ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2735/12 от 12.05.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

16 мая 2012 года

№ дела

А46-2735/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2012 года.

Решение в полном объёме изготовлено 16 мая 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём Хабаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Строитель-93» (ИНН <***>) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления по земельным ресурсам Омской области, о признании незаконным отказа в постановке на кадастровый учёт

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 25.01.2012);

от заинтересованного лица - ФИО2 (паспорт, доверенность № 55/2012-03 от 02.03.2012);

от третьего лица – ФИО3 (удостоверение № 90, доверенность от 10.01.2012 № 0402/4),

У С Т А Н О В И Л:

Товарищество собственников жилья «Строитель-93» (далее по тексту – заявитель, ТСЖ «Строитель-93», Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Омской области о признании недействительным отказа в постановке на кадастровый учёт.

В предварительном судебном заседании, продолженном после перерыва 30.03.2012, учитывая представленные заинтересованным лицом документы, суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвёл процессуальное правопреемство федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованное лицо), о чём указано в определении арбитражного суда от 30.03.2012 о назначении судебного заседания.

Определением от 20.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление по земельным ресурсам Омской области.

В ходе судебного разбирательства от заявителя поступило письменное ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, которые изложены в следующей редакции: «признать незаконным решение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области от 19.12.2011 № 55/11-10348 об отказе в осуществлении кадастрового учёта; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поставить на кадастровый учёт земельные участки и их части, образованные путём раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2123 согласно межевому плану от 04.10.2011, составленному кадастровым инженером ФИО4».

В судебном заседании представитель заявителя требования с учётом уточнений поддержал в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражала, высказалась согласно представленному в порядке статьи 131 АПК РФ письменному отзыву.

Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области высказался согласно представленному письменному отзыву.

Рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

На основании Распоряжения первого заместителя главы Администрации г. Омска от 09.01.1998 № 16-р между Департаментом недвижимости администрации г. Омска (Арендодатель) и Товариществом собственников жилья «Строитель-93» (Арендатор) заключён договор аренды земельного участка № Д-Кр-2-11-2370, согласно пункту 1.1 которого Арендодатель предоставляет Арендатору сроком на 2 года земельный участок в границах города Омска общей площадью 49 100 кв.м., расположенный по адресу: ул. Поворотникова (Кировский административный округ), согласно прилагаемому плану земельного участка для использования под строительство 2-ой очереди квартала жилых домов.

Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 25.06.2009 № 7123-р утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:140107, относящегося к категории земель населённых пунктов, под индивидуальное жилищное строительство, и частей в его составе площадью 2784 кв.м., площадью 3224 кв.м., площадью 1100 кв.м., площадью 1743 кв.м., площадью 1165 кв.м., площадью 1275 кв.м., площадью 3267 кв.м., площадью 2145 кв.м., площадью 1275 кв.м., площадью 926 кв.м. Местоположение установлено в 150 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. ФИО6, дом 20.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:140107:2123 (предыдущий номер 55:36:140107:2011) внесён в государственный реестр недвижимости 08.09.2009 на основании заявления председателя ТСЖ «Строитель-93» ФИО5 с площадью 21 334 кв.м. и местоположением: установлено в 150 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. ФИО6, дом 20.

На основании пункта 1 соглашения к договору аренды земельного участка № Д-Кр-2-11-2370 раздел 1 договора изложен в следующей редакции: «Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком до 01 марта 2011 года находящийся в государственной собственности земельный участок, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населённых пунктов, земельный участок, площадью 21334 кв.м., кадастровым номером 55:36:140107:2123, под индивидуальное жилищное строительство».

В соответствии с решением отдела кадастрового учёта по городу Омску от 15.10.2010 № 36/10-7662, на основании рассмотрения заявления от 22.09.2010 об учёте изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2123, письма департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 01.10.2010 № 06/10590, распоряжения Губернатора Омской области от 17.09.2008 № 205-р, декларации от 22.09.2010 произведён кадастровый учёт изменений указанного объекта недвижимости.

