АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск июня 2022 года | № дела А46-24267/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2022 года, полный текст решения изготовлен 07 июня 2022 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Микуцкой А.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабуниной Д.М., рассмотрев в судебном заседании по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующий комплекс» (ИНН 3109356 , ОГРН 5503004587 ) к бюджетному учреждению Омской области «Омскоблстройзаказчик» (ИНН 3007795 , ОГРН 5500755554 ) о взыскании убытков,
в судебном заседании участвуют:
от истца – представитель ФИО1 доверенность от 27.08.2019 № 31, паспорт, диплом;
от ответчика – представитель ФИО2 доверенность от 01.04.2022 № 19, диплом, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующий комплекс» (далее – ООО «ТГКом», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению Омской области «Омскоблстройзаказчик» (далее – БУ ОО «Омскоблстройзаказчик», Учреждение, ответчик) о взыскании 4 471 599 руб. 00 коп. убытков, а также 112 руб. почтовых расходов и расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 12.01.2022 указанное исковое заявление принято к производству.
Определением от 16.02.2022 дело признано подготовленным и назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 10.03.2022.
Определением от 10.03.2022 суд по ходатайству ответчика истребовал от РЭК Омской области письменные пояснения по следующим вопросам: 1) Какой пакет документов прикладывался к заявлению от 21.10.2020 № Т-20-1242, направленный в РЭК Омской области об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке для объекта «Строительство лечебного корпуса на 120 коек с поликлиникой на 900 посещений в смену по ул. Завертяева, 9/1, г. Омск»; 2) Является ли проектная документация по реконструкции тепловых сетей обязательным документом для установления платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке при отсутствии технических возможностей или достаточно предоставить расчет расходов, включаемых в состав платы за подключение, с применением укрупненного норматива цены строительства; судебное разбирательство отложено на 14.04.2022.
Для предоставления сторонами дополнительных пояснений, доказательств по делу, судебное разбирательство отложено на 31.05.2022.
В судебном заседании 31.05.2022 представитель истца поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, высказавшись в соответствии с представленным отзывом и дополнениями к нему.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как указывает истец, в течение 2020 - 2021 гг. между истцом и ответчиком (до издания Распоряжения Правительства Омской области № 156-рп от 10.12.2021 - Казенным учреждением Омской области «Омскоблстройзаказчик») велись переговоры относительно заключения договора о подключении к системе теплоснабжения объекта капитального строительства казенного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» - (далее - «объект»). В ходе переговоров осуществлялись следующие действия:
Письмом № Т-20-707 от 13.07.2020 истец уведомил Учреждение о ведении переговоров с проектной организацией для подготовки технических решений по заявке Заказчика.
Согласно условиям указанного договора (пункт 1.1), Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется собственными силами, осуществить следующие виды работ (далее по тексту - Проект либо Работы): подготовить (выполнить, разработать) проектную и рабочую документацию по объектам недвижимости:
- Реконструкция тепловой сети (квартал № 11), инвентарный номер 55:401:002:000032950, кадастровый номер: 55:36:000000:0000:52:401:002:000032950, свидетельство: lX 55-АА 600413, расположенной в створе улиц: 21-я Амурская, ФИО3, Донецкая, ж.д., на участке от УТЛ1-2-6 до УТЛ 1-3 в ЦАО г. Омска;
- Реконструкция тепловой сети: Восстановление тепловой сета квартала 5 УТ-6/2а до котельной ООО ПФ «Октан», кадастровый номер 55:36:080101:9834, адрес (местоположение): <...> и строительство тепловой сети от котельной ООО ПФ «Октан» до вводной запорной арматуры теплового узла строящегося объекта: «Строительство лечебного корпуса на 120 коек с поликлиникой ни 900 посещений в смену»» с адресом планируемого строительство: <...>;
- Реконструкция тепловой сети: Тепловые сети проходящие через повысительную насосную станцию Х° 101, кадастровый номер 55:36:080101:4760. адрес (местоположение): <...>. пом. 2П.
Общая стоимость выполняемых по настоящему договору работ составила 10 270 000 руб., НДС не облагается (пункт 3.1. договора).
Согласно пункту 4.1. указанного договора Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1. договора, в течение 5 (пяти) календарных месяцев с момента подписания настоящего договора, с правом досрочного выполнения работ.
Неотъемлемым частью договора являются Технические задания (Приложения № 1, № 2, № 3).
Дополнительными соглашениями № 1 от 31.08.2020, № 2 от 11.06.2020 к договору № Т-20-068 от 25.08.2020 внесены изменения в порядок оплаты выполняемых работ и техническое задание.
14.09.2020 ООО «ТГКом» (исх. Т-20-1056) уведомило Учреждение о разработке технических заданий и намерении после получения результата подать документы в РЭК Омской области.
Во исполнение договора № Т-20-068 в адрес истца подрядчиком направлены акты сдачи-приемки оказанных услуг от 06.10.2020 № 032-20 на сумму 512 831 руб., № 031-20 на сумму 217 561 руб., № 033-20 на сумму 465 207 руб., от 20.12.2020 № 043-21 на сумму 3 276 000 руб.; итого на сумму 4 471 599 руб.
Для осуществления обязанности по подключению Учреждения, ООО «ТГКом» направлена в РЭК Омской области заявка от 21.10.2020 (№ Т-20-1242) об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке для объекта «Строительство лечебного корпуса на 120 мест с поликлиникой на 900 посещений по адресу: <...>».
Как указывает истец в исковом заявлении, подготовленная в соответствии с договором № Т-20-068 от 25.08.2020 проектно-сметная документация была направлена в РЭК Омской области вместе с заявкой от 21.10.2020 для установления платы в индивидуальном порядке.
29.12.2020 Распоряжением РЭК Омской области № 368-р установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ООО «ТГКом» объекта капитального строительства БУ ОО «Омскоблстройзаказчик»: «Строительство лечебного корпуса на 120 мест с поликлиникой на 900 посещений по адресу: <...> индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности подключения. Плата установлена в размере 177 734 820 руб. (без учета НДС).
По мнению ООО «ТГКом», указанные выше действия свидетельствуют о вступлении сторон в переговоры с целью заключения договора о подключении, отсутствии у истца повода сомневаться в добросовестности действий ответчика и его реальных намерениях заключить в соответствии с нормами действующего законодательства договор о подключении.
13.05.2021 (исх. № Т-21-587) истец просил ответчика сообщить информацию о статусе рассмотрения ранее направленного договора о подключении, однако ответчик не ответил на запрос.
Проект договора без объяснения причин в установленные действующим законодательством сроки стороной КУ ОО «Омскоблстройзаказчик» рассмотрен не был, подписанным в адрес ООО «ТГКом» не возвращен, разногласия к проекту договора так же не направлялись.
Истец указывает, что начиная со стадии предварительных консультаций и после подачи заявки № 06-0420 от 21.02.2020, со стороны ответчика не заявлялось о наличии каких-либо обстоятельств, ведущих к возможному отказу от заключения договора на подключение объекта.
В результате того, что договор на подключение в установленном порядке не был заключен вследствие отказа от его подписания со стороны ответчика, истец, действуя в ходе переговоров открыто, разумно и добросовестно, предполагая добросовестность поведения ответчика, понес некомпенсированные убытки, связанные с необходимостью оплаты работ по изготовлению проектно-сметной документации подрядчиком - ООО «Омскпроект».
Убытки истца в виде расходов на оплату выставленных проектировщиком в соответствии с условиями договора от 25.08.2020 № Т-20-068 счетов по расчету ООО «ТГКом» составили 4 471 599 руб.
В целях соблюдения претензионного порядка рассмотрения спора 01.12.2021 письмом исх. № Т-21-1448 от 29.11.2021 истцом в адрес ответчика была направлена претензия о компенсации понесенных расходов.
Как следует из ответа Учреждения на претензию (исх. № 02-3192) от 09.12.2021 ответчик отказался компенсировать заявленные убытки в добровольном порядке.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что исковые требования ООО «ТГКом» удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение)), который является публичным для теплоснабжающей организации.
Истец является теплоснабжающей организацией, что подтверждается схемой теплоснабжения города Омска до 2033 года (актуализация на 2021 год) - табл. 3.6., а так же Приложением 7 «Зоны действия энергоисточников. Графическая часть, лист 1».
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 Правил № 787 договор о подключении к системе теплоснабжения (далее - договор о подключении) является публичным для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации. Абзац 3 определяет, что лицами, подлежащими обязательному обслуживанию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, являются любые лица, обратившиеся в эти организации с целью заключения договора о подключении (далее – заявители).
Согласно пункту 15 Правил подключения № 787 подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения; б) заключение договора о подключении; в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении; г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; д) составление акта о подключении.
В соответствии с пунктом 16 Правил подключения № 787 в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения: подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке; подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.
В течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письма от исполнителя заявитель направляет исполнителю письмо с указанием выбранного варианта подключения либо с отказом от подключения к системе теплоснабжения.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения и приложения к ней. Сведения и состав приложений определен в пунктах 25, 26 Правил подключения № 787, и их перечень в соответствии с пунктом 27 Правил подключения является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 28 Правил подключения в случае несоблюдения заявителем требований, предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления представить недостающие сведения и документы.
В случае непредставления заявителем недостающих сведений и документов в течение указанного срока исполнитель аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
В случае представления сведений и документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.
В случае необходимости установления платы за подключение в индивидуальном порядке подписанный проект договора о подключении направляется заявителю в 2 экземплярах в течение 20 рабочих дней со дня установления уполномоченным органом в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения платы за подключение. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения является видом тарифа в сфере теплоснабжения и подлежит регулированию.
Согласно части 9 статьи 14 Закона № 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
В соответствии с пунктом 3 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012 (далее – Основы ценообразования) регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Подпункт «г» пункта 4 Основ ценообразования устанавливает, что плата за подключение к системе теплоснабжения относится к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 109 Основ при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.
Пункт 110 Основ устанавливает, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального
строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии с пунктом 39 (2) «Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правила регулирования) открытие дела об установлении платы за подключение осуществляется по предложению регулируемой организации.
Пункт 39(5) Правил регулирования устанавливает, что предложение об установлении платы за подключение состоит из заявления регулируемой организации об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и необходимых материалов.
Согласно подпункту б) пункта 39(6) Правил регулирования к заявлению об установлении платы за подключение прилагается расчет расходов, включаемых в состав платы за подключение (сметы для определения расходов на строительство (реконструкцию), с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета.
На основании пункта 39(7) Правил подключения к заявлению об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке, прилагаются документы и материалы, предусмотренные в том числе подпунктом «б» пункта 39(6) настоящих Правил.
Как указывает истец, на основании указанных выше норм подготовленная в соответствии с договором № Т-20-068 от 25.08.2020 проектно-сметная документация была направлена в РЭК Омской области вместе с заявкой от 21.10.2020 для установления платы в индивидуальном порядке.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Пункт 1 статьи 10 ГК РФ предусматривает, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 1, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление № 7), если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере, в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Абзацем 4 пункта 5 Постановления № 7 разъяснено, что вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное.
Пункт 2 статьи 401 ГК РФ устанавливает, что отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с пунктом 2 статьи 434.1 ГК РФ при вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно, в частности не допускать вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.
Недобросовестными действиями при проведении переговоров предполагаются: 1) предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны; 2) внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Пункт 3 указанной статьи предписывает, что сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.
Пункт 7 статьи 434.1 ГК РФ устанавливает, что ее правила применяются независимо от того, был ли заключен сторонами договор по результатам переговоров.
С учетом изложенного выше, истец полагает, что действия ответчика носили недобросовестный характер, поскольку он внезапно и неоправданно прекратил переговоры относительно заключения договора о подключении к системе теплоснабжения объекта капитального строительства
Однако в силу принципа свободы договора стороны по общему правилу самостоятельно несут риск того, что переговоры не окончатся заключением договора, то есть ни одна из сторон не вправе требовать от другой стороны возмещения понесенных в процессе переговоров расходов в случае их безрезультатности.
Сам по себе факт того, что сторона вышла из переговоров без объяснения причин либо на поздней стадии переговоров (в том числе после согласования всех условий будущего договора) не свидетельствует о неоправданном прекращении переговоров и недобросовестности действий стороны.
В силу презумпции добросовестности поведения участников гражданских правоотношений, именно на истце лежит бремя доказывания того, что ответчик в ходе переговоров действовал с намерением причинить ему вред.
Соответствующих доказательств истцом представлено не было. Само же по себе прекращение переговоров не свидетельствует о недобросовестности соответствующей стороны.
В силу прямого указания пункта 2 статьи 434.1 ГК РФ не допускается вступление в переговоры или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.
В связи с этим подлежит установлению, имел ли ответчик изначально намерение заключить договор и не утратил ли он впоследствии это намерение не сообщив об этом контрагенту, и продолжая создавать видимость намерения заключить договор именно с ним (например, запрашивая лучшую цену и иные улучшения оферты) хотя знал, что оферта не будет принята ни при каких условиях.
В том случае, когда лицо своевременно не сообщило другой стороне об обстоятельствах, препятствующих заключению договора (в том числе о своем окончательном намерении заключить договор с другим контрагентом), создавая или поддерживая при этом у первоначального контрагента ложные представления о своей готовности заключить договор, это лицо обязано возместить причиненные подобным поведением убытки.
Правила статьи 434.1 ГК РФ не конкретизируют, в каких случаях прекращение переговоров может рассматриваться как внезапное и неоправданное (подпункт 2 пункта 2 этой статьи).
Представляется, что внезапным и неоправданным прекращение переговоров может признаваться, в частности, тогда, когда оно не вызвано, какими-либо разногласиями сторон по условиям договора, относительно заключения которого ведутся переговоры, или по порядку ведения самих переговоров, либо обстоятельствами, о возможном наступлении которых стороны были осведомлены при ведении переговоров (например, отказом уполномоченного органа юридического лица в предварительном одобрении совершаемой сделки).
Для решения этого вопроса необходимо установить, когда готовность лица заключить договор стала носить притворный характер, и, если контрагент не был своевременно уведомлен об отпадении намерения заключить договор, стало ли это причиной его дополнительных расходов, которые он не понес бы при наличии такого уведомления.
БУ ОО «Омскоблстройзаказчик» являлось казенным учреждением Омской области. В настоящее время изменен тип учреждения на бюджетное.
В соответствии со статьёй 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Главным распорядителем бюджетных средств БУОО «Омскоблстройзаказчик» является Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Сумма договор о подключении к системе теплоснабжении объекта «Строительство лечебного корпуса на 120 мест с поликлиникой на 900 посещений по адресу: <...>» составляет 213 281 784 руб. Заключение указанного договора без доведения до Учреждения указанных лимитов не представляется возможным.
Между БУ ОО «Омскоблстройзаказчик» и ООО «Центральная Инжиниринговая компания» заключен государственный контракт на выполнение проектных работ по объекту «Строительство лечебного корпуса на 120 мест с поликлиникой на 900 посещений по адресу: <...>» от 05.08.2019 № 35-2019/ПИР.
При проектировании и подготовке сметной документации проектировщик обязан включить затраты на технологическое присоединение объекта к сетям ресурсоснабжающих организаций.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьёй 52.1 ГрК РФ (в случае если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 ГрК РФ, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, для разработки проектной документации на основании расчетных проектировщиком нагрузок необходимо получение технических условий от ресурсоснабжающих организаций.
В статье 52.1. ГрК РФ установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи (далее - сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные особенности не применяются в случаях технологического присоединения объектов электроэнергетики к электрическим сетям.
Технические условия выдаются в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам лиц, указанных в части 5.2 статьи 48 ГрК РФ, частях 5 и 6 настоящей статьи, за исключением случаев технологического присоединения к электрическим сетям.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федераций о теплоснабжении предусмотрено установление платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке, лица, указанные в частях 5 и 6 настоящей статьи, вправе запрашивать и получать от правообладателя сети инженерно-технического обеспечения, с которым подлежит заключению договор о подключении (технологическом присоединении), сведения, документы, материалы, направляемые в целях установления такой платы в орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении или о связи (часть 9 ст. 52.1 ГрК РФ).
В силу статьи 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Пунктом 15 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация утверждается заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Кроме того, согласно части 3 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ результатом выполненной работы по контракту, предметом которого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В Постановлении Правительства Омской области от 19.05.2008 № 70-п «Об утверждении Порядка формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Омской области» (далее - Порядок) установлены требования к формированию и реализации Адресной инвестиционной программы Омской области (далее - АИП Омской области) в целях предоставления за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субсидий областному бюджету из федерального бюджета, бюджетных ассигнований, в виде субсидий на осуществление бюджетными и автономными учреждениями Омской области, государственными унитарными предприятиями Омской области капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Омской области (далее - субсидии на осуществление капитальных вложений) и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Омской области (далее - бюджетные инвестиции), а так же бюджетных ассигнований в виде субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита и (или) бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита (в случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства собственности Омской области (далее - объект капитального строительства) в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной).
Согласно пункту 6 4.2 Порядка для формирования Адресной инвестиционной программы главные распорядители на основании правовых актов Правительства Омской области, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, по установленным формам, представляют в Министерство экономики Омской области информацию, указанную в пункте 5 настоящего Порядка, а также: копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных законодательством; сведения о сметной стоимости строительства или реконструкции объекта капитального строительства; копию положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.
Таким образом, для включения объекта строительства в АИП Омской области и выделении лимитов финансирования на его строительство необходимо наличие положительного заключения государственной экспертизы Омской области.
Как указывает ответчик, разработанная ООО «Центральная Инжиниринговая Компания» проектная документация по объекту «Строительство лечебного корпуса на 120 коек с поликлиникой на 900 посещений в смену по ул. Завертяева, 9/1, г. Омск» была направлена АУОО «Государственная экспертиза Омской области».
По результатам прохождения указанной экспертизы 05.10.2021 получено отрицательное заключение государственной экспертизы.
Письмом от 18.04.2022 № 220 ООО «Центральная Инжиниринговая Компания» направила на согласование откорректированную проектную документацию по объекту для повторного прохождения государственной экспертизы.
До настоящего времени положительное заключения проектной документации не получено, лимиты финансирования на строительство объекта, в том числе затраты на подключения к системе теплоснабжения, не выделены.
В связи с чем ответчик был лишен возможности подписать договор на подключение с истцом.
Однако Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области письмом от 13.10.2021 № МСТД~11522 проинформировало Учреждение о целесообразности получения положительного заключения по объекту.
Кроме того, учитывая социальную значимость объекта, Министерство здравоохранения Омской области также выразило заинтересованность в его строительстве в рамках концессионного соглашения № 1 от 17.12.2021.
Таким образом, ответчиком не утрачен интерес по строительству вышеуказанного объекта и в заключении договора на подключение. На что неоднократно указывало Учреждение, в том числе в ходе судебного разбирательства по делу.
В связи с чем, довод истца о недобросовестном поведении Учреждения в связи с выходом из переговоров по заключению договора, судом признаётся ошибочным.
Кроме того, письмом от 24.06.2021 № 06-1768 Учреждение обращалось в ООО «ТГКом» с предложением продлить срок рассмотрения заявки от 21.02.2020 № 06-0420 в связи с отсутствием лимитов финансирования.
В ответ на поступившее обращение письмом от 26.07.2021 №Т-21-948 ООО «ТГКом» сообщило, что заявка ответчика на подключение к системе теплоснабжения аннулирована.
Таким образом, ответчик не отказывался от заключения договора о подключении к системе теплоснабжения и проинформировал контрагента о причинах невозможности его подписания.
Кроме того, плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке и может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 9, 11 статьи 14 Закона № 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 39.9. Правил № 787 (в редакции, действовавшей до 30.01.2021) к заявлению об установлении платы за подключение прилагаются следующие документы и материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых
договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица -
передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в
отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных
участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на
которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимого
имущества (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре,
представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных
участках);
б) расчет расходов, включаемых в состав платы за подключение (сметы для
определения расходов на строительство (реконструкцию), с указанием применяемых
индексов, норм и нормативов расчета;
в) копии документов, подтверждающих плановую на очередной период
регулирования суммарную подключаемую тепловую нагрузку объектов заявителей;
г) расчет платы за подключение;
д) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы
(проект инвестиционной программы);
е) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени
организации без доверенности.
