ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-24596/08 от 29.01.2009 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

29 января 2009 года

№ А46-24596/2008

Арбитражный суд Омской области

в составе:

судьи, председательствующего в судебном заседании

Крещановской Любови Александровны,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Омской областной общественной организации инвалидов «Движение»

к Инспекции ФНС по Советскому району Омской области

о признании недействительным решения от 28.11.2008 № 03-24/35947 ДСП,

при участии:

от заявителя -   Казанцев М.М. по доверенности от 01.02.2008 года (паспорт),

от налогового органа:   Бронина Н.Л. по доверенности от 29.01.2009 № 15/002279-2 (удостоверение № 340175), Марий Л.А. по доверенности от 10.04.2008 № 15/009817 (удостоверение № 340190), Юрьева Л.А. по доверенности от 15.01.2009 № 000519 (удостоверение № 340159), Кулькина Т.А. по доверенности от 27.012009 № 001816-1 (удостоверение № 339260), Евстигнеева С.А. по доверенности от 13.01.2009 № 15/000358-1 (удостоверение № 339272), Пономаренко Л.Р. по доверенности от 15.01.2009 № 000589-2 (удостоверение № 340166),

У С Т А Н О В И Л:

Омская областная общественная организация инвалидов «Движение» (далее – ООООИ «Движение», заявитель, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС по Советскому административному округу города Омска (далее – Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) № 03-24/35947 ДСП от 28.11.2008 года.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования в порядке ст. 49 АПК РФ, отказавшись от оспаривания пени, начисленной за просрочку перечисления налога на доходы физических лиц.

Заявление мотивировано неправомерностью в отказе применения льготы, предусмотренной п/п 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, п/п 2 п.1 ст. 239 НК РФ.

Налоговый орган требования заявителя не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, поскольку по мнению налогового органа, заявитель не доказал свое право на льготу. В соответствии со ст. 37 Федерального Закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предпринимательская деятельность общественными объединениями осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Из положений главы 4 Кодекса следует, что предпринимательская деятельность, в частности, осуществляется путем создания юридических лиц – полных хозяйственных товариществ, обществ, производственных кооперативов.

В абзаце 2 вышеназванной статьи прямо указано, что для осуществления предпринимательской деятельности общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества, иные хозяйственные организации. И поскольку заявитель, являясь общественной организацией инвалидов, предпринимательскую деятельность осуществлял непосредственно, а не путем создания хозяйственных товариществ, обществ и иных хозяйственных организаций, то, по мнению налогового органа, заявитель право на льготу не имеет.

Кроме того, не весь доход, полученный от предпринимательской деятельности, был направлен на уставные цели заявителя, как общественной организации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что Инспекцией была проведена комплексная выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией Омской областной общественной организации инвалидов «Движение» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц за период с 28.06.2005 года по 31.03.2008 года, соблюдения валютного законодательства за период с 28.06.2005 года по 31.03.2008 года, взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период. По результатам проверки составлен акт № 03-24/26754 ДСП от 09.09.2008 года и принято решение № 03-24/35947 ДСП от 28.11.2008 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вышеназванным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость, единого социального налога в 2005-2008 годах в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило соответственно 34 049 700 руб. и 5 200 434 руб.

Кроме того, заявителю предложено уплатить доначисленный за проверяемый период налог на добавленную стоимость в сумме 170 248 904 руб., единый социальный налог в сумме 26 002 173 руб., пени за несвоевременную уплату названных налогов соответственно в сумме 38 201 761,62 руб. и 5 833 365,23 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОООИ «Движение» в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта налогового органа, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы заявителя.

Требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

На основании ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 8 статьи 101 НК РФ, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Как видно из материалов дела и установлено судом причиной привлечения к налоговой ответственности, доначисления налога на добавленную стоимость и единого социального налога за проверяемый период, а также начисления пени за просрочку уплаты указанных налогов послужило то обстоятельство, что заявителем осуществлялась предпринимательская деятельность непосредственно, а не через создание коммерческой организации, что исключает применение льготы, установленной пп.2 п.1 ст. 149 и пп.2 п. 1 ст. 239 НК РФ.

Однако налоговым органом не учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие общественной организации инвалидов.

В соответствии со статьей 11 НК РФ институты и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, как они используются в этих отраслях законодательства.

Согласно статьей 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединение гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Названные конституционные положения конкретизированы в Федеральных законах от 19.05.1995 года «Об общественных объединениях» и от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Исходя из конституционного истолкования содержащихся в них норм, общественные организации инвалидов являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений. Они создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть выступают формой социальной защиты инвалидов, что следует из ст. 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

В соответствии с п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 117 ГК, ст. 37 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ст. 24 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.

Статьей Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения, гражданско-правовых сделок, внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

В соответствии со статьей 37 этого же закона доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Как видно из материалов дела и установлено судом Омская областная общественная организация инвалидов «Движение» создана в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов, учредителями и членами которой являются инвалиды.

Пунктом 7.1 Устава в качестве источников формирования имущества установлены выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также доходы, получаемые от использования собственности Организации.

Целями Организации в соответствии с Уставом являются:

- социальная реабилитация, оказание гуманитарной помощи инвалидам, безработным и иным лицам, которые в силу своих физических способностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- проведение культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

- благотворительная деятельность.

Согласно пункту 3.1 Устава, Организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ постольку, поскольку это служит достижению уставных целей Организации, такой деятельностью может быть приносящее прибыль производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав и другие виды деятельности.

В обоснование вывода о неправомерном осуществлении предпринимательской деятельности налоговый орган сослался на установление законом права общественной организации создавать юридические лица – коммерческие организации. Однако данное утверждение противоречит буквальному содержанию закона. Из статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» следует право общественной организации осуществлять предпринимательскую деятельность как самостоятельно, так и создавать хозяйственные товарищества и общества, иные хозяйственные организации. А также закреплено право общественных объединений приобретать имущество, предназначенной для ведения предпринимательской деятельности.

Следующим основанием, не позволяющим признать правомерным применение налоговой льготы, установленной ст. 149 НК РФ для общественных организаций инвалидов, по мнению налогового органа, как видно из акта проверки, оспариваемого решения и возражений, указанных в отзыве и озвученных в ходе судебного разбирательства, является то обстоятельство, что полученные доходы были направлены на достижение уставных целей не в полном размере. Так в 2005 году на уставные цели было направлено 1 307 тыс. руб., в 2006 – 1362 тыс. руб., что составляет соответственно 0,70% и 0,22% от полученного дохода. При этом процентное отношение выводится от суммы выручки от реализации кондитерских изделий без учета каких-либо расходов. Из материалов дела следует, что Организация занималась производством и реализацией кондитерских изделий. Такой род деятельности, как и любая предпринимательская деятельность, имеющая целью извлечение прибыли, предполагает как доходы, так и расходы, однако налоговым органом изложенное не учитывается. И поскольку Организация доходы от реализации кондитерских изделий в полном объеме не использовала на уставные цели, то и право не имеет на льготу. Однако данный подход противоречит смыслу действующего законодательства.

В оспариваемом решении указано, что о распределении доходов в 2007 и 1 полугодии 2008 года сведений проверяющим не представлено, однако это опровергается реестром переданных документов, отчетами об использовании прибыли за 2006 год и за 2007 год вместе с первичными документами. Кроме того, заявителем представлены документы в подтверждение гуманитарной помощи инвалидам за счет чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам осуществления предпринимательской деятельности в ходе судебного разбирательства как за 2005, 2006 года, что не оспаривается налоговым органом, так и за 2007 год. Кроме первичных документов, представленных в подтверждение расходования денежных средств на цели, предусмотренные Уставом Организации, в ходе судебного разбирательства заявителем было продемонстрировано вручение инвалидам автомобилей, а также подтверждение оплаты за изготовление протезно-ортопедических изделий. Диск с записью проведенных мероприятий приложен к материалам дела.

Суд считает необходимым отметить, что действующим законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения, не установлено обязательное направление всей, 100% полученной от предпринимательской деятельности прибыли на нужды инвалидов в качестве условии для использования налоговой льготы либо в качестве условия для сохранения статуса общественной организации инвалидов.

Статья 149 НК РФ не связывает предоставление права на применение налоговой льготы общественной организации инвалидов с фактическим направлением полученных доходов на достижение уставных либо законных целей такой организации в том или ином конкретном размере, равно как не связывает предоставление льготы с какой-либо периодичностью использования имущества общественной организации на достижение целей, ради которой такая организация создана.

Направление доходов от предпринимательской деятельности на уставные цели налоговым органом установлено и отмечено как в акте проверки так и в оспариваемом решении, имеется лишь несогласие с объемом средств, направляемых на эти цели. В то же время фактов перераспределения доходов от предпринимательской деятельности между членами или участниками Организации налоговым органом в ходе проверки не установлено.

Не могут быть приняты во внимание и возражения налогового органа, касающиеся того обстоятельство, что численность членов Организации составляет 4 человека, а численность работников Организации по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера составляла более тысячи человек в каждом из проверяемых периодов. Согласно письма Федеральной Налоговой Службы от 28.03.2007 года № ММ-6-03/251@ и Письма Министерства Финансов РФ от 09.03.2007 № 03-07-15/32 Федеральным законом от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественным организациям инвалидов не запрещено привлекать наемных работников для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.

Статьей 149 НК РФ, предусматривающей предоставление льготы общественным организациям инвалидов, не установлено в качестве основания для отказа в предоставлении льготы ни само себе привлечение наемных работников ни их количество.

Не установлено таких ограничений статьей 239 НК РФ.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ предусмотрено, что общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.

Из положений указанной нормы следует, что общественные организации инвалидов имеют право на льготу по ЕСН в части сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода, начисленных в пользу каждого работника организации, а не только лиц, являющихся инвалидами.

Суд считает возможным согласиться с позицией заявителя о том, что он является самостоятельным юридическим лицом и не может нести ответственность либо претерпевать иные негативные правовые последствия, в том числе в сфере налогообложения, за действия (бездействие), совершенные другим юридическим лицом. В связи с чем не могут быть приняты доводы налогового органа в части существования также Областной организации инвалидов «Реабилитация и прогресс», цели создания которой не были достигнуты до момента ее ликвидации.

Также суд считает необходимым отметить, что изложенная в настоящем решении позиция подтверждается многочисленной судебной практикой.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

Р Е Ш И Л :

Заявление Омской областной общественной организацией инвалидов «Движение» удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции ФНС по Советскому административному округу города Омска от 28.11.2008 года № 03-24/35947 в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 170 248 904 руб., единый социальный налог в сумме 26 002 173 руб., пени за несвоевременную уплату названных налогов соответственно в сумме 38 201 761,62 руб. и 5 833 365,23 руб., привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 34 049 700 руб. за неуплату налога на добавленную стоимость и 5 200 434 руб. за неуплату единого социального налога, как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.

Производство по делу в остальной части прекратить.

Взыскать с Инспекции ФНС по Советскому административному округу города Омска, зарегистрированной по адресу: 644089 г. Омск, ул. Магистральная, 82 б, в пользу Омской областной общественной организации инвалидов «Движение», зарегистрированной по адресу: 644029 г. Омск, ул. Нефтезаводская, 1-44, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.А. Крещановская