ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-310/11 от 16.03.2011 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

22 марта 2011 года

№ дела

А46-310/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе   судьи  Захарцевой С.Г.,

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Шабаршиной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Министерства образования Омской области (ИНН 5503079856, ОГРН 1045504009803)

к   Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области

о признании недействительным предписания №П-01-22/0041 от 20.10.2010,

при участии в судебном заседании:

от заявителя –   Гальцов В.В. по доверенности от 09.12.2010 года №ИСХ-10МОБР-9993, по удостоверению №308;

от заинтересованного лица –   Усов Т.Л. по доверенности от 24.06.2010 года № 01-19/5, по удостоверению №2701;

УСТАНОВИЛ:

Министерство образования Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Омской области № П-01-22/0041 от 20.10.2010 года об устранении выявленного нарушения в отношении Министерства образования Омской области .

Заявление мотивировано тем, что технический регламент по информационным технологиям, которые предназначены для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не принят, следовательно, предписание о сертификации информационных технологий является незаконным и необоснованным.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Омской области считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, указав при этом, что поскольку государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляет собой совокупность систематически пополняемых банков данных регионального и федерального уровня, Министерство образования имело возможность проведения обязательной сертификации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил, что 20 октября 2010 года Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области в отношении Министерства образования Омской области проведена проверка по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере информационных технологий.

В ходе проверки установлено, что информационные технологии, предназначенные для обработки государственного банка данных о детях, эксплуатируется с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере информационных технологий, которые выразились в невыполнении требований пункта 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 16.04.2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

По результатам проверки составлен акт от 20.10.2010 года № А-15/03-14 и вынесено предписание об устранении выявленного нарушения от 20.10.2010 года №П-01-22/0041.

Согласно указанному предписанию, Министерству необходимо в срок не позднее шести месяцев, следующих за днём его получения, сертифицировать программы, предназначенные для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Считая, что предписание от 20.10.2010 года №П-01-22/0041 не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Министерство образование Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованиями о признании его недействительным.

Оценив доводы сторон, представленные ими доказательства в совокупности и взаимной связи, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 1 Закона региональный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), - совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень полномочий регионального оператора в отношении указанного банка данных установлен Законом «О банке данных» и Правилами ведения государственно банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

Согласно данному Постановлению Правительства Российской Федерации, обеспечение проведения необходимых работ по обязательной сертификации информационных технологий, предназначенных для обработки сведений, содержащихся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, поручено не региональному оператору (каковым на территории Омской области является Министерство образовании Омской области), а министерству Российской Федерации по связи и информатизации с участием Министерства образования и науки Российской Федерации.

Следовательно, на Министерство образования Омской области каким-либо нормативным правовым актом не возложена обязанность по сертификации или декларированию информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьёй 4 Закона «О банке данных» информационные технологии, которые предназначены для обработки государственного банка данных о детях, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно статье 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулирования» (далее - Закон «О техническом регулировании») обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска не достижения целей технических регламентов.

Статья 2 данного федерального закона определяет технический регламент как документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технический регламент по информационным технологиям, которые предназначены для обработки государственного банка данных о детях, до настоящего времени не принят.

Согласно статье 4 Закона «О техническом регулировании» положения федеральных законов (в том числе Закона «О банке данных») и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения данного Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

Таким образом, требования предписания о сертификации информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с учетом вышеизложенного являются незаконными и необоснованными.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 13 проекта Федерального закона N 443002-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий и исключения дублирования в законодательстве Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О техническом регулировании", внесенного Правительством РФ в редакции, принятой ГД ФС РФ в I чтении 16.11.2010 и включенной в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ФС РФ на март 2011 года, пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» признается утратившим силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, именем РФ,

Р Е Ш И Л :

Требования Министерства образования Омской области (ИНН 5503079856, ОГРН 1045504009803) удовлетворить полностью.

Признать недействительным предписание №П-01-22/0041 от 20.10.2010, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области.

Управлению устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Настоящее решение в части признания недействительным ненормативного акта государственного органа подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении месяца со дня вынесения, может быть обжаловано в течение этого срока в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Г. Захарцева