АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
24 января 2013 года
№ дела
А46-30091/2012
Резолютивная часть решения принята и объявлена 17 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калюга Э.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
о признании незаконным и отмене предписания от 27.07.2012 № 67/1/1-1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 27.11.2012,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 02.11.2012 № 14444-11-1 (до перерыва),
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности Калачинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным и отмене предписания от 27.07.2012 № 67/1/1-1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Определением Арбитражного суда Омской области от 27.11.2012, суд в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя произвел замену ненадлежащего заинтересованного лица надлежащим, согласно которому заинтересованным лицом является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (протокол судебного заседания от 27.11.2012).
В ходе судебного заседания заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит суд признать незаконным предписание от 27.07.2012 № 67/1/1-1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Заявленные уточнения судом приняты.
В судебном заседании, состоявшемся 10.01.2013, судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 17.01.2013.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Суд, рассмотрев материалы дела, заявление Администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, отзыв на него, заслушав представителя заявителя, установил следующее.
27.07.2012 Территориальным отделом надзорной деятельности Калачинского района УНД Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области МЧС России на основании распоряжения от 26.06.2012 № 67 проведена проверка Администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по адресу: <...>, д. Индейка (здание администрации), на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
В ходе проведения проверки заинтересованным лицом установлены нарушения требований пунктов 9.27 – 9.33 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», пунктов 2, 9 статьи 63, статьи 65 Федерального закона от 22.07.2009 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 14 НПБ 110-03, пункта 5.1 НПБ 104-03, которые зафиксированы в акте проверки № 67 от 27.07.2012.
Предписанием № 67/1/1-1 от 27.07.2012 заявителю указано в срок до 01.07.2013 устранить выявленные нарушения:
- в с. Осокино и д. Индейка по отсутствию противопожарного водопровода или же предусмотреть противопожарное водоснабжение для целей наружного пожаротушения из емкостей (резервуаров, водоемов);
- предусмотреть социальное и экономическое стимулирование части граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия граждан в тушении пожаров;
- при планировке и застройки территории поселения учесть требования пожарной безопасности с внесением в генеральный план;
- в здании администрации, расположенной по адресам: <...> установить автоматическую пожарную сигнализацию, произвести монтаж системы оповещения людей о пожаре в здании администрации.
Администрация Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, считая предписание не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что на территории с. Осокино и д. Индейка проложены водопроводы, что подтверждается свидетельством о праве собственности. Кроме того, на территории с. Осокино имеется накопитель воды на 2000 м.куб. и два котлована, а на территории д. Индейка имеется накопитель воды на 966 м.куб. и котлован, в связи с чем пункт 1-2 предписания является неправомерными.
Главой Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района принято постановление от 22.07.2007 № 23-п «Об утверждении положения добровольной пожарной дружины», следовательно, требования предписания в части отсутствия социального и экономического стимулирования участия граждан в тушении пожара является необоснованным.
Нарушение в части планировки и застройки территории поселения без учета требований пожарной безопасности опровергаются генеральным планом поселения и пояснениями к генеральному плану.
Кроме того, заявитель считает, что поскольку на момент проведения проверки сигнализации и системы оповещения находились в процессе монтажа, то предписание в данной части является незаконным.
Суд находит заявление Администрации не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Согласно пункту 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно Примечанию* 1 к пункту 2.11 допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) с учетом требований пп. 9.27 - 9.33 для:
населенных пунктов с числом жителей до 5 тыс. чел.;
отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 м3, расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода;
зданий объемом св. 1000 м3 - по согласованию с территориальными органами Государственного пожарного надзора;
производственных зданий с производствами категорий В, Г и Д при расходе воды на наружное пожаротушение 10 л/с;
складов грубых кормов объемом до 1000 м3;
складов минеральных удобрений объемом зданий до 5000 м3;
зданий радиотелевизионных передающих станций;
зданий холодильников и хранилищ овощей и фруктов.
2. Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение:
населенных пунктов с числом жителей до 50 чел. при застройке зданиями высотой до двух этажей;
отдельно стоящих, расположенных вне населенных пунктов, предприятий общественного питания (столовые, закусочные, кафе и т.п.) при объеме зданий до 1000 м3 и предприятий торговли при площади до 150 м2 (за исключением промтоварных магазинов), а также общественных зданий I и II степеней огнестойкости объемом до 250 м3, расположенных в населенных пунктах;
производственных зданий I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 м3 (за исключением зданий с металлическими незащищенными или деревянными несущими конструкциями, а также с полимерным утеплителем объемом до 250 м3) с производствами категории Д;
заводов по изготовлению железобетонных изделий и товарного бетона со зданиями I и II степеней огнестойкости, размещаемых в населенных пунктах, оборудованных сетями водопровода при условии размещения гидрантов на расстоянии не более 200 м от наиболее удаленного здания завода;
сезонных универсальных приемозаготовительных пунктов сельскохозяйственных продуктов при объеме зданий до 1000 м3;
зданий складов сгораемых материалов и несгораемых материалов в сгораемой упаковке площадью до 50 м2.
Согласно СП 8.13130.2009 источниками наружного противопожарного водоснабжения являются: Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения.
