ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-25355/09 от 04.05.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

07 мая 2010 года

№ дела

А46-25355/2009

  Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2010 года, решение в полном объёме изготовлено 07 мая 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Н.А.Голобородько

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Ю.Евсиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области

к территориальному отделу № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

при участии в деле в качестве третьего лица – Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детский лёгочно-туберкулёзный санаторий»

о признании незаконным решения № 20/09-8097 от 11.12.2009; о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от исправления технической ошибки; об обязании устранить допущенные нарушения

в заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1, действующая на основании доверенности № 83 от 29.03.2010,

от заинтересованного лица, третьего лица представители не явились

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным решения территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области № 20/09-8097 от 11.12.2009 об отказе в исправлении технической ошибки и обязании территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области внести изменения в материалы кадастрового учёта путём исключения записи об отнесении участка с кадастровым номером 55:20:09 05 01:332 к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, и внесения записи об отнесении участка к категории земель лесного фонда. На основании данного заявления арбитражным судом было возбуждено производство по делу № А46-25355/2009.

На основании заявления Главного управления лесного хозяйства Омской области о признании незаконным действия территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, выразившегося в отказе от исправления технической ошибки; об обязании территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из документов государственного кадастра недвижимости запись об отнесении участка с кадастровым номером 55:20 09 05 01:94 к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов и внести в документы государственного кадастра недвижимости запись об отнесении участка с кадастровым номером 55:20: 09 05 01:94 к категории земель лесного фонда Арбитражным судом Омской области было возбуждено производство по делу № А46-91/2010.

Также на основании заявления Главного управления лесного хозяйства Омской области о признании незаконным действия территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, выразившегося в отказе от исправления технической ошибки; об обязании территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из документов государственного кадастра недвижимости запись об отнесении участка с кадастровым номером 55:20 09 05 01:41 к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов и внести в документы государственного кадастра недвижимости запись об отнесении участка с кадастровым номером 55:20: 09 05 01:41 к категории земель лесного фонда Арбитражным судом Омской области было возбуждено производство по делу № А46-1119/2010.

Кроме того, на основании заявления Главного управления лесного хозяйства Омской области о признании незаконным действия территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, выразившегося в отказе от исправления кадастровой ошибки; об обязании территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из документов государственного кадастра недвижимости запись об отнесении участков с кадастровыми номерами 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7 к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов и внести в документы государственного кадастра недвижимости запись об отнесении участков с кадастровыми номерами 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7 к категории земель лесного фонда Арбитражным судом Омской области было возбуждено производство по делу № А46-1313/2010.

Определением арбитражного суда от 09.02.2010 указанные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер А46-25355/2009.

В обоснование заявленных требований Главное управление лесного хозяйства Омской области сослалось на то, что лесные участки, расположенные в кварталах №№ 15-16, 2, 50, 28, 3-6, 14, 17-25, 35-40, 44-46, 41, 7-13, 36-37, 29-34, 42-43, 47-40 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, общей площадью 4295 га, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 55АВ № 850409 являются собственностью Российской Федерации.

Из состава земель лесного фонда указанные участки в установленном законодательством порядке не изымались и в число особо охраняемых территорий не включались, в связи с чем у территориального отдела отсутствовали основания для внесения в реестр сведений об отнесении вышеназванных земельных участков к категории земель особо охраняемых территорий.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определённой категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определённой категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлению правообладателей земельных участков.

Заинтересованное лицо в ходе судебного разбирательства требования заявителя не признало, указав на то, что категория земель «особо охраняемые территории» присвоены земельным участкам постановлением главы администрации Омской области от 08.12.1992 № 408-п «О Чернолученско-Красноярской оздоровительной зоне» и решением Районного совета Омского муниципального образования от 16.07.2004 № 23 «Об особо охраняемых рекреационных территориях местного значения».

Ссылка заявителя на свидетельство о государственной регистрации права на лесной участок не подтверждает право собственности РФ на спорные земельные участки. Кадастровый номер, указанный в свидетельстве, не соответствует делению Омской области, утверждённому постановлением Правительства Омской области в 2004 году. Свидетельство № 850409 серии 55АВ никакого отношения к Омскому кадастровому району не имеет и подтвердить право собственности на земельные участки не может.

В судебное заседание, назначенное на 04.05.2010, заинтересованное лицо явку своего представителя не обеспечило.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Детский лёгочно-туберкулёзный санаторий», которое явку своего представителя в судебное заседание, назначенное на 04.05.2010, также не обеспечило.

Поскольку о времени и месте судебного разбирательства заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом, о чём в материалах дела имеются соответствующие доказательства, арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил, что согласно полученным Главным управлением лесного хозяйства Омской области кадастровым выпискам на земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:41, 55:20:09 05 01:94, 55:20:09 05 01:332, 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7 указанные земельные участки отнесены к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов».

