письмо Роснедвижимости от 11.10.2007 № КЯ/2470@ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель» придерживалась мнения о необходимости утверждения только средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов, что и было сделано постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.

В заключение, заинтересованное лицо посчитало, что наличие составленного независимым оценщиком Отчета «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск» № 05-09/02 от 27.11.2007 является необходимым и достаточным условием для внесения на основании него в Государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений.

Суд, удовлетворяя требование заявителя, исходит из того, что позиция заинтересованного лица не согласуется и противоречит перечисленным выше нормам действующего законодательства.

Кроме того, Управление Роснедвижимости в письме от 11.10.2007 № КЯ/2470@ указало, что для установления земельного налога необходимо утверждение результатов государственной кадастровой оценки категорий земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Понятие «результат государственной кадастровой оценки» не может быть подменен более узким по объему понятием «средний уровень кадастровой стоимости», результат работ по государственной кадастровой оценке земель не ограничен удельными показателями кадастровой стоимости.

Суд, анализируя содержание статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установил, что полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут быть ограничены лишь утверждением среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), имеющего иное назначение, поскольку данная норма права подлежит применению с учетом абзаца 1 и пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, расширивших результаты государственной кадастровой оценки, обязанность по утверждению которых возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Более того, Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, предписывает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.

Суд считает несостоятельным довод Правительства Омской области о том, что внесение в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка предшествует ее утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку, во-первых, последовательность действий, как было указано выше, предусмотрена Административным регламентом, во-вторых, такой подход фактически лишает смысла утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов оценки в связи с тем, что по действующему законодательству содержащиеся в кадастре сведения подлежат применению субъектами с даты их внесения, но не утверждения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Необоснован довод Правительства Омской области относительно того, что принятие постановления Правительства Омской области от 28.11.2008 № 193-п «О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» исключает утверждение ООО «Омскконсервпродукт» о нарушении его прав, поскольку по смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия государственных органов и их должностных лиц на предмет их законности или незаконности оцениваются судом на момент их совершения.

Возможность территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости оставить без исполнения акт, которым орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утвердил результаты кадастровой оценки, законодательством не предусмотрена. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 № 35, принят во исполнение пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и применяется к иным правоотношениям.

Правомерен довод органа исполнительной власти Омской области о том, что само по себе постановление Правительства Омской области об утверждении результатов оценки не является основанием для определения налогооблагаемой базы по земельному налогу, которая рассчитывается из указанной в Государственном кадастре недвижимости стоимости объекта и только после внесения Управлением Роснедвижимости по Омской области соответствующих сведений, что не умаляет значения Правительства Омской области как органа исполнительной власти в процедуре проведения кадастровой оценки объектов недвижимости.

Однако предметом рассмотрения данного дела является не определение момента, с которого возникает объект налогообложения (с момента утверждения Правительством Омской области или внесения заинтересованным лицом записи в кадастр), а действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости экономических характеристик спорного земельного участка в отсутствие утверждения Правительством Омской области результатов оценки, иными словами, с нарушением процедуры.

Таким образом, поскольку нарушение Управлением Роснедвижимости по Омской области предусмотренного порядка внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков с номерами 55:36:19 02 01:0183, 55:36:19 02 01:0167, 55:36:19 02 01:0175, 55:36:09 03 03:3044, на которые ООО «Омскконсервпродукт» имеет вещные права, в Государственный кадастр недвижимости подтверждается материалами дела, факт нарушения прав заявителя следует из статей 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы исчисления и уплаты земельного налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка как объекта налогообложения, то оспариваемые ООО «Омскконсервпродукт» действия заинтересованного лица признаются судом незаконными.

В силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования ООО «Омскконсервпродукт» подлежат удовлетворению.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Учитывая, что с 01.01.2007 пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации утратил силу, а также принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», расходы по уплате заявителем государственной пошлины в размере 8000 руб. (платежные поручения № 321, № 322, № 323, № 324 от 04.12.2008) подлежат отнесению на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Омский завод консервированной продукции» г.Омска требования удовлетворить полностью.

1. Признать совершенное 28.12.2007 действие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 7 259 034 руб. 24 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 200 руб. 83 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3044 площадью 1728 кв. м., предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно административно-производственного здания ангарного типа, имеющего почтовый адрес: Ленинский административный округ <...>, незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 № 215, с момента его совершения.

2. Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с 28.12.2007 исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 7 259 034 руб. 24 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 200 руб. 83 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:3044 площадью 1728 кв. м., предоставленного для производственных целей под здание, расположенного на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно административно-производственного здания ангарного типа, имеющего почтовый адрес: Ленинский административный округ <...>, внесенные на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

3. Признать совершенное 28.12.2007 действие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 6 875 849 руб. 80 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 782 руб. 88 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:175 площадью 1189 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>, незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 № 215, с момента его совершения.

4. Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с 28.12.2007 исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 6 875 849 руб. 80 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 782 руб. 88 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:175 площадью 1189 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>, внесенные на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

5. Признать совершенное 28.12.2007 действие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 20 560 864 руб. 86 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 16 787 424 руб. 00 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 497 руб. 38 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:183 площадью 4800 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>, незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 № 215, с момента его совершения.

6. Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с 28.12.2007 исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 20 560 864 руб. 86 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 16 787 424 руб. 00 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 497 руб. 38 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:183 площадью 4800 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>, внесенные на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

7. Признать совершенное 28.12.2007 действие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 63 219 580 руб. 84 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 529 руб. 06 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:167 площадью 17914 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>, незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 № 215, с момента его совершения.

8. Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с 28.12.2007 исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 63 219 580 руб. 84 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 529 руб. 06 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 02 01:167 площадью 17914 кв. м., предоставленного для эксплуатации производственной базы, расположенного на землях поселений, находящегося по адресу: Кировский административный округ <...>, внесенные на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».

Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, расположенного по адресу: 644043, <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Омский завод консервированной продукции» г.Омска, расположенного по адресу: 644016, <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8000 руб., уплаченных платежными поручениями № 321, № 322, № 323, № 324 от 04.12.2008.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г.Омск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г.Тюмень).

Судья О.Ю. Суставова