Соглашением к договору аренды земельного участка № Д-Кр-2-11-2370 в раздел 1 внесены изменения, а именно: слова «площадью 21334 кв.м., кадастровый номер 55:36:140107:2123, под индивидуальное жилищное строительство» следует читать: «площадью 20169 кв.м., 55:36:140107:2123, под индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками».

13.10.2011 в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области было подано заявление № 5536/111/11-816 с приложением межевого плана от 04.10.2011, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием восьми земельных участков путём раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2123, местоположение установлено в 150 м. восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. ФИО6, дом 20, и образованием частей земельных участков.

27.10.2011 отделом кадастрового учёта по городу Омску Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области принято решение № 36/11-10868 об отказе в осуществлении кадастрового учёта с указанием, что для устранения обозначенных причин отказа необходимо подготовить межевой план в соответствии с замечаниями; размеры образованных земельных участков должны соответствовать предельным размерам, установленным решением Омского городского Совета от 02.07.2003 № 77.

28.11.2011 ФИО1 обратилась в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт в соответствии с прилагаемыми документами земельного участка (земельных участков).

19.12.2011 отдел кадастрового учёта по городу Омску Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области вынес решение № 55/11-10348 об отказе в осуществлении кадастрового учёта. Данное решение было обосновано тем, что согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ размер образуемых участков не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям предельным максимальным размерам земельных участков, установленных для индивидуального жилищного строительства. Так, в соответствии с решением Омского городского Совета от 02.07.2003 № 77 предельный максимальный размер земельного участка с разрешённым использованием «для индивидуального жилищного строительства» составляет 1500 кв.м.; значения координат точек 2507, 2087 не соответствуют значению координат содержащихся в ГКН.

Полагая, что данное решение отдела кадастрового учёта по городу Омску Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области от 19.12.2011 незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учётом уточнений).

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу норм части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) установлено, что кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учёт объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

На основании части 2 статьи 16 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учёт изменений объекта недвижимости), кадастровый учёт в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учёт части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учёт адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учёта документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учёта документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

С заявлениями о постановке на учёт объектов недвижимости в силу части 2 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Состав необходимых для кадастрового учёта документов установлен статьёй 22 указанного выше Закона.

В соответствии со статьёй 37 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в результате кадастровых работ заказчику передаётся в числе прочих документов межевой план. Межевой план является необходимым документом для проведения кадастрового учёта (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ) и представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определённые внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что согласно приложенному к заявлению № 55/101/11-4478 межевому плану от 04.10.2011 из земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2123 и его частей образовывались земельные участки и его части следующих размеров:

- 55:36:140107:2123:ЗУ1 - площадью 2465 кв.м. (часть земельного участка в его составе 55:36:140107:2123:ЗУ1/чзу1 площадью 234 кв.м.;

- 55:36:140107:2123:ЗУ2 - площадью 3679 кв.м. (часть земельного участка в его составе 55:36:140107:2123:ЗУ2/чзу2 площадью 432 кв.м.;

- 55:36:140107:2123:ЗУЗ - площадью 2022 кв.м. (часть земельного участка в его составе 55:36:140107:2123:ЗУЗ/чзу3 площадью 338 кв.м.;

- 55:36:140107:2123:ЗУ4 - площадью 2430 кв.м. (часть земельного участка в его составе 55:36:140107:2123:ЗУ4/чзу4 площадью 295 кв.м.;

- 55:36:140107:2123:ЗУ5 - площадью 4542 кв.м. (часть земельного участка в его составе 55:36:140107:2123:ЗУ5/чзу5 площадью 558 кв.м.;

- 55:36:140107:2123:ЗУ6 - площадью 2144 кв.м. (часть земельного участка в его составе 55:36:140107:2123:ЗУ6/чзу6 площадью 390 кв.м.;

- 55:36:140107:2123:ЗУ7 - площадью 926 кв.м.;
  - 55:36:140107:2123:ЗУ8 - площадью 1961 кв.м.

Как указывалось выше, из оспариваемого решения отдела кадастрового учёта по городу Омску Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области следует, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ мотивирован именно несоответствием установленным согласно земельному законодательству требованиям предельным максимальным размерам земельных участков, установленных для индивидуального жилищного строительства. Орган учёт указал, что в соответствии с решением Омского городского Совета от 02.07.2003 № 77 предельный максимальный размер земельного участка с разрешённым использованием «для индивидуального жилищного строительства» составляет 1500 кв.м.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - город Омск), создающим условия рационального использования территорий города Омска с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства территории города Омска, развития программы жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования, сохранения историко-культурного наследия решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила).

Статьёй 46 Правил предписывается, что в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, общественного питания, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, гаражей, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

При осуществлении в жилых зонах строительства зданий, строений, сооружений следует предусматривать их обеспечение объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

1) Зона индивидуальной жилой застройки (Ж-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками.

Кроме того, названной нормой определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Из анализа приведённой в статье 46 Правил таблицы следует, что площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома устанавливается в соответствии с муниципальными правовыми актами города Омска о нормах предоставления земельных участков.

В силу пункта 1 Решения Омского городского Совета от 02.07.2003 № 77 (редакция от 27.01.2010) «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства», принятого Постановлением Омского городского Совета от 02.07.2003 № 307, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства: минимальный - 0,03 га; максимальный - 0,15 га.

Вместе с тем, согласно пункту 1.1 названного Решения Омского городского Совета установленные настоящим Решением предельные размеры земельных участков не распространяются на земельные участки, занимаемые жилыми домами индивидуального жилищного фонда и находящиеся в фактическом использовании граждан.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что индивидуальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается, что земельные участки, об образовании которых было заявлено, находятся в фактическом пользовании собственников частей жилых домов (ФИО7 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55АВ № 856397); ФИО8 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55АГ № 197313); ФИО9 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55АВ № 223744); ФИО10 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55АВ № 222693); ФИО11 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55АГ № 197304); ФИО12 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55АА № 244609), являющихся членами Товарищества собственников жилья «Строитель-93».

Кроме того, судом учтено, что видом разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2123 является такой вид как «индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками» (кадастровый паспорт земельного участка от 19.09.2011).

При таких обстоятельствах доводы заинтересованного лица относительно невозможности применения к спорным отношениям положений пункта 1.1 Решения Омского городского Совета от 02.07.2003 № 77 суд находит несостоятельными и неподтверждёнными материалами дела.

Таким образом, отказ Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области в осуществлении кадастрового учёта со ссылками на подпункт 2 пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в постановке на учёт земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков) суд считает необоснованным.

Каких-либо иных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учёта соответствующих земельных участков ни в оспариваемом решении ни в ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом указано не было.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, изучив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии у органа кадастрового учёта оснований для вынесения решения от 19.12.2011 № 55/11-10348.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, заявленные товариществом собственников жилья «Строитель-93» требования суд находит подлежащими удовлетворению в полном объёме.

По положениям части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая удовлетворение требования заявителя, судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 руб., уплаченной последним по чеку-ордеру от 02.02.2012 № 648886823, подлежат отнесению по правилам статьи 110 АПК РФ на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные товариществом собственников жилья «Строитель-93» (ИНН <***>, ОГРН <***>) требования с учётом уточнений удовлетворить.

Признать незаконным решение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области от 19.12.2011 № 55/11-10348 об отказе в осуществлении кадастрового учёта.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поставить на кадастровый учёт земельные участки и их части, образованные путём раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:140107:2123 согласно межевому плану от 04.10.2011, составленному кадастровым инженером ФИО4.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу товарищества собственников жилья «Строитель-93» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 644015, <...>; дата регистрации: 24.06.1997) 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной последним за рассмотрение настоящего спора арбитражным судом по чеку-ордеру от 02.02.2012 № 648886823.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42), а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>)) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://omsk.arbitr.ru.

Судья В.И. Чернышёв