АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
30 мая 2011 года
№ дела
А46-2910/2011
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 мая 2011 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Суставовой О. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гриценко И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
к обществу с ограниченной ответственностью «Истро»
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 30.12.2010 № 254 (удостоверение ТО № 032706); ФИО2 (удостоверение ТО ГГН № 0334);
представителей заинтересованного лица – ФИО3, действующей на основании протокола № 12 от 11.04.2011 (паспорт <...>); ФИО3, действующего на основании доверенности от 10.05.2011 (паспорт <...>); ФИО4, действующей на основании доверенности от 10.05.2011 (паспорт <...>),
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту – заявитель, Управление Росреестра по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Истро» (далее по тексту – заинтересованное лицо, ООО «Истро») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого было возбуждено производство по делу № А46-2910/2011.
Управление Росреестра по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ООО «Истро» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого было возбуждено производство по делу № А46-2911/2011.
Определением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2011 были объедены в одно производство дела: № А46-2910/2011 и № А46-2911/2011; делу присвоен номер А46-2910/2011.
В обоснование заявленного требования Управление Росреестра по Омской области указало на то, что при проведении проверки был выявлен факт выполнения ООО «Истро» геодезических работ с применением спутниковых приемников GPSEPOCH– 10 (серийный номер: FS81А64100) и TrimbleR3 (заводской номер: 4747217262), не прошедших в установленном порядке поверку средств измерений, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также при проведении проверки был выявлен факт осуществления ООО «Истро» геодезической деятельности без осуществления регистрации выполняемых топографо-геодезических работ в Управлении Росреестра по Омской области и без предоставления заявления-разрешения на выполнение геодезических работ, зарегистрированного в Западно-Сибирском управлении геодезии и картографии, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО «Истро» требования заявителя не признало, указав в письменном отзыве на осуществление деятельности в рамках Федерального закона от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» и выполнение на рынке кадастровых работ роли геодезического (кадастрового) инженера, осуществляющего геодезическую деятельность.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Общество на момент проведения плановой проверки использовало спутниковые приемники GPSEPOCH– 10 (серийный номер: FS81А64100) и TrimbleR3 (заводской номер: 4747217262), поверенные в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается свидетельством о поверке № 10-667 сроком действия до 25.02.2012 и свидетельством о поверке № 10-666 сроком действия до 25.02.2012, выданными Федеральным государственным предприятием «Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии».
Кроме того, ООО «Истро» указало на то, что в заявленный период общество не осуществляло деятельность, разрешенную лицензиями, а выполнило только работы по межеванию земельных участков, которые в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, не подлежат регистрации в административном органе.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.05.2011 объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 23.05.2011. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.
Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
ООО «Истро» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.1995 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации города Омска, о чем 28.12.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу г.Омска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025500760405.
16.02.2011 заместителем руководителя Управления Росреестра по Омской области ФИО5 было вынесено распоряжение (приказ) № 2 о проведении плановой, выездной проверки ООО «Истро» с 01.03.2011 по 15.03.2011.
Начальником отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Омска области ФИО6; главным специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Омска области ФИО7; специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Омской области ФИО8 была проведена выездная плановая проверка ООО «Истро», по результатам которой 15.03.2011 был составлен акт проверки № 2.
15.03.2011 государственным инспектором по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью, начальником отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Омска области ФИО6 в отношении ООО «Истро» был составлен протокол № 5 об административном правонарушении.
В указанном протоколе зафиксировано, что в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Истро» установлено, что указанная организация осуществляет геодезическую и картографическую деятельность на основании лицензии на осуществление геодезической деятельности от 15.01.2009 № ЗСГ-00687Г .
ООО «Истро» в нарушение подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании геодезической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии»; статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» выполняло геодезические работы с применением спутниковых приемников GPSEPOCH– 10 (серийный номер: FS81А64100) и TrimbleR3 (заводской номер: 4747217262), не прошедших в установленном порядке поверку средств измерений.
Выявленное нарушение административным органом было квалифицировано по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15.03.2011 государственным инспектором по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью, начальником отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Омска области ФИО6 в отношении ООО «Истро» был составлен протокол № 4 об административном правонарушении.
В указанном протоколе зафиксировано, что в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Истро» установлено, что указанная организация осуществляет геодезическую и картографическую деятельность на основании лицензии на осуществление геодезической деятельности от 15.01.2009 № ЗСГ-00687Г .
ООО «Истро» в нарушение подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии»; главы 3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, утвержденной Федеральной службой геодезии и картографии России 15.10.1993 (зарегистрирована в Минюсте России 08.12.1993 № 425) не регистрирует выполняемые топографо-геодезические и картографические работы в Управлении Росреестра по Омской области, и не представило заявление-разрешение на выполненные геодезические работы, зарегистрированное в Западно-Сибирском управлении геодезии и картографии.
Выявленное нарушение административным органом было квалифицировано по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по частям 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к подведомственности арбитражных судов, Управление Росреестра по Омской области на основании данных протоколов обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ООО «Истро» к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав доводы заявления, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные Управлением Росреестра по Омской области требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, на основании установленного в результате проведенной Управлением Росреестра по Омской области плановой выездной проверки выполнения ООО «Истро» геодезических работ с применением спутниковых приемников GPSEPOCH– 10 (серийный номер: FS81А64100) и TrimbleR3 (заводской номер: 4747217262), не прошедших в установленном порядке поверку средств измерений, заинтересованному лицу вменяется в вину административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.09.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктами 42 и 43 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; картографическая деятельность, за исключением картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» утверждены Порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности и Положение о лицензировании картографической деятельности.
В пункте 3 названного Положения о лицензировании картографической деятельности определены лицензионные требования, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.
Пунктом 4 названного Положения о лицензировании картографической деятельности установлены лицензионные условия осуществления геодезической деятельности.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Положения о лицензировании картографической деятельности в качестве лицензионного условия осуществления геодезической деятельности является обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении геодезической и картографической деятельности (пункт 11 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (пункт 2 статьи 13 названного Федерального закона).
Согласно положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 № п/182, Управление Росреестра по Омской области осуществляет лицензирование геодезической и картографической деятельности; государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью, передачей геодезических и картографических материалов и данных в картографо-геодезические фонды, а также за хранением и использованием этих материалов и данных (пункту 7.1.28, 7.1.32 положения).
С учетом Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 № п/182, пункта 7.1.41. приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 № 395 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Управление Росреестра по Омской области осуществляет государственный метрологический надзор в области геодезической и картографической деятельности.
Из акта проверки от 15.03.2011 № 2, протокола № 5 об административном правонарушении от 15.03.2011 следует, что в результате проведенной Управлением Росреестра по Омской области плановой выездной проверки в отношении ООО «Истро» был выявлен факт проведения обществом геодезических работ с применением спутниковых приемников GPSEPOCH– 10 (серийный номер: FS81А64100) и TrimbleR3 (заводской номер: 4747217262), не прошедших в установленном порядке поверку средств измерений.
Оспаривая данный факт, ООО «Истро» указывает на то, что общество на момент проведения плановой проверки использовало спутниковые приемники GPSEPOCH– 10 (серийный номер: FS81А64100) и TrimbleR3 (заводской номер: 4747217262), поверенные в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается свидетельством о поверке № 10-667 сроком действия до 25.02.2012 и свидетельством о поверке № 10-666 сроком действия до 25.02.2012, выданными Федеральным государственным предприятием «Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии».
Из материалов дела следует, что свидетельство о поверке № 10-667 сроком действия до 25.02.2012 и свидетельство о поверке № 10-666 сроком действия до 25.02.2012 были выданы Федеральным государственным предприятием «Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии» 25.02.2011.
Согласно распоряжению (приказу) заместителя руководителя Управления Росреестра по Омской области ФИО5 от 16.02.2011 № 2 задачами проведения проверки в отношении ООО «Истро» являлись: выявление нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, осуществление надзора за соблюдением установленного порядка выполнения геодезических работ, в том числе их метрологического обеспечения и требований государственных стандартов, а также учета, хранения, размножения и использования материалов и данных, полученных в результате проведения этих работ, представленных на любых носителях информации в графической, цифровой, электронной, фотографической и иных формах.
При этом в ходе судебного разбирательства представителями заявителя было подтверждено, что в отношении ООО «Истро» проверка проводилась за период деятельности 2010-2011 годы. Директор ООО «Истро» также подтвердила, что в период 2010 года свидетельства о поверке спутниковых приемников GPSEPOCH– 10 (серийный номер: FS81А64100) и TrimbleR3 (заводской номер: 4747217262) у общества отсутствовали (протокол судебного заседания от 16.05.2011).
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности факта проведения обществом геодезических работ с применением спутниковых приемников GPSEPOCH– 10 (серийный номер: FS81А64100) и TrimbleR3 (заводской номер: 4747217262), не прошедших в установленном порядке поверку средств измерений, что влечет за собой привлечение к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Истро» в нарушение подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии»; главы 3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, утвержденной Федеральной службой геодезии и картографии России 15.10.1993 (зарегистрирована в Минюсте России 08.12.1993 № 425) не регистрирует выполняемые топографо-геодезические и картографические работы в Управлении Росреестра по Омской области, и не представило заявление-разрешение на выполненные геодезические работы, зарегистрированное в Западно-Сибирском управлении геодезии и картографии.
