АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
25 февраля 2013 года
№ дела
А46-31500/2012
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2013 года, решение в полном объёме изготовлено 25 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Голобородько Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дябиным Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1
к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска
о понуждении к заключению договора аренды земельного участка,
в судебном заседании приняли участие:
от истца – ФИО2 по доверенности № 55 АА 023553 от 27.05.2011,
от ответчика - ФИО3 по доверенности № ИСХ-Дио/19739 (04) от 04.12.2012,
У С Т А Н О В И Л:
Предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о понуждении Главного управления по земельным ресурсам Омской области заключить с предпринимателем ФИО1 договор долгосрочной аренды земельного участка сроком на 49 лет, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 22 Декабря, дом 100, имеющий кадастровый номер 55:36:140102:3198, общей площадью 11 398±37 кв.м, на котором находится объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности.
В обоснование своих требований истец указал на то, что земельный участок именно такой площадью необходим ему для использования принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области в удовлетворении требований ФИО1 просило отказать, ссылаясь на то, что предпринимателем не доказано, что для эксплуатации незавершённого строительства: производственная база, площадью 245,1 кв.м необходим земельный участок площадью 11 398 кв.м.
В соответствии со статьёй 6 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» органы местного самоуправления вправе по отношению к расположенным на территории города Омска земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаться только теми из них, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства и садоводства. Распоряжение всеми остальными участками осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области – Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Законом Омской области от 06.12.2012 № 1496-ОЗ в Закон Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» были внесены изменения, согласно которым Главное управление по земельным ресурсам Омской области утратило указанные выше полномочия. Указанный закон вступил в силу с 11.02.2013.
Учитывая вышеизложенное, суд, руководствуясь статьёй 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, произвёл процессуальное правопреемство ответчика по настоящему делу, заменив Главное управление по земельным ресурсам Омской области департаментом имущественных отношений Администрации города Омска.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска поддержал доводы Главного управления по земельным ресурсам Омской области.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что предпринимателю ФИО1 на праве собственности принадлежит объект незавершённого строительства: производственная база площадью 245,1 кв.м, расположенная по адресу: <...>.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 22.04.2011 № 1493-р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:140102, относящегося к категории земель населённых пунктов, установлен вид использования земельного участка – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Местоположение земельного участка установлено относительно нежилого строения: производственная база (литера АМ) по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 22 Декабря, дом 100.
26.05.2011 указанный земельный участок был внесён в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку, несмотря на неоднократные обращения ФИО1 в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлениями о предоставлении вышеназванного земельного участка, земельный участок не был представлен заявителю в собственность или аренду, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ). На основании статей 10, 11 и 29 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности; к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона.
На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
При этом собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приобретение в собственность или на праве аренды земельного участка с учетом фактически используемой площади, определенной с учётом требований земельного и градостроительного законодательства.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых установлен приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 № 475.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:3198 площадью 11398±37 кв.м был сформирован для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
На территории указанного земельного участка расположен принадлежащий истцу на праве собственности объект незавершённого строительства: производственная база площадью 245,1 кв.м.
Помимо этого, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140102:3198 расположены склады (литера АА, площадью 565,1 кв.м; литера АВ, площадью 569,5 кв.м), осуществляется хранение кабельной продукции, строительных материалов, автоспецтехники.
Суд считает, что имеющиеся в деле доказательства, в том числе градостроительный план земельного участка, подтверждают тот факт, что испрашиваемый земельный участок площадью 11398±37 кв.м необходим заявителю для использования принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (в настоящее время строительство объекта, расположенного по адресу: <...>, завершено; объект поименован как производственная база, общая площадью объекта составляет 563,2 кв.м).
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указано, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Кроме того, в указанном пункте обращается внимание на то, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьи 445 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Учитывая вышеизложенное, требования истца о понуждении департамента имущественных отношений Администрации города Омска к заключению договора аренды земельного участка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По положениям части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ отнесена государственная пошлина.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требований истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. 00 коп. следует отнести на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
Требования предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска заключить с предпринимателем ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, договор долгосрочной аренды земельного участка, кадастровый номер 55:36:140102:3198, общей площадью 11398±37 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир нежилое строение: производственная база (Литера АМ); почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 22 Декабря, дом 100, сроком на сорок девять лет.
Взыскать с департамента имущественных отношений Администрации города Омска, расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 11.09.1997 Администрацией города Омска, основной государственный регистрационный номер 1025500748613, ИНН <***>, в пользу предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. 00 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Н.А.Голобородько