В пункте 39.7. Постановления № 787 указано, что к заявлению об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке, а также в случае, когда размер платы за подключение в ценовых зонах теплоснабжения определяется органом регулирования, прилагаются документы и материалы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «г», «е» пункта 39.6 Правил.
Как указано выше, для открытия дела об установлении платы за подключение перечень документов и материалов, указанных в 39.6 настоящих Правил, является исчерпывающим (пункт 39.8. Правил).
По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 39.6 Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении платы за подключение, в том числе экспертное заключение,
В пункте 110 Основ ценообразования указано, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих
тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта
капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной
стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и
(или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых
сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в
том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции,
модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым
законодательством.
Согласно пункту 108 Основ ценообразования плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не должен превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
Положения Основ ценообразования подлежат применению во взаимосвязи с положениями Правил № 787.
Таким образом, нормативно закреплен исчерпывающий перечень расходов, которые могут быть учтены при определении размера платы за подключение.
Для расчета расходов, включаемых в состав платы за подключение, подлежит применению укрупненный норматив цены строительства.
Укрупненный норматив цены строительства - это показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Показатели НЦС сгруппированы в следующие сборники по объектам капитального строительства, одним из которых является НЦС 81-02-13-2021, Наружные тепловые сети (приказ Минстроя России от 17.03.2021 № 150/пр),
Укрупненные нормативы цены строительства (далее - НЦС) тепловых сетей приведенные в вышеуказанном сборнике, предназначены для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, по прокладке наружных тепловых сетей.
Согласно пункту 13 сборника НЦС 81-02-13-2020, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2019 № 916/пр показатели НЦС учитывают затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), стоимость строительных материальных ресурсов, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений (учтенные сметными нормами затрат на строительство временных титульных зданий и сооружений), дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (учтенные сметными нормами дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время), затраты на ироектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
Согласно пункту 31 Правил № 787 договор о подключении должен содержать существенные условия, перечисленные в пунктах 32 - 50.
Одним из условий договора о подключении (пункт 33 Правил) являются мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома - до границы сетей инженерно-технического обеспечения дома, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также мероприятия по фактическому подключению включают в себя:
а) подготовку и выдачу исполнителем условий подключения и согласование их в необходимых случаях с организациями, владеющими на праве собственности или на ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии;
б) разработку исполнителем проектной документации в соответствии с
условиями подключения;
в) проверку исполнителем выполнения заявителем условий подключения;
г) осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе
теплоснабжения.
Таким образом, при подготовке расчета расходов, включаемых в состав платы за подключение достаточно применение укрупненного норматива цены строительства; разработка исполнителем проектной документации производится после установления платы за подключение и заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения.
По условиям же договора представленного ООО «ТГКом» на выполнение работ по разработке проектной документации от 25.08.2020 № Т-20-068 работы оплачиваются после получения положительного заключения государственной экспертизы, выданной уполномоченным органом (пункт 3.2.2.3 Договора).
Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Таким образом, только после получения положительного заключения государственной экспертизы, работы, выполненные Подрядчиком, будут являться работами, выполненными надлежащим образом. Положительное заключение экспертизы является необходимым элементом результата работ, достижение которого и обусловливает возникновение обязанности заказчика произвести оплату.
Доказательств получения положительного заключения проектной документации истцом суду представлены не были.
Кроме того, в связи с не достижением сторонами единого мнения относительно необходимого пакета документов, направляемого в РЭК Омской области для установления индивидуального тарифа, от регулятора истребована информация.
11.04.2022 от РЭК Омской области поступил ответ на запрос суда с перечислением документов, представленных ООО «ТГКом», а именно:
1) локальная смета № 02-01 на демонтаж сущ. трубопровода Ду250 мм, надземная прокладка трубопровода на сущ. опорах через ж.д.путь ДУ 500 мм.;
2) локальная смета № 02-02 на демонтаж трубопровода Ду 200мм,
Установка арматуры в камерах;
3) локальная смета № 02-03 на замену трубопровода и насосов повысительной насосной станции;
4) укрупненный расчет стоимости объекта: «Реконструкция тепловой сети квартала № 11 инвентарный номер 55:401:002:000032950, кадастровый номер 55:36:000000:0000:52:401:002:000032950, свидетельство 55-АА 600413, расположенной в створе улиц: 21-я Амурская, ФИО3, Донецкая, ж.д., на участке от УТ-11-2-6 до УТ-11-3 в ЦАО г.Омска»; «Восстановление тепловой сети квартала № 5 УТ-6/2а до котельной ООО ПФ «Октан», кадастровый номер 55:36:080101:9834, адрес (местоположение): <...> и строительство тепловой сети от котельной ООО ПФ «Октан» до вводной запорной арматуры теплового узла строящегося объекта: «Строительство лечебного корпуса на 120 коек с поликлиникой на 900 посещений в смену», с адресом планируемого строительства: <...>»; «Реконструкция тепловой сети проходящие через повысительную насосную станцию № 101, кадастровый номер 55:366080101:4760, адрес (местоположение): <...>, пом. 2П»;
5) заключение ЗАО «Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике» № Исх.-20/ОЦС/305 от 20.10.2020.
При этом регулятором отмечено, что полный комплект проектной документации (включая рабочую документацию, результаты инженерных изысканий, материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и
определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения и т.д.), выполненный в соответствии со статьями 47, 48 ГрК РФ, не является обязательным для предоставления в РЭК Омской области в целях установления платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности.
Таким образом, из содержания пояснений РЭК Омской области следует, что к заявлению от 21.10.2020 № Т-20-1242 об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке были приложены локальные сметы и укрупненный расчет стоимости объекта реконструкции тепловых сетей.
Проектная документация к заявлению не прикладывалась.
Кроме того, она не является обязательным документом для предоставления в РЭК Омской области для установления платы за подключение.
Более того, истцом представлены акты сдачи приемки оказанных по договору № Т-20-068 от 25.08.2020, заключенному с ООО «Омскпроект», из содержания которых видно, что проектировщиком выполнены в рамках договора работы по проведению инженерных геологических, геодезических, экологических изысканий.
Работы по разработке проектной документации и смет к оплате не предъявлялись.
Однако в исковом заявлении истец утверждал, что разработанная по договору № Т-20-068 от 25.08.2020, заключенному с ООО «Омскпроект» проектно-сметная документация была направлена в РЭК Омской области, на основании которой была установлена плата за подключение.
В пояснении РЭК Омской области также содержится, что неучтенные показатели НЦС, рекомендуется определять на основании документов включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
Согласно «Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.08.2020 № 421/пр (далее - Методика) сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерении и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства (пункт 35 Методики).
В связи с чем для разработки локальных смет на демонтаж существующего трубопровода и замену трубопровода и насосов, направляемых в РЭК Омской области для установления платы за подключение, не требовалась проектная документация.
В пояснениях РЭК указанно, что Заявитель предоставляет в РЭК примерную смету, которая не должна превышать утверждение НЦС. Для разработки локальных смет на демонтаж существующего трубопровода и замену трубопровода и насосов достаточно ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества.
Укрупненные нормативы цены строительства тепловых сетей приведены в сборнике НЦС 81-02-13-2021. Наружные тепловые сети предназначены для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, по прокладке наружных тепловых сетей.
Согласно пункту 13 сборника НЦС-81-02-13-2020 утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2019 № 916/пр показатели НЦС учитывают затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), стоимость строительных материальных ресурсов, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты, на строительство временных титульных зданий и сооружений (учтенные сметными нормами затрат на строительство временных титульных зданий и сооружений), дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (учтенные сметными нормами дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время), затраты на проектно» изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
Таким образом, затраты на изыскательские работы заложены НЦС и содержатся в укрупненных расчетах стоимости объекта разработанные истцом.
Для установления платы за подключение в индивидуальном порядке РЭК Омской области отдельно затраты на изыскания не требуются, более того, ООО «ТГКом» не прилагались к заявлению.
В связи с чем истцом не доказана необходимость несения затрат по разработке проектной документации (проведение изыскательских работ) на этапе получения тарифа РЭК Омской области.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении иска судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующий комплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к бюджетному учреждению Омской области «Омскоблстройзаказчик» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать в полном объеме.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья А.П. Микуцкая