ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-25/2021 от 29.09.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

октября 2021 года

№ дела

А46-25/2021

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2021 года.

В полном объеме изготовлено решение 06 октября  2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой ОА.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Департамента строительства Администрации города Омска (ИНН 5503053583, ОГРН 1025500736326)

к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ИНН 5503029414, ОГРН 1025500741530)

о признании недействительным представления от 01.12.2020 № 52-22-11/6457,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, автономного учреждения Омской области «Государственная экспертиза Омской области»,

при участии:

от заявителя – Телегина Ю.Г. (удостоверение) по доверенности от 05.11.2020 ИСХ-ДС/1907,

от заинтересованного лица – Зима Ю.Р. (удостоверение) по доверенности от 09.01.2020 №52-16-13/12,

иные лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Департамент строительства Администрации города Омска обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействительным представления от 52-22-11/6457 от 01.12.2020 в части:

- пункта 1, согласно которому: по нарушению, указанному в пункте 1 настоящего представления, осуществить возврат  части неправомерно  использованной субсидии в размере 2 019 871,06 руб. Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в срок до 30.06.2021;

- по нарушению, указанному в пункте 4 настоящего представления, представить  в Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области  скорректированные отчетные формы за 2019 год, предусмотренные приложением 7 и 9 к Соглашению, с учетом фактически достигнутого показателя «Технический готовности объекта», указанного проверкой, 11,8% в срок до 15.01.2021.

В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что  при определении стоимости щебня Департамента строительства не допустил завышения стоимости объекта; щебень был завезен из Челябинской области,  учитывая наличие в сборнике ФССЦ 81-01-2001 материальных ресурсов, в виде щебня и отсутствие транспортных затрат на расстоянии свыше 30 километров при его доставке, применение прайс-листов является правомерным; проектную документацию  на объект  разрабатывала  и сметную стоимость объекта определяла проектная организация – ООО «Национальный земельный фонд»; в отношении проектной документации Объекта проведена  государственная экспертиза; в соответствии с заключением Главного управления государственного надзора и экспертизы Омской области от 18.04.2019 сметная стоимость капитального строительства объекта, в том числе  с применением  в части сметной документации ЛСР №02-01-02 «Устройство дорожного полотна» прайс-листов на материальные ресурсы (щебень), определена достоверно;  законодательно не  предусмотрено утвержденной методики определения степени готовности  линейного объекта незавершенного строительства.

УФК  по Омской области требования заявителя не признало, указав на законность и обоснованность  представления в оспариваемой части, так как  сметная стоимость  строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, определяется  с обязательным  применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов; в соответствии с пунктами 3.2, 4.3.1, 4.3.10 Соглашения, приложением №4 к Соглашению, Департамент строительства Администрации города Омска обязуется  обеспечить достижение на конец 2019 года показателя  технической готовности объекта строительства в 41,14%; согласно описанию мероприятий и целевых индикаторов их выполнения подпрограммы «Комплексное  освоение и развитие  территорий  в целях  жилищного строительства» (пункт 6 приложения №3 к государственной программе Омской области «Создание условий для  обеспечения  граждан доступным  и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области  от 16.10.2013 №264-п, в рамках основного  мероприятия «Реализация регионального проекта «Жилье», направленного на достижение целей федерального проекта «Жилье» планируется выполнение  мероприятия по софинансированию строительства автомобильных дорог и объектов социальной инфраструктуры  в рамках реализации  проектов  по комплексному  развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономического класса; в качестве одного из целевых индикаторов, характеризующих реализацию указанного мероприятия, определена степень реализации мероприятия, которых измеряется  в процентах (с точностью до сотых долей процентов) как отношение объема выполненных работ (оказанных услуг) в рублях к общему объему предусмотренных средств на реализацию мероприятия  за счет все источников.

Третьи лица: Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, автономное учреждение Омской области «Государственная экспертиза Омской области», представили отзывы на заявление, в которых поддержали позицию заявителя; явку представителей в суд не обеспечили; дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц по имеющимся документам на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил, что в отношении Департамента строительства Администрации города Омска на основании  приказа УФК по Омской области от 20.10.2020 №14-кд была проведена выездная  проверка по предоставлению и использованию субсидий, предоставленных  из федерального бюджета  на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов РФ в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» за период с 01.01.2015 по 31.12.2019, по итогам которой составлен Акт от 08.10.2020 б/н.

