ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-3247/13 от 13.06.2013 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

  Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

13 июня 2013 года

№ дела

А46-3247/2013

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению открытого акционерного общества «Омское Производственное Объединение «Иртыш» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2013 № 132/13

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Омское Производственное Объединение «Иртыш» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области об отмене постановления от 26.02.2013 № 132/13 о признании открытого акционерного общества «Омское Производственное Объединение «Иртыш» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Обосновывая заявленное требование, заявитель ссылается на отсутствие вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области представило суду материалы дела об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Омское Производственное Объединение «Иртыш», письменный отзыв в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с требованиями заявителя не согласилось, сославшись на законность и обоснованность вынесенного решения.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

28.11.2012 заместителем прокурора Ленинского административного округа г. Омска по результатам рассмотрения обращения ФИО1, усмотрены признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выраженного в осуществлении ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» деятельности по теплоснабжению с нарушением установленного порядка ценообразования. В связи с чем, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш».

Из содержания постановления следует, что ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» при расчете объема коммунальных услуг по горячему водоснабжению, потребленных на общедомовые нужды, использовало недостоверные данные об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, что привело к неправильному расчету размера платы за предоставленные коммунальные услуги, выставленного в платежных документах за сентябрь, октябрь 2012 года, в связи с чем нарушен установленный порядок ценообразования.

Данные действия влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в отношении общества заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области было вынесено постановление от 26.02.2013 № 132/13 о назначении административного наказания, согласно которому ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» было привлечено к административной ответственности, по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Полагая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш», последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив обстоятельства по делу, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и её отдельных отраслей.

Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

С 01.09.2012 расчет за потребленный коммунальный ресурс производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила № 354), исходя из показаний общедомового прибора учета и площади жилых помещений.

В соответствии с пунктом 40 указанных Правил, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.

Указанными Правилами предусмотрено 2 способа расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме:

-при наличии коллективного (общедомового) прибора учета;

-при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно пункту 17 приложения № 2 к Правилам, приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, объем холодной или горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15, которой предусмотрено, что норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, умножается на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Полученный результат умножается на отношение общей площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме к общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, расчет потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды осуществляется на основании следующих сведений:

-общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

-общей площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме;

-общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Материалами дела подтверждается, что данные об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, получены ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» из ООО «Управляющая компания «Иртыш – 4», осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.

Однако в соответствии с положениями вышеуказанного законодательства управляющие компании не являются субъектами, уполномоченными на предоставление данных параметров, необходимых для расчета объема предоставленных коммунальных услуг, поскольку не обладаю т достоверными данными.

Из вышеуказанного следует, что ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» при расчете объема коммунальных услуг по горячему водоснабжению, потребленных на общедомовые нужды, использовало недостоверные данные об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, что привело к неправильному расчету размера платы за предоставленные коммунальные услуги, выставленного в платежных документах за сентябрь, октябрь 2012 года.

Так, из квитанций за сентябрь, октябрь 2012 года, выставленным собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: <...> следует, что расчет платы за горячее водоснабжение на обще домовые нужды осуществлен исходя из общедомовой площади 486,5 кв.м., тогда как согласно информации ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и технического паспорта на жилой дом и земельный участок по состоянию на 16.11.1981 площадь помещений общего пользования составляет 117,7 кв.м.

Согласно объяснениям директора ООО «Иртыш-4» ФИО2, ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» был сделан запрос о предоставлении информации о площадях мест общего пользования вышеназванного многоквартирного дома. Ввиду того, что в технических паспортах имелись показатели не на все площади, управляющей организацией произведены расчеты, в соответствии с которыми определена площадь чердаков. Так, из представленной в виде таблиц информации следует, что площадь лестничных клеток дома № 17 «Б» по ул. Новосортировочная составляет 117, 7 кв.м., чердаков - 368,8 кв.м., итого - 486,5 кв.м.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.

Таким образом, ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» не обладая достоверными сведениями о площадях мест общего пользования в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> при расчете размера платы за горячее водоснабжение ОДН использовала площадь помещений мест общего пользования, превышающую площадь, указанную в техническом паспорте на данные дом, что привело к значительному увеличению стоимости коммунальных услуг и нарушению порядка ценообразования.

Согласно пункту 2 Правил № 354, исполнителем признаётся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами № 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Как следует из пункта 31 Правил №354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, установлена частью 1 статьи 153 ЖК РФ. Порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом (статья 155 ЖК РФ).

В соответствии с положениями частей 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Между тем согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда, могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы права следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений.

При этом из указанной нормы права не следует право ресурсоснабжающей организации взыскивать с потребителей плату за коммунальный ресурс, потребленный на общедомовые нужды (ОДН). То есть из вышеприведенных правовых норм прямо следует, независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальный ресурс, потребленный собственниками на общедомовые нужды (ОДН), поскольку норма части 7.1 статьи 155 ЖК РФ императивна, и не может быть изменена правоприменителями.

При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) с граждан, проживающих в доме 17/Б по ул. Новосортировочная г. Омска, а также по направлению в адрес потребителей платёжных документов в указанной части возложена в силу закона на управляющую компанию - «УК «Иртыш-4».

Суд соглашается с позицией заинтересованного лица о том, что порядок расчета, применяемый ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш», противоречит порядку ценообразования, установленному действующим законодательством, в связи с применением обществом недостоверных сведений о площади жилых и нежилых помещений суммирование которых ОАО «Омское Производственное Объединение «Иртыш» при расчете объема коммунальных услуг по горячему водоснабжению, потребленных на общедомовые нужды, привело к неправильному расчету размера платы за сентябрь, октябрь 2012 года за горячее водоснабжение на общедомовые нужды.

За совершение указанного правонарушения частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области законно и обоснованно. Нарушений срока привлечения к административной ответственности и порядка производства по делу об административном правонарушении арбитражный суд не установил.

В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Омское Производственное Объединение «Иртыш» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2013 № 132/13, отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощённого производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Исполнительный лист на основании решения по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, выдаётся по заявлению взыскателя.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья С.В. Ярковой