АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
18 января 2013 года
№ дела
А46-30135/2012
Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 18 января 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Третинник М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клименко Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» (ИНН <***>; ОГРН <***>) к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле Администрации города Омска в качестве третьего лица, о признании незаконным и отмене решения от 31.07.2012 № 6,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.05.2012 (паспорт),
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 29.12.2012 № 15,
от третьего лица – не явился,
У С Т А Н О В И Л:
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» (далее по тексту – БУЗ ОО «КРД № 6», заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска, заинтересованное лицо) от 31.07.2012 № 6 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Администрация города Омска, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), считает возможным рассмотреть спор без ее участия по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей участников процесса, суд установил, что ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска была проведена выездная проверка БУЗ ОО «КРД № 6» на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, по итогам которой составлен акт от 03.07.2012 № 18 и принято решение от 31.07.2012 № 6 о привлечении БУЗ ОО «КРД № 6» к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) в виде взыскания 24 273,80 руб. штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части ПФР).
Данным решением Учреждению предложено также уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 121 369 руб., из них 103 598 руб. – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, 17 771 руб. – недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, и пени за просрочку их уплаты составляющую по состоянию на 31.07.2012 в общей сумме 14 855,88 руб.
В порядке, предусмотренном статьями 54, 55, указанное решение Учреждением было обжаловано в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, которое по результатам рассмотрения соответствующей жалобы приняло решение от 20.09.2012 № 84 об оставлении жалобы БУЗ ОО «КРД № 6» без удовлетворения, решения ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска от 31.07.2012 № 6 – без изменения.
Не согласившись с принятым ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска решением от 31.07.2012 № 6, БУЗ ОО «КРД № 6» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения незаконным как нарушающего его права и охраняемые законом интересы.
Изучив заявленные требования, оценив представленные доказательства, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу нижеследующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Судом установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что заявитель был привлечен к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 440 000 руб. в результате неправомерного невключения в нее суммы, выплаченной в качестве единовременной денежной выплаты на основании приказов Учреждения от 07.04.2010 № 43-р, от 15.12.2010 № 180-р, от 01.08.2011 № 222-р, от 07.12.2011 № 350-р, руководствуясь постановлением Мэра города Омска от 18.08.2009 № 665-п «О мерах социальной поддержки работников социальной сферы г. Омска» и протоколами заседания комиссии по установлению мер социальной поддержки департамента здравоохранения Администрации города Омска от 03.03.2010 № 1, от 24.11.2010 № 11, от 10.12.1010 № 13, от 16.06.2011 № 5, от 18.11.2011 № 12 в пользу двадцати работников, с которыми Учреждением заключены трудовые договоры, в размере 20 000 руб. каждому.
Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями в редакции, относящейся к спорному периоду), уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, к объекту обложения страховыми взносами относятся выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений, в том числе стимулирующие и компенсационные выплаты, в пользу работников, независимо от наличия либо отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, за исключением выплат, указанных в статье 9 данного Закона.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (действует с 01.01.2010).
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов (пункт 6.1. части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В рассматриваемом случае, денежные выплаты на сумму 440 000 рублей были произведены БУЗ ОО «КРД № 6» из целевых средств, перечисленных Учреждению из бюджета города Омска, во исполнение постановления Мэра города Омска от 18.08.2009 г. № 665-п «О мерах социальной поддержки работников социальной сферы г. Омска», изданного в целях реализации долгосрочной целевой программы города Омска «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска» (2009 - 2015 годы), утвержденной постановлением Администрации города Омска от 01.04.2009 № 244-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы города Омска «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска» (2009 - 2015 годы)», руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 34 статьи 14 которого оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отнесены к вопросам местного значения.
Частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами, в том числе, деятельности в области здравоохранения.
Таким образом, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов (пункт 6.1. части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Проанализировав вышеизложенные нормы, суд пришел к выводу, что единовременные денежные выплаты работникам Учреждения в размере 20 000 руб. каждому в общей сумме 440 000 руб. являются дополнительной социальной поддержкой отдельной категории работников - молодых специалистов учреждения здравоохранения, осуществляемой Учреждением за счет целевых средств, и обложению страховыми взносами не подлежат, в связи с чем довод заинтересованного лица о том, что данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, основан на ошибочном толковании норм права.
Кроме того, судом установлено, что заявитель также был привлечен к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 30 000 руб. в результате неправомерного невключения в нее суммы, выплаченной в качестве денежного поощрения работнику ФИО3 по результатам профессионального конкурса среди медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения г. Омска «Лучший по профессии».
Однако, заинтересованным лицом не учтено, что денежное поощрение в сумме 30 000 руб. не связано с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями Учреждения и победителя конкурса ФИО3
Названное денежное поощрение не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована ни трудовым, ни коллективным договорами, была получена физическим лицом за победу в конкурсах на основании приказа Учреждения от 15.05.2010 № 148, руководствуясь распоряжением департамента здравоохранения Администрации города Омска от 11.05.2010 № 143 «О выплате денежного поощрения по результатам профессионального конкурса среди медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения г. Омска «Лучший по профессии».
Наличие трудовых отношений между ФИО3 и Учреждением, являющимся учреждением здравоохранения, является условием допуска к участию в конкурсе, проводившемуся между работниками таких учреждений.
Выплата денежного поощрения осуществлена не по решению самого заявителя, а на основании властного предписания его учредителя - департамента здравоохранения Администрации города Омска.
Статья 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Названная правовая норма исключает из объекта обложения суммы, фактически полученные работниками по трудовым договорам и в связи с осуществлением трудовой функции, но в силу определенных причин не подлежащие включению в базу.
Действительно, в указанном перечне отсутствует указание на премии, полученные работниками. Однако в настоящем конкретном случае денежное поощрение (премию) в сумме 30 000 руб. надлежит квалифицировать не как доход, не подлежащий обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, решение ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска от 31.07.2012 № 6 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» подлежит признанию судом недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ и нарушающее в права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» (ИНН <***>; ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска от 31.07.2012 № 6 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический родильный дом № 6» (ИНН <***>; ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья М.А. Третинник