По результатам проверки УФК  по Омской области Департаменту строительства Администрации города Омска выдано представление от 01.12.2020 №52-22-11/6457, в котором в связи с выявленными нарушениями в пункте 1 предложено  осуществить  возврат неправомерно использованной субсидии в размере 2019871,06 руб. Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в срок до 30.06.2021; представить скорректированные отчетные формы за 2019 год, предусмотренные приложениями 7 и 9 к Соглашению, с учетом фактически достигнутого показателя «Технической готовности объекта», установленного проверкой, - 11,80% в срок до 15.01.2021.

Департамент строительства Администрации города Омска, полагая, что представление УФК по Омской области от 01.12.2020 №52-22-11/6457 не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления в силу следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признан недействительным, если он не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, осуществляющий публичные полномочия (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В пункте 1 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.

Государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта РФ межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта РФ и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта РФ, в том числе, в отношении главных администраторов (администраторов) средств бюджета субъекта РФ, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты (пункт 2.1 статьи 266.1 БК РФ).

На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

В пункте 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена Подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно Паспорту федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» принята подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п утверждена государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», в рамках которой предусмотрено мероприятие «Строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от б. Архитекторов до ул. Перелета», на реализацию которого постановлением Правительства Омской области от 14.03.2019 № 86-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2019, 2020 годах, в сфере строительства и дорожного хозяйства» предусмотрено выделение субсидии бюджета Омской области в размере 392 000 000,00 руб.

В проверяемом периоде в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в целях реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов РФ и в целях реализации региональной программы и в соответствии с Законом Омской области от 20.12.2018 № 2121-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 05.09.2019 № 52701000-1-2019-012 (далее - Соглашение).

В соответствии с Соглашением бюджету городского округа город Омск в 2019 году предоставлена субсидия из бюджета Омской области на условиях софинансирования в общей сумме 392 000 000,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 344 000 000,00 руб. С учетом софинансирования из бюджета городского округа города Омск, предусмотренного Соглашением, в сумме 8 000 000,00 руб., общий объем средств, направленных на реализацию указанных мероприятий, в 2019 году составил 400 000 000,00 руб.

Приложением №1 к Соглашению определен перечень объектов капитального строительства - Строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от б. Архитекторов до ул. Перелета (далее - Объект строительства).

Приложением №4 к Соглашению определен график мероприятий по строительству, проценты технической готовности на конец отчетного периода.

Приложениями № 6-9 к Соглашению установлены отчетные формы, в том числе об исполнении графика строительства, процента технической готовности объекта на отчетную дату, о достижении значений результатов регионального проекта.

В соответствии с условиями Соглашения в 2019 году на лицевой счет Департамента (л/с № 04523005480) поступила субсидия из Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в сумме 392 000 000,00 руб.

По результатам электронного аукциона от 05.06.2019 № ППИ 0152200004719000615 между Департаментом и ООО «СтройТраст» заключен муниципальный Контракт от 28.06.2019 № 13-2019/С (далее - Контракт) на строительство и реконструкцию автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от б. Архитекторов до ул. Перелета.

Контрактом предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ. Оплата этапов выполненных работ производится в соответствии с Графиком оплаты выполненных работ за вычетом предоплаты в размере 30% от суммы предъявленных к оплате выполненных работ.

1. В ходе проверки контролирующим органом было установлено нарушение  требований статьи 162 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), части 1 статьи  8.3 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), пункта 4.3.13 Соглашения№ 52701000-1-2019-012, а именно: Департаментом строительства Администрации города Омска при определении сметной стоимости работ по строительству дорожного полотна не использованы прямые сметные  нормативы  ФССЦ 81-01-2001. Государственные сметные нормативы. Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве. Установлено наличие факта применения прайс-листов на материальные ресурсы в сметной документации на вышеуказанный Объект, при наличии расценки в сметных нормативах, сведения  о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

В связи с указанным обстоятельством  в представлении УФК по Омской области от 01.12.2020 №52-22-11/6457 Департаменту строительства Администрации города Омска предложено осуществить возврат части неправомерно использованной субсидии в размере 2 019 871,06 руб.

Суд полагает, что в указанной части представление УФК по Омской области от 01.12.2020 №52-22-11/6457 законно и обоснованно в силе следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Пунктом 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее - МДС 81-35.2004) определено, что стоимость материальных ресурсов может определяться

-  в базисном уровне цен по федеральным и территориальным сборникам сметных цен материалы, изделия и конструкции (ФССЦ-2001, ТССЦ-2001);

-  в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

В соответствии с Общими положениями к сборникам федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1039/пр (далее - ФССЦ-2001), сметные цены на материалы, изделия и конструкции учитывают данные о средневзвешенных отпускных ценах, применяемых в строительстве, все расходы, связанные с приобретением материалов, изделий конструкций и оборудования, а также стоимость их перевозки автомобильным транспортом расстояние до 30 километров с учетом массы брутто.

