ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-25242/09 от 19.02.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

01 марта 2010 года

№ дела

А46-25242/2009

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2010 года,

решение в полном объеме изготовлено 01 марта 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Суставовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Чемисовой Л.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Администрации города Омска

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора –   Департамента транспорта Администрации города Омска; Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта»

о признании недействительными решения и предписания от 05.11.2009 № 05/13-09

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя –   Гирло О.П., действующей на основании доверенности № 01-01-04/1329 от 10.06.2009 (удостоверение № 1154); ФИО1, действующей на основании доверенности № 02-24/1589 от 16.03.2009 (удостоверение № 339);

представителя заинтересованного лица   – ФИО2, действующей на основании доверенности № 06-05/ЕД от 14.01.2010 (удостоверение № 4663);

представителяДепартамента транспорта Администрации города Омска   – ФИО3, действующей на основании доверенности № 01-01-04/19 от 13.01.2010 (удостоверение № 2137);

представителяМежрегиональной общественной организации «Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта»   – ФИО4, действующего на основании доверенности от 14.01.2010 (паспорт <...>),

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Омска (далее по тексту – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее по тексту – Омское УФАС России, заинтересованное лицо) при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Департамента транспорта Администрации города Омска; Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта», о признании незаконными решения и предписания № 05/13-09 от 05.11.2009.

В обоснование заявленного требования заявитель указал на то, что вывод Омского УФАС России о том, что действия органа местного самоуправления по незаконной пролонгации соглашений об организации маршрута, заключенных Администрацией города Омска с победителями конкурсов, проведенных в 2005-2006 годах, а также бездействие Администрации города Омска в части не проведения конкурсов по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, приводят к ограничению, устранению конкуренции, так как лишают хозяйствующих субъектов (потенциальных участников конкурсов) права на осуществление предпринимательской деятельности, реализуемого посредством оказания услуг по перевозке пассажиров на маршрутах города в режиме маршрутного такси в соответствии с соглашением об организации маршрута, что, в свою очередь, является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», не основан на нормах действующего законодательства.

Заявитель подтверждает, что администрацией города Омска в 2005-2006 годах были проведены конкурсы, по результатам которых организатором перевозок - Департаментом транспорта Администрации города Омска со всеми лицами, победившими в конкурсе, были заключены соглашения об организации маршрутов сроком на 1 год. Впоследствии с перевозчиками заключались дополнительные соглашения о продлении срока действия соглашений, при этом, как указывает заявитель, предельный пятилетний срок указанных соглашений не превышен.

Ссылаясь на подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; пункты 2.1, 2.3, 2.4 Правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 18.06.2003 № 61; постановление Администрации города Омска от 20.10.2009 № 808-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта»; постановление Администрации города Омска от 17.04.2009 № 290-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», постановление Мэра города Омска от 28.10.2008 № 960-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», постановление Мэра города Омска от 28.04.2008 № 298-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», постановление Мэра города Омска от 20.11.2007 № 885-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», постановление Мэра города Омска от 20.04.2007 № 270-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», постановление Мэра города Омска от 08.11.2006 № 308-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», постановление Мэра города Омска от 25.04.2006 № 125-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», постановление Мэра города Омска от 29.11.2005 № 514-п «Об утверждении маршрутов пассажирского транспорта», постановление Мэра города Омска от 10.08.2005 № 385-п «Об утверждении городской маршрутной сети, обслуживаемой пассажирским транспортом, работающим в режиме маршрутного такси»; решение Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199 «Об утверждении Порядка распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске», Администрация города Омска приходит к выводу, что какие-либо запреты, установленные действующими нормативными правовыми актами, на заключение соглашений об организации маршрута сроком на один год с последующим их продлением, отсутствуют.

Заключение дополнительных соглашении о продлении срока действия основного соглашения об организации маршрута, кроме всего прочего, согласуется с положениями Приложения к Порядку, которым утверждена типовая форма соглашения об организации маршрута, заключаемого организатором перевозок с победителями конкурса. Пунктом 7.2 типового соглашения прямо предусмотрена возможность продления срока действия соглашений письменным соглашением сторон.

Условиями, необходимыми для признания органа местного самоуправления нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», являются: совершение органом местного самоуправления незаконных действий (бездействия) и, как следствие - недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Заявитель также отмечает, что установленный частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. В рассматриваемой ситуации вмешательство со стороны Администрации города Омска в конкурентную среду перевозчиков полностью отсутствует.

Таким образом, заключает заявитель, действия Администрации города Омска по пролонгации соглашений об организации маршрута не противоречат действующему федеральному законодательству, нормативным правовым актам органов местного самоуправления города Омска, в том числе утвержденному Решением Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199 Порядку распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске.

В связи с чем, квалификация действий Администрации города Омска, как предусмотренного статьей 15 Федерального закона «О защите конкуренции» нарушения антимонопольного законодательства, по мнению заявителю, неправомерна.

Кроме того, заявитель указывает на то, что Омским УФАС России сделан необоснованный вывод о том, что при наличии оснований (открытие новых маршрутов, прекращение действующих соглашений) конкурсы должны проводиться немедленно.

Между тем, действующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Омска не определена периодичность проведения конкурса, аналогичная норма отсутствует и в федеральных законодательных актах, регулирующих порядок организации транспортного обслуживания населения на территории муниципальных образований.

Согласно статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения, к которым относится организация транспортного обслуживания, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Следовательно, по мнению заявителя, Администрация города Омска вправе самостоятельно определять необходимость проведения в конкретный момент времени конкурсов по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске. Проведение конкурсов среди перевозчиков запланировано Администрацией города Омска на октябрь 2010 года, что отражено в протоколе заседания межведомственной комиссии по вопросам обеспечения законности в сфере экономики Омской области от 29.06.2009 № 2.

Таким образом, указывает заявитель, действия Администрации города Омска по заключению дополнительных соглашений с перевозчиками на продление соглашений об организации маршрута не могут являться нарушением антимонопольного законодательства, а факт не проведения Администрацией города Омска после 2005-2006 новых конкурсов по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, не может свидетельствовать об ограничении и устранении конкуренции.

Омское УФАС России представило в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на заявление, в котором просило в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятых им ненормативных правовых актов.

Департамент транспорта Администрации города Омска представил в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на заявление, поддержал позицию Администрации города Омска по существу спора, указал на то, что действия Администрации города Омска по заключению дополнительных соглашений с перевозчиками на продление соглашений об организации маршрута не могут являться нарушением антимонопольного законодательства, в связи с чем, просит суд признать недействительными оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты Омского УФАС России.

Межрегиональная общественная организация «Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта» возражал против удовлетворения требований заявителя. В судебном заседании указала, что действия Администрации города Омска по продлению соглашений лишают членов организации возможности участвовать в конкурсе, вынуждают осуществлять деятельность по перевозке пассажиров маршрутными такси нелегально, что влечет привлечение административной ответственности.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.

В Омское УФАС России поступило заявление Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта» от 03.04.2009 № 117 (вх. № 2042-05 от 07.04.2009) на действия Департамента транспорта Администрации города Омска по пролонгации соглашений об организации маршрутов по истечении срока действия соглашения, без проведения соответствующего конкурса для определения перевозчика (победителя) по маршрутам пассажирского транспорта.

Омским УФАС России издан приказ № 167 от 10.09.2009 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По итогам рассмотрения материалов дела № 05/13-09 Омским УФАС России было принято решение от 05.11.2009 (резолютивная часть решения оглашена 26.10.2009), которым действия Администрации города Омска по незаконной пролонгации соглашений об организации маршрута, а также бездействия Администрации в части непроведения конкурсов по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Также названным решением постановлено выдать Администрации города Омска предписание о прекращении нарушения.

Предписанием № 05/13-09 от 05.11.2009 Администрации города Омска предписано:

1.1. прекратить нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении действий по незаконной пролонгации соглашений организации маршрута, бездействии в части непроведения конкурсов по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в г.Омске по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети;

1.2. в срок до 30.01.2010 провести конкурсы  по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в г. Омске по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети, действующей на дату проведения конкурса»;

1.3. о выполнении вышеуказанного предписания информировать Омское УФАС России:

до 30.12.2009 представить копию публикации сообщения о проведении конкурса по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в г.Омске по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети;

до 06.02.2010 представить копии протоколов конкурсной комиссии об определении победителей конкурса по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в г. Омске по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети.

Полагая, что решение и предписание Омского УФАС России № 05/13-09 от 05.11.2009 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права, свободы и законные интересы Администрации города Омска, последняя обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные Администрацией города Омска требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет, в том числе следующие основные функции: обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 23 того же Федерального закона антимонопольный орган осуществляет, в том числе, следующие полномочия: проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами; возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным, фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания: а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Таким образом, решение и предписание от 05.11.2009 по делу № 05/13-09 вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленной Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» компетенции.