Выявленное нарушение административным органом было квалифицировано по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.09.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктами 42 и 43 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; картографическая деятельность, за исключением картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» утверждены Порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности и Положение о лицензировании картографической деятельности.
В пункте 3 названного Положения о лицензировании картографической деятельности определены лицензионные требования, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении картографической деятельности, является соблюдение порядка организации картографических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О геодезии и картографии».
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливают порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью, а также для решения спорных вопросов.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании геодезической деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении картографической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «д» - «ж» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее создание геодезических материалов с ненадлежащим содержанием, использование которых может представлять угрозу нанесения ущерба правам и законным интересам граждан, обороноспособности и безопасности государства.
Федеральной службой геодезии и картографии России 15.10.1993 была утверждена Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 08.12.1993 № 425), определяющая порядок осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, и обязательная для всех министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно - правовых форм, выполняющих в Российской Федерации топографо-геодезические и картографические работы и использующих материалы этих работ и космических съемок.
Согласно пункту 1.2 настоящей Инструкции таковая устанавливает на территории Российской Федерации единый порядок регистрации и учета планируемых, проводимых и завершенных топографо-геодезических и картографических работ.
До начала производства полевых топографо-геодезических работ предприятия обязаны зарегистрировать свои производственные подразделения в местных органах власти, предъявив при этом копию заявления - регистрации на производство топографо-геодезических работ (пункт 2.6 названной Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции топографо-геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.
Согласно пункту 3.4 Инструкции регистрация заявлений в инспекциях госгеонадзора обязательна при выполнении работ по развитию государственной геодезической сети (триангуляция, полигонометрия и трилатерация всех классов), специальных геодезических сетей, геодезических сетей сгущения (триангуляция и полигонометрия 1-го и 2-го разрядов) и нивелирования всех классов независимо от объемов работ и площадей участков (объектов).
В случае, если перечисленные работы выполняются в городах, поселках городского типа, райцентрах и других населенных пунктах в комплексе с топографической съемкой на участках площадью менее 1 кв. км или линейными изысканиями любой протяженности, заявления на весь комплекс топографо-геодезических работ на участке (объекте) регистрируются в инспекциях госгеонадзора.
Для регистрации заявлений и получения разрешений на производство топографо-геодезических работ на территории городов, поселков городского типа или райцентров и других населенных пунктов на участках площадью более 1 кв. км и на работы, указанные в пункте 3.4, предприятия одновременно с заявлением представляют в инспекцию госгеонадзора справку от соответствующего органа архитектуры и градостроительства о необходимости производства проектируемых работ (пункт 3.6 Инструкции).
В соответствии с пунктом 3.11 Инструкции заявление - разрешение на каждый объект работ составляется в двух экземплярах, из которых первый вместе с одним экземпляром технического проекта (программы работ) и заключением по нему выдается предприятию, подавшему заявление, а второй экземпляр заявления - разрешения и технического проекта остается на хранении в инспекции госгеонадзора или органе архитектуры и градостроительства.
Рассмотрение технических проектов (программ), их регистрация и выдача разрешений на выполнение проектируемых топографо-геодезических и картографических работ осуществляются инспекциями госгеонадзора или органами архитектуры и градостроительства за плату, установленную соответствующими прейскурантами, утвержденными их вышестоящими органами.
Учет заявлений - разрешений, оформляемых инспекциями госгеонадзора и органами архитектуры и градостроительства, осуществляется в журналах учета по форме, указанной в Приложении № 3 к настоящей Инструкции (пункт 3.12 Инструкции).
В пункте 3.16 Инструкции предусмотрены случаи, когда не требуется регистрации и выдачи разрешений в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.
Так, не требуется регистрации и выдачи разрешений в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства при выполнении:
разбивочных работ, выноса в натуру осей зданий, сооружений и линий инженерных коммуникаций;
специальных инженерно - геодезических измерений с целью контроля соответствия проектам и строительным нормам строительно-монтажных работ, слежения за деформацией сооружений и земной поверхности на территории строящихся и действующих предприятий, за осадками зданий и сооружений в процессе их строительства и эксплуатации;
исполнительной съемки вновь построенных зданий, сооружений и инженерных коммуникаций;
специальных топографо-геодезических и маркшейдерских работ, выполняемых собственными силами действующих и строящихся горнодобывающих предприятий в пределах горных и земельных отводов, если для этих целей не требуется создания государственной геодезической сети, геодезических сетей сгущения и специальных геодезических сетей;
работ, связанных с разбивкой на местности геолого-разведочных профилей, перенесением на местность проектного положения и планово - высотной привязкой объектов (точек) геолого-разведочных наблюдений, буровых скважин на нефть и газ, а также с созданием для этих целей сетей рабочего обоснования, за исключением триангуляции, полигонометрии и нивелирования всех классов и разрядов;
инженерно - геодезических работ, связанных с усилением, ремонтом и реконструкцией существующих железных и автомобильных дорог и других существующих линейных сооружений в пределах отведенных для этих сооружений земель, работ, связанных с выносом в натуру границ землепользований, если для выполнения перечисленных выше работ не требуется создания геодезических сетей и производства топографической съемки;
корректуры сельскохозяйственных, землеустроительных, лесоустроительных и других специальных карт и планов;
топографо-геодезических работ, выполняемых учебными заведениями в порядке студенческих практик, если они не имеют производственного назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 273 утверждено Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, согласно пункту 2 которого государственный геодезический надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Пункт 5 Положения в качестве основной задачи государственного геодезического надзора выделяет, в том числе, надзор за регистрацией геодезических и картографических работ.
Согласно акту проверки от 15.03.2011 № 2, протоколу № 4 об административном правонарушении от 15.03.2011 ООО «Истро» вменяется совершение правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление геодезических работ без регистрации выполняемых топографо-геодезических и картографических работ в Управлении Росреестра по Омской области, и без представления заявления-разрешения на выполненные геодезических работ, зарегистрированного в Западно-Сибирском управлении геодезии и картографии.
Оспаривая данный факт ООО «Истро» указывает на то, что в заявленный период общество не осуществляло деятельность, разрешенную лицензиями, а выполняло только работы по межеванию земельных участков, которые в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, не подлежат регистрации в административном органе.
Данные доводы заинтересованного лица основаны на неверном толковании норм законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» геодезическая деятельность – деятельность по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени; геодезические и картографические работы - процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.
Как установлено статьей 3 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся, в том числе, геодезические, топографические, аэросъёмочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пункту 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Пунктом 2 Инструкции по межеванию земель установлено, что межевание земель включает, в том числе, определение координат пунктов ОМС и межевых знаков.
В свою очередь, для определения координат пунктов ОМС (ОМЗ) и межевых знаков используют также спутниковые геодезические определения (пункт 10.2 Инструкции по межеванию земель).
Согласно пункту 10.5 Инструкции по межеванию земель по результатам геодезических, фотограмметрических и картометрических измерений вычисляют координаты пунктов ОМС и межевых знаков.
Более того, проводимые ООО «Истро» работы по межеванию земель не отнесены к исключительным случаям, когда не требуется регистрации и выдачи разрешений в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства, указанным в пункте 3.16 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации
Таким образом, суд полагает доказанным факт проведения обществом геодезических работ без регистрации выполняемых топографо-геодезических и картографических работ в Управлении Росреестра по Омской области, и без представления заявления-разрешения на выполненные геодезических работ, зарегистрированного в Западно-Сибирском управлении геодезии и картографии.
Однако, в данном случае, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях ООО «Истро» признаков грубого нарушения, влекущих привлечение к ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит применению за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании геодезической деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении картографической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «д» - «ж» пункта 3 настоящего Положения, повлекшее создание геодезических материалов с ненадлежащим содержанием, использование которых может представлять угрозу нанесения ущерба правам и законным интересам граждан, обороноспособности и безопасности государства.
Таким образом, для квалификации действий как грубого нарушения лицензионных требований не достаточно одной только констатации факта нарушения лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «д» - «ж» пункта 3 настоящего Положения, в данном случае подлежит доказыванию: 1) факт создания материалов с ненадлежащим содержанием; 2) факт наступления последствий или угрозы такого наступления.
В данном случае административным органом созданные ООО «Истро» геодезические материалы не анализировались; ни в акте, ни в протоколе об административном правонарушении не прописано какие именно несоответствия содержат материалы и каким актам они не соответствуют; в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства наступления последствий или угрозы такого наступления, следовательно выводы административного органа о квалификации действий ООО «Истро» как грубого нарушения лицензионных требований голословны.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте 8 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Таким образом, поскольку административным органом не доказан признак грубого нарушения лицензионных требований, но доказан факт нарушения ООО «Истро» условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), такое действие подлежит квалификации по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения ООО «Истро» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государственном мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.
Пунктом 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание характер выявленных нарушений, совершение правонарушения впервые (доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено), отсутствие отягчающих обстоятельств, а также то, что иные обстоятельства, поименованные в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматриваются из материалов дела, суд находит возможным в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить ООО «Истро» наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Истро» к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить частично.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Истро», зарегистрированное в качестве юридического лица инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу г.Омска за основным государственным регистрационным номером 1025500760405, ИНН <***>, расположенное по адресу: 644037, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив меру наказания в виде предупреждения.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Истро» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г.Омск, ул.10 лет Октября, д.42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.
Судья О.Ю. Суставова