В пункте 3.2 СП 8.13130.2009 указано, что гидрант это техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что на территории с. Осокино и д. Индейка имеется водопровод, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.04.2012 серии 55 АА 545529, от 06.10.2008 серии 55АВ 757766.
Между тем, из материалов дела не следует, что на водопроводной сети имеются пожарные гидранты, предназначенные для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
Заявителем ни в ходе проверки, ни в материалы дела не представлено доказательств наличия на водопроводной сети исправных пожарных гидрантов.
Из материалов дела следует, что на территории Осокинского муниципального поселения имеются котлованы (с. Оскокино -2, д. Индейка -1).
Согласно п. 9.27 СНиП 2.04.02-84 хранение пожарного объема воды в специальных резервуарах или открытых водоемах допускается для предприятий и населенных пунктов, указанных в примеч. 1 к п. 2.11.
Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно пп. 2.13—2.17 и 2.24. Примечания: 1. Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема пал наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.
К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин с покрытием дорог согласно п. 14.6.
У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83.
9.29. Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п.9.30.при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.
9.30. Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов — 200 м;
при наличии мотопомп — 100—150 м в зависимости от типа мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.32.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости — не менее 10 м.
9.31*. Подачу воды для заполнения пожарных резервуаров и водоемов следует предусматривать по пожарным рукавам длиной до 250 м, а по согласованию с органами Государственного пожарного надзора — длиной до 500 м.
9.32. Если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3—5 мЗ.
Диаметр трубопровода, соединяющего резервуар или водоем с приемным колодцем, следует принимать из условия пропуска расчетного расхода воды на наружное пожаротушение, но не менее 200 мм. Перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе следует устанавливать колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.
Пунктом 3.3 СП 8.13130.2009 установлено, что водозаборное сооружение – это гидротехническое сооружение для забора воды из природного или искусственного источника с целью использования ее для нужд водоснабжения, пожаротушения.
Водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года (п. 9.4 СП 8.13130.2009).
Объем открытых искусственных пожарных водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.
К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин.
У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
Из вышеизложенного следует, что забор воды пожарной техникой из данных котлованов возможен, при условиях, что имеется подъезд с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года, в летний период времени в котловане должно имеется вода.
Из представленных заявителем документов не следует, что Администрацией созданы все необходимые условия для забора воды из источников наружного водоснабжения и имеющиеся на территории котлованы предназначены для забора воды пожарной техникой в любое время года.
Учитывая вышеизложенное, пункты 1-2 оспариваемого предписания являются законными и обоснованными.
Согласно статья 19 ФЗ № 69 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Представленное заявителем постановление от 22.07.2007 № 23-п «Об утверждении положения добровольной пожарной дружины» не содержит сведений о социальном и экономическом стимулировании участия граждан в добровольной пожарной дружине, а свидетельствует о создании данной организации, в связи с чем, требования предписания в части отсутствия социального и экономического стимулирования участия граждан в тушении пожара является обоснованным.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о техническом регламенте) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 63 Закона о техническом регламенте первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В ходе проверки установлено и не оспаривается заявителем, что в нарушение обязательных требований пожарной безопасности здание администрации не было оборудовано защитной автоматической установкой пожарной сигнализации, отсутствовала система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Ссылка заявителя на то, что в период проведения проверки сигнализация и система оповещения находились в процессе монтажа, значения в данном случае не имеет, поскольку на момент проверки и вынесения оспариваемого предписания сигнализация и система оповещения отсутствовали.
Планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности".
В период времени рассмотрения жалобы Администрации Осокинского сельского поселения об отмене постановления о наложении административного наказания от 09.08.2012 г. № 131/132 главой поселение предоставлено решение от 23.12.2011 г. № 37 «Об утверждении Генерального плана населенного пункта с. Осокино», копии листов №№ 67,68, содержат лишь сведения о противопожарных мероприятий к генплану только в части пожарного водоснабжения, и строительство пожарного ДПО. Не содержатся сведения о соблюдение требуемых противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, устройство подъездных дорог для пожарных автомобилей.
Заинтересованным лицом в ходе проверки установлено, что планировка и застройка территории поселения, осуществляется без учета требований пожарной безопасности с внесением в генеральный план.
Планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов должны входить в проектную документацию в виде раздела "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности".
Администрацией Осокинского сельского поселения в ходе рассмотрения материалов дела об отмене постановления о наложении административного наказания от 09.08.2012 г. № 131/132 было предоставлено решение от 23.12.2011 г. № 37 «Об утверждении Генерального плана населенного пункта с. Осокино», копии листов №№ 67,68, которые содержат сведения о противопожарных мероприятий к генплану только в части пожарного водоснабжения, и строительство пожарного ДПО и не содержатся сведения о соблюдение требуемых противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, устройство подъездных дорог для пожарных автомобилей.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое предписание от 27.07.2012 № 67/1/1-6 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Администрации Осокинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области в удовлетворении требования о признании незаконным предписания государственного инспектора Калачинского района по пожарному надзору ФИО3 от 27.07.2012 № 67/1/1-6 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Судья Стрелкова Г.В.