Как следует их текста оспариваемого решения, действия Администрации города Омска признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Суд отклоняет за несостоятельностью доводы Администрации города Омска о неоснованности на нормах действующего законодательства вывода Омского УФАС России о том, что действия органа местного самоуправления по незаконной пролонгации соглашений об организации маршрута, заключенных Администрацией города Омска с победителями конкурсов, проведенных в 2005-2006 годах, а также бездействие Администрации города Омска в части не проведения конкурсов по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, приводят к ограничению, устранению конкуренции, так как лишают хозяйствующих субъектов (потенциальных участников конкурсов) права на осуществление предпринимательской деятельности, реализуемого посредством оказания услуг по перевозке пассажиров на маршрутах города в режиме маршрутного такси в соответствии с соглашением об организации маршрута, что, в свою очередь, является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Прежде всего, следует отметить, что согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),   которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

То есть, часть 1 статьи 15 указанного закона предусматривает запрет на действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые не только привели, но и могли привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Дело № 05/13-09, по результатам рассмотрения которого было вынесено оспариваемое решение и предписание от 05.11.2009, было возбуждено по заявлению Межрегиональной общественной организации «Межрегиональный независимый профессиональный союз работников автомобильного транспорта».

Как пояснила организация и в ходе рассмотрения дела судом, действия Администрации города Омска по продлению соглашений лишают членов организации возможности участвовать в конкурсе, вынуждают осуществлять деятельность по перевозке пассажиров маршрутными такси нелегально, что влечет привлечение административной ответственности.

По итогам проверки данных доводов Омский УФАС России сделал правильный вывод, что непроведение конкурсов для определения перевозчиков по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети и, как следствие этого, отсутствие возможности заключить в установленном порядке соглашения об организации маршрута ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок пассажирских перевозок, тем самым ограничивает конкуренцию.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Омского УФАС России было установлено, что на территории города Омска распределение маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, осуществляется на основе открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором в соответствии с Порядком распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденным решением Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199.

В соответствии с пунктом 1.4 указанного Порядка деятельность на маршрутах осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии, победившие в конкурсе.

Необходимым условием для осуществления перевозок по утвержденным маршрутам является наличие соглашения об организации маршрута, заключенного с организатором перевозок.

Перевозчики, признанные по результатам конкурса победителями, заключают с организатором перевозок соглашение об организации маршрута на срок не более 5 лет (пункт 1.5 Порядка).

Осуществление перевозок маршрутными таксомоторами на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области без заключения с организатором пассажирских перевозок соглашений об организации маршрута служит основанием для привлечения к административной ответственности по статье 25 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, утвержденного Законом Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ (подпункт 1 пункта 1.9 Правил организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 18.06.2003 № 61).

Кроме того, пунктом 1.6 Порядка распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденного решением Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199, предусмотрено, что при отсутствии соглашения об организации маршрута, заключенного по результатам конкурса в соответствии с настоящим порядком (в результате досрочного расторжения либо окончания срока действия соглашения об организации маршрута, а также в случаях уклонения участника конкурса, признанного победителем, от заключения соглашения об организации маршрута), временное соглашение об организации маршрута может быть заключено с участниками конкурса, чьи заявки заняли места, следующие за победителями. При отсутствии таких перевозчиков либо их отказе от заключения соглашения, соглашение об организации маршрута может быть заключено с иным перевозчиком, прошедшим квалификационный отбор, в соответствии с решением конкурсной комиссии. Соответствующее соглашение об организации маршрута может заключаться однократно на срок не свыше 3 месяцев.

Согласно пункту 9.1 Порядка распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденного решением Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199, по итогам конкурса в десятидневный срок с момента получения уведомления победитель конкурса подает заявку произвольной формы организатору перевозок для оформления соглашения об организации маршрута.

Организатор перевозок в течение десяти дней заключает соглашение об организации маршрута, предусматривая следующие услови  я: маршрут и график движения транспортных единиц; количество рейсов за одну рабочую смену; количество подвижного состава на маршруте (по дням недели, времени суток и т.д.); маршрут и график движения транспортных единиц; количество рейсов за одну рабочую смену; количество подвижного состава на маршруте (по дням недели, времени суток и т.д.); обязательства сторон; ответственность сторон; срок действия соглашения  ; порядок и условия досрочного расторжения соглашения.

Нормы о пролонгации соглашения об организации маршрута на иных условиях (кроме однократного заключения временного соглашения) Порядок распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденный решением Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199, не содержит.

По состоянию на 12.10.2009 ряд соглашений Администрацией города Омска пролонгирован и действует до вступления в силу соглашений об организации маршрута, заключенных с победителями конкурса в соответствии с нормативным правовым актом Омского городского Совета, регулирующего порядок распределения маршрутов городского пассажирского транспорта (проведение следующего конкурса Администрацией города Омска планируется в октябре 2010 года).

В период с 01.01.2004 по 21.10.2009 на основании пункта 1.6. Порядка распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденного решением Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199, однократно, на срок не более 3 месяцев, Администрацией города Омска были заключены 12 временных соглашений с перевозчиками.

При этом ссылка заявителя на пункт 7.2 Типового соглашения об организации маршрута (приложение к Порядку распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденного решением Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199), согласно которому дополнение, изменение условий и продление настоящего соглашения производится письменным соглашением сторон, судом не принимается, поскольку, форма типового соглашения носит рекомендательный характер, во-вторых, условия типового соглашения в указанной части противоречат перечисленным выше нормам действующего законодательства.

Кроме того, согласно представленным Департаментом транспорта Администрации города Омска в ходе проведения проверки документам по маршрутам № 378, 345, 265 Комиссией Омского УФАС России было установлено, что на момент рассмотрения дела по ряду утвержденных маршрутов соглашения об организации маршрута с перевозчиками расторгнуты.

Соответственно, перевозки по указанным маршрутам в части объема перевозок, осуществляемых индивидуальными предпринимателями ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ООО «Мотор» по состоянию на 26.10.2009 (то есть на протяжении 2-3 лет) не осуществлялись.

Согласно пункту 1.2. Порядка распределения маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, утвержденного решением Омского городского Совета от 21.07.2004 № 199, распределение маршрутов пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме маршрутного такси, осуществляется на основе открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором в соответствии с настоящим Порядком.

При этом в соответствии с пунктом 10.1 Порядка распределение маршрутов (количества транспортных единиц на маршруте), высвободившихся в результате расторжения либо окончания срока действия соглашений об организации маршрутов, а также в случаях уклонения участника конкурса, признанного победителем, от заключения соглашения об организации маршрута в установленные настоящим Порядком сроки производится на конкурсной основе в соответствии с разделами 2 - 9 настоящего Порядка.

Следовательно, досрочное расторжение либо окончание срока действия соглашения об организации маршрута, а также случаи уклонения участника конкурса, признанного победителем, от заключения соглашения об организации маршрута, являются основаниями для проведения открытого конкурса.

Администрация города Омска не объявляла конкурс на освободивший маршрут, тем самым, не выполнила установленные законодательством требования.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган обоснованно установил в действиях Администрации города Омска, выразившихся в пролонгации соглашений об организации маршрута, заключенных Администрацией города Омска с победителями конкурсов, проведенных в 2005-2006 годах, а также в бездействии Администрации города Омска в части не проведения конкурсов по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске, нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Довод заявителя относительно того, что вопросы оценки эффективности деятельности органа местного самоуправления, в том числе в сфере удовлетворения потребностей населения муниципального образования в общественных пассажирских перевозках, находятся вне сферы компетенции антимонопольного органа, не нашел своего подтверждения.

Действительно, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Вместе с тем, неправомерные действия Администрации города Омска по пролонгации соглашений об организации маршрута, а также бездействие в части непроведения конкурсов по определению перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси по маршрутам пассажирского транспорта городской маршрутной сети, для осуществления пассажирских перевозок в г.Омске, являются необоснованными.

Данный вопрос, действительно, находится за рамками компетенции Омского УФАС России (статья 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), однако Омским УФАС России в оспариваемом решении не дается оценки эффективности данной деятельности Администрации города Омска, а констатируется нарушение пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Омское УФАС России обязано при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства определить нормы не только антимонопольного, но и иного  действующего законодательства Российской Федерации, которые были нарушены в результате осуществления рассматриваемых действий (бездействия).

В связи с тем, что решение Омского УФАС России от 05.11.2009 № 05/13-09 признается арбитражным судом законным и обоснованным, то предписание Омского УФАС России от 05.11.2009, вынесенное в отношении Администрации города Омска, также подлежит признанию арбитражным судом законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Администрации города Омска.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация города Омска освобождена от уплаты государственной пошлины, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не подлежат распределению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Администрацией города Омска требований о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Омской области от 05.11.2009 № 05/13-09 отказать полностью.

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья О.Ю. Суставова