ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-27044/12 от 30.10.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

31 октября 2012 года

№ дела

А46-27044/2012

Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2012

Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2012

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Крещановской Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовой А.М., рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление Администрации Калачинского городского поселения (ОГРН 1055527014102, ИНН 5515103535) к Контрольно-счетной палате Омской области (ОГРН 1025500758030 ИНН 5503040295) о признании недействительным акта проверки от 25.05.2012 и Представления от 09.06.2012 в части,

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя – Балашенко В.В. по доверенности № 8 от 28.02.2011 (паспорт)

от заинтересованного лица – Латышевой Е.Н., действующей на основании доверенности от 10.09.2012 № 01-614, паспорт; Андреевой Г.Д., действующей на основании доверенности от 10.09.2012 № 01-614, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Калачинского городского поселения (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Омской области (далее – заинтересованное лицо, Палата) о признании недействительным акта проверки от 25.05.2012 и Представления от 09.06.2012 в части

Заявление мотивировано неправомерностью предложения заинтересованного лица о возмещении в областной бюджет 149,8 тыс. рублей. Согласно Протоколам общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Калачинск, ул. Петра Ильичева,д. 5, г. Калачинск, ул. Заводская, д. 24А, г. Калачинск, ул. Заводская, д. 140 общие собрания собственников помещений приняли решения об участии в программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и о долевом финансировании капитального ремонта за счет собственников помещений в многоквартирном доме в размере 5%, 13% и 12% соответственно от общего объема средств, представленных на проведение капитального ремонта дома, в том числе и владельцев (собственников) нежилых помещений.

Распределение средств производится по решению общих собраний членов ТСЖ, либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией в соответствии со ст. 12 Постановления Правительства Омской области от 29.06.2011 № 108–п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год». В связи с чем, по мнению заявителя, Администрация не могла повлиять на решении собственником помещений.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления и акта проверки, поскольку они соответствуют действующими законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что Контрольно-счетной Палатой Омской области была проведена проверка Администрации Калачинского городского поселения по вопросу законности и эффективности использования средств, выделенных из областного бюджета в 2011 году на софинансирование расходов местного бюджета по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. По результатам проверки составлен акт от 25.05.2012, в котором зафиксировано, что Администрацией Калачинского городского поселения нарушена часть 1 статьи 4 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

По результатам проверки также выдано представление, где заявителю было предложено возместить в областной бюджет средства в сумме 149,8 тыс. руб., направленных на оплату расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов, подлежащих оплате собственниками нежилых помещений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла указанной нормы, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие этого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как указано выше, проверка была осуществлена Контрольно-счетной палатой, полномочия которой на проведение такой проверки подтверждаются Законом Омской области от 28.09.2011 № 1389-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Омской области».

Палатой было проверено соблюдение муниципальным образованием бюджетного законодательства, нормативных правовых актов в части использования средств (субсидий), выделенных из областного бюджета в 2011 году на софинансирование расходов местных бюджетов по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

В соответствии с п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) под субсидиями местным бюджетом из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Как видно из п. 5 ст. 9 Закона Омской области от 22.11.2011 № 14003-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» целями предоставления в 2011 субсидий из Областного фонда софинансирования расходов является софинансирование отдельных расходных обязательств местных бюджетов, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения.

В соответствии с п. 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселений в части управления многоквартирными домами в ряду иных полномочий относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Таким образом, в случаях, предусмотренных указанными федеральными законами на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

Согласно п. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким нормативным актом на территории Омской области является долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 № 43-п (далее – целевая программа).

На территории Калачинского городского поселения реализация мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов осуществлялась в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов» целевой программы (далее – подпрограмма)

Согласно разделу 2 подпрограммы ее целью является создание условий для сокращения объема жилищного фонда, непригодного для проживани, и приведения его в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение нескольких задач, в том числе проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.

Разделом 9 целевой программы установлено, что одним из условий предоставления субсидий является наличие муниципальных долгосрочных целевых программ, предусматривающих реализацию мероприятий, аналогичных мероприятиям целевой программы.

На территории Калачинского городского поселения действует долгосрочная программа «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Калачинского городского поселения (2010-2012 гг.)», утвержденная постановлением Главы Калачинского городского поселения от 14.07.2010 № 69-п (далее – муниципальная программа). Целью данной программы также является улучшение качества жизни населения за счет проведения капитального ремонта жилищного фонда, что следует из абзаца 1 раздела 5 муниципальной программы.

