ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-3006/20 от 07.12.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

14 декабря 2020 года

№ дела

А46-3006/2020

Резолютивная часть решения объявлена в заседании 07 декабря 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 14 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рейтер М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авто Плюс Омск» (ИНН 1223078 , ОГРН 5543003015 ) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 8001003 , ОГРН 5500748613 ) об оспаривании распоряжения от 30.01.2020 № 108, при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 12.12.2019, личность удостоверена паспортом,

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 23.09.2020, личность удостоверена паспортом,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Авто Плюс Омск» (далее – заявитель, Общество, ООО «Авто Плюс Омск») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее, в том числе, Департамент, заинтересованное лицо) изложенного в распоряжении от 30.01.2020 № 108 «Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130127:981 в Кировском административном округе города Омска» по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:130127:981 в Кировском административном округе города Омска. В качестве обоснования оспариваемого отказа указано на то, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает фактическую площадь, занимаемую объектом недвижимости.

В качестве способа восстановления нарушенного права ООО «Авто Плюс Омск» просит суд обязать Департамент устранить допущенное нарушение прав заявителя путем предоставления в собственность испрашиваемого участка.

Определением Арбитражного суда Омской области от 30.07.2020 по ходатайству заявителя назначена судебная экспертиза, на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1.Какие из объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:36:130127:981 являются объектами капитального строительства?

2.Какую площадь должен иметь земельный участок, необходимый для эксплуатации Здания Автосалона (кадастровый номер: 55:36:130127:827) и обеспечивающих его эксплуатацию инженерно-технических сооружений (кадастровые номера: 55:36:130127:828, 55:36:130127:829, 55:36:130127:832, 55:36:130127:831, 55:36:130127:830, 55:36:130127:681, 55:36:130127:678) в соответствии с их функциональным назначением с учетом соблюдения строительных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм?

В материалы дела поступило заключение, выводы экспертов состоят в следующем. Согласно «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ объект недвижимости автосалон «Лексус»классифицируется как многофункциональное здание, относящееся к классу Ф 3.1 (торговое здание) и класса Ф 5.1 (производственное здание). Размещение на земельном участке основного объекта и объектов инженерной инфраструктуры обусловлено функциональным зонированием территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований. В соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» здание автосалона «Лексус» относится к объектам IV класса с размерами санитарно-защитной зоны 100 м.

Площадки для временного хранения автомобилей расположены с учетом требований норм СНиП 2.07.01.-89*, актуализированная редакция (СП 42.13330.2016 Планировка и застройка городских и сельских поселений), СП 364.1311500.2018 «Здания и сооружения для обслуживания автомобилей. Требования пожарной безопасности», а также «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ. Пожарные проезды к зданию предусмотрены с четырех сторон по асфальтобетонному покрытию, шириной проездов 5,0 м и более на расстоянии 3,5 м от стены здания. Пожарные проезды сквозные, также предусмотрена разворотная площадка для пожарной техники в габаритных размерах 15/15 м. Кроме того на территории предусмотрена площадка для парковки и разгрузки автомобилей доставляющих новые автомобили, с радиусом разворота 12,5 м на 5,6 м.

В соответствии с СНиП II-K.3-62 «Улицы, дороги и площади населенных мест» на обследуемой территории предусмотрены пешеходные тротуары, для передвижения пешеходов, а также людей с ограниченными возможностями шириной не менее 1,5-2,0 м.

Рассматриваемая территория представляет собой застроенный земельный участок из которого фактически занимаемая площадь составляет 1804,5 кв.м, - площадь застройки здания автосалона «Лексус», площадь тротуаров и площадок для маломобильных групп населения 316,0 кв.м, разворотная площадка пожарной машины 225 м, разворотная площадка для автовоза 70 кв.м., площадь автостоянок, проездов, пожарных разворотных площадок 7358,0 кв.м, площадь озеленения 332,0 кв.м, площадь занимая трансформаторной подстанции 65 кв.м, сооружение электроэнергетики (включая опоры освещения) 1250,0 кв.м, сетями бытовой канализации 150 кв.м., площадка для тест-драйв 620 кв.м. Исходя из вышеизложенного занимаемая и фактически эксплуатируемая территория автосалона «Лексус» составляет 1219,0 кв.м.

Относительно поставленного вопроса экспертом сделан вывод, что площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости с кадастровым номером 55:36:130127:828 (сооружения электроэнергетики, протяженностью 101 м), 55:36:130127:827 (нежилое здание «Автосалон LEXUS», площадью 1877,9 кв.м.), 55:36:130127:832 (сети бытовой канализации, протяженностью 33 м), 55:36:130127:830 (сети водоснабжения, протяженностью 139 м), 55:36:130127:829 (сети ливневой канализации, протяженностью 358 м), 55:36:130127:828 (сетитеплоснабжения, протяженностью 40 м), в соответствии с ихфункциональным назначением, с учетом соблюдения строительных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм составляет не менее 12 190,0 кв.м.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал в полном объёме, полагая, что правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве не имелось. Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, установил, что ООО «Авто Плюс Омск» является собственником объектов недвижимого имущества по адресу: <...>, а именно:

-        нежилого здания, наименование: Автосалон «LEXUS», площадь: 1 877,9 кв.м., кадастровый номер: 55:36:130127:827; право собственности зарегистрировано 24.11.2017 за номером: 55:36:130127:827-55/001/2017-1 (далее также — «Здание Автосалона»);

а также следующих инженерно-технических сооружений:

-        сооружение электроэнергетики, наименование: Автосалон «LEXUS» (сети электроснабжения 0,4 кВ № 1 №2), протяженность: 101 м, кадастровый номер: 55:36:130127:828;

-        сооружение канализации, наименование: Автосалон «LEXUS» (сеть ливневой канализации), протяженность: 358 м, кадастровый номер: 55:36:130127:829;

-        сооружение канализации, наименование: Автосалон «LEXUS» (сети бытовой канализации), протяженность: 33 м, кадастровый номер: 55:36:130127:832;

-        сооружение топливной промышленности, наименование: Автосалон «LEXUS» (сети теплоснабжения), протяженность: 40 м, кадастровый номер: 55:36:130127:831;

-        сооружение гидротехническое, наименование: Автосалон «LEXUS» (сеть водоснабжения), протяженность: 139 м, кадастровый номер: 55:36:130127:830;

-        сооружение (бытовая канализация), протяженность: 305 м, инвентарный номер: 60002632, кадастровый номер: 55:36:130127:681;

-        сооружение (сети канализации, канализационный коллектор), протяженность: 841 м., инвентарный номер: 60002633, кадастровый номер: 55:36:130127:678.

Указанное Здание Автосалона и все перечисленные сооружения расположены в границах земельного участка с кадастровым номером: 55:36:130127:981; адрес (местоположение): Российская Федерация, Омская область, город Омск, Кировский административный округ; площадь: 11769+/-38 м.кв.; категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: магазины, торговые комплексы и центры (в том числе салоны по продаже автотранспортных средств) (далее также — «Земельный участок»), находится в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ город Омск Омской области, дата регистрации: 10.12.2019.

Руководствуясь подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3., подпунктом 1, 2 статьи 39.17, статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 4, 7, 8 пункта 20 Положения о Департаменте, утвержденного решением Омского городского Совета № 452 от 26.10.2011, а также в целях реализации принципа платности землепользования и принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости Заявитель 20.12.2019 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: 55:36:130127:981 без проведения торгов с приложением необходимых документов.

Оспариваемым решением Департамент отказал Заявителю в предоставлении Земельного участка по следующим основаниям: в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, площадь земельного участка превышает нормативный размер земельного участка, установленный для торгового предприятия.

Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд находит требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По правилам пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 ЗК РФ, в соответствии с которой исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом. Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Данное право является исключительным, поскольку никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, и включает в себя:

- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положениями статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено в пункте 1 названной нормы. Предусмотренный законодательством перечень документов необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в порядке реализации исключительного права заявителем представлен в уполномоченный орган.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Департамент в качестве правового обоснования отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка сослался на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Обоснование принятого решения сводится к тому, что площадь испрашиваемого участка несоразмерна целям использования объекта недвижимости, расположенного в его границах.

Из характера спорных правоотношений следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.

Из обстоятельств дела следует, что для строительства автосалона, заявителю на праве аренды предоставили следующие земельные участки:

земельный участок с кадастровым номером 55:36:130127:0611, местоположение установлено Омская область, г. Омск, Кировский АО, бульвар Архитекторов, общей площадью 5 323 кв.м, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства автосалона (салона по продаже автотранспортных средств) на основании Договора № Д-КР-31-8484 аренды земельного участка от 09.03.2010 с учетом Соглашения к договору аренды земельного участка о смене Арендатора, зарегистрировано 29.01.2014 за номером 55-55-01/015/2014-748;

земельный участок с кадастровым номером 55:36:130127:584, местоположение установлено в 990 м. южнее относительно 9-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, общей площадью 19 628 кв.м, земли населенных пунктов, представлен для строительства автотехцентров на основании Договора № Д-Кр-31-7211 аренды земельного участка от 01.09.2008 с учетом Соглашения об уступке прав и обязанностей Арендатора от 10.06.2013 (зарегистрировано 16.07.2013 за номером 55- 55-01/144/2013-605), Соглашения к Договору аренды (зарегистрировано 04.03.2014 за номером 55-55- 01/042/2014-969).

В период действия Разрешения на строительство для продления аренды земельных участков между сторонами были заключены Договоры аренды от 19.10.2016 № Д- Кр-13-105 (зарегистрирован 31.10.2016), № Д-Кр-13-106 (зарегистрирован 27.10.2016), согласно которым для завершения строительства автосалонов заявителю были переданы указанные выше земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:130127:611, 55:36:130127:584.

Распоряжением Департамента строительства Администрации города Омска от 07.11.2017 № 277 заявителю было выдано Разрешение на ввод в эксплуатацию № 55-ш55301000-2165-2017 объекта капитального строительства Здания Автосалона с инженерными коммуникациями и сооружениями (далее также - «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию»).

На основании Разрешения на ввод в эксплуатацию было зарегистрированы права собственности на Здание Автосалона и инженерные сооружения, что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно технической документации, а также документам о государственной регистрации прав собственности Здание Автосалона и часть сооружений одновременно были расположены в границах двух земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130127:584, 55:36:130127:611.

В целях приведения в соответствие фактического расположения здания автосалона и сооружений на земельных участках с данными, имеющимися в ЕГРН, в том числе для рационального использования земли и внесения платы в соответствии с фактическим использованием Заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (Заинтересованное лицо) с просьбой о перераспределении земельных участков и образовании в т.ч. земельного участка, в границах которого расположены здание автосалона и сооружения инженерно-технического обеспечения, принадлежащие Заявителю.

Руководствуясь статьей 39.27. Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Администрации города Омска от 25.12.2018 № 1317-п «Об утверждении проекта межевания некоторых частей территории Кировского административного округа города Омска» заинтересованным лицом было издано Распоряжение № 188 от 31.01.2019 «О перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» и образовании трех земельных участков.

По результатам проведенных работ, в государственном кадастре недвижимости 10.12.2019 осуществлен учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:130127:981, в границах земель населенных пунктов, с условно разрешенным видом использования- магазины, торговые комплексы и центры (в том числе салоны по продаже автотранспортных средств».

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Положения приведенных норм земельного законодательства направлены на определение площади подлежащего предоставлению на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка без проведения торгов исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.

Экспертным заключением, представленным в материалы настоящего дела, подтверждается, что площадь земельного участка, необходимого в целях эксплуатации основного объекта недвижимого имущества - автосалон, в соответствии с его функциональным назначением, с учетом соблюдения строительных, санитарно – эпидемиологических и противопожарных норм составляет не менее 12 190 кв.м.

Доказательства, опровергающие обоснование и позицию заявителя заинтересованным лицом не представлены.

В частности, Департаментом не приведены конкретные аргументы и ссылки на положения действующего законодательства, свидетельствующие о том, что установление соответствующего показателя площади земельного участка под зданием, принадлежащими обществу, противоречит каким-либо нормативно установленным требованиям или предельным размерам земельный участков, или о том, что в рассматриваемом случае должна быть применена иная методика расчета площади участка, подлежащего предоставлению в собственность заявителю.

Расчет, приведенный Департаментом с учетом положений Решения Омского городского Совета от 22.03.2017 № 519 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области» произведен из учета площади административного здания, с применением коэффициента минимальной плотности застройки торгового объекта, без учета особенностей его эксплуатации. Из положений указанного нормативного акта не следует наличие ограничений по максимальной площади застройки. Иные правовые обоснования площади застройки Департаментом не приводится. Помимо этого, указанные нормативы установлены в первую очередь для подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории, соответствующих направлениям развития муниципального образования городской округ город Омск Омской области, при этом не являются нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в области собственности и земельных отношений.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение об отказе в предоставлении на праве собственности обозначенного земельного участка по заявленным мотивам является незаконным, поскольку не соответствует действующему законодательству и препятствует оформлению прав заявителя на земельный участок в установленном законом порядке, в связи с чем, нарушаются права Общества в осуществлении им предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, принимая во внимание сложившуюся судебную арбитражную практику разрешения аналогичных споров, требования заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в порядке реализации исключительного права, суд находит подлежащими удовлетворению.

Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия; принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд с целью восстановления нарушенного права заявителя, считает необходимым возложить на Департамент осуществить действия по предоставлению земельного участка на испрашиваемом праве.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, к которым согласно статье 106 Кодекса относятся, в частности, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.

Как ранее указывалось, определением Арбитражного суда Омской области по настоящему делу назначалась экспертиза.

Согласно части 1 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда по выполнении экспертами своих обязанностей.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» перечисление денежных средств эксперту (экспертному учреждению, организации) производится с депозитного счёта суда или за счёт средств федерального бюджета финансовой службой суда на основании судебного акта, в резолютивной части которого судья указывает размер причитающихся эксперту денежных сумм. Суд выносит такой акт по окончании судебного заседания, в котором исследовалось заключение эксперта.

Исследовав экспертное заключение, суд признает его надлежащим и допустимым доказательством по делу, неясность либо неполнота выводов в заключении отсутствует, в заключении даны исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, заключение составлено компетентным специалистом, соответствует требованиям, установленным действующим законодательством.

На основании части 1 статьи 108, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом.

Заявителем денежные средства внесены при рассмотрении ходатайства  назначении экспертизы. Поскольку экспертным учреждением выполнена обязанность по своевременному представлению в суд заключения экспертов, денежные средства в размере 27 000 рублей подлежат перечислению с депозитного счета арбитражного суда

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Авто Плюс Омск» требования удовлетворить.

Признать незаконным изложенный в распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 30.01.2020 № 108 отказ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130127:981.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью «Авто Плюс Омск» подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130127:981, площадью 11769 кв. м, разрешенное использование: магазины, торговые комплексы и центры (в том числе салоны по продаже автотранспортных средств), местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, город Омск, Кировский административный округ.

Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Омской области на расчётный счёт общества с ограниченной ответственностью «Симплек» 27 000 рублей, зачисленных на депозитный счёт Арбитражного суда Омской области платежным поручением № 133 от 01.06.2020.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Авто Плюс Омск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, 27 000 рублей расходов на проведение судебной экспертизы.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и в указанный срок может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой