ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-24572/09 от 12.03.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omskarbitr.ru

РЕШЕНИЕ

город Омск Дело №А46-24572/2009

17 марта 2010 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 12.03.2010.

Решение в полном объёме изготовлено 17.03.2010.

Арбитражный суд Омской области   в составе судьи Захарцевой С.Г.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Пошиванюк Л.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – нотариуса ФИО1

о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии в заседании:

от заявителя –   ФИО2 по доверенности от 22.04.2009 №11-09,

от заинтересованного лица   – ФИО3 по доверенности от 11.01.2010,

от нотариуса   – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” (далее по тексту – ООО “КБ “Символ - Релеро”) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области (далее по тексту - Инспекция) от 13.07.2009 б/н об отказе ООО “КБ “Символ - Релеро” в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и обязании МИФНС №12 по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “КБ “Символ – Релеро и произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества.

Представитель общества требования поддержал в полном объёме, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим заявлением. В обоснование ходатайства представитель общества указал, что, несмотря на то, что обжалуемое решение было вынесено 13.07.2009, фактически обществу стало известно о том, что налоговым органом не были зарегистрированы изменения, вносимые в учредительные документы, лишь 10.11.2009 из выписки из ЕГРЮЛ.

Представитель налогового органа заявление требование не признал как необоснованное.

Нотариус ФИО1, надлежащим образом извещенная о дне и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в связи с чем, дело рассмотрено в ее отсутствие, в порядке части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В представленном отзыве и в ходе судебного разбирательства пояснила, что отсутствие даты в удостоверительной подписи нотариуса не может свидетельствовать о недостоверности сведений в заявлении формы №Р13001, поскольку совершенное нотариальное действие зарегистрировано в реестре нотариальных действий.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 24.12.2007 на общем собрании ООО “КБ “Символ - Релеро” было принято решение о внесении изменений в учредительные документы общества в связи с изменением состава участников.

В связи с данными изменениями 06.07.2009 в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской областив соответствии с Законом №129-ФЗ ценным письмом был направлен пакет документов:

-заявление ООО “КБ “Символ - Релеро”о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 (вход. №13156А от 06.07.2009), утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей”;

-протокол общего собрания участников ООО “КБ “Символ - Релеро” от 24.12.2007;

-изменения в Устав и учредительный договор ООО “КБ “Символ - Релеро”;

-платёжное поручение об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию изменений в учредительные документы ООО “КБ “Символ - Релеро”№111 от 29.06.2009;

-платёжный ордер №00091 от 30.06.2009;

-платёжный ордер №00006 от 29.06.2009.

13.07.2009 на основании представленных документов начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области принято решение б/н об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Законом №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Как следует из названного решения, ООО «КБ «Символ-Релеро» представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица формы №Р13001, а так же заявление формы №Р14001. Поскольку заявление формы №Р14001 содержит недостоверные сведения, налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации. Следовательно, по мнению инспекции, заявление формы №Р13001 содержит недостоверные сведения и считается не представленным. Кроме того, Инспекцией указано, что в разделе 7 заявления формы №Р13001 нотариус ФИО1 не указала дату удостоверения подлинности подписи заявителя.

Полагая, что означенное решение регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО “КБ “Символ - Релеро” обратилось в суд с настоящим заявлением за защитой нарушенного права.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию, является Федеральная налоговая служба в лице её территориальных органов (пункт 1 Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506).

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона №129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных предусмотренных сведений.

В соответствии со статьей 17 анализируемого закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины (пункт 1).

Факт представления предусмотренных законодательством документов подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона №129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей” утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица форма Р13001 (приложение № 3) и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, форма Р14001 (приложение № 4).

Поскольку на общем собрании ООО “КБ “Символ - Релеро” было принято решение о внесении изменений в учредительные документы общества и утверждены соответствующие изменения, связанные с продажей долей участниками и их выбытием из числа участников общества, то, по смыслу вышеуказанных нормативных актов, обществу необходимо было подать заявления по форме №Р13001 и №Р14001.

Причиной, по которой МИФНС №12 по Омской области было отказано во внесении в ЕГРЮЛ сведений, не связанных с изменением в учредительные документы явилось то, что заявление формы №Р14001 содержало недостоверные данные. Вследствие этого налоговый орган пришел к выводу о не представлении обществом заявления по форме №Р13001.

Решением арбитражного суда от 28.10.2009 по делу №А46-16009/2009 признано недействительным решение МИФНС России №12 по Омской области б/н от 13.07.2009 об отказе ООО “КБ “Символ - Релеро” в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений, не связанных с изменением в учредительные документы.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах, учитывая, что арбитражным судом установлена неправомерность действий налогового органа об отказе внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, то, следовательно, вывод налогового органа о не представлении заявления по форме №Р13001 так же является необоснованным.

Что касается такого основания для отказа в государственной регистрации сведений, связанных с внесением изменением в учредительные документы, как отсутствие даты совершения удостоверения подлинности подписи заявителя нотариусом ФИО1, суд считает необходимым отметить следующее.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации лиц, а также физических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439) утверждены формы заявлений N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" и N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы".

Согласно пункту 4 Постановления N 439 методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, утвержденных постановлением, разрабатывает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16, принятым на основании пункта 4 Постановления N 439, утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (далее - Методические разъяснения).

Согласно абзацу 3 раздела I Методических разъяснений каждый документ (включая заявление), содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте его прошивки.

В пунктах 7 разделов IV и V Методических разъяснений указано, что подпись заявителя в заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено. При этом в полномочия регистрирующего органа не входит проверка достоверности содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений.

Как видно из материалов дела, в представленных в МИФНС №12 по Омской области заявлении по форме №Р13001 отсутствует дата совершения удостоверительной надписи на штампе нотариуса. Вместе с тем, на нем имеется указание фамилии, имени, отчества нотариуса, фамилии, имени, отчества заявителя, номера регистрации в реестре, суммы уплаченного тарифа, подпись нотариуса.

Из представленного отзыва нотариуса ФИО1 следует, что отсутствие даты в удостоверительной надписи является опиской технического характера. ФИО1 в материалы дела была представлена копия реестра для регистрации нотариальных действий с 18.06.2009 по 21.10.2009, из которого усматривается, что 30.06.2009 ею было совершено удостоверение подлинности подписи ФИО4 на заявлении в Инспекцию.

Довод Инспекции со ссылкой на Письмо МНС России от 20.09.2004 №09-0-10/3733 «О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении» о том, что нотариусы при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица обязаны проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, несостоятелен, поскольку согласно ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным судом РФ от 11.02.93 N 4462-1, нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Таким образом, нотариус засвидетельствовала подлинность подписи ФИО5 в заявлении ООО «КБ «Символ-Релеро».

В заявлениях о государственной регистрации подтверждено, что сведения, содержащиеся в учредительных документах и иных представленных документах, достоверны.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Судом отклонен довод налогового органа об отсутствии уважительности причин пропуска заявителем срока на обжалование вынесенного 13.07.2009 по следующим причинам.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что обжалуемое решение было выслано налоговым органом, как и решение, признанное недействительным решением суда по делу №А46-16009/2009 , в адрес директора ФИО4 14.07.2009, получено последним 20.07.2009.

При этом Общество обратилось в суд с требованиями о признании недействительным решения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления формы №Р14001, и решением суда от 28.10.2009 указанное решение признано недействительным.

При этом резолютивная часть решения суда по делу №А46-16009/2009 была изложена следующим образом:«Требования общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области от 13.07.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” необходимых для государственной регистрации документов.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро”».

Так как, как было указано выше, одним из оснований отказа в регистрации изменений в учредительные документы послужил тот факт, что в обжалуемом решении указано на то, что заявление по форме №Р13001 считается не представленным по причине недостоверности сведений в заявлении формы №Р14001; факт достоверности сведений в заявлении формы №Р14001 установлен вступившим в законную силу решением суда; налоговый орган, по мнению суда, должен был рассмотреть заявление по форме №Р13001 вновь.

11.11.2009 налоговым органом была направлена в адрес директора ФИО4 выписка из ЕГРЮЛ от 10.11.2009 №13154а, из которой следовало, что налоговым органом во исполнение решения суда были внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц на основании заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы формы №Р14001; заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме №Р13001 - по-прежнему не нашло отражения в ЕГРЮЛ.

Полагая, что срок на обжалование оспариваемого в рамках настоящего дела акта, исходя из вышеназванных обстоятельств истек 20.10.2009, суд все же восстановил пропущенный заявителем срок, посчитав уважительными причинами пропуска срока тот факт, что заявитель полагал, что вышеприведенный текст резолютивной части решения суда является основанием для отмены обжалуемого в рамках настоящего дела решения налогового органа об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Указанная позиция заявителя поддерживается судом, исходя из того, что:

- в обжалуемом решении имеется ссылка на решение, признанное судом недействительным, чем нарушаются права заявителя, которые суд обязал восстановить;

- наименование обоих решений налогового органа от 13.07.2009 (вынесенных по результатам рассмотрения заявлений формы №Р13001 и №Р14001) идентичны, и, исходя из резолютивной части решения суда, невозможно понять, какое из них признано недействительным.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области от 13.07.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Законом №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, подлежит признанию недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена, в том числе и государственная пошлина.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате организациями при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, составляет 2 000 руб.

В материалах дела имеется платёжное поручение от 22.07.2009 №132 на сумму 2 000 руб., свидетельствующие об уплате государственной пошлины заявителем в полном объёме при обращении в суд.

Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а также учитывая правовую позицию, сформулированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007 №117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации”, в связи с удовлетворением требования организации, носящего нематериальный характер, в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000руб. подлежат отнесению на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 176, 180, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области от 13.07.2009 об отказе обществу с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, вынесенное по результатам рассмотрения заявления формы №Р13001 (вход. №13156А от 06.07.2009) и прилагаемых к нему документов.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро” путем регистрации внесенияизменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы на основании документов, полученных инспекцией 06.07.2009 ((вход. №13156А).

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области, расположенной по адресу: <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью “Конструкторское Бюро “Символ - Релеро”, ОГРН <***>, расположенного по адресу: 644031 <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000руб.

Решение в части признания ненормативного правового акта недействительным подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в течение указанного срока может быть обжаловано путем подачи жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Г. Захарцева