ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-3020/11 от 07.04.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

13 апреля 2011 года

№ дела

А46-3020/2011

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Ляпустиной Н.С., после перерыва - секретарем судебного заседания Шитовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Ленинского административного округа» к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска об отмене постановления № 05-02-000182-11 от 02.03.2011 и прекращении производства по делу об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, представившего доверенность от 11.01.2011, сроком действия до 31.12.2011, паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2, представившего доверенность от 02.08.2010 № 2463-АК/1, сроком действия 3 года, удостоверение.

УСТАНОВИЛ:

Автономное учреждение города Омска «Управление благоустройства Ленинского административного округа города Омска» (далее по тексту – заявитель, учреждение, АУ города Омска «УБ ЛАО») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо, административная комиссия, административный орган) об отмене постановления № 05-02-000182-11 от 02.03.2011 и прекращении производства по делу об административных правонарушениях.

В судебном заседании заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленное требование, попросил суд признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 05-02-000182-11 от 02.03.2011. Требование о прекращении производства по делу об административных правонарушениях не поддержал.

В судебном заседании, открытом в 11 часов 55 минут 05.04.2011 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12 часов 20 минут 07.04.2011.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей заявителя и заинтересованного лица, присутствовавших до объявления перерыва.

Представитель заявителя уточненное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, представитель заинтересованного лица требование не признал, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что Административно-технической инспекцией Администрации г. Омска проведена проверка соблюдения и исполнения Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, в ходе которой установлено, что АУ города Омска «УБ ЛАО» нарушены требования пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 23, статьи 29, пункта 1 статьи 42, статей 49 и 52 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», а именно по состоянию на 10 час. 42 мин. 17.01.2011 не очищены в полном объеме от снежно-ледяных образований (в том числе наледи) до усовершенствованного покрытия подъездной карман и посадочная площадка остановки общественного транспорта «площадь Серова» с торца жилого дома с почтовым адресом (пр. К.Маркса, 73), указанная территория не обработана противогололедными материалами, не вывезены кучи снега, складированные у остановки общественного транспорта.

По результатам названной проверки в отношении АУ города Омска «УБ ЛАО» был составлен протокол об административном правонарушении № 1 от 19.01.2011, на основании которого принято оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении № 05-02-000182-11 от 02.03.2011 о привлечении АУ города Омска «УБ ЛАО» к административной ответственности, предусмотренной статьей 32 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 10 000 руб.

Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, АУ города Омска «УБ ЛАО» обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Суд находит заявленное учреждением требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 2 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» юридические и физические лица: обязаны соблюдать чистоту и порядок на всей территории города Омска, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, в соответствии с настоящим Решением; обеспечивают содержание и уборку прилегающей и (или) закрепленной территории самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями.

В соответствии со статьей 6 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц и проездов, тротуаров и дворовых территорий должны обеспечивать беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.

В силу статьи 13 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» период зимней уборки территории города Омска устанавливается с 15 октября по 15 апреля (пункт 1). В случае резкого изменения погодных условий (снег, мороз) сроки начала и окончания зимней уборки могут быть изменены правовым актом Администрации города Омска (пункт 2).

Статьей 15 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» предусмотрено, что зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Решения и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами Администрации города Омска, в том числе определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты

Согласно пункту 1 статьи 16 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» к первоочередным операциям зимней уборки улиц и магистралей относится: обработка проезжей части улиц, дорог, тротуаров противогололедными материалами.

При уборке площадей, территорий перед входом в магазины и объекты с кратковременным сроком эксплуатации, внутриквартальных и межквартальных проездов, а также проезжей части улиц, дорог с усовершенствованным покрытием свежевыпавший снег, уплотненный снег, снежно-ледяные образования, в том числе наледь, должны убираться полностью до усовершенствованного покрытия пункт 1 статьи 23 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска».

В соответствии со статьей 29 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» вывоз собранной в результате уборки снежной массы осуществляется: от остановок общественного транспорта, наземных пешеходных переходов, мест массового пребывания населения (крупных магазинов, рынков, гостиниц, вокзалов, театров и т.д.), въездов на территорию больниц, с мостов и путепроводов и других социально важных объектов - в течение 2 суток после окончания снегопада; с дорог и улиц - в течение 5 суток после окончания снегопада.

В силу статьи 40 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» обработка проезжей части улиц, дорог, тротуаров противогололедными материалами производится непосредственно с началом снегопада.

Пунктом 1 статьи 42 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» установлено, что с началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололедными материалами наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц (крутые спуски и подъемы), мосты, эстакады, тоннели, перекрестки улиц, остановки общественного транспорта, десятиметровые зоны перед наземными пешеходными переходами, обозначенными соответствующими дорожными знаками, площади и т.п.

Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках, посадочных площадках остановок общественного транспорта, лестничных сходах мостовых сооружений и подземных переходов начинаются сразу по окончании снегопада (статья 49 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска»).

В соответствии со статьей 52 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» в период гололеда тротуары, пешеходные дорожки, посадочные площадки остановок общественного транспорта, лестничные сходы мостовых сооружений и подземных переходов обрабатываются противогололедными материалами (пункт 1). При длительных, интенсивных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными материалами повторяются после каждых 5 см выпавшего снега (пункт 2).

Согласно статье 109 Решения от 25.07.2007 № 45«О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» обязанности по уборке остановок общественного транспорта, в том числе по вывозу образовавшегося мусора, возлагаются на лица, осуществляющие уборку проезжей части дорог.

Из материалов дела следует и заявителем по существу не оспорено, что на АУ г. Омска «УБ ЛАО» возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов благоустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа на территории Ленинского административного округа, что подтверждается, в том числе, распоряжением Администрации Ленинского административного округа от 09.08.2010 № 422 «Об утверждении муниципального задания для Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Ленинского административного округа города Омска».

Таким образом, АУ города Омска «УБ ЛАО» является организацией, отвечающей за содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов благоустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения, а следовательно и лицом ответственным за уборку остановок общественного транспорта, в том числе, обработку противогололедными материалами территории остановок общественного транспорта и вывоз собранной в результате уборки снежной массы.

В соответствии со статьей 32 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» нарушение установленных органами местного самоуправления Омской области правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования муниципальных образований Омской области, а также правил содержания объектов, расположенных на указанных территориях, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 41 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки административным органом было установлено, что по состоянию на 10 час. 42 мин. 17.01.2011 АУ города Омска «УБ ЛАО» не очищены в полном объеме от снежно-ледяных образований (в том числе наледи) до усовершенствованного покрытия подъездной карман и посадочная площадка остановки общественного транспорта «площадь Серова» с торца жилого дома с почтовым адресом (пр. К.Маркса, 73), указанная территория не обработана противогололедными материалами, не вывезены кучи снега, складированные у остановки общественного транспорта.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении № 1 от 19.01.2011, приложенными к нему фотоматериалами, объяснениями специалиста отдела контроля ФИО3 на имя начальника административно-технической инспекции г. Омска ФИО4 от 17.01.2011, распоряжением Администрации Ленинского административного округа от 09.08.2010 № 422 «Об утверждении муниципального задания для Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Ленинского административного округа города Омска» и приложениями к нему.

Таким образом, поскольку АУ города Омска «УБ ЛАО» территория остановки общественного транспорта, расположенной по указанному выше адресу, а именно подъездной карман и посадочная площадка, не была очищена в полном объеме от снежно-ледяных образований (в том числе наледи) до усовершенствованного покрытия, не была обработана противогололедными материалами и не вывезены кучи снега, складированные у означенной остановки общественного транспорта, суд приходит к выводу, что учреждением были допущены нарушения вышеназванных требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Доказательств того, что учреждением были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду представлено не было.

При таких обстоятельствах, суд убежден, что административный орган, в рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 32 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях».

Довод заявителя со ссылкой на то обстоятельство, что учреждение не имело возможности содержать остановки общественного транспорта сверх муниципального задания по содержанию остановок общественного транспорта, выданного и финансируемого Администрацией Ленинского административного округа г. Омска, не может быть принят во внимание судом, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у АУ города Омска «УБ ЛАО» обязанности соблюдения Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45, и не может являться обстоятельством, исключающим вину учреждения при нарушении указанных выше правил.

При этом сам факт исполнения муниципальной услуги в объеме установленного финансирования, подтверждающегося представленным заявителем отчетом № 1-01 об исполнении муниципальной услуги «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа» на территории Ленинского административного округа города Омска за январь 2011 года, не свидетельствует об исполнении в полном объеме учреждением обязанностей, возложенных на него Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска».

Ссылка АУ города Омска «УБ ЛАО» на кассационное определение Омского областного суда от 10.12.2008 судом не принимается, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому делу. Так в данном случае АУ города Омска «УБ ЛАО» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 05-02-000157-11 от 02.03.2011 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 32 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» за нарушение Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, выразившееся в не очищении в полном объеме от снежно-ледяных образований (в том числе наледи) до усовершенствованного покрытия подъездного кармана и посадочной площадки остановки общественного транспорта «площадь Серова» с торца жилого дома с почтовым адресом (пр. К.Маркса, 73), указанная территория не обработана противогололедными материалами, не вывезены кучи снега, складированные у остановки общественного транспорта, тогда как кассационное определение Омского областного суда от 10.12.2008 вынесено по делу № 33-4528 по иску Прокурора ЛАО г. Омска к АУ города Омска «УБ ЛАО» об обязании ответчика произвести ямочный асфальтобетонного покрытия проезжей части улиц Чайковского, Братского, Ангарской, 4-й Марьяновской, Кучерявенко, 2-ой Красной звезды, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, расположенных в ЛАО г. Омска.

Принимая во внимание вышеизложенное, также учитывая, что привлечение АУ города Омска «УБ ЛАО» к административной ответственности административным органом осуществлено в рамках представленных ему полномочий, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности, а также, что учреждению штраф назначен в пределах санкции, установленной статьей 32 Закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях», в том числе с учетом обстоятельств отягчающих административную ответственность (постановление по делу об административном правонарушении № 05-02-000002-11 от 02.02.2011), суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления, что влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявленного Автономным учреждением города Омска «Управление благоустройства Ленинского административного округа города Омска» требования к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 05-02-000182-11 от 02.03.2011, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья О.В.Глазков