АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск июня 2022 года | № дела А46-24020/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2022 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луговик М.В., рассмотрев заявление акционерного общества «Полигон» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оставлении жалобы без рассмотрения № 055/10/18.1-1123/2021 от 29.11.2021,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью «Магнит»,
в судебном заседании приняли участие:
от акционерного общества «Полигон» - не явились, извещены,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области – ФИО1 по доверенности от 12.01.2022 № 10-05/АБ, удостоверение, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью «Магнит» - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Полигон» (далее также – АО «Полигон», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее также – Омское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) об оставлении жалобы без рассмотрения № 055/10/18.1-1123/2021 от 29.11.2021.
Определением Арбитражного суда Омской области от 12.01.2022 указанное заявление принято, возбуждено производство по делу № А46-24020/2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее – ООО «Магнит»).
Определением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2022 (резолютивная часть от 03.03.2022) производство по делу № А46-24020/2021 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Омской области от 11.02.2022 по делу № А46-24023/2021.
Определением Арбитражного суда Омской области от 11.05.2022 назначено судебное заседание по вопросу возобновления производства по делу № А46-24020/2021 на 25 мая 2022 года в 14 часов 50 минут.
В заседании суда представитель Омского УФАС России не найдено оснований для удовлетворения требования по мотивам, приведенным в заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные, в заседание суда не явились, ходатайств не заявили.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав позицию заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно извещению № 0400700004821000010 о проведении Аукциона дата начала и окончания срока подачи заявок: с 04.11.2021 по 22.11.2021.
Дата окончания срока рассмотрения заявок - 23.11.2021.
Дата проведения Аукциона - 24.11.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта: 554 844 168,35 руб.
Из протокола рассмотрения заявок на участие электронном аукционе № 0400700004821000010-1-1 от 23.11.2021 следует, что на участие в закупке поступило 2 заявки, по результатам рассмотрения которых, все участники допущены к участию в Аукционе.
Уведомлением Омского УФАС России от 22.11.2021 № 05-11218 Аукцион приостановлен ввиду поступления от АО «Полигон» жалобы на действия при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципальных образований: Горьковский муниципальный район Омской области, Калачинский муниципальный район Омской области, Оконешниковский муниципальный район Омской области (лот 6) (извещение № 0400700004821000010).
Решением № 005/10/18.1-1123/2021 от 29.11.2021 Омского УФАС России жалоба АО «Полигон» оставлена без рассмотрения, сняты ограничения, наложенные уведомлением антимонопольного органа от 22.11.2021 № 05-11218.
Заявленные требования оставлены судом без удовлетворения по следующим причинам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно части 3 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, а также условия их проведения, в том числе случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе под заказчиком понимается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
При этом, несмотря на то, что аукцион в электронной форме в силу прямого указания проводится в порядке, установленном Законом о контрактной системе, жалоба, поданная АО «Полигон» на действия при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности Регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, определённой границами муниципальных образований: Горьковский муниципальный район Омской области, Калачинский муниципальный район Омской области, Оконешниковский муниципальный район Омской области (лот 6) (извещение № 0400700004821000010), подлежит рассмотрению в ином порядке – порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции).
В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как было указано ранее, в силу пункта 4 Правил № 1133 оспариваемый аукцион проводился в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых отношений) подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке.
Омским УФАС России установлено, что сведения об АО «Полигон» в едином реестре участников закупок, размещенном на официальном сайте ЕИС (zakupki.gov.ru), отсутствуют (скриншот), в связи с чем у общества отсутствовала возможность для подачи заявки на участие в спорном аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее также – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) одним из видов деятельности, подлежащих лицензированию, является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
В связи с этим юридические лица в силу отраслевого законодательства, не обладающие указанной правоспособностью, не могут являться участниками торгов (закупок).
В соответствии с указанным положением Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ в документации об аукционе (раздел 14 информационной карты документации об аукционе) к участникам закупки установлено требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
Вместе с тем, в документации об аукционе установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (раздел 14 информационной карты документации об Аукционе).
В силу пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника аукциона требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, АО «Полигон» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана лицензия от 25.02.2020 № (54)-8946-О, где в качестве вида работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, указана только обработка отходов IV класса опасности (не транспортирование).
Кроме этого, разделом 24 информационной карты документации об аукционе установлены ограничения участия в аукционе, в соответствии с которыми участниками аукциона могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем сведения об АО «Полигон» в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ofd.nalog.ru), отсутствуют.
Поскольку АО «Полигон» не является субъектом малого и среднего предпринимательства и у него отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности с видом деятельности - транспортирование отходов IV класса опасности, а также регистрация в ЕИС, у Общества не имелось правовых оснований для для участия в Аукционе.
В данной связи, жалоба АО «Полигон» правомерно оставлена антимонопольным органом без рассмотрения.
При таких обстоятельствах суд не нашел оснований для удовлетворения заявления.
Ввиду отказа в удовлетворении требований по правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины отнесены судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, именем РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление акционерного общества «Полигон» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оставлении жалобы без рассмотрения № 055/10/18.1-1123/2021 от 29.11.2021 оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 122, частью 1 статьи 177, частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последующие судебные акты по делу, в том числе итоговые, на бумажном носителе участникам арбитражного процесса не направляются, а предоставляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью судьи, посредством их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информационная система «Картотека арбитражных дел») в режиме ограниченного доступа по указанному в настоящем определении коду.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья С.Г. Захарцева