АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
10 августа 2010 года
№ дела
А46-3093/2010
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2010 года,
решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2010 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Суставовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гриценко И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» г.Красноярска
к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области; Бюджетного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик»
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 31.03.2010 № 46Н/339 (паспорт <...>); ФИО2, действующего на основании доверенности от 27.03.2010 № 46Н/13 (паспорт <...>);
представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – ФИО3, действующей на основании доверенности от 07.08.2009 № 02/13863 (удостоверение № 0973/10);
представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области – ФИО4, действующей на основании доверенности от 10.11.2009 № МСЖК-6554 (удостоверение № 177);
представителя Бюджетного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» - ФИО5, действующей на основании доверенности от 13.01.2010 № 08-25 (паспорт <...>),
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» г.Красноярска (далее по тексту – заявитель, ОАО «МРСК Сибири», общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на строительство подводного перехода под р.Иртыш и р.Замарайка для прокладки КЛ-110 кВ «Прибрежная - Фрунзенская» и волоконно-оптическая линия связи; обязании выдать разрешение на строительство подводного перехода под р.Иртыш и р.Замарайка для прокладки КЛ-110 кВ «Прибрежная - Фрунзенская» и волоконно-оптической линии связи в соответствии градостроительным законодательством.
В ходе судебного разбирательства ОАО «МРСК Сибири» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило суд (уточненное заявление от 01.04.2010 б/№) признать незаконными действия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиеся в отказе 16.12.2009 (письмом исх. № 09/14152 от 16.12.2009) в выдаче ОАО «МРСК Сибири» разрешения на строительство подводного перехода под р.Иртыш и р.Замарайка для прокладки КЛ-110 кВ «Прибрежная - Фрунзенская» и волоконно-оптической линии связи.
Определением Арбитражного суда Омской области от 18.05.2010 по делу № А46-3093/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, было привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Определением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2010 по делу № А46-3093/2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, было привлечено Бюджетное учреждение Омской области «Омскоблстройзаказчик».
В обоснование заявленных требований ОАО «МРСК Сибири» указало на то, что выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства отнесена к компетенции департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска».
ОАО «МРСК Сибири» были представлены в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска материалы, содержащиеся в проектной документы (пояснительная записка и проект организации строительства объекта капитального строительства).
При этом ОАО «МРСК Сибири» указывает, что поскольку согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, покрытые поверхностными водами, относятся в землям водного фонда, а на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков, то для выдачи разрешения на строительство подводного перехода предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок и градостроительный план земельного участка не требуется. Также не требуется, по мнению ОАО «МРСК Сибири», предоставление положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, поскольку объект капитального строительства, в отношении которого обществом подано заявление о выдаче разрешения на строительство, соответствует требованиям, установленным пунктом 4 части 2 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» полагает, что действия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта, противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, т.к. препятствуют осуществлению строительства и последующего оформления в регистрирующем органе права собственности на объект, строящийся за счет денежных средств общества и являющийся недвижимым объектом.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска требования заявителя не признал, указав на то, что при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства ОАО «МРСК Сибири» были представлены в департамент копии ордера на производства работ на территории города Омска № 1382 от 28.08.2008, выданного Административно-технической инспекцией Администрации города Омска, писем Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области от 06.08.2008 и от августа 2009 года.
В ходе проверки представленных обществом документов специалистами департамента было установлено, что в нарушение пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявителем был представлен не полный пакет документов, в связи с чем, полагает департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, обществу было правомерно отказано в выдаче разрешения на строительство.
Кроме того, заинтересованное лицо считает, что департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска – орган, не полномочный на выдачу разрешений на строительство такого рода объектов (протокол судебного заседания от 03.08.2010).
В сложившейся ситуации, заключает заинтересованное лицо, действия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска являются правомерными, соответствуют нормам градостроительного законодательства.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в письменном отзыве указало на существование некоторой неоднозначности в разграничении полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако, в конечном счете Министерство считает, что в данном случае выдача разрешения на строительство подводного перехода относится к его компетенции.
Бюджетное учреждение Омской области «Омскоблстройзаказчик» в письменном отзыве указало на то, что строительство объекта «Кабельные линии КЛ-110 кВ «Фрунзенская - Прибрежная» обусловлено региональными нуждами Омской области в линии высоковольтной электропередачи. В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 25.11.2009 № 225-п «О строительстве кабельных линий КЛ 110 кВ «Фрунзенская – Прибрежная» строительство объекта относится к реализации регионального инвестиционного проекта, финансируемого из областного и федерального бюджета.
В соответствии с частью 11 пункта 11 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности осуществляет выдачу разрешения на строительство для строительства, размещения которых допускается изъятие, в том числе, путем, земельных участков.
Таким образом, заключает Бюджетное учреждение Омской области «Омскоблстройзаказчик», уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство для строительства объекта «Кабельные линии КЛ 110 кВ «Фрунзенская – Прибрежная» является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в связи с чем требования ОАО «МРСК Сибири» не подлежат удовлетворению.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
ОАО «МРСК Сибири» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Красноярска 04.07.2005, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1052460054327.
ОАО «МРСК Сибири» обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с письмом от 04.12.2009 № 1.5/32-16/8864 о выдаче разрешения на строительство подводного перехода под р.Иртыш и р.Замарайка для прокладки КЛ-110кВ и ВОЛС.
Письмом от 16.12.2009 № 09/14152 департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил ОАО «МРСК Сибири» об отсутствии возможности выдачи разрешения на строительство в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ОАО «МРСК Сибири», считая действия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиеся в отказе 16.12.2009 (письмом исх. № 09/14152 от 16.12.2009) в выдаче ОАО «МРСК Сибири» разрешения на строительство, незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные ОАО «МРСК Сибири» требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность совершения оспариваемого действия (бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из текста заявления, ОАО «МРСК Сибири» просит признать незаконными действия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство объекта, поскольку в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска были представлены материалы, содержащиеся в проектной документы (пояснительная записка и проект организации строительства объекта капитального строительства), и у департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска отсутствовали правовые и фактические основания для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство, что препятствует осуществлению строительства и последующего оформления в регистрирующем органе права собственности на объект, строящийся за счет денежных средств общества и являющийся недвижимым объектом.
Суд находит требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Как следует из материалов дела, ОАО «МРСК Сибири» обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска за выдачей разрешения на строительство обозначенного выше по тексту решения объекта.
Отказав в выдаче разрешения на строительство объекта, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска указывает на то, что в ходе проверки представленных обществом документов специалистами департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было установлено, что в нарушение пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявителем был представлен не полный пакет документов, поскольку отсутствовали: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
То обстоятельство, что обществом не был представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не опровергнуто представителями ОАО «МРСК Сибири», однако общество приводит доводы о невозможности представления в данном случае полного пакета документов, поскольку объектом строительства является подводный переход (письма от 06.08.2009 № МПП-3262, от 12.08.2009 № МПП-3892, от 15.01.2010 № МПП-69 Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области).
Суд признает приводимые заявителем в означенной части доводы обоснованными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для, в том числе, строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.
Поскольку строительство объекта «подводный переход под р.Иртыш и р.Замарайка для прокладки КЛ-110 кВ «Прибрежная - Фрунзенская» и волоконно-оптической линии связи» не связано с изменением дна и берегов водного объекта, то оформление права пользования водным объектом путем выдачи решения на водопользование не требуется (письма от 06.08.2009 № МПП-3262, от 12.08.2009 № МПП-3892 Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области).
Согласно пункту 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков, т.е. имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками водного фонда, а также по совершению сделок с ними не регулируется Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.
Следовательно, для выдачи разрешения на строительство подводного перехода, предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок и градостроительный план земельного участка, не требуется (письмо от 15.01.2010 № МПП-69 Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Гражданского кодекса Российской Федерации являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска доказательства того, что объект, на строительство которого заявитель испрашивал разрешение, подпадает под эти исключения, не представил.
Таким образом, поскольку объектом строительства выступает подводный переход под р.Иртыш и р.Замарайка для прокладки КЛ-110 кВ «Прибрежная - Фрунзенская» и волоконно-оптической линии связи, то у ОАО «МРСК Сибири» отсутствовала возможность представления в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска вышерассмотренных спорных документов, перечисленных в пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов.
В ходе судебного разбирательства суд предлагал департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска указать, какие конкретно в данном случае необходимо было ОАО «МРСК Сибири» представить недостающие документы (кроме рассмотренных) при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство такого рода объекта, однако департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска не привел таковых. При этом суд учитывает, что при обращении в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области представленный заявителем аналогичный пакет документов был расценен как достаточный для выдачи разрешения на строительство (разрешение на строительство № 55-13 от 09.06.2010).
Следовательно, поскольку ОАО «МРСК Сибири» были выполнены требования, установленные пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска необоснованно руководствовался пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В тоже время, несмотря на тот факт, что департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска неправомерно по рассмотренному основанию отказал ОАО «МРСК Сибири» в выдаче разрешения на означенный выше объект строительства ввиду непредставления последним полного пакета документов, предусмотренного пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В отношении уполномоченного органа на выдачу разрешения на строительство.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (часть 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Таким образом, законодательство на федеральном уровне (Градостроительный кодекс Российской Федерации) определяет, что разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (это общее правило).
Из этого общего правила имеются прямо предусмотренные исключения :
1. В отношении выдачи разрешения на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых не устанавливается градостроительный регламент.
Согласно части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
2. В отношении выдачи разрешения для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков (перечень таких участков определен статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом применительно к означенным исключениям конкретный уполномоченный орган определяется в соответствии с его компетенцией.
Согласно пункту 2 статьи 7 Устава (основной закон) Омской области, принятого постановлением Законодательного собрание Омской области № 193 от 26.12.1995, государственную власть Омской области осуществляют Губернатор Омской области, Законодательное Собрание Омской области, Правительство Омской области, иные органы государственной власти Омской области, созданные в соответствии с настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Устава (основной закон) Омской области органы исполнительной власти Омской области осуществляют исполнительные и распорядительные функции в установленной сфере деятельности, а также координируют в случаях, установленных областным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Омской области. Решение о создании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти Омской области принимается Губернатором Омской области в соответствии с областным законом (пункт 2 статьи 57 Устава (основной закон) Омской области).
Функции и полномочия органов исполнительной власти Омской области, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих органах исполнительной власти Омской области, утверждаемыми Губернатором Омской области.
В соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 3 Закона Омской области «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области», принятого постановлением Законодательного собрания Омской области от 22.02.2007 № 65, к полномочиям органа исполнительной власти Омской области, уполномоченного в сфере градостроительной деятельности, относятся:
выдача разрешений на строительство на земельных участках, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которых не устанавливается градостроительный регламент, в случае если выдача таких разрешений относится к компетенции органов исполнительной власти Омской области;
выдача разрешений на строительство для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72 «Об организации деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» было утверждено положение о данном органе исполнительной власти Омской области.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 11 Положения Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области выдает разрешения на строительство на земельных участках, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которых не устанавливается градостроительный регламент, в случае если выдача таких разрешений относится к компетенции органов исполнительной власти Омской области.
Согласно подпункту 11 пункта 11 того же Положения Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области выдает разрешения на строительство для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Что касается полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.
Под органами местного самоуправления в статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 13 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета № 92 от 20.09.1995, систему органов местного самоуправления составляют Омский городской Совет, Администрация города Омска (исполнительный орган), возглавляемая главой городского самоуправления - Мэром.
Статьи 65, 66 Устава города Омска, определяющие компетенцию Администрации города Омска и ее структуру, устанавливают, что Администрация города Омска осуществляет исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий. Для их реализации исполнительный орган местного самоуправления образует структурные подразделения. Деятельность структурных подразделений администрации города Омска осуществляется в соответствии с положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Мэром города Омска. Функции и полномочия структурных подразделений администрации города Омска, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих структурных подразделениях, утверждаемыми Мэром города Омска.
Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 № 396-п «О департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Омска» было утверждено положение о данном структурном подразделении (далее – Положение).
Пунктом 18 названного Положения закреплены функции департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в сфере градостроительной деятельности.
Согласно подпункту 13 пункта 18 Положения департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска выдает разрешение на строительство объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Систематическое толкование приведенных правовых норм различного уровня (федерального, областного, местного) в части регламентации полномочий органов разного уровня власти в сфере градостроительной деятельности позволяет сделать вывод, что полномочия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска прямо поименованы в пункте 18 вышеназванного Положения и ограниченыкомпетенцией специальных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов, прямо предусмотренной как исключение из общего правила нормативными правовыми актами более высокого (Градостроительный кодекс Российской Федерации, Закон Омской области), нежели акты органа местного самоуправления (Постановление Мэра города Омска), уровня (последние в силу принципа «величины» юридической силы должны соответствовать нормативным правовым и подзаконным нормативным актам, принятым на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне Российской Федерации и не противоречить им).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, строительство объекта «Кабельные линии КЛ 110 кВ «Фрунзенская – Прибрежная» осуществляется на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента, а также обусловлено региональными нуждами Омской области в линии высоковольтной электропередачи.
Согласно статье 1 постановления Правительства Омской области от 25.11.2009 № 225-п «О строительстве кабельных линий КЛ 110 кВ «Фрунзенская – Прибрежная»» строительство объекта в целях реализации регионального инвестиционного проекта «Подстанция 110/10 кВ «Прибрежная». Статьей 4 постановления Правительства Омской области от 25.11.2009 № 225-п определено Министерству финансов Омской области предусмотреть в составе расходов главного распорядителя средств областного бюджета – Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области бюджетные ассигнования на строительство объекта.
В ходе судебного разбирательства все участвующие в деле лица подтвердили, что финансирование объекта осуществляется за счет источников федерального бюджета, областного бюджета и средств ОАО «МРСК Сибири»; денежные средства муниципального образования г.Омск не учитываются (протокол судебного заседания от 03.08.2010), в связи с чем включение постановлением Мэра города Омска от 08.05.2008 № 324-п «Об утверждении плана реализации генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области на период до 2016 года» в раздел 3 Плана реализации Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области на период до 2016 года объекта строительства «Кабельная линия 110 кВ от подстанции «Фрунзенская» до подстанции «Прибрежная», представляется формальным (номинальным), что исключает обоснованность ссылки на данное обстоятельство Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в первоначальном отзыве.
Следовательно, уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство рассматриваемого в настоящем случае объекта является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
О нарушении прав заявителя.
В ходе судебного разбирательства в материалы арбитражного дела было представлено разрешение на строительство № 55-11 объекта капитального строительства 6 участка строительства от ПК 58+64,6 до ПК 60+27,57 п.Рыбачий, входящего в 3 этап «Строительство кабельных линий КЛ 110 кВ «Фрунзенская – Прибрежная» с разбивкой на участки» объекта «Подстанция 110/10 кВ «Прибрежная», выданное 28.04.2010 Бюджетному учреждению Омской области «Омскоблстройзаказчик», а также разрешение на строительство № 55-13 объекта капитального строительства 2 этап «Строительство подводного перехода через р.Иртыш и р.Замарайка для прокладки КЛ 110 кВ «Фрунзенская – Прибрежная» и ВОЛС» объекта «Подстанция 110/10 кВ «Прибрежная», выданное 09.06.2010 ОАО «МРСК Сибири». Как подтвердили представители ОАО «МРСК Сибири», последнее в соответствии с выданным разрешением осуществляет строительство объекта, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о нарушении прав заявителя оспариваемым действием заинтересованного лица, тем более, что действующим градостроительным законодательством не предусмотрена выдача двух разрешений на строительство одного и того же объекта органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Таким образом, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции не установил обстоятельств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов ОАО «МРСК Сибири».
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований ОАО «МРСК Сибири».
По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении требований ОАО «МРСК Сибири», расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на ОАО «МРСК Сибири».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» г.Красноярска о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиеся в отказе 16.12.2009 (письмом исх. № 09/14152 от 16.12.2009) в выдаче ОАО «МРСК Сибири» разрешения на строительство подводного перехода под р.Иртыш и р.Замарайка для прокладки КЛ-110 кВ «Прибрежная - Фрунзенская» и волоконно-оптической линии связи, отказать полностью.
Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.
Судья О.Ю. Суставова