ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-28896/12 от 11.12.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

18 декабря 2012 года

№ дела

А46-28896/2012

Резолютивная часть решения принята и объявлена 11 декабря 2012 года. Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи Стрелковой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Шабаршиной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Бюджетного учреждения Омской области «Центр социальной помощи семье и детям Калачинского района» (ОГРН <***> ИНН <***>)

к   Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области (ОГРН <***> ИНН <***>)

о   признании недействительным решения №9 от 19.04.2012,

при участии:

от заявителя –   директора  ФИО1 по доверенности №1134 от 31.03.2010, представителей ФИО2 по доверенности от 21.11.2012, ФИО3 по доверенности №951 от 03.12.2012,

У С Т А Н О В И Л:

Бюджетное учреждение Омской области «Центр социальной помощи семье и детям Калачинского района» (далее по тексту – БУ «ЦСПСД Калачинского района», заявитель, бюджетное учреждение) обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области (далее по тексту – ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области, учреждение Пенсионного фонда, заинтересованное лицо) о признании недействительным, как несоответствующим Федеральному закону от 24.07.2012 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», решения о привлечении к ответственности бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной помощи семье и детям Калачинского района" за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.04.2012 № 9, вынесенного Государственным учреждением – Управления Пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области.

В обоснование заявленного требования БУ «ЦСПСД Калачинского района» указало на то, что учреждение, являющееся страхователем, в двухнедельный срок с момента получения уведомлений о выявленных ошибках направляло в адрес учреждения Пенсионного фонда корректирующие сведения, что исключает применение штрафных санкций. Указание в представленных сведениях (в фамилиях, именах, отчествах застрахованных лиц) вместо буквы «е» буквы «ё» не может быть расценено как указание недостоверных сведений.

Кроме того, бюджетное учреждение просило уменьшить сумму штрафа в случае, если суд сочтет выводы ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области правомерными, поскольку привлекается к ответственности по статье 17 Федерального закона №27-ФЗ впервые, предпринимало все меры для выполнения уведомлений заинтересованного лица.

В процессе рассмотрения дела представители БУ «ЦСПСД Калачинского района» заявленные требования поддержали, просили восстановить пропущенный срок для оспаривания решения ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области. В качестве наличия уважительных причин пропуска срока бюджетное учреждение сослалось на то, что данное решение оспаривалось ими в порядке подчиненности, а также предпринимались попытки для обжалования выводов заинтересованного лица в суде.

Заинтересованное лицо просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. В отзыве требования заявителя не признало, сославшись на пропуск заявителем трехмесячного срока для обжалования решения ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области, а также на непредставление заявителем в установленные сроки в территориальный орган Пенсионного фонда сведений за 4 квартал 2011 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя суд установил следующее.

БУ «ЦСПСД Калачинского района» в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области 14.02.2012 года представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 по форме СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и трудовом стаже застрахованного лица», СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и трудовом стаже застрахованных лиц», СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов -страхователями в пользу физического лица», АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР».

ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области, получив данные сведения, направило в адрес заявителя уведомление о выявленных ошибках при приеме документов, содержащих индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц от 17.02.2012. Ошибки заключались в указании в фамилиях, именах, отчествах застрахованных лиц (Ёлкин Владимир Петрович, ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7) вместо буквы «е» буквы «ё», в неправильном указании общей суммы начисленных страховых взносов в отношении ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12. Кроме того, в уведомлении указано на ошибку, допущенную в файле РСВ-1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лица». При этом ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области указало в уведомлении на необходимость исправления ошибок в течение двух недель с даты отправки органом ПФР уведомления о выявленных ошибках, указав, что по истечении указанного срока орган ПФР вправе применить финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд.

29.02.2012 заявитель направил в адрес заинтересованного лица исправленные сведения.

29.02.2012 ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области направило в адрес заявителя второе уведомление о выявленных ошибках при приеме документов, содержащих индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, в котором вновь сослалось на неверное указание в фамилиях, именах, отчествах застрахованных лиц (Ёлкин Владимир Петрович, ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО7) вместо буквы «е» буквы «ё». Кроме того, в уведомлении указано на новые ошибки, допущенные в РСВ-1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лица». При этом ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области также указало в уведомлении на необходимость исправления ошибок в течение двух недель с даты отправки органом ПФР уведомления о выявленных ошибках, указав, что по истечении указанного срока орган ПФР вправе применить финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд.

