ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2414/11 от 17.05.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

18 мая 2011 года

дело № А46-2414/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 18 мая 2011 года

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чемисовой Л.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Омскликерводка-Сибирь» к административной ответственности

в заседании суда приняли участие:

от заявителя – представитель не явился, надлежащим образом извещён о времени и месте судебного заседания,

от заинтересованного лица – Келлер Ю.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 № 2, личность удостоверена на основании паспорта гражданина РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – заявитель, Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Омскликерводка-Сибирь» (далее по тексту – ООО «Омскликерводка-Сибирь», общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении № 06-01-06/03-53-30 от 18.02.2011.

Определением от14.03.2011 данное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу за № А46-2414/2011, дело назначено к судебному разбирательству на 14.04.2011, отложенное для разрешения ходатайства заинтересованного лица об объединении дел в одно производство.

В судебном заседании, состоявшемся 05.05.2011, на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) удовлетворено ходатайство общества об объединении настоящего дела и дела № А46-3023/2011, возбужденного по заявлению Управления к ООО «Омскликерводка-Сибирь» о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении № 06-01-06/03-25-80 от 24.02.2011, объединённому делу присвоен номер № А46-2414/2011.

В обоснование заявленных требований Управление сослалось на результаты контрольных мероприятий, проведённых в отношении ООО «Омскликерводка-Сибирь», указывающие на осуществление последним оборота алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее по тексту – ЕГАИС). Кроме того, заявителем отмечено, что, обладая лицензией на производство, хранение и поставку спиртных напитков, у общества отсутствует основное технологическое оборудование для оборота этилового спирта, сертификаты его соответствия, а также спиртохранилище и спиртоприёмное отделение, в которых должно быть установлено названное оборудование. Отсутствуют автоматические средства измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта, а основное технологическое оборудование не оснащено автоматическими средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта в готовой продукции, объёма готовой продукции. Обществом не приняты меры, обеспечивающие надлежащее хранение федеральных специальных марок. Хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется заинтересованным лицом с нарушением установленного порядка. На момент проведения проверки обществом не представлены:

- действующее заключение о соответствии производственных и складских помещений санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;

- сертификаты соответствия на основное технологическое оборудование: систему водоподготовки, мерники, фильтр-пресс, ёмкости для производства алкогольной продукции, ёмкости для хранения алкогольной продукции, котёл сироповарочный, перегонные аппараты, наличие которых предусмотрено пунктом 1 статьи 8 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ;

- справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций;

- документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства алкогольной продукции, наличие которых обязательно в силу прямого указания Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Указанные и выявленные в ходе проверки нарушения, по мнению заявителя, свидетельствуют о наличии в деяниях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо требования административного органа не признало, в материалы дела представило письменный отзыв. В отзыве общество указала, что с 11.06.2008 принято решение об остановке производства ликероводочной продукции на неопределённый срок в целях переоборудования и реконструкции производственных и складских помещений, но из-за отсутствия денежных средств до настоящего времени ремонтные работы не выполнены. По причине ветхости снесено спиртохранилище, в настоящее время возводится новый склад. В период осуществления производственной деятельности сертификация продукции проводилась сторонней организацией на основании договора, используемое оборудование также было сертифицировано по договору третьим лицом. Факт отсутствия фиксации в ЕГАИС поставок алкогольной продукции общество не оспорило, указав, что в настоящее время принимаются меры, необходимые для осуществления такой фиксации. Общество подтвердило количество оставшегося сырья и алкогольной продукции указанное в акте проверки.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Омскликерводка-Сибирь» зарегистрированного в качестве юридического лица 06.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 1045504036258. Указанное юридическое лицо имеет лицензию Б 095753, выданную Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области 17.08.2006 сроком действия до 17.08.2011 на право осуществления деятельности по производству, хранению и поставкам спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий) по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 51 Б.

Главным специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу Гундаревой Т.М. в ходе анализа данных, отражённых в декларации об объёмах производства и оборота алкогольной продукции за 4 квартал 2010 года, представленной обществом, обнаружены нарушения требований статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, образующие состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ. Для установления события административного правонарушения данным должностным лицом вынесёно 04.02.2011 в г. Новосибирске определение о возбуждении в отношении заинтересованного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, и назначено к проведению административное расследование.

Определением от 04.02.2011 у ООО «Омскликерводка-Сибирь» истребованы документы, необходимые для установления обстоятельств совершения правонарушения. Извещением от 04.02.2011 № 6-01-06/03-53/30, направленным посредством почтовой связи, общество приглашено для составления протокола об административном правонарушении 18.02.2011 в 11час. 00 мин. по адресу: г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 52.

Письмом от 17.02.2011 № 14 общество довело до сведения заявителя, что с 17.06.2008 прекратило производство алкогольной продукции и осуществляло только её реализацию. Организации, осуществляющие реализацию указанной продукции, были освобождены от обязанности фиксации данных об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС, в связи с чем общество таковую не осуществляло. В настоящее время ООО «Омскликерводка-Сибирь» находится в тяжелом финансовом положении и предпринимает меры по восстановлению порядка фиксации в ЕГАИС. По мере завершения этой работы указанные сведения будут внесены.

18.02.2011 главным специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу Гундаревой Т.М. при участии уполномоченного представителя заинтересованного лица составлен протокол об административном правонарушении № 6-01-06/03-53/30.

В данном протоколе зафиксировано, что общество в декларации об объёмах поставки алкогольной продукции за 4 квартал 2010 года отразило объём поставки в размере 0,861 дал, но в ЕГАИС данные о поставках обществом алкогольной продукции за этот период отсутствуют. Данные обстоятельства, по мнению лица, составившего протокол, свидетельствуют о несоблюдении заинтересованным лицом лицензионных требований, установленных статьёй 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Нарушение выразилось в отсутствии учёта объёма оборота с применением технических средств фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта в ЕГАИС, обязанность по осуществлению которого возложена на общество пунктом 4 Положения об учёте объёмов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 № 380. Названные действия квалифицированы как осуществление оборота алкогольной продукции, информация о котором не зафиксирована в ЕГАИС. Это свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, - оборот алкогольной продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Кроме того, судом установлено, что на основании приказа от 02.02.2011 № 74 МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу в период с 14.02.2011 по 24.02.2011 проведена выездная внеплановая проверка общества за период с 17.08.2006 по 24.02.2011 на предмет соблюдения обязательных лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По результатам проверки 24.02.2011 составлен акт № 6-03-36/18 (П), копия которого вручена руководителю заинтересованного лица в день его составления.

24.02.2011 главным специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу Наумовым Ю.В. в присутствии руководителя ООО «Омскликерводка-Сибирь» составлен протокол об административном правонарушении № 6-0106/04-25/82, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

Составление указанного протокола обусловлено следующими нарушениями, установленными и отражёнными заявителем.

В нарушение пункта 7.1 Инструкции по приёмке, хранению, отпуску, транспортированию и учёту этилового спирта, утверждённой Минпищепромом СССР 25.09.1985, по месту нахождения общества и осуществления им деятельности на основании лицензии Б 095753 отсутствует основное технологическое оборудование для оборота этилового спирта (ёмкости для хранения этилового спирта, мерники для отмеров закупленного этилового спирта). Также отсутствует спиртохранилище и спиртоприёмное отделение, в которых должно находиться основное технологическое оборудование - ёмкости для хранения этилового спирта и мерники для учёта отмеров этилового спирта, чем нарушен пункт 8.1 Производственно-технологического регламента на производство водок и ликеро-водочных изделий (ПТР 10-12292-99), утверждённого Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 25.10.1999.

У общества отсутствуют автоматические средства измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта и оснащение основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта и готовой продукции, объёма готовой продукции, что свидетельствует о несоблюдении заинтересованным лицом требований пункта 2 статьи 8 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Заинтересованное лицо не обладает сертификатами соответствия основного технологического оборудования, равно как и самим технологическим оборудованием, свидетельствующее о несоблюдении требований пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 19 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

В нарушение пункта 8.7 ПТР 10-12292-99 у общества отсутствует основное технологическое оборудование для розлива алкогольной продукции: машин укупорочных, этикетировочных, фасовочных, инспекционных.

ООО «Омскликерводка-Сибирь» не соблюдаются требования Порядка хранения федеральных специальных марок, утверждённого приказом Минфина РФ от 28.07.2009 № 81н, и Порядка хранения федеральных специальных марок в организациях, утверждённого приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 № 31н. В нарушение указанных нормативных актов общество должным образом не оборудовало помещение, в котором осуществляет хранение федеральных специальных марок.