Частью 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

В связи с чем, выделенные Администрации из областного бюджета на софинансирование расходов по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, и средства местного бюджета должны были быть направлены на проведение капитального ремонта жилищного фонда, исходя из целей и задач всех указанных выше программ.

О социальной направленности предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов свидетельствует также положение муниципальной программы о том, что ее реализация будет способствовать, в том числе, улучшению жилищных условий граждан с разным уровнем дохода.

Показатели бюджетной росписи на финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов были доведены до Администрации по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство, подразделу 0501 «Жилищное хозяйство», где подлежат отражению расходы на управление услугами в области жилищного хозяйства, строительство и реконструкцию жилищного фонда, предоставление субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда.

В соответствии со ст. ст. 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч. 1 ст. 37, частями 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена на собственников помещений. Доля участия собственника в общих расходах на проведение капитального ремонта определяется долей в праве общей собственности на общее имущество собственника помещения в этом доме, которая пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, средства в сумме 11559,8 тыс. рублей, выделенные из бюджета на финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в г. Калачинске имеют целевой назначение – оказание поддержки собственникам жилых помещений, к которым относятся граждане, органы местного самоуправления г. Калачинска, в оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

В силу изложенного, собственники нежилых помещений не относятся к категории собственников, которым предусмотрена поддержка на указанные цели, а потому они должны были оплатить расходы в полном размере доли участия в общих расходах на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.

Проверкой было установлено, что выделенные на ремонт средства были направлены, том числе, и на поддержку собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, в частности, 149,8 тыс. рублей, выделенных из областного бюджета. Данное обстоятельство и послужило основанием для вынесения оспариваемого представления.

Доводы заявителя не могут быть приняты во внимание в силу вышеизложенного.

Кроме того, следует отметить, что приведенная в обоснование изложенных в заявлении требований ссылка на ст. 12 Программы капитального ремонта не относится к предмету рассматриваемого спора, поскольку указанная норма обосновывает объем средств, предусмотренных на софинансирование проведения капитального ремонта многоквартирного дома в целом, но не определяет распределение расходов на проведение капитального ремонта между собственниками помещений многоквартирного дома.

Факт отсутствия документа о переводе в нежилое помещение квартиры № 10 по ул. Заводская, 24А, не опровергает использование помещения коммерческой организацией – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», а свидетельствует, что такое использование осуществляется без каких-либо правовых оснований, а значит, субсидия на оплату расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в отношении данного помещения была предоставлена неправомерно.

Принципом реализации Программы капитального ремонта является эффективность расходования средств финансовой поддержки в рамках реализации программы, что полностью соответствует приоритетным направлениям бюджетной политики по обеспечению нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, контролю за оптимизацией бюджетных расходов и повышению ответственности за эффективное использование бюджетных средств и государственной собственности, необходимости введения четких правил оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово – экономических обоснований.

Организация и осуществление контроля за результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, согласно статье 9 Закона Омской области от 28.09.2011 № 1389-ОЗ «О контрольно-счетной палате Омской области» возложены на Контрольно-счетную палату Омской области.

Таким образом, заинтересованное лицо действовало в пределах предоставленных ему полномочий, исходя из необходимости обеспечения соблюдения приоритетов бюджетной политики в рамках действующего законодательства.

В свою очередь заявителем не указано, какие нормы действующего законодательства, а также какие охраняемые законом права и интересы заявителя были нарушены при вынесении оспариваемого представления.

В отношении требования о признании недействительным акта проверки от 25.05.2012 производство по делу подлежит прекращению, поскольку акт проверки содержит лишь факты, установленные проверяющими, и не относится к тем ненормативным актам, которые можно оспорить в арбитражном суде в порядке ст. 198 АПК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд становив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

Р Е Ш И Л :

заявление Администрации Калачинского городского поселения (ОГРН 1055527014102, ИНН 5515103535) к Контрольно-счетной палате Омской области (ОГРН 1025500758030 ИНН 5503040295) о признании частично недействительным Представления от 09.06.2012 оставить без удовлетворения.

В части требования о признании недействительным акта проверки от 25.05.2012 производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а после проверки решения в апелляционном порядке, также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Судья

Л.А. Крещановская