ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2558/20 от 23.06.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

30 июня 2020 года

№ дела

А46-2558/2020

Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2020.

Полный текст решения изготовлен 30.06.2020.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петренко О.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электрик» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Омской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании бездействия и обязании,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.01.2020 (паспорт),

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 11.10.2019 № 05-41-28, диплом от 23.05.2002 (удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электрик» (далее - заявитель, ООО «Фирма «Алекто-Электрик», Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе, изложенном в письме от 05.02.2020 № 12-01-26/01222 заверить в соответствии с частью 4 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» копии документов, необходимых для подачи заявления в Сибирское таможенное управление о возврате авансовых платежей согласно формы, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520.

В качестве восстановления нарушенного права просит обязать заверить в соответствии с частью 4 статьи 122 от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» копии документов, необходимых для подачи заявления в Сибирское управление о возврате авансовых платежей согласно формы, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520 в Сибирское таможенное управление.

В обоснование заявленного требования Общество указывает на отсутствие у таможенного органа законных оснований для отказа в заверении копий документов, приложенных к заявлению о возврате авансовых платежей.

В ходе судебного заседания представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требования возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 30.01.2020 ООО «Фирма «Алекто-Электрик» обратилось в Омскую таможню с заявлением, в котором Общество просит назначить время, место и должностное лицо, которое заверит копии документов при сличении с подлинниками, поименованных в пункте 4 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для направления их в Сибирское таможенное управление в качестве приложений к заявлению о возврате авансовых платежей.

Письмом от 05.02.2020 № 12-01-26/01222 «О направлении разъяснения» заинтересованное лицо, ссылаясь на положения части 9 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», отказало Обществу в осуществлении запрашиваемых действий, ссылаясь на отсутствие полномочий по заверению документов, необходимых для возврата авансовых платежей.

В отсутствие каких-либо действий Омской таможни в этом направлении, ООО «Фирма «Алекто-Электрик» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия заинтересованного лица.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.

Возврат авансовых платежей производится на основании заявлений о возврате авансовых платежей. Форма заявления о возврате авансовых платежей утверждена приложением № 1 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога»

Исходя из положений частей 3, 4 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» к заявлению юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы: платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа; копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа; образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление; копия документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, засвидетельствованная в нотариальном порядке либо заверенная таможенным органом при предъявлении оригинала документа; иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата.

Заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен настоящей статьей, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств (часть 9 статьи 122 Федерального закона № 311-ФЗ).

В связи с вступлением в силу с 01.07.2019 приказа Федеральной таможенной службы от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета-ЕЛС» (далее - приказ № 1039) осуществлен перевод лицевых счетов всех участников ВЭД - юридических лиц на единый лицевой счет на уровне Федеральной таможенной службы (далее - ресурс ЕЛС). В ресурс ЕЛС переведены авансовые платежи, а также остатки денежного залога и излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.

После перевода лицевых счетов в ресурс ЕЛС остатки денежного залога и излишне уплаченных (взысканных) пошлин, налогов приобрели статус авансовых платежей и могут быть использованы при декларировании либо возвращены по письменному обращению плательщика в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством для возврата авансовых платежей.

До вступления в силу положений статьи 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для возврата авансовых платежей сохраняется порядок, установленный статьей 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

С учетом положений приказа ФТС России № 1039 участникам ВЭД, лицевые счета которых администрируются в ЕЛС, предоставляется возможность осуществлять уплату таможенных и иных платежей при декларировании товаров в объеме общего остатка денежных средств по кодам бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации по платежным документам. Такой порядок позволяет плательщикам наиболее эффективно распоряжаться остатками денежных средств и минимизирует случаи совершения ими ошибок при заполнении графы «В» декларации на товары (далее - ДТ), которые могут привести к отказу в выпуске товаров в связи с отсутствием денежных средств, достаточных для уплаты таможенных и иных платежей, на конкретном платежном документе.

Согласно приказу ФТС России № 1039 администрирование единых лицевых счетов плательщиков осуществляется региональными таможенными управлениями и Калининградской областной таможней в соответствии с местом налогового учета плательщика, исходя из кода причины постановки на учет, содержащегося в Едином государственном реестре юридических лиц.

Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с место налогового учета российского юридического лица осуществляет, в том числе Сибирское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в Едином государственном реестре юридических лиц начинается с 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88.

Соответственно, в данном случае администрирование в ЕЛС денежных средств участников ВЭД омского региона осуществляется Сибирским таможенным управлением, в связи с чем, рассмотрение заявлений о возврате авансовых платежей с комплектом соответствующих документов отнесено к компетенции Сибирского таможенного управления, которое находится в г. Новосибирск.

Кроме того, письмом от 12.02.2020 № 13-07-09/01947 «О заверении документов», направленном Омской таможне, Сибирское таможенное управление также указало на отсутствие полномочий у должностных лиц таможенных органов, не осуществляющих администрирование денежных средств, по заверению документов, необходимых для возврата авансовых платежей.

Указанное свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия заинтересованного лица.

В своем заявлении заявитель также указывает на стоимость расходов, которые будут понесены Обществом в случае заверения копий документов таможенным управлением, осуществляющим администрирование денежных средств, а не таможенным органом по месту нахождения юридического лица, которые составят 5 524 руб. либо заверение копий документов у нотариуса, которые составят 2 300 руб., в то время как авансовые платежи, подлежащие возврату составляют сумму 10 000 руб., в связи с чем ссылается на утрату экономического смысла возврата денежных средств.

Соответственно, из смысла указанного заявления следует, что действия заявителя направлены на минимизацию возможных убытков в условиях реально существовавшего риска потери значительных финансовых средств.

Между тем, ссылка заявителя на утрату экономического смысла возврата денежных средств судом отклоняется, поскольку граждане и организации обязаны неукоснительно соблюдать действующее российское законодательство, в том числе законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что Обществом не представлены доказательства наличия самого факта бездействия Омской таможни, суд приходит к выводу о том, что деяние заинтересованного лица соответствует действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требования ООО «Фирма «Алекто-Электрик» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в соответствии со статьёй 110 АПК РФ судебные расходы на оплату государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Алекто-Электрик» к Омской таможне об оспаривании бездействия, выразившегося в отказе, изложенном в письме №12-01-26/01222 от 05.02.2020, заверить в соответствии с пунктом 4 статьи 122 от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» копии документов, необходимых для подачи заявления в Сибирское управление о возврате авансовых платежей согласно формы, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520, обязании Омскую таможню заверить в соответствии с частью 4 статьи 122 от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» копии документов, необходимых для подачи заявления в Сибирское управление о возврате авансовых платежей согласно формы, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 №2520 в Сибирское таможенное управление оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья М.А. Третинник