ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-30941/12 от 26.12.2012 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск дело № А46-30941/2012

27 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2012 года

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Вареница Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Бизнес Техника» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2012 № 51-12-698/пн,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 01.11.2012);

от заинтересованного лица – ФИО2 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 12.01.2012 № 8),

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Бизнес Техника» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Бизнес Техника») обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее – заинтересованное лицо, РО ФСФР России в СФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.10.2012 № 51-12-698/пн.

В обоснование требований заявитель указал, что выявленное административным органом правонарушение является малозначительным.

Возражая на требование, заинтересованное лицо в представленном в порядке статьи 131 АПК РФ письменном отзыве отметило, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, представив свои возражения на все доводы заявителя.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица высказался согласно представленному отзыву.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно данным автоматизированной системы территориально-распределительного электронного документооборота ФСФР России по состоянию на 26.09.2012 ЗАО «Бизнес Техника» не представило в срок не позднее 15.02.2012 в РО ФСФР России в СФО отчётность за 2011 год по состоянию на конец отчётного периода, что является нарушением требований пункта 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг».

Факт нарушения ЗАО «Бизнес Техника» зафиксирован актом от 26.09.2012 о выявлении правонарушения, состоящего в непредставлении ЗАО «Бизнес Техника» в РО ФСФР России в СФО названной отчётности за 2011 год.

Дело № 51-12-778/ап об административном правонарушении в отношении ЗАО «Бизнес Техника» возбуждено на основании протокола об административном правонарушении от 11.10.2012 № 51-12-794/пр-ап, составленного начальником отдела по обеспечению деятельности РО ФСФР России в СФО на территории Омской области должностным лицом РО ФСФР России в СФО, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании ч.ч. 1, 4 ст. 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённого Приказом ФСФР России от 20.10.2011 №11-51/пз-н.

Копия протокола об административном правонарушении, содержащего указание на время и место рассмотрения дела, была направлена Региональным отделением Заявителю сопроводительным письмом и согласно уведомлению о вручении почтового отправления, получена им. Ходатайств об отложении рассмотрения данного дела от заявителя не поступало.

29 октября 2012 года и.о. руководителя РО ФСФР России в СФО ФИО3 вынесла оспариваемое постановление, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 19.7.3 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Считая, что указанное постановление не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

С заявлением об оспаривании указанного постановления административного органа Общество обратилось в арбитражный суд в пределах установленного срока с учётом даты получения Обществом постановления и выходных дней.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу статьи 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 № 717, Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Согласно п. 4 указанного Положения ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Региональное отделение является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам России и осуществляет свою деятельность на основании Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам.

Согласно ст. 23.47., п. 61 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ, Положению о ТО РО ФСФР России в СФО заинтересованное лицо полномочно возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесённых в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применять меры ответственности, установленные административным законодательством.

В силу п. 3 Приказа ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг» (далее - Приказ № 09-33/пз-н) акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчётного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения, заполненную в соответствии с требованиями приказа.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор.

По положениям п. 1 Приказа № 09-33/пз-н его требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг распространяются на все акционерные общества, осуществляющие самостоятельное ведение реестра владельцев именных ценных бумаг. При этом исполнение указанных требований не ставится законодателем в зависимость от каких-либо факторов, в частности, от числа акционеров акционерного общества, размера его уставного капитала или от факта публичного размещения ценных бумаг. Возможность неисполнения акционерным обществом данных требований действующим законодательством Российской Федерации также не предусмотрена. Следовательно, Заявитель обязан был соблюдать требования Приказа № 09-33/пз-н в силу того, что является акционерным обществом, осуществляющим самостоятельное ведение реестра владельцев именных ценных бумаг.

При этом исполнение указанных требований не ставится законодателем в зависимость от каких-либо факторов.

Объективную сторону правонарушения, совершенного заявителем и предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ образует сам факт непредставления предусмотренной законодательством информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков. Указанное правонарушение считается совершенным в момент непредставления предусмотренной законодательством информации в установленный срок, т.е. ущерб уже нанесен объекту, охраняемому данной нормой - общественным отношениям в сфере соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг.

Предусмотренная законом государственная регистрация в качестве акционерного общества не только наделяет акционерное общество правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и  предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения деятельности и соблюдения требований законодательства РФ.

ЗАО «Бизнес Техника» обязано было осуществлять свою деятельность с соблюдением требований законодательства РФ в данной сфере, в том числе, предпринимать все необходимые меры, направленные на представление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков отчётности, предусмотренной отмеченным Приказом от 13.08.2009 № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг».

Таким образом, вина заявителя в совершении административного правонарушения установлена, подтверждается протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела, заявителем не отрицается, в действиях заявителя имеется состав вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3. КоАП РФ.

ЗАО «Бизнес Техника» обязано было осуществлять свою деятельность с соблюдением требований законодательства РФ, в том числе, предпринимать все необходимые меры, направленные на представление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков отчетности, предусмотренной Приказом.

Доказательств того, что ЗАО «Бизнес Техника» предпринимались какие-либо меры, направленные на представление в Региональное отделение отчетности, предусмотренной Приказом, в срок до 15.02.2012 включительно не имеется.

Следовательно, имея возможность представить в Региональное отделение отчётность, предусмотренную Приказом в срок до 15.02.2012 включительно, ЗАО «Бизнес Техника» не предприняло надлежащих мер, направленных на представление соответствующей отчетности, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Суд также полагает необоснованным применение в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которыми при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием, по следующим основаниям.

То обстоятельство, что действия заявителя не повлекли причинение вреда либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям не является основанием для признания совершённого правонарушения малозначительным, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ, является формальным, следовательно, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действия или бездействия.

В соответствии с п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершённое ЗАО «Бизнес Техника» правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений по представлению предусмотренной законодательством информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в строго определённые законом сроки свидетельствует о крайне пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Представление предусмотренной законодательством информации (в том числе отчетности акционерными обществами в строго определенные законом для этого сроки является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг, и нарушение этой обязанности блокирует работу Регионального отделения по осуществлению возложенных на не полномочий, подрывает основы нормального функционирования рынка ценных бумаг, влечёт угрозу охраняемым законом общественным отношениям.

Кроме того, особая общественная опасность административного правонарушения предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ, отмечена законодателем, что выразилось в установлении достаточно высокого размера штрафных санкций для юридических лиц за совершение данного правонарушения. Высокий размер санкций за нарушение законодательства на рынке ценных бумаг свидетельствует об особенном отношении государства к данной сфере экономической деятельности.

Изложенная позиция также подтверждается многочисленной судебной практикой, частности, Постановлением ФАС Московского округа от 30.01.2012 по делу № А40-73825/11-1 639, Постановлением ФАС Московского округа от 22.03.2011 по делу № А40-41953/10-145-2 Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2012 по делу № А63-6123/2С и др.

По мнению суда, в данном случае общество следует считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права. Противоправное поведение заявителя сопряжено с систематическим характером допущенных им нарушений публичного порядка, с бездействием в ущерб охраняемым законом правоотношениям, поскольку отчётность, содержащая информацию о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг с приложением кори Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг ЗАО «Бизнес Техника» на момент рассмотрения настоящего дела так и не была представлена.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных закрытым акционерным обществом «Бизнес Техника» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 644033, <...>, офис 11А; дата регистрации: 23.10.2002) требований о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 29.10.2012 № 51-12-698/пн о наложении административного штрафа в размере 500 000 рублей, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в течение указанного срока путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой