ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-2984/10 от 29.04.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailinfo@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-2984/2010

07 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горобец Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бондаренко Николая Вячеславовича к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, Территориальному отделу № 1 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Омска, Главного управления по земельным ресурсам Омской области, Муниципального предприятия г. Омска «Омскархитектура», индивидуального предпринимателя Гольман Галины Алексеевны,

о признании недействительным распоряжения № 363-р от 14.04.2008, признании незаконными действий по постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3171,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Бондаренко Н.В., паспорт; Волошин А.Н., паспорт, по доверенности от 17.02.2009,

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска – Погребняк Н.В. (удостоверение № 095/08, доверенность от 07.08.2009 № 02/13863),

от Территориального отдела № 1 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области – Богзберг Е.А., по доверенности от 11.01.2010 № 7, удостоверение № 347,

от Администрации г. Омска - не явились, извещены,

от Главного управления по земельным ресурсам Омской области – Сотникова Н.В., удостоверение № 90, по доверенности от 29.12.2009 № 06/11332,

от Муниципального предприятия г. Омска «Омскархитектура» - не явились, извещены

от индивидуального предпринимателя Гольман Галины Алексеевны – Панин С.Г. по доверенности от 15.09.2010, паспорт; Гольман Г.А., паспорт,

У С Т А Н О В И Л:

Предприниматель Бондаренко Николай Вячеславович (далее – заявитель, предприниматель Бондаренко Н.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 14.04.2008 № 363-р «Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка по улице Окружная дорога в Октябрьском административном округе города Омска», а также признании незаконными действий Территориального отдела № 1 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по постановке земельного участка общей площадью 658 кв. м. с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3171 на кадастровый учет.

В обоснование заявленных требований предприниматель указал на то, что при формировании земельного участка, предоставленного Гольман Г.А. в аренду, а затем в собственность, не проводилось согласование его границ с заявителем как пользователем смежного земельного участка, что является нарушением требований земельного законодательства.

Предоставление документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по содержанию не соответствующее требованиям законодательства, нарушение прав смежных землепользователей в силу подпункта 2 пункта 2 и подпункта 3 пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на постановки на кадастровый учет земельного участка 55:36:12 03 05:3171) является основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков.

По мнению ИП Бондаренко Н.В., в результате действий заинтересованных лиц нарушено его право, установленное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно свободно владеть и пользоваться принадлежащим ему на праве собственности павильоном «Шиномонтаж», расположенном на арендуемом земельном участке.

Территориальный отдел № 1 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тесту – Управление Роснедвижимости по Омской области) заявленные требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого распоряжения. В судебном заседании представитель пояснил, что землеустроительные работы по установлению на местности проектных границ на земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3171, были выполнены муниципальным предприятием города Омска «Омскархитектура». То есть, исполнителем по установлению на местности проектных границ данного земельного участка является указанное предприятие, а не Управление Роснедвижимости по Омской области. В полномочия муниципального предприятия города Омска «Омскархитектура» также входило согласование границ со всеми заинтересованными лицами.

Управление Роснедвижимости по Омской области является техническим органом, осуществляющим государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Управление Роснедвижимости по Омской области не осуществляет выезд на участок с целью уточнения предоставленной землеустроительной организацией и заказчиком информации. Границы были определены землеустроительной организацией, согласованы с заказчиком, а также правообладателем смежных земельных участков, поэтому у Управления Роснедвижимости по Омской области не было оснований усомниться в том, что граница спорного участка проходит иным образом и не поставить участок на кадастровый учет не было оснований, предусмотренных статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующие отказ.

Таким образом, все землеустроительные дела, представляемые в фонд данных, включая карты (планы) земельных участков после 1 марта 2008 года, не подлежат утверждению территориальными органами Роснедвижимости, поэтому акты контроля за проведением землеустройства не оформляются. Передача землеустроительных дел в фонд данных обязательна. Отказ в приеме землеустроительного дела в фонд данных не допускается (Письмо от 04.03.2008 № ВК/0878 «Об оформлении документов, необходимых для кадастрового учета»).

Следовательно, действия Управления Роснедвижимости по Омской области строго укладываются в рамках действующего законодательства и постановка на кадастровый учет осуществляется по предоставленным документам согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме того, представитель отметил, что Управление Роснедвижимости по Омской области является органом государственной власти с четко определенной законодательством Российской Федерации компетенцией, в которую не входят вопросы согласования границ земельных участков (Положение о Федеральном Агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 456 от 12.06.2008).

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебном заседании требования заявителя не признал, полагает, что оспариваемое распоряжение вынесено в соответствии с требованиями закона.

Представитель третьего лица - Администрация г. Омска, в судебное заседание не явился. Вместе с тем в материалы дела представлен письменный отзыв, в котором представитель излагает позицию о необоснованности заявленных требований исходя из недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов.

Представитель третьего лица - Главного управления по земельным ресурсам Омской области в обоснование возражений сослалось на соответствие закону оспариваемого распоряжения, указав, что земельный участок Гольман Г.А. был предоставлен в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 Земельного кодекса РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Бондаренко Н.В. осуществляет предпринимательскую деятельность в павильоне «Шиномонтаж» на арендуемом им части земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0206, расположенного по адресу: город Омск, улица Романенко с местоположением, установленным относительно административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Романенко, 17.