В нарушение Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утверждённых приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н, заинтересованным лицом допущены нарушения условий хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На момент проведения проверки у общества отсутствуют средства фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающие в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, что свидетельствует о неисполнении проверяемым лицом требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. По этой же причине обществом сведения об объёмах поставки алкогольной продукции за 2009, 2010 годы и период с 19.01.20011 по 17.02.2011 не фиксировались в ЕГАИС в нарушение предписаний пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Кроме этого, в нарушение лицензионных требований, установленных ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ, обществом для проверки не представлены:

- действующее заключение о соответствии производственных и складских помещений санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;

- сертификаты соответствия на основное технологическое оборудование: систему водоподготовки, мерники, фильтр-пресс, ёмкости для производства алкогольной продукции, ёмкости для хранения алкогольной продукции, котёл сироповарочный, перегонные аппараты, наличие которых предусмотрено пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ;

- справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций;

- документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства алкогольной продукции.

На основании указанных протоколов МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу обратилось в суд с заявлениями о привлечении ООО «Омскликерводка-Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

По положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии со статьёй 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из материалов дела следует, что заявитель просит привлечь заинтересованное лицо к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В лицензии, выданной ООО «Омскликерводка-Сибирь» на право осуществления деятельности по производству, хранению и поставкам спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий) по адресу: г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 51 Б, как отмечает заявитель, указано, что лицензионным условием является осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определены основные требования, касающиеся производства и оборота данной продукции.

В силу пункта 1 статьи 11 названного Закона производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртсодержащей и иной продукции либо в технической или иных не связанных с производством указанной продукции целях), и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Пунктом 2 статьи 18 указанного выше Федерального закона предусмотрена выдача лицензий, в том числе на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По положениям пункта 8 этой же статьи Закона лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах 9 и 10 (производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции), выдаются в порядке, установленном Законом.

По правилу пункта 1 статьи 26 Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.

В силу пункта 1 статьи 25 названного закона изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

Порядок учёта и декларирования объёма производства и оборота алкогольной продукции установлен в статье 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, согласно пункту 2 которой учёт оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

В пункте 7 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённых постановлением Правительства Российское Федерации от 25.08.2006 № 522, предусмотрено, что организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по согласованию с Федеральной таможенной службой. При этом действие названного пункта не распространяется на организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации таковой.

Таким  образом, приведёнными положениями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы предусмотрена обязанность заинтересованного лица направлять в территориальный орган заявку о  фиксации  объёма приобретённой, хранимой и реализуемой алкогольной продукции.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ООО «Омскликерводка-Сибирь», что сведения о постановленной им в 2009, 2010 годах, а также в период с 19.01.2011 по 17.02.2011 алкогольной продукции в системе ЕГАИС не зарегистрированы по причине отсутствия необходимых для этого технических средств.

Статьёй 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определено, что организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объёма готовой продукции, вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта в готовой продукции, объёма готовой продукции.

Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учёта объёма оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 13.01.2006 № 17-р к основному технологическому оборудованию для производства и оборота этилового спирта относятся мерники, ёмкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Материалами дела подтверждается отсутствие у общества на момент проверки основного технологического оборудования - ёмкостей для хранения этилового спирта, мерников для отмеров закупленного этилового спирта.

Установлен судом факт отсутствия у организации основного технологического оборудования для розлива алкогольной продукции, предусмотренного пунктом 8.7. Производственно-технологического регламента на производство водок и ликеро-водочных изделий (ПТР 10-12292-99), утверждённого Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 25.10.1999, а именно: машин укупорочных, этикетировочных, фасовочных, инспекционных. Указанное оборудование демонтировано и находится на открытой площадке заводской территории.

В нарушение пункта 1статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ и пункта 8.1 Производственно-технологического регламента на производство водок и ликеро-водочных изделий (ПТР 10-12292-99), утверждённого Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 25.10.1999, у общества отсутствует спиртохранилище и спиртоприёмное отделение, в которых должно находиться основное технологическое оборудование - ёмкости для хранения этилового спирта и мерники для учёта отмеров этилового спирта. Данное обстоятельство подтверждается справкой государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 18.08.2010 № 222700 о сносе объекта недвижимости: спиртохранилище со спиртоприёмным отделением, расположенным по адресу места осуществления обществом лицензируемой деятельности.