Исходя из требований пункта 7 ФССЦ-2001 (Общие положения) при определении сметной стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования, наименование которых отсутствует в настоящем ФССЦ 81-01-2001, необходимо руководствоваться положениями методических документов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов.

Таким образом, как обосновано указано  контролирующим органом, при наличии строительного ресурса в федеральных (территориальных) сметных ценах на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ-2001, ТССЦ-2001), определение его стоимости в локальных сметных расчетах (сметах) по прайс-листам (коммерческим предложениям, счетам-фактурам и т.п.) не допускается.

ФССЦ-2001 содержит федеральную сметную цену на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (Щебень, гравий, песок, шлаки, смеси, глины, грунты) - ФССЦ 81-01-2001. Книга 02: группа 02.2.05.04: раздел 02.2.05: позиция 89. ФССЦ-2001. ФССЦ 81-01-2001 и МДС 81-35.2004 внесены в ФРСН, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета соответственно, подлежат применению в силу части 1 статьи 8.3 ГрК РФ.

Доводы Департамента строительства Администрации города Омска о том, что  потребность в замене стоимости материала (щебня) по   прайс-листам   была   обусловлена   необходимостью   учета   транспортных   расходов  на перемещение щебня от поставщика, находящегося в городе Миассе Челябинской области, до города Омска, подлежат судом отклонению.

Согласно пункту 6 ФССЦ-2001 (Общие положения) затраты на доставку материалов, изделий, конструкций и оборудования не учитывают использование перевалочных баз и складов. В случае, когда перевозка осуществляется с использованием промежуточных баз (складов), сметная стоимость материалов, изделий, конструкций и оборудования определяется в соответствии с методическими документами, включенными в Федеральный реестр сметных нормативов.

В соответствии с разделом 3 МДС 81-35.2004 сметная стоимость строительных ресурсов формируется с учетом затрат, связанных с приобретением, заготовительно-складскими расходами и стоимостью перевозки материальных ресурсов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров (если иное расстояние перевозки не указано в общих частях сборников сметных цен, включенных в ФРСН) с учетом массы брутто в пределах субъекта РФ (или частей территории субъекта РФ).

Расчет дополнительных затрат при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров в пределах субъекта РФ по месту расположения объекта строительства производится на основании транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением Федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1039/пр, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в сметных ценах на перевозку грузов для строительства. При этом заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.

Проектная документация, предоставленная Департаментом строительства Администрации города Омска в ходе контрольного мероприятия, не содержит в себе  утвержденных транспортных схем, на основании которых заявителем выполнен предоставленный расчет стоимости  материала, учитывающий перевозку железнодорожным транспортом.

Доказательств, подтверждающих внесение изменений в проектную документацию, в материалах дела не имеется, что заявителем не оспаривается.

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в проектной документации (Раздел ПОС 3446-КЕМ-ПОС.ТЧ) лист 16), «доставка материально-технических ресурсов  осуществляется с промпредпритий г.Омска, по существующим  автодорогам  с твердым покрытием,  на расстоянии 30 км., согласно «Территориальному сборнику средних сметных цен на материалы, изделия  и конструкции, применяемые в г.Омске и Омской области, часть IV».

Помимо сказанного, в ЛСР №02-01-02 «Устройство дорожного полотна» (позиции 9,13,14,16,42,46,47,49,76,80,81,83,121,134,140,151) выявлено наличие факта применения цен из прайс-листов на материальные ресурсы в сметной документации, где указано «прайс лист №6.1 ООО «СтройКомплектСервис». В соответствии с Выпиской их ЕГРЮЛ ООО «СтройКомплектСервис» (ГРН 1185543008639 ИНН 5501188641), действующее в 2019 году и основным видом деятельности которого является торговля оптовая лесоматериалами, строительными ресурсами и санитарно - техническим оборудованием (ОВЭД 46.73), зарегистрировано по юридическому адресу: Омская область, город Омск, проспект Королева, дом 3, офис 703.

Заявитель ссылается на то, что  щебень закупался в Челябинской области городе Миасс поселке Сыростан, тогда как в материалы дела представлены паспорта на щебень от 15.12.20219 №2089 от 16.12.20219 №2090, где в качестве изготовителя указано ООО «Нерудтехнологии» (г.Челябинск, ул.Елькина, д.80А, офис 05), а также распечатки из открытых интернет источников  о местоположении щебня из Новосмолинского карьера г.Челябинска.

Принимая во внимание названные выше нормы, определяющие порядок установления  сметных цен на стройматериалы (доказательств соблюдения которых в рассматриваемом случае не представлено), равно как не представлено доказательств соблюдения требований в части составления сметных схем в случае доставки стройресурса на расстоянии свыше 30 километров, а также учитывая, что доводы заявителя о фактическом закупе щебня в Челябинской области носят противоречивый характер и не подтверждаются надлежащим образом материалами дела, суд находит выводы контролирующего органа, изложенные в акте проверки от 08.10.2020, и положенные в основу изложенного в оспариваемом представлении УФК по Омской области от 01.12.2020 №52-22-11/6457 требования об осуществлении Департаментом строительства Администрации города Омска возврата части неправомерно использованной субсидии в размере 2 019 871,06 руб. обоснованными и законными.

В части доводов Департамента строительства Администрации города Омска о том, что согласно положительному заключению Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области  от 18.04.2019 №55-1-0049-19 сметная стоимость строительства объекта капитального строительства «Строительство и реконструкция автомобильного дороги  от моста им.60-летия Победы по ул.3-ая Островская, ул.Крупской и от б.Архитекторов до ул.Перелета» определена достоверно, что, по мнению заявителя, доказывает правомерность применения как сметных нормативов, так и сметных цен, необходимо обратить внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 18 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 предметом проверки достоверности определения сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. До включения норматива цены конструктивного решения в федеральный реестр сметных нормативов оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, проводится в целях установления их соответствия иным сметным нормативам (в том числе элементным сметным нормам), включенным в федеральный реестр сметных нормативов.

В соответствии с выводами, изложенными в  пунктах 3.2, 3.3 заключения экспертизы, сметная стоимость строительства  определена на основании нормативов, включенных в ФРСН, подлежащих применению при определении  сметной стоимости строительства. Оценка сметных расчетов выполнена на предмет их соответствия физическим объемам работ, что также следует из указанных пунктов о выводах, изложенных в заключении. В заключении экспертизы указано на правильность применения сметных нормативов и их соответствия  физическим объемам работ. При этом, в пункте 2.3 заключения (относящегося к описательной части) имеется ссылка, что по прайс-листам определена стоимость материалов, отсутствующих в сборниках территориальных сметных цен на материалы.  Иного анализа или выводов в указанной части заключение эксперта не содержит. В связи с чем, ссылка Департамента строительства Администрации города Омска на указанное заключение не может служить надлежащим доказательством,  подтверждающим доводы Департамента о достоверности определения сметной стоимости стройматериалов.

2. В соответствии с оспариваемым представлением УФК по Омской области от 01.12.2020 №52-22-11/6457, в  нарушение части 1 статьи 162 БК РФ, статьи 309 Гражданского кодекса РФ), пунктов 4.3.1, 4.3.4, 4.3.10, 4.3.12 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету от 05.09.2019 № 52701000-1-2019-012, Департаментом строительства  администрации города Омска не обеспечено выполнение условий предоставления субсидии по Соглашению - не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий по строительству: не достигнут установленный на конец 2019 года показатель технической готовности Объекта строительства на 71,32% и не обеспечена достоверность представленной отчетности за 2019 год.

По мнению Департамента, отсутствуют основания для направления промежуточного откорректированного отчета в Минстрой России при исполненном обязательстве в полном объеме (строительство объекта закончено в 2020 году, расчеты осуществлены и обязательство прекращено в 2020 году), по представлению УФК по Омской области, стороной Соглашения которого последний не является.

Между тем, в соответствии со статьей 1 БК РФ правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности являются бюджетные правоотношения.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 ГК РФ).

Как было указано выше, Соглашением № 52701000-1-2019-012 бюджету городского округа города Омск в 2019 году предоставлена субсидия из бюджета Омской области.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6 БК РФ).

Департамент строительства - орган местной администрации, имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, то есть в соответствии со статьей 6 БК РФ является получателем бюджетных средств.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (статья 6 БК РФ).

Таким образом, Департамент строительства Администрации города Омска как получатель бюджетных средств, заключая соглашение о получении субсидии и муниципальный контракт, принимает бюджетные обязательства. Осуществляя оплату за выполненные работы по муниципальному контракту, Департамент участвует в исполнение бюджета по расходам.

Следовательно, взаимоотношения Департамента по получению и использованию средств бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета являются бюджетными отношениями и регулируются нормами бюджетного законодательства.

Нарушение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета признается пунктом 1 статья 306.1 БК РФ бюджетным нарушением.

В соответствии с пунктами 3.2, 4.3.1, 4.3.10 Соглашения, Приложением № 4 к Соглашению Департамент обязуется обеспечить достижение на конец 2019 года показателя технической готовности объекта строительства в 41,14%.

Согласно описанию мероприятий и целевых Индикаторов их выполнения подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» (пункт 6 Приложение № 3 к государственной программе Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п (далее - Приложение № 3)), в рамках основного мероприятия «Реализация регионального проекта «Жилье», направленного на достижение целей федерального проекта «Жилье» планируется выполнение мероприятия по софинансированию строительства автомобильных дорог и объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономического класса.

В качестве одного из целевых индикаторов, характеризующих реализацию указанного мероприятия, определена степень реализации мероприятия, который измеряется в процентах (с точностью до сотых долей процентов) как отношение объема выполненных работ (оказанных услуг) в рублях к общему объему предусмотренных средств на реализацию мероприятия за счет всех источников.

Расчет технической готовности объекта строительства, выполненный УФК по Омской области как процентное отношение фактически выполненного объема работ (независимо от момента их оплаты) к стоимости строительства по утвержденной проектно-сметной документации,  указывает на следующее:

Техническая готовность объекта = 100 х Объем выполненных работ (106 611 571,29 руб.) / Стоимость строительства (903 349 121,70 руб.) = 11,80%, где:  Объем выполненных работ - стоимость фактически выполненных, принятых по актам формы № КС-2 и № КС-3 и оплаченных работ (за исключением оплаченных, но фактически не использованных в работах материалов (198 589 824,21 руб. - 91 978 252,92 руб. = 106 611 571,29 руб.); Стоимость строительства - стоимость строительства в соответствии сосводной сметой на строительство объекта.

Исходя из изложенного выше, показатель технической готовности объекта строительства, установленный Соглашением на конец 2019 года в размере 41,14%, не достигнут на 71,32% (11,80/41,14*100).

В соответствии с пунктами 4.3.7, 4.3.12 Соглашения Департамент обязан предоставлять предусмотренную Соглашением отчетность, в том числе содержащие показатель технической готовности объекта строительства, а также обеспечивать ее достоверность.

Проверкой достоверности представляемой в рамках Соглашения отчетности установлено, что формы отчетности, содержащие показатель технической готовности объекта строительства, содержат недостоверные (завышенные) сведения о проценте технической готовности объекта строительства - 30%, вместо фактически достигнутого -11,80%.

Участник бюджетного процесса, совершивший бюджетное нарушение, не освобождается от обязанностей по устранению данного нарушения (пункт 3 статьи 306.2 БК РФ).

Также пунктом 4.3.11 Соглашения на Департамент возложена обязанность при выявлении фактов предоставления не в полном объеме либо недостоверных отчетов об использовании субсидии, об исполнении обязательств, о достижении результатов регионального проекта, а также иной информации, осуществлять корректировку и предоставлять Минстрою Омской области соответствующие сведения.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты проверки, представления и (или) предписания (пункт 2 статья 269.2 БК РФ).

Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ в представлении указывается требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, что и было выполнено УФК по Омской области.

Таким образом, представление УФК по Омской области от 52-22-11/6457 от 01.12.2020, возлагающие на Департамент строительства Администрации города Омска  в  обязанность по предоставлению в Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области скорректированных отчетных форм за 2019 год, предусмотренных приложением 7 и 9 к Соглашению, с учетом фактически достигнутого показателя «Технический готовности объекта», указанного проверкой, 11,8%, также является законным и обоснованным; основания для признания его недействительным в указанной части отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

требования Департамента строительства Администрации города Омска к Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании недействительного представления от 01.12.2020 № 52-22-11/6457 в части требования возврата части неправомерно использованной субсидии в размере 2019871,06 руб. Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, и требования  по предоставлению в Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области скорректированных отчетных форм за 2019 год, предусмотренных приложениями 7 и 9 к Соглашению, с учетом фактически достигнутого показателя «Технической готовности объекта», установленной проверкой, - 11,80% в установленный срок оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          М.А. Третинник