Срок действия договора аренды № Д-О-21-5640 от 11.11.2005, на основании которого заявитель арендует указанный земельный участок, продлен соответствующим соглашением до 04.02.2012.

14.04.2008 Распоряжением директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска № 363 был утвержден проект границ по образованию земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 658 кв. м. для строительства кафе; местоположение которого установлено в 400 м. северо-западнее относительно ориентира - здания, имеющего почтовый адрес: улица Окружная дорога, дом 3 в Октябрьском административном округе города Омска.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Бондаренко Н.В. в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения № 363-р недействительным как принятого с нарушением земельного законодательства и нарушающего его права и охраняемые законом интересы.

Заслушав доводы участников процесса, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.

Как уже указывалось выше, Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 14.04.2008 № 363 был утвержден проект границ по образованию земельного участка относящегося к категории земель населенных пунктов по улице Окружная дорога в Октябрьском административном округе города Омска. Проект границ участка, утвержденный Департаментом, совпадает с границами, установленными на местности землеустроительной организацией.

12.11.2008 года на основании заявления о кадастровом учете объекта недвижимости и описания земельных участков подготовленного Муниципальным предприятием города Омска «Омскархитектура» был сформирован земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3171 из земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0006.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая деятельность осуществляется кадастровыми инженерами (при этом в переходный период до 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству), и не входит в компетенцию органа, осуществляющего государственный кадастровый учет земельных участков.

В части 11 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон) предусмотрена ответственность кадастрового инженера при проведении согласования границ земельных участков.

Так, при проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Статьей 22 Закона установлен состав необходимых для кадастрового учета документов. Так, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

Согласно пункту 3 статьи 38 Закона, если в соответствии со статьей 39 Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

До вступления в силу приказа Минюста России «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» при постановке на кадастровый учет земельного участка в качестве межевого плана принимается Описание земельных участков, оформленное в соответствии с требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327, действительным в части не противоречащей действующему законодательству.

Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, лицами, с которыми требуется согласовать местоположение границ земельного участка, являются лица, права которых на смежные земельные участки зарегистрированы в Едином государственном реестр прав на недвижимое имущество и сделок, либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г.

Между тем, в акте согласования границ, Муниципальное предприятие г. Омска «Омскархитектура» отмечено, что от точки н1 до точки н9 (земли государственной собственности, не закрепленные за конкретными лицами) согласовывает Главное управление по земельным ресурсам в лице Лебедева В.С., а также правообладатели земельного участка Г.А. Гольман и Главное управление по земельным ресурсам Омской области – С.И. Тимошенко.

В данном конкретном случае, земельный участок, на части которого заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность, на момент проведения межевых работ по формированию земельного участка, в последующим выделенным Гольман Г.А. для строительства кафе, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, в связи с чем, суд не может согласиться с доводами заявителя о безусловном согласовании с ним границ формируемого земельного участка как с пользователем смежного земельного участка.

Кроме того, как следует из пояснений заявителя, он планировал обратиться за оформлением прав на указанный земельный участок, поскольку участок необходим для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Доводы заявителя не могут быть приняты как надлежащие в обоснование нарушения прав, поскольку, во-первых, по своей сути предполагаются в будущем, во-вторых, носят возможный характер, суд абсолютно достоверно не может сделать вывод, что эти обстоятельства наступят.

Статья 4 АПК РФ предусматривает судебную защиту именно нарушенного права.

Указанное в совокупности с положениями статей 65, 198 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что заявитель, оспаривая нормативный правовой акт государственного органа, должен представить суду доказательства того, что издание такого акта реально повлекло нарушение его прав.

Учитывая, что иных доводов о нарушении прав заявление не содержит, документальное подтверждение факту нарушения прав отсутствует, а также то обстоятельство, что АПК РФ не предусматривает возможности судебной защиты от предполагаемого или возможного в будущем нарушения прав, суд пришел к выводу о недоказанности заявителем нарушения его прав оспариваемым распоряжением.

Таким образом, поскольку предпринимателем Бондаренко Н.В. не доказано должным образом того обстоятельства, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону и нарушает его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, оснований для признания его недействительным у суда не имеется.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, а также незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Между тем при рассмотрении материалов настоящего дела судом было установлено, что решением арбитражного суда Омской области от 19.11.2009 по делу № А46-17799/2009 заявление предпринимателя Бондаренко Николая Вячеславовича о признании недействительным распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области № 893 от 11.03.2009 «О предоставлении Гольман Галине Алексеевне в аренду земельного участка для строительства кафе оставлено без удовлетворения. При рассмотрении указанного дела в материалы дела Главным управлением по земельным ресурсам Омской области предоставлялось оспариваемое Распоряжение № 363-р от 14.04.2008г. (лист дела № 34). Таким образом, заявителю стало известно об издании указанного распоряжения еще на момент рассмотрения дела № А46-17799/2009, решение по которому было принято 19.11.2009. В связи с чем, суд приходит к выводу о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения от 14.04.2008 № 363-р.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 АПК РФ, арбитражный суд, -

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Бондаренко Николая Вячеславовича о признании недействительным распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 14.04.2008 № 363-р «Об утверждении проекта границ по образованию земельного участка по улице Окружная дорога в Октябрьском административном округе города Омска», а также о признании незаконными действий Территориального отдела № 1 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по постановке земельного участка общей площадью 658 кв. м. с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3171 на кадастровый учет, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путём подачи апелляционной жалобы.

Судья С.В. Ярковой