АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г. Омск, ул. Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
11 февраля 2010 года
Дело № А46-24959/2009
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьи Чулкова Ю.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного îáùåñòâà «Ник-Омск» î ïðèçíàíèè íåäåéñòâèòåëüíûì ðåøåíèÿ èíñïåêöèè Ôåäåðàëüíîé íàëîãîâîé ñëóæáûïî Кировскому àäìèíèñòðàòèâíîìó îêðóãó ã. Îìñêà ¹ 2476 îò 15.10.2009,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – Калита Е.Ю. по доверенности от 01.12.2009 (паспорт 5205 204118 выдан УВД КАО г. Омска 22.07.2005);
представителей заинтересованного лица – Голушковой Д.А. по доверенности от 11.01.2010 (паспорт 5299 137220 выдан УВД КАО г. Омска 21.08.1999),
у с т а н о в и л:
Закрытое акционерное общество «Ник-Омск» (далее – заявитель, ЗАО «Ник-Омск», налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскомуадминистративному округу г. Омска (далее – ИФНС по КАО г. Омска, заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) ¹ 2476 îò 15.10.2009 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
 ñóäåáíîì çàñåäàíèè ïðåäñòàâèòåëü çàÿâèòåëÿ óêàçàííûå òðåáîâàíèÿ ïîääåðæàë ïî îñíîâàíèÿì, èçëîæåííûì â çàÿâëåíèè.
Представитель налогового органа в судебном заседании и в письменном отзыве требование Общества не признал и просил в его удовлетворении отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ИФНС по КАО г. Омска проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Общества по земельному налогу за 1 квартал 2009 года.
По результатам проверки 10.09.2009 составлен акт камеральной налоговой проверки № 19848 и 15.10.2009 вынесено решение № 2476 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», которым ЗАО «Ник-Омск» доначислен и предложен к уплате авансовый платеж по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 97 204 руб.
Считая, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимной связи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 137, 138 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика, такие акты нарушают его права; акты налоговых органов могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Ник-Омск» принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 6287 кв. м, с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0005, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 3-я Енисейская, 30, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2006 серии 55 АВ № 222747.
Статьей 390 НК РФ установлены следующие правила определения налоговой базы по земельному налогу: налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
13.08.2009 налогоплательщиком в налоговый орган представлен уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, согласно которому расчет налоговой базы по земельному налогу производился Обществом исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, установленной Указом Губернатора Омской области № 110, в результате чего сумма авансового платежа по расчетам налогоплательщика составила 22 948 руб.
Согласно оспариваемому решению налоговый орган пришел к выводу, что сумма авансового платежа к уплате за 1 квартал 2009 года за земельный участок составила 120 152 руб., а произведенный заявителем расчет налога неверен, поскольку для расчета налогоплательщиком не использованы данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110212:0005, установленные Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п.
Указанный вывод заинтересованным лицом основан на следующем.
Согласно представленному ЗАО «Ник-Омск» решению Арбитражного суда Омской области от 17.03.2009 по делу № А46-4418/2009 действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управления Роснедвижимости по Омской области) по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110212:0005 признаны незаконными, Управлению Роснедвижимости по Омской области предписано исключить из государственного кадастра объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка.
Однако, как указывает налоговый орган, исходя из полученного ответа Управления Федерального Роснедвижимости по Омской Области, решение суда от 17.03.2009 № А46-4418/2009 вступило в силу 17.04.2009, и 04.08.2009 исключена кадастровая стоимость из государственного кадастра земли и этой же датой включена кадастровая стоимость по Постановлению Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п, которое вступает в силу с 01.01.2009.
Таким образом, как полагает инспекция, указанные действия не влияют на сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2009, которыми и руководствуется налоговый орган, а Постановление Правительства Омской области № 193-П от 26.11.2008, опубликованное в газете «Омский вестник» № 141 от 30.11.2008, вступает в силу с даты опубликования и распространяет свое законное действие на 2009 год.
Кроме того, в обоснование законности оспариваемого в рамках настоящего дела решения ИФНС по КАО г. Омска указывает на то, что исходя из принципа платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (пункт 7 статьи 1 Земельного кодекса РФ), следует, что наличие решения арбитражного суда, которым установлено нарушение Управления Роснедвижимости по Омской области процедуры внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный земельный кадастр, не дает право пользователю спорного земельного участка не уплачивать земельный налог.
Суд находит указанные выводы налогового органа несостоятельными, поскольку при вынесении оспариваемого решения им не были учтены следующие обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 17.03.2009 по делу № А46-4418/2009 удовлетворены требования ЗАО «Ник-Омск» к Управлению Роснедвижимости по Омской области.
Судом признаны незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенные 28 декабря 2007 года, по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 32 040 500 рублей 97 копеек, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 096 рублей 31 коп. за один кв. м земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0005 (в настоящее время 55:36:11 02 12:5) площадью 6287,00 кв. м, предоставленный для производственных нужд, расположенный на землях поселений относительно 2-этажного здания заводоуправления, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 3-я Енисейская, дом. 30.
Суд также обязал Управление Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного земельного кадастра (государственного кадастра недвижимости) внесенные в него 28.12.2007 указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 32 040 500 рублей 97 копеек, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 096 рублей 31 коп. за один кв. м земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0005 (в настоящее время 55:36:11 02 12:5) площадью 6287,00 кв. м, предоставленный для производственных нужд, расположенный на землях поселений относительно 2-этажного здания заводоуправления, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 3-я Енисейская, дом 30.
Согласно пункту 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение указанного решения суда от 17.03.2009 Управление Роснедвижимости по Омской области письмом № 06-03/1408 от 10.08.2009 сообщило о том, что с 28.12.2007 из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:5 и 04.08.2009 внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:5 в сумме 32 040 500,97 рублей на основании Постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008.
Следовательно, в период с 28.12.2007 по 04.08.2009 сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка заявителя находились в государственном кадастре недвижимости незаконно, что проконстатировано вступившим в законную силу решением суда.
Согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Таким образом, поскольку по состоянию на 01.01.2009 нахождение в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:5 в сумме 32 040 500,97 рубля признано вступившим в законную силу решением суда незаконным, то суд при рассмотрении настоящего дела приходит к выводу, что на начало налогового периода - 2009 года - кадастровая стоимость земельного участка заявителя не была определена.
При этом судом не ставится под сомнение принцип платности землепользования, закрепленный пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса РФ, на который ссылается налоговый орган в обоснование законности оспариваемого решения, однако в данном случае необходимо учитывать положения нормативного акта, имеющего высшую юридическую силу по сравнению с Земельным кодексом РФ, а именно, - Конституции Российской Федерации, статья 57 которой гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Указанное положение также нашло свое закрепление в статье 3 Налогового кодекса РФ, закрепляющей основные начала законодательства о налогах и сборах, среди которых помимо принципа о том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, указано также и то, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
На основании изложенного, учитывая, что налогоплательщики определяют налоговую базу исходя из сведений о кадастровой стоимости, содержащихся в государственном, земельном кадастре, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, а также то, что в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, а в отношении земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость не была определена, поскольку сведения о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка были согласно вступившему в законную силу решению суда внесены в государственный кадастр недвижимости незаконно и, следовательно, находились там незаконно, в силу приведенного пункта 1 статьи 16 АПК РФ эти сведения не могли быть использованы налоговым органом для исчисления земельного налога, а потому основания для доначисления Обществу авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года у него отсутствовали.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Уплаченная Обществом при подаче заявления и ходатайства о принятии обеспечительных мер государственная пошлина в сумме 3000 руб. по платежным поручениям № 18, № 19 от 02.12.2009 подлежит взысканию в его пользу с налогового органа как со стороны по делу.
Ïîñêîëüêó â ñâÿçè ñ ïðèíÿòèåì íàñòîÿùåãî ðåøåíèÿ ñóäà íàäîáíîñòü â îáåñïå÷åíèè çàÿâëåíèÿ îòïàëà, îáåñïå÷èòåëüíûå ìåðû, ïðèíÿòûå îïðåäåëåíèåì Àðáèòðàæíîãî ñóäà Îìñêîé îáëàñòè 14.12.2009, ïîäëåæàò îòìåíå.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180, 201 АПК РФ, суд именем Российской Федерации
р е ш и л:
Çàÿâëåíèå закрытого акционерного îáùåñòâà «Ник-Омск» óäîâëåòâîðèòü.
Ïðèçíàòü ðåøåíèå инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскомуадминистративному округу г. Омска ¹ 2476 îò 15.10.2009 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» недействительным полностью êàê íåñîîòâåòñòâóþùåå Íàëîãîâîìó êîäåêñó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.
Âçûñêàòü ñ èíñïåêöèè Ôåäåðàëüíîé íàëîãîâîé ñëóæáûïî Кировскому àäìèíèñòðàòèâíîìó îêðóãó ãîðîäà Îìñêà, ðàñïîëîæåííîé ïî àäðåñó: 644015, ãîðîä Îìñê, улица Суворова, 1а, â ïîëüçó закрытого акционерного îáùåñòâà «Ник-Омск», ðàñïîëîæåííîãî ïî àäðåñó: 644011, ãîðîä Îìñê, улица 3-я Енисейская, дом 30, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей (три тысячи рублей 00 копеек).
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Омской области от 14.12.2009, отменить.
Решение в части признания ненормативного акта недействительным подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок ïóòåì ïîäà÷è àïåëëÿöèîííîé æàëîáû â Âîñüìîé àðáèòðàæíûé àïåëëÿöèîííûé ñóä.
Судья
Ю.П. Чулков