В нарушение пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ у ООО «Омскликерводка-Сибирь» отсутствуют сертификаты соответствия основного технологического оборудования (ёмкостей для хранения этилового спирта).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ основное технологическое оборудование должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта в готовой продукции, объёма готовой продукции, с применением технических средств фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

В нарушение указанной нормы в обществе отсутствует оснащение основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта в готовой продукции, объёма готовой продукции, с применением технических средств фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации. Измерительная система «Алко-3» зав. № 7030268, установленная ранее на участке приёмки спирта, распломбирована 20.04.2010, что подтверждается актом от 20.04.2010 № 03-25/59-У и актом о демонтаже технологического оборудования приёмно-отпускного отделения от 20.06.2010. Измерительные системы «Алко-1» зав. № 7101187, зав. № 1080527, установленные ранее на участке розлива, распломбированы 10.02.2010, что подтверждается актом от 10.02.2010 № 03-25/18-У и актом о демонтаже технологического оборудования моечно-розливного участка от 11.04.2010. Технические средства фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС были демонтированы 11.04.2010, что подтверждается актом о демонтаже технологического оборудования программно-технологического комплекса, установленного в моечно-розливном участке от 11.04.2010.

В соответствии с пунктом 2 и пункта 4 Порядка хранения федеральных специальных марок, утверждённого приказом Минфина РФ от 28.07.2009 № 81н, внешняя дверь помещения должна быть оборудована для опечатывания (наложения пломб), оснащена изнутри металлической цепочкой и смотровым глазом, запираться на два внутренних врезных замка, расположенных на расстоянии не менее 300 мм друг от друга, или на замки, оснащённые специальными шифровыми кодами. На внешнюю дверь помещения наносятся надписи об ограничении входа посторонних лиц. Внутренняя дверь должна закрываться на металлический засов и навесной замок, а также оборудуется специальным окошком для проведения операций, связанных с получением и выдачей марок; окошко должно запираться изнутри помещения на металлическую накладку с надёжным навесным замком. Хранение марок непосредственно в помещении осуществляется: при температуре 20 +/- 10 град. С, относительной влажности воздуха не более 65% и вдали от отопительных приборов не менее чем на 2 метра; в сейфах (металлических шкафах), которые прочно прикреплены к строительным конструкциям пола и стен помещения и оснащены железными или деревянными стеллажами.

В нарушение указанных норм заинтересованным лицом не соблюдаются установленные требования к помещению для хранения федеральных специальных марок, а именно: внешняя дверь помещения не оснащена изнутри металлической цепочкой и смотровым глазом; на внешней двери отсутствуют два внутренних врезных замка, расположенных на расстоянии не менее 300 мм друг от друга и надпись об ограничении входа посторонних лиц; на внутренней двери отсутствуют навесной замок и специальное окошко для проведения операций, связанных с получением и выдачей марок; отсутствуют приборы контроля за температурой и влажностью помещений; сейф для хранения федеральных специальных марок не прикреплён к строительным конструкциям пола или стенам помещения. Данные факты подтверждаются фотоснимками.

В силу пункта 2 Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утверждённых приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 № 59н, продукция должна храниться в стационарных конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приёмки, хранения, отпуска и учёта продукции, которые соответствуют следующим требованиям: оборудованы измерительными приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции (гигрометрами-термометрами, гигрометрами психрометрическими, психрометрами, термометрами, иными измерительными приборами, позволяющими обеспечить контроль температуры и влажности в складском помещении). Исправность таких приборов должна быть подтверждена соответствующими отметками о поверке средств измерений в паспортах на приборы. В случае, если складское помещение состоит из смежных помещений, указанные приборы должны находиться в каждом таком помещении; оборудованы стеллажами и (или) поддонами высотой не менее 15 см от пола, расположенными на расстоянии не менее 1 м от систем отопления, водопроводных и канализационных труб; оконные проёмы (при их наличии) оборудованы защитными устройствами (жалюзи, карнизами, иными защитными приспособлениями) для защиты от облучения поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами; имеют систему обеспечения пожарной безопасности, в том числе оборудованы пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения.