Полагая, что вышеназванные земельные участки являются землями лесного фонда, а сведения об отнесении указанных земельных участков к категории особо охраняемых территорий ошибочно включены в государственный кадастр недвижимости, Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в Территориальный отдел № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с заявлениями об исправлении технических ошибок в сведениях о категории указанных земельных участков путём указания на категорию земель «земли лесного фонда».

Решением территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области № 20/09-8097 от 11.12.209 заявителю было отказано в исправлении технической ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:09 05 01:332.

По земельным участкам с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:41, 55:20:09 05 01:94, 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7 заявителю было сообщено об отсутствии технической ошибки.

Полагая, что действия территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Омской области, выразившиеся, по сути, в отказе в исправлении технической ошибки противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Главного управления лесного хозяйства Омской области, последнее обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учёт или государственный технический учёт объектов недвижимости, осуществлённые в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения, признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтёнными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт или государственный технический учёт которых не осуществлён, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ник, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

В силу части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признаётся юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Согласно плану лесонасаждений Красноярского лесничества Омского лесхоза Омской области 1993 года, являющемуся лесоустроительным документом, участок занимаемый базой отдыха «Рубин» и оздоровительным лагерем «Огонёк» отнесён к землям лесного фонда (земельный участок с кадастровым номером 55:20:09 05 01:41).

Натурным осмотром участка от 17.12.2009 определено его местоположение в границах выделов №№ 26, 28, 30 квартала № 14, выделов №№ 3, 5, 6, 7, 21 квартала № 18 Красноярского участкового лесничества Омского лесхоза. Указанным актом натурного осмотра также установлено, что участок относится к землям лесного фонда, категория лесов – защитные леса, подкатегория – лесопарковая часть зелёных зон.

Материалами таксационных описаний Красноярского лесничества Омского лесхоза Омского управления лесами квартал 18 Красноярского участкового лесничества, занимаемый вышеназванным участком, отнесён по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория – лесопарковые части зелёных зон: выдел 3 – берёзовые насаждения, выдел 5 – культуры, выдел 6 – берёзовые насаждения, выдел 7 – культуры, выдел 21 – берёзовые и сосновые насаждения. Квартал 14 – отнесён к категории защитных лесов, подкатегория – лесопарковые части зелёных зон: выдел 28 – культуры, выдел 26 – культуры, выдел 30 – культуры.

В соответствии с планом лесонасаждений Красноярского участкового лесничества Омского лесхоза земельный участок с кадастровым номером 55:20:09 05 01:94 располагается в выделах №№ 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12 квартала № 23 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества.

Согласно материалам таксационных описаний квартал № 23 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества участок отнесён по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория – лесопарковые части зелёных зон: выдел 4 – пионерский лагерь, выдел 5 – берёзовые насаждения, выдел 7 – культуры, выдел 9 – сосновые насаждения, выдел 10 – сосновые насаждения, выдел 11 – сосновые насаждения, выдел 12 - культуры.

Из материалов лесоустройства следует, что земельный участок с кадастровым номером № 55:20:09 05 01:332 расположен в выделах №№ 6, 10, 11, 17, 18, 19, 20, 22, 25, 26, 43 квартала № 21 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества.

Материалами таксационных описаний квартал № 21 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества отнесён по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: выдел 6 – сосновые насаждения, выдел 10 – сосновые насаждения, выдел 11 – берёзово-сосновые насаждения, выдел 17 – сосновые насаждения, выдел 18 – пионерский лагерь, выдел 19 – берёзовые насаждения, выдел 20 – берёзовые насаждения, выдел 22 – берёзовые насаждения, выдел 25 – пастбище, выдел 26 – пионерский лагерь, выдел 43 – прогалина.

Согласно плану лесонасаждений Красноярского лесничества Омского лесхоза Омской области 1993 года, являющемуся лесоустроительным документом, участки, занимаемые оздоровительным комплексом «Зелёная роща» и оздоровительным городком им.Лёни ФИО2 отнесены к землям лесного фонда (земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7).

Натурным осмотром участка от 17.12.2009 определено местоположение участков с кадастровыми номерами 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7 в границах выделов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 квартала № 35 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества. Указанным актом натурного осмотра также установлено, что участок относится к землям лесного фонда, категория лесов – защитные леса, подкатегория – лесопарковая часть зелёных зон.

Материалами таксационных описаний Красноярского лесничества Омского лесхоза Омского управления лесами квартал 35 Красноярского участкового лесничества, занимаемый участками с кадастровыми номерами 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7, отнесён по целевому назначению к категории защитных лесов, подкатегория – лесопарковые части зелёных зон: выдел 1 – усадьба, выдел 2 – усадьба, выдел 3 – усадьба, выдел 4 – берёзовые и сосновые насаждения, выдел 5 – усадьба, выдел 6 – берёзовые и сосновые насаждения.

Согласно описанию участка лесного фонда Красноярского лесничества Омского лесхоза, утверждённого заместителем начальника Главного управления природных ресурсов по Омской области, исходя из местоположения их в границах указанных выше кварталов, вышеназванные земельные участки являются частями участка лесного фонда Красноярского лесничества Омского лесхоза (ИНО 115245222440002).

