АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
03 марта 2009 года
№ дела
А46-24242/2008
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 03 марта 2009 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Храмцова К.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анфаловой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного унитарного специализированного предприятия по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности – 1 Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Москва
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
при участии третьего лица: Правительства Омской области
о признании незаконными действий государственного органа и обязании совершить действия
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – ФИО1, ФИО2 по доверенности от 12.12.2008, ФИО3 по доверенности от 26.01.2007,
от заинтересованного лица – ФИО4 по доверенности от 12.01.2009 № 5,
от Правительства Омской области – ФИО5 по доверенности от 06.10.2008 № ИСХ-08/ПП-852/01, после перерыва ФИО6 по доверенности от 11.03.2008 № ИСХ-08/ПП-177/01
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное специализированное предприятие по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности – 1 Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГУП «Спецмясомолмонтаж-1», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным с момента совершения действия, совершенного 28.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) экономических характеристик – кадастровой стоимости в размере 41 174 330 руб. 39 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 723 руб. 17 коп. за 1 кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, площадью 15 120 кв.м., разрешенное использование – производственная база, расположенного по адресу: Кировский административный округ города Омска, Северный промузел и обязании исключить из Государственного кадастра недвижимости экономические характеристики – кадастровую стоимость в размере 41 174 330 руб. 39 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 273 руб. 17 коп. за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4 площадью 15 120 кв.м., разрешенное использование – производственная база, расположенного по адресу: Кировский административный округ города Омска, Северный промузел.
В обоснование заявленных требований ГУП «Спецмясомолмонтаж-1» указывает, что Управлением 28.12.2007 в Государственный кадастр недвижимости незаконно внесены сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, поскольку кадастровая стоимость указанного земельного участка была утверждена только 26.11.2008 Постановлением Правительства Омской области № 193-п. Таким образом, заинтересованным лицом нарушены положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённый Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 № 215.
Определением суда от 26.01.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Омской области.
В судебном заседании, открытом 16.02.2009 г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 24.02.2009 г. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.
В судебном заседании представители заявителя требования с учетом уточнений поддержали.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в письменном отзыве на заявление и в заседании суда указало, что оспариваемые действия являются законными, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснила, что оспариваемое действие совершено 28.12.2007 г.
Правительство Омской области в письменном отзыве на заявление и в заседании суда указало на то, что права заявителя оспариваемыми действиями не нарушаются, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, содержащаяся в Государственном кадастре недвижимости, совпадает с величиной, утвержденной Правительством Омской области в Постановлении от 26.11.2008 г. № 193-п. Кроме того, именно решение Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, а не Постановление Правительства Омской, является тем актом уполномоченного органа, который позволяет налогоплательщикам и налоговым органам использовать кадастровую стоимость для определения налогооблагаемой базы по земельному налогу. Факт отсутствия правового акта Правительства Омской области, утверждающего результаты кадастровой оценки, не является существенным нарушением процедуры государственной оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
ГУП «Спецмясомолмонтаж-1» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.09.2001 (свидетельство серия 77 № 0076666686).
Согласно свидетельству от 09.02.1997 г. № Кр-2-5-59140/1067 ГУП «Спецмясомолмонтаж-1» принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 1,512 га, предоставленный для производственной базы, местоположение которого определено: Кировский район города Омска, Северный промузел.
Постановлением Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Из кадастровой выписки № 39/08-12267 от 30.10.2008 г. о земельном участке следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4 составляет 41 174 330 руб. 39 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 2 723 руб. 17 коп. за 1 кв. м.
Постановлением Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 г. «О внесение изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года №174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007, в том числе земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:0004 в размере 41 174 330 руб. 39 коп.
Считая действие заинтересованного лица, выразившееся во внесении 28.12.2007 г. в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку у него возникает обязанность по уплате земельного налога, налоговая база которого, в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, ГУП «Спецмясомолмонтаж-1» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, заявленные требования надлежит удовлетворить в связи со следующим.
Как следует из абзаца 2 статьи 1 ранее действовавшего Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
В статье 4 указанного Закона определено, что государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов и установления обоснованной платы за землю.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 456).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся среди прочих такая информация как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000 г. (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель) результаты государственной кадастровой оценки земель должны быть утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Правительство Российской Федерации пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель предписало Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения таковой.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов.
В силу указанного, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 456 вносят в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и сведения о размере удельного показателя только после утверждения результатов оценки и на основании акта об утверждении.
Ни Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, ни другим нормативным правовым актом Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости и его территориальным органам не предоставлены полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель.
26.12.2007 письмом № 2100 Управление направило в территориальный отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36, утвержденных Постановлением Правительства Омской области № 174-п, для внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр земель. Указанное письмо получено территориальным отделом 28.12.2007, входящий номер 7400.
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица действие по внесению в Государственный кадастр недвижимости экономических характеристик – кадастровой стоимости в размере 41 174 330 руб. 39 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 723 руб. 17 коп. за 1 кв. м., земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, было осуществлено 28.12.2007 г. Основанием для их внесения послужил отчет «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск» № 05-09/02.
Как следует из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут быть ограничены лишь утверждением среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), имеющего иное назначение, поскольку данная норма права подлежит применению с учётом абзаца 1 и пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, расширивших результаты государственной кадастровой оценки, обязанность по утверждению которых возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, определены последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, которые включают, в том числе утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
С учетом изложенного, внесение Управлением сведений об экономических характеристиках земельных участков возможно только после утверждения Правительством Омской области результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у заинтересованного лица не было законных оснований для внесения 28.12.2007 в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) экономических характеристик – кадастровой стоимости в размере 41 174 330 руб. 39 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 723 руб. 17 коп. за 1 кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, площадью 15 120 кв.м., разрешенное использование – производственная база, расположенного по адресу: Кировский административный округ города Омска, Северный промузел.
Необоснован довод Правительства Омской области о том, что принятие Постановления от 26.11.2008 № 193-п «О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» влечет невозможность для заявителя утверждать о нарушении его прав, поскольку по смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия государственных органов и их должностных лиц на предмет их законности или незаконности оцениваются судом на момент их свершения. Внесенные 28.12.2007 г. на основании отчета «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск» № 05-09/02 вышеуказанные экономические характеристики земельного участка заявителя содержатся в государственном земельном кадастре (государственном кадастре недвижимости) без законных на то оснований.
Довод Правительства Омской области о том, что сам по себе акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов оценки не является основанием для определения налогооблагаемой базы по земельному налогу, является обоснованным. Однако предметом рассмотрения данного дела является действие Управления по внесению в Государственный кадастр недвижимости экономических характеристик земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4 при отсутствии утвержденных Правительством Омской области результатов кадастровой оценки, в связи с чем указанный довод судом отклоняется.
Таким образом, поскольку нарушение Управлением предусмотренного порядка внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, на который заявитель имеет вещное право, в Государственный кадастр недвижимости подтверждается материалами дела, факт нарушения тем самым прав заявителя следует из 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы исчисления и уплаты земельного налога, рассчитываемого из кадастровой стоимости земельного участка как объекта налогообложения, то оспариваемые ГУП «Спецмясомолмонтаж-1» действия признаются судом незаконными.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законность принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В нарушении указанной нормы права, доказательств, подтверждающих правомерность действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости экономических характеристик земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, принадлежащего ГУП «Спецмясомолмонтаж-1», заинтересованным лицом не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, требования ГУП «Спецмясомолмонтаж-1» подлежат удовлетворению.
В связи с удовлетворением требования заявителя, на основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию в его пользу с заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Государственного унитарного специализированного предприятия по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности – 1 Российской академии сельскохозяйственных наук удовлетворить.
Признать совершенное 28.12.2007 Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области действие по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) экономических характеристик – кадастровой стоимости в размере 41 174 330 руб. 39 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 723 руб. 17 коп. за 1 кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, площадью 15 120 кв.м., разрешенное использование – производственная база, расположенного по адресу: Кировский административный округ города Омска, Северный промузел, незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённому Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 № 215, с момента его свершения.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с 28.12.2007 исключить из Государственного кадастра недвижимости экономические характеристики – кадастровую стоимость в размере 41 174 330 руб. 39 коп., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 273 руб. 17 коп. за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, площадью 15 120 кв.м., разрешенное использование – производственная база, расположенного по адресу: Кировский административный округ города Омска, Северный промузел, внесенные на основании Отчета № 05-09/02 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск»
Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области в пользу Государственного унитарного специализированного предприятия по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности – 1 Российской академии сельскохозяйственных наук 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья К.В. Храмцов