В нарушение указанных норм обществом не соблюдаются установленные требования к помещению для хранения алкогольной продукции, а именно: в помещении отсутствуют измерительные приборы для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции; поддоны с алкогольной продукцией расположены на расстоянии менее 1 м от систем отопления; оконные проёмы не оборудованы защитными устройствами для защиты от облучения поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами; отсутствуют первичные средства пожаротушения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

В соответствии с выданной лицензией обществу разрешено осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта. Условия осуществления данной деятельности определены следующим образом: «в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Под соответствием действующему законодательству, правовым актам и нормативной документации понимается не только соответствие всему объёму нормативных правовых актов, определяющих порядок лицензирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но и соответствие техническим нормам и ГОСТам, регулирующим правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ и иных приведённых нормативно-правовых актов является нарушением условий и требований, предусмотренных лицензией.

Подпунктами 6 и 7 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ установлена обязанность для получения лицензии на осуществление видов деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 18 этого Федерального закона, по представлению заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, а также документа, подтверждающего техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля. То есть подтвердить соответствие производственных и складских помещений санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, а так же техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возможно путём предъявления в лицензирующий орган соответствующих Заключений и Документов.

При дальнейшем осуществлении данной лицензируемой деятельности производственные и складские помещения организации так же должны соответствовать вышеуказанным требованиям а, следовательно, общество должно иметь актуальные выше названные заключения и документ на весь период действия лицензии.

Таким образом, по мнению суда, наличие указанных заключений и документов является не только условием выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но и обязательным условием для осуществления указанных видов деятельности.

Очевидно, что деятельность лицензиата в течение всего срока, указанного в лицензии, должна соответствовать требованиям, установленным Законом.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации № 727 от 09.07.1998, лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями (условиями) понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований (условий), выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Из данной нормы закона в совокупности со статьями 19-20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, а также Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утв. постановлением Правительства РФ № 727 от 09.07.1998 (пункт 3) следует, что термин «лицензионные требования (условия)» охватывает как стадию получения лицензии, так и период её действия.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено, что Общество нарушило указанные требования правовых актов.

ООО «Омскликерводка-Сибирь», зная о необходимости соблюдения требований действующего законодательства в приведённой части, не приняло для этого необходимых мер, что свидетельствует о вине общества.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о совершении ООО «Омскликерводка-Сибирь» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, а именно: промышленное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, судом в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено. Это же зафиксировано и в протоколах об административных правонарушениях.

Учитывая, что протоколом об административном правонарушении от 24.02.2011 № 6-01-06/04-25/82 охватывается правонарушение, зафиксированное в протоколе от 18.02.2011 № 6-01-06/03-53/30, в части отсутствия поставки алкогольной в 4 квартале 2010 года продукции, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, суд полагает необходимым привлечь заинтересованного лица за совершение одного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

При этом, избирая минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 4 статьи 14.17 КоАП РФ, суд исходит из того, что отсутствуют отягчающие ответственность обстоятельства, наличие которых позволило бы назначить отличный от минимального размера штрафа.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 15.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», как конфискация, так и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения являются видами административных наказаний (статьи 3.2, 3.6, 3.7 КоАП РФ), а, следовательно, могут быть применены арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если один из этих видов административных наказаний предусмотрен соответствующей статьёй (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Как указывалось выше, конфискация в качестве дополнительного наказания предусмотрена санкцией части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.

При этом, согласно части 3 статьи 3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.

По положениям статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

В случае совершения правонарушения конфискация применяется к имуществу, использование которого носит противоправный характер и нарушает публичные интересы.

По мнению суда, нахождение продукции в помещениях, которые согласно стр. 4, 5, 11, 12, 17 Акта проверки не соответствую требованиям лицензии, невозможно (в акте указано об отсутствии действующих заключений о соответствии санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и требованиям производственных и складских помещений, там же указано об отсутствии необходимого для надлежащего хранения оборудования и сертификатов на него).

Из страницы 5 Акта следует, что объёмы производства подтверждаются первичными учётными документами, декларациями об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, а так же соответствуют данным журналов.

На странице 8 Акта отражено, что проведена инвентаризация готовой продукции, расхождения не выявлены.

Кроме того, на остатках ООО «Омскликеерводка-Сибирь» находится сырье, водно-спиртовая смесь, отгоны, которые, как это следует из страниц 4, 6, 7, 8, 11 Акта проверки, не находятся в соответствующем всем нормам и требованиям помещении, по причине отсутствия помещения как такового. Если учитывать отсутствие сертификатов на технологическое оборудование (страница 5), отсутствие автоматических средств измерения и учёта концентрации и объёма безводного спирта (страница 6), журналов отмеров спирта и на отпуск спирта, мерников, необходимого для производства технологического оборудования, отсутствие лаборатории, дальнейшее хранение и переработка сырья, как полагает суд, невозможна.

На странице 9 Акта имеется ссылка на количество водно-спиртовой смеси и отгонов, которые соответствуют сведениям, указываемым Обществом в декларациях об объёмах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Из справки руководителя Общества от 16.05.2011 №46 следует, что на момент составления акта проверки от 24.02.2011 № 6-03-36/18 (П) на остатках ООО «Омскликерводка-Сибирь» имелась готовая продукция, сырьё и отгоны в объёмах, отражённых в названном документе.

Из справки №45 от 16.05.2011 видно, что данная продукция имеется у Общества и в настоящее время.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдаётся, принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Омскликерводка-Сибирь», зарегистрированного в качестве юридического лица 06.12.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 1045504036258, расположенное по адресу: 644105, г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 51 Б, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей, с конфискацией

готовой продукции: водки «Боярская Власть» ёмкостью 0,5 л в количестве 21 554 бутылок, водки «Княжеская Дружина» ёмкостью 0,5 л в количестве 20 343 бутылок, водки «Сибирская знать» ёмкостью 0,5 л в количестве 14 030 бутылок, настойки горькая Вишня на водке ёмкостью 0,5 л в количестве 6 820 бутылок, настойки горькая Лиетувишка кристалине ёмкостью 0,5 л в количестве 4554 бутылок,

сырья: водно-спиртовой смеси спирт «Экстра» - 1862,15 а/а, настойки ячменя - 0,24 а/а, ароматного спирта - 0,95 а/а, настоя корицы - 2,19 а/а, настоя на пробную партию ликера - 0,84 а/а, ароматного спирта на пробную партию ликера - 2,16 а/а, настоя гвоздики - 0,11 а/а, исправимого брака сладких - 8,6 а/а, настоя кедрового ореха - 43,04 а/а, морса клюквы - 35,93 а/а, морса рябины - 112,73, морса вишни - 136,40 а/а, морса брусники - 133,91 а/а, водно-спиртовой смеси - 34,09 а/а, исправимого брака горьких креп клюквы - 7,28 а/а, исправимого брака горьких креп перец - 7,53 а/а, исправимого брака горьких креп кедровая - 5,91 а/а, исправимого брака горьких креп вишни - 6,13 а/а, исправимого брака горьких креп Джин - 23,13 а/а, исправимого брака сладких - 8,63 а/а, морса черноплодной рябины - 9,51 а/а, ароматного спирта Джин Капитанский - 7,06 а/а, ароматного спирта масла лимонного - 5,91 а/а, настоя хвойного экстракта и левзеи - 15,99 а/а, настоя на перце с медом - 5,60 а/а, ароматного спирта Джин Лондонский - 9,60 а/а, ароматного спирта масла апельсинного - 9,21 а/а, мезги рябины 630 кг - 31,86 а/а, мезги вишни 1270 кг - 31,59 а/а, мезги кедрового ореха 31,72 кг - 0,75 а/а, мезги кедрового ореха 31,71 кг - 0,75 а/а, мезги рябины 110 кг - 5,48 а/а, мезги черноплодной рябины 90 кг - 1,41 а/а, мезги левзеи 5,03 кг - 0,81 а/а, мезги кедровых шишек - 15,31 кг - 2,56 а/а, мезги перца 20,2 кг - 1,78 а/а,

отгонов - 640,74 а/а.

Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: получатель - Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу л/с 04511050880), ИНН 5406541225, КПП 540601001, ОКАТО 50401386000, расчётный счет № 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, БИК 045004001, КБК 16011608000010000140.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьёй 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru