ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-32212/12 от 22.01.2013 АС Омской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.rurbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

22 января 2013 года

№ дела

А46-32212/2012

Резолютивная часть решения объявлена  22 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 января 2013 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И.  при ведении протокола судебного заседания секретарём Хабаровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 07.08.2012),

от заинтересованного лица – ФИО2 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 24.09.2012),

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее - заинтересованное лицо, ФГУП «Почта России», Предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 19.10.2012 № 06042.

Представитель Управления в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил привлечь ФГУП «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании высказался согласно представленному в порядке статьи 131 АПК РФ письменному отзыву.

Суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы № 24 по Южному административному округу г. Москвы 13.02.2003 за основным государственным регистрационным номером <***>.

На основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области № 01-02/578 от 02.10.2012 с целью контроля соблюдения лицензионных условий и обязательных требований в области связи, в части признаков нарушений, выявленных в результате систематического наблюдения (акт систематического наблюдения Управления Роскомнадзора по Омской области от 26.09.2012 № А-25577-55-06/76) в объектах почтовой связи Управления федеральной почтовой связи Омской области, принадлежащих Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», в ходе внеплановой выездной проверки были выявлены следующие нарушения:

- не предоставляются услуги почтовой связи в отделениях почтовой связи пятого класса Сосновка Калачинского почтамта, Пашенная Роща Русско-Полянского почтамта, Яланкуль Тарского почтамта, Никольск Тевризского почтамта, в ОПС четвертого класса Бакшеево, Скородум Тевризского почтамта;

- на вывеске у входа в отделение почтовой связи третьего класса Кормиловка Калачинского почтамта указаны выходные дни - воскресенье, понедельник. Утверждённый режим работы в отделении почтовой связи отсутствует. В соответствии с приказом Федерального Агентства связи от 30.04.2008 № 63 режим работы для отделений третьего класса - с понедельника по пятницу с 08:00 до 20:00 (с перерывом на обед); в субботу с 09:00 до 18:00 (с перерывом на обед) выходной воскресенье;

- в отделениях почтовой связи третьего класса Омского почтамта (указанных в приложении № 1) в связи с изменённым режимом работы услуги почтовой связи предоставляются с 11-12 (одиннадцати-двенадцати) часов до 19 (девятнадцати) часов. Режим работы в данных отделениях почтовой связи сокращён от 4 часов до 5 часов. В отделениях почтовой связи №№ 6, 22, 113 Омского почтамта приказ об изменении режима работы отсутствует. В соответствии с приказом Федерального Агентства связи от 30.04.2008 № 63 режим работы для отделений третьего класса с понедельника по пятницу с 08:00 до 20:00 (с перерывом на обед); в субботу с 09:00 до 18:00 (с перерывом на обед) выходной воскресенье. Согласование с органом государственной власти Омской области закрытия и изменения режима
 работы объектов почтовой связи УФПС Омской области осуществляется после издания приказа о закрытии и изменении режима работы.

19.10.2012 по результатам проверки государственный инспектор по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, главный специалист-эксперт отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи ФИО3 в отношении Предприятия составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

На основании данного протокола Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

На основании статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 1 статьи 27 Закона «О связи» Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.05 № 110.

На основании пункта 10 Порядка Федеральная служба по надзору в сфере связи и (или) её территориальные органы в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые мероприятия по контролю.

Согласно статье 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).

В силу статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

При этом определено, что услуга связи - деятельность по приёму, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ст. 2 Закона о связи).

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведён в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87.

Согласно пункту 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221.

На основании статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Судом установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации на основании лицензии № 25577 на предоставление услуг почтовой связи, выданной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации.

Согласно пункту 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи» и «О почтовой связи», другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

В соответствии с пунктом 1 «Порядка присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи организаций федеральной почтовой связи», утверждённого приказом Мининформсвязи РФ от 09.11.2004 № 26, при принятии организацией федеральной почтовой связи (далее - ОФПС) решений о создании, размещении, изменении режима работы, ликвидации объектов почтовой связи для получения, изменения или изъятия почтового индекса объекта почтовой связи ОФПС представляет в Федеральное агентство связи следующий комплект документов: данные об объекте почтовой связи (Приложение к данному Порядку); обоснование необходимости предлагаемых изменений, включая расчёт соответствия нормативам, утвержденным в установленном порядке, размещения в городах и сельской местности сети отделений и пунктов почтовой связи; согласование предлагаемых изменений с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; план работ по осуществлению предлагаемых изменений, включая мероприятия по обеспечению объектов почтовой связи именными вещами, вывесками, содержащими почтовые индексы объектов почтовой связи, информированию пользователей услугами почтовой связи о проводимых изменениях.

Федеральное агентство связи на основании документов, перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка, в пятнадцатидневный срок с даты их поступления принимает решение о выдаче, изменении или изъятии почтового индекса объекта почтовой связи либо об отказе в осуществлении предлагаемых изменений и информирует ОФПС о принятом решении (пункт 2 1 «Порядка присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи организаций федеральной почтовой связи»).

Режим работы отделений почтовой связи установлен приказом Федерального агентства связи от 30.04.2008 № 63 «О режиме работы отделений почтовой связи», в соответствии с пунктом 1.1.3 которого режим работы для отделений третьего класса установлен: с понедельника по пятницу с 08:00 до 20:00 (с перерывом на обед); в субботу с 09:00 до 18:00 (с перерывом на обед) выходной воскресенье.

Нормативные акты по вопросам организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сети почтовой связи, а также по вопросам эксплуатации средств почтовой связи, издаваемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, являются обязательными для всех операторов почтовой связи общего пользования (статья 12 Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Доводы заинтересованного лица о том, что «обслуживание и предоставление услуг почтовой связи населению в соответствии с зоной обслуживания отделений почтовой связи Сосновка Калачинского почтамта, Пашенная Роща Русско-Полянского почтамта, Яланкуль Тарского почтамта, Никольск Тевризского почтамта, в ОПС четвертого класса Бакшеево, Скородум Тевризского почтамта осуществлялось и осуществляется по изменённому формату, т.е. силами почтальонов указанных ОПС, не взирая на временное закрытие самих ОПС», в связи с чем нарушение в указанной части считается недоказанным, суд находит несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждается и представителем ФГУП «Почта России» в судебном заседании, открытом 10.01.2013, не оспорено, что указанными выше отделениями почтовой связи не предоставлялся полный объём соответствующих услуг; факт закрытия таких отделений на момент проверки заинтересованным лицом также не оспаривается.

Доводы Предприятия о том, что выявленное несоответствие на вывеске информации о выходном дне, было устранено в ходе проверки; 27.12.2012 установлена новая вывеска, не является нарушением требований, установленных приказом Федерального агентства связи от 30.04.2008 № 63 «О режиме работы отделений почтовой связи», суд находит несостоятельными ввиду неправильного толкования заинтересованным лицом указанных выше правовых норм.

Кроме того, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ заинтересованным лицом не представлено суду доказательств соответствующего согласования с уполномоченным органом закрытия и изменения режима работы проверяемых объектов почтовой связи ФГУП «Почта России», предусмотренного Порядком присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи организаций федеральной почтовой связи».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Сроки привлечения к ответственности, установленные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены, нарушения порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности судом не установлено.

Таким образом, изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит квалификацию заявителем деяния ФГУП «Почта России» по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильной, а, следовательно, требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области о привлечении Предприятия к ответственности за совершение административного правонарушения подлежит удовлетворению.

 По положениям статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Учитывая совершение заинтересованным лицом данного административного правонарушения в отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и отсутствие какого-либо имущественного ущерба, принимая во внимание, что Предприятием приняты меры по устранению выявленных нарушений, суд полагает возможным назначить Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, статьёй 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Заявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области требования удовлетворить.

Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано Инспекцией ФНС России №24 по г. Москве 13.02.2003, местонахождение: 131000, Москва г, Варшавское ш, 37) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме).

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а после проверки решения в апелляционном порядке или в случае, если суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелля­ционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционно­го суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Судья В.И. Чернышёв