ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-31621/12 от 15.01.2013 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

16 января 2013 года

№ дела

А46-31621/2012

Резолютивная часть объявлена 15.01.2013

Решение в полном объеме изготовлено 16.01.2013

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Крещановской Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовой А.Н., рассмотрев материалы дела, возбужденного по заявлению Территориального отделения надзорной деятельности Азовского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840 ИНН 5503084944) к Комитету финансов и контроля Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (ОГРН 1025501515379 ИНН 5509002458) о признании незаконным бездействия и об обязании обеспечить исполнение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении № 77 от 27.12.2011,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бюджетного учреждения культуры «Культурно - досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения (ОГРН 1065509001172, ИНН 5509006036),

в судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – Компанец И.Г. по доверенности № 36 от 27.11.2012 (удостоверение ГПН № 078219);

от заинтересованного лица – Калашника И.Р. (расп. от 27.12.2010, удостоверение),

от третьего лица – не явился

УСТАНОВИЛ:

Территориальное отделение надзорной деятельности Азовского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее – заявитель, Территориальное отделение надзорной деятельности) обратилось в Арбитражный суд Омской области обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к Комитету финансов и контроля Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным бездействия и об обязании обеспечить исполнение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении № 77 от 27.12.2011.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на на то, что согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов, а именно, исполнительного листа и судебного приказа, коим постановление Территориального органа МЧС РФ не является.

Бюджетное учреждение культуры «Культурно - досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения, привлеченное в качестве третьего лица без самостоятельных требований, отзыв на заявление не представило, в судебное заседание явку представителя не обеспечило. В материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения его о времени и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что главным государственным инспектором Азовского района по пожарному надзору Компанец И.Г. были рассмотрены протоколы № 155, 15 от 16.12.2011, составленные государственным инспектором Азовского района по пожарному надзору Калгатовым С.С. в ходе проверки в отношении Бюджетного учреждения культуры «Культурно – досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, по результатам чего было принято постановление № 77 от 27.12.2011 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности.

Указанным постановлением Бюджетное учреждение культуры «Культурно – досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение требований пожарной безопасности, в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Законному представителю Бюджетного учреждения культуры «Культурно – досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, принимавшему участие в рассмотрении материалов проверки, было разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 30.1, 30.2 КоАП РФ на постановление о привлечении к административной ответственности может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления главному государственному инспектору Омской области по пожарному надзору, либо в Арбитражный суд Омской области.

Кроме того, разъяснено законному представителю Бюджетного учреждения культуры «Культурно – досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, что штраф подлежит оплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Разъяснено и об ответственности за не выполнение постановления о наложении административного взыскания.

Бюджетным учреждением культуры «Культурно – досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области постановление о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в установленном порядке не было обжаловано ни в вышестоящий орган, ни в суд. Не была произведена и оплата штрафа в установленном размере.

Поскольку действующее законодательство (в силу пункта 5 статьи 32 КоАП РФ) предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов, Территориальным отделением надзорной деятельности вступившее в законную силу постановление о наложении административного наказания на Бюджетное учреждение культуры «Культурно – досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области было направлено в Комитет финансов и контроля Азовского немецкого национального муниципального района Омской области для исполнения, который отказался принять постановление для исполнения со ссылкой на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с выше обозначенными требованиями.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы приставу – исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 вышеназванного Закона, пунктом 6 которой судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к исполнительным документам.

Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании с бюджетной системы штрафов бюджетное законодательство не регулирует. Вместе с тем взыскание с бюджетных учреждений административных штрафов только в судебном порядке законом не предусмотрено.

Глава 23 КоАП РФ относит наложение административных наказаний не только к полномочиям судов, но и к полномочиям административных органов. Пункт 5 статьи 32 КоАП РФ, как указано выше, предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов. Статья 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» относит постановления административных органов к исполнительным документам и позволяет сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными.

В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений различных платежей, пеней и штрафов.

Указанные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться и в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами.

При разрешении соответствующих споров арбитражным судам, как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует иметь в виду следующее. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По мнению суда, данные положения подлежат применению и в отношении Территориального отделения надзорной деятельности Азовского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, относящегося к административным органам и имеющего полномочия по наложению административного наказания.

В соответствии с п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Как видно из материалов дела и подтверждено в ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица, именно последним был открыт лицевой счет Бюджетного учреждения культуры «Культурно – досуговый и библиотечный центр «Юбилейный» Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области и именно Комитетом осуществляется ведение данного счета.

В связи с изложенным, действия Комитета финансов и контроля Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по возврату без исполнения постановления органа пожарного надзора являются незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа, решения и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

РЕШИЛ:

  Заявление Территориального отделения надзорной деятельности Азовского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840 ИНН 5503084944) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета финансов и контроля Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (ОГРН 1025501515379 ИНН 5509002458), выразившееся в непринятии мер по исполнению вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении

Обязать Комитет финансов и контроля Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (ОГРН 1025501515379 ИНН 5509002458) обеспечить исполнение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении № 77 от 27.12.2011.

Решение по делу подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Л.А. Крещановская