Данный участок лесного фонда как лесной участок общей площадью 4295 га является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.01.2009 серии 55 АВ № 850409. Согласно указанному свидетельству право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано 12.08.2004.

Таким образом, спорные земельные участки являются ранее учтёнными лесными участками, относящимися к категории земель лесного фонда.

Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании документов, в совокупности образующих кадастровые дела.

В силу статьи 22 данного Закона в состав необходимых для кадастрового учёта документов должны входить помимо прочего документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определённой категории земель.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определённой категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участи или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определённой категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В рассматриваемом случае, мотивируя отнесения спорных земельных участков к категории земель особо охраняемых территорий, территориальный отдел сослался на постановление главы администрации Омской области от 08.12.1992 № 408-п «О Чернолученско-Красноярской оздоровительной зоне» и решение Районного совета Омского муниципального образования от 16.07.2004 № 23 «Об особо охраняемых рекреационных территориях местного значения».

Однако указанные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств того, что спорные земельные участки были отнесены к особо охраняемым рекреационным территориям в порядке, установленном решением Районного совета Омского муниципального образования от 16.07.2004 № 23 «Об особо охраняемых рекреационных территориях местного значения» территориальным отделом не представлено.

Что касается постановления от 08.12.1992 № 408-п, то данное постановление содержит сведения об отнесении Чернолученско-Красноярской зоны к курортам местного значения, не определяя эту зону как объект перевода в состав земель особо охраняемых территорий и не устанавливая её границы.

Исходя из анализа норм статей 3, 5, 21, 91, 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, статей 6, 7 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, раздела 3 Закона ОФ от 05.03.1992 № 2449-1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой областной Администрации» глава администрации Омской области не был уполномочен единолично осуществлять перевод лесных участков из состава земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий.

Не свидетельствуют о переводе из состава земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и нормативные акты об изъятии земель (решение исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся от 21.01.1965 № 34, решение исполнительного комитета Омского районного Совета депутатов трудящихся Омской области № 314 от 05.10.1973, решение исполнительного комитета Омского районного Совета народных депутатов от 14.03.1989 № 86, решение исполнительного комитета Омского областного совета депутатов трудящихся от 31.01.1966 № 77, постановление Главы администрации Омского района от 13.10.1992 № 474-п, постановление Главы администрации Омского района Омской области от 23.02.1993 № 106-п), так как изъятие из землепользования предполагает переход права пользования от одного субъекта к другому, а не изменение категории земель.

Более того, в решении исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся от 31.01.1966 № 77 «Об отводе строительному тресту № 5 земельного участка под детские оздоровительные учреждения» прямо указано, что участок предоставляется из состава земель государственного лесного фонда без права рубки леса без исключения из состав государственного лесного фонда.

Таким образом, имеется несоответствие между сведениями, внесёнными в государственный кадастр недвижимости и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых вносились данные в государственный кадастр объектов недвижимости в части отнесения спорных земельных участков к определённой категории земель, что в силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» является технической ошибкой.

Согласно части 2 статьи 28 названного Федерального закона техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учёта в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учёта от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Учитывая изложенное, техническая ошибка, выразившаяся в указании неверной категории земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:41, 55:20:09 05 01:94, 55:20:09 05 01:332, 55:20:24 08 01:6 и 55:20:24 08 01:7 подлежит исправлению, а требования заявителя – удовлетворению.

При этом судом не приняты во внимание доводы территориального отдела о том, что свидетельство серии 55АВ № 850409 не имеет отношения к Омскому кадастровому району, так как согласно данным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии разъяснениям, до введения в действие Инструкции, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от 08.12.2004 № 192, условный номер присваивался учреждениями юстиции по регистрации прав на основании постановления главы администрации Омской области «О порядке присвоения условных номеров объектам недвижимого имущества» от 13.11.200 № 361-п. В соответствии с указанным постановлением Омскому району соответствовал номер 24.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Главного управления лесного хозяйства Омской области удовлетворить.

Признать незаконным решение территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области № 20/09-8097 от 11.12.2009 об отказе в исправлении технической ошибки, как несоответствующее Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Признать незаконными действия территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по отказу в исправлении технических ошибок, выразившихся во внесении в сведения государственного кадастра недвижимости данных об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20 09 05 01:94, 55:20 09 05 01:41, 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7 к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, как несоответствующие Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Обязать территориальный отдел № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области внести изменения в материалы кадастрового учёта путём исключения записи об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:332, 55:20 09 05 01:94, 55:20 09 05 01:41, 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7 к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и внести запись об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:09 05 01:332, 55:20 09 05 01:94, 55:20 09 05 01:41, 55:20 24 08 01:6 и 55:20 24 08 01:7 к категории земель лесного фонда.

Решение в части признания незаконным решения территориального отдела № 12 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области и его действий подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.А.Голобородько