11.03.2012 ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области направило в адрес заявителя третье уведомление о выявленных ошибках при приеме документов, содержащих индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, в котором вновь сослалось на неверное указание в фамилиях, именах, отчествах застрахованных лиц (Ёлкин Владимир Петрович, ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО7) вместо буквы «е» буквы «ё». При этом ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области указало в уведомлении на необходимость исправления ошибок в течение двух недель с даты отправки органом ПФР уведомления о выявленных ошибках, указав, что по истечении указанного срока орган ПФР вправе применить финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд.

12.03.2012, 13.03.2012, 14.03.2012 заявитель уточнял указанные заинтересованным лицом сведения. В отзыве на заявление ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачинском районе Омской области констатирует окончательное устранение ошибок только 16.03.2012.

В результате ГУ – УПФ РФ в Калачинском районе Омской области в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №15 от 28.03.2012 года констатирован факт непредставления заявителем в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам рассмотрения акта проверки ГУ – УПФ РФ в Калачинском районе Омской области принято решение № 9 от 19.04.2012 года о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 28981,30руб. за не предоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с частью 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решения незаконным подается в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что на 04.05.2012 года ( дата подачи жалобы в ГУ -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области) заявитель располагал текстом оспариваемого решения, следовательно, в арбитражный суд он должен был обратиться (с учетом выходных) не позднее 06.08.2012 года, тогда как обратился в суд 02.10.2012, т.е. за пределами трехмесячного срока.

Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока суд находит причины пропуска срока уважительными, а срок подлежащим восстановлению.

Из представленных суду документов следует, что начиная с июня 2012 года с соблюдением трехмесячного срока заявителем предпринимались меры по обжалованию данного постановления в вышестоящий орган, по обжалованию постановления вышестоящего органа в Арбитражный суд Омской области в рамках дела А46-25255/2012, что позволяет расценить указанные обстоятельства в качестве уважительных причин пропуска срока.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» БУ «ЦСПСД Калачинского района» обязано ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

В пункте 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 №987н, установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

В силу пункта 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованному лицу.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Представленными заявителем доказательствами подтверждается факт своевременного представления сведений, что исключает возможность привлечения заявителя за несвоевременное представление сведений. В частности, об этом свидетельствуют уведомления самого заинтересованного лица о выявленных ошибках в представленных сведениях.

Что касается самих сведений, то указание в сведениях действительных фамилий, имен, отчеств застрахованных лиц не может быть расценено как несвоевременное представление сведений или представление недостоверных сведений.

Ошибки, выявленные в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование формы РСВ-1, также не могут быть расценены как представление недостоверных сведений или их несвоевременное представление, поскольку сведения, содержащиеся в расчете формы РСВ-1, не входят в перечень сведений, указанных в статье 11 Федерального закона №27-ФЗ.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии в действиях БУ «ЦСПСД Калачинского района» состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Более того, размер штрафа определен заинтересованным лицом без учета позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», согласно которой размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.

Из представленных заинтересованным лицом документов не следует, что им выяснялись смягчающие ответственность обстоятельства, в частности, не учтено, что заявитель впервые привлекается к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, что им предпринимались все меры для устранения замечаний заинтересованного лица.

На основании вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

требования бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной помощи семье и детям Калачинского района" удовлетворить.

Признать недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2012 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», решение о привлечении к ответственности бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной помощи семье и детям Калачинского района" за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.04.2012 № 9, вынесенное Государственным учреждением – Управления Пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Калачинском районе Омской области, расположенного по адресу: 646901, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 06.06.2001 года Администрацией Калачинского муниципального образования, ИНН <***>, ОГРН <***>, в пользу бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной помощи семье и детям Калачинского района", зарегистрированного в качестве юридического лица 23.01.2003 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Омской области, расположенного по адресу: 646900, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Судья Г.В. Стрелкова