ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2800/20 от 21.05.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

мая 2020 года

№ дела

А46-2800/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21.05.2020.

Решение в полном объёме изготовлено 22.05.2020.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Касаткиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирское управление Ростехнадзора (ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525)

к муниципальному унитарному предприятию «Колосовская ресурсно снабжающая организация» Колосовского муниципального района Омской области (ИНН 5516003653, ОГРН 1165543091042)

о привлечении к административной ответственности  по ст. 14.61 КоАП РФ,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя – не явились, извещены;

от заинтересованного лица – Коробов А.В. по доверенности от 17.02.2020 (паспорт),

У С Т А Н О В И Л:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирское управление Ростехнадзора (далее – заявитель, Сибирское управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Колосовская ресурсно снабжающая организация» Колосовского муниципального района Омской области (далее – МУП «Колосовская РСО», Предприятие, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 10.02.2020 № 35-4/67ЮЛ.

Представитель заинтересованного лица, не отрицая факта совершения правонарушения, ходатайствовал о назначении наказания  в виде предупреждения.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещённое о месте и времени судебного разбирательства дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. По правилам статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного участника арбитражного процесса.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Между акционерным обществом  «Петербургская сбытовая компания» и МУП «Колосовская РСО» заключён договор энергоснабжения № 55-03-074-2-740261 от 24.01.2017, в соответствии с условиями которого МУП «Колосовская РСО» обязано оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Приказом Министерства энергетики РФ №76 от 19 февраля 2014 года статус гарантирующего поставщика на территории Омской области с 01.03.2014 присвоен АО «Петербургская сбытовая компания». Все обязанности гарантирующего поставщика на условиях агентских отношений выполняет общество с ограниченной ответственностью «Омская энергосбытовая компания» (далее - ООО «ОЭК»).

17.06.2019 ООО ОЭК» в адрес МУП «Колосовская РСО» в связи с наличием задолженности по оплате электрической энергии (мощности) было направлено уведомление № 070-40-УЭ о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (принял и.о. руководителя МУП «Колосовская РСО» Вагнер А.В. 17.06.2019).

Основанием для предъявления уведомления о представлении обеспечения исполнения обязательств явилось ненадлежащее исполнение МУП «Колосовская РСО» обязательств по договору за период с 01.02.2019 по 30.05.2019, что привело к образованию задолженности в сумме 2 476 887 руб. 26 коп., превышающий двойной размер среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате электрической энергии (мощности).

Документами, подтверждающими признание МУП «Колосовская РСО» задолженности перед ООО «ОЭК», являются акт сверки расчётов между ООО «ОЭК» и МУП «Колосовская РСО» № 5519071598 от 17.06.2019, счета-фактуры № 6274102000920/62 от 28.02.2019, № 6274103001400/62 от 31.03.2019, № 6274104001844/62 от 30.04.2019, № 6274105002317 от 31.05.2019, акты приёма-передачи электроэнергии (мощности) № 6274102000920/62 от 28.02.2019, №6274103001400/62 от 31.03.2019, № 6274104001844/62 от 30.04.2019, № 6274105002317 от 31.05.2019.

Поскольку задолженность в размере 2 476 887 руб. 26 коп. за потреблённую электрическую энергию (мощность), послужившая основанием для предъявления требования МУП «Колосовская РСО», не погашена и по состоянию на 28.10.2019, обязательство по оплате электрической энергии (мощности) не представлено (письмо от ООО «ОЭК» от 31.10.2019 исх. № 06.2/10785), 10.02.2020 главным государственным инспектором Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Кудрявцевым Александром Алексеевичем в отношении МУП «Колосовская РСО» составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.61 КоАП РФ.

На основании данного протокола Сибирское управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Колосовская РСО» к административной ответственности.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

На основании части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряжённое с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с наступлением обязанности по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Объективной стороной правонарушения является нарушение установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате, сопряжённое с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств в соответствии с договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов.

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.

Согласно абзацу девятому пункта 3.1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителями услуг по передаче электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определёнными сетевыми организациями в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии); указанная гарантия должна содержать условие о невозможности её отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности её изменения гарантом без согласия бенефициара; предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении сетевой организацией гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем услуг по передаче электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после её выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.

Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включённым в перечень банков, отвечающих установленным статьёй 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (пункт 3.1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 255 Основных положений, потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением № 2 к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.

В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии (мощности) по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Срок, в течение которого действует обязанность потребителя электрической энергии (мощности) соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определённого гарантирующим поставщиком по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечёт административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются   в   федеральный   орган   исполнительной   власти,   который   уполномочен   на осуществление федерального государственного энергетического надзора и к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.

Судом установлено, что задолженность за электроэнергию, послужившая основанием для предъявления требования МУП «Колосовская РСО» на момент составления протокола об административном правонарушении, не погашена, обязательство по исполнению банковской гарантии не исполнено.

Таким образом, в действиях МУП «Колосовская РСО» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.61 КоАП РФ, выразившееся в неоплате образовавшейся задолженности и не представлении в установленный срок обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии.

Вина Предприятия заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости оно имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение, которых предусмотрена административная ответственность, но не предпринял для соблюдения требования закона необходимых мер.

Доказательства наличия объективных причин невозможности соблюдения указанных требований, данным лицом не представлены.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, не истёк.

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

С учётом изложенного, поскольку наличие события и состава правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для привлечения МУП «Колосовская РСО» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.61 КоАП РФ, и назначения ему административного наказания.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушения в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства заинтересованного лица о назначении наказания в виде предупреждения за впервые совершённое правонарушение, поскольку санкция вменяемой нормы не содержит альтернативного вида наказания как предупреждение.

Учитывая, что МУП «Колосовская РСО» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, замена административного наказания на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае осуществлена быть не может.

При этом суд считает возможным уменьшить размер штрафных санкций на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в размере ниже низшего предела, установленного санкцией нормы статьи 14.61 КоАП РФ.

Так, в соответствии с указанной нормой права при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Оценив фактические обстоятельства настоящего дела, учитывая характер и последствия совершённого административного правонарушения, степень вины заинтересованного лица, погашение задолженности перед ООО «ОЭК» в полном объёме, что раннее заинтересованное лицо не привлекалось к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства, следуя требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, суд считает правомерным применить положения частей  3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить МУП «Колосовская РСО» административное наказание в виде штрафа, размер которого составляет 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

требования Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирского управления Ростехнадзора (ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525) удовлетворить.

Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Колосовская ресурсно снабжающая организация» Колосовского муниципального района Омской области (ИНН 5516003653, ОГРН 1165543091042, адрес: 646350, Омская область, Колосовский район, с. Колосовка, ул. Кирова, д. 109Б, зарегистрировано в качестве юридического лица 27.10.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Омской области) к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: Счет: 40101810100000010000

Получатель: УФК по Омской области (Сибирское управление Ростехнадзора, л/с 04521055300);

ИНН получателя: 4200000206; КПП получателя: 420501001;

Банк получателя: Отделение Омск; БИК 045209001, ОКТМО 52701000, КБК 498 1 16 01141 01 9000 140.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.В. Яркова