АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск Дело № А46-3376/2010
31 марта 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 марта 2010 года
Полный текст решения изготовлен 31 марта 2010 года
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чемисовой Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области к Закрытому акционерному обществу «Алмазинвест» о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 (паспорт гражданина РФ, доверенность №2573 от 31.12.2009)
от заинтересованного лица – ФИО2 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 19.11.2009),
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление жилищного контроля государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Закрытому акционерному обществу «Алмазинвест» (далее – заинтересованное лицо, Общество, ЗАО «Алмазинвест») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении № 37 от 02.03.2010.
Заинтересованное лицо в порядке статьи 131 АПК РФ представило отзыв на заявление, в котором просило прекратить производство по делу по причине отсутствия вины Общества в совершении вменяемого нарушения, так как мероприятия, указанные в предписании, должно было выполнять, по мнению Общества, не ЗАО «Алмазинвест», а ООО «Хэбэйская строительно-инженерная Корпорация».
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, указав, что факт совершения Обществом вменяемого ему в вину административного правонарушения подтверждён материалами дела.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве, указал, что в случае привлечения к ответственности просит применить штраф, а не приостановление деятельности.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 30.03.2010 до 16-00 31.03.2010 для обеспечения возможности сторонам представить дополнительные доказательства и пояснения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество «Алмазинвест» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Центральному административному округу г. Омска 23.04.2007 за основным государственным регистрационным номером 1075504002925.
01.02.2010 ведущим специалистом отдела государственного строительного надзора по южной зоне Омской области Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области ФИО3 была проведена проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, строительных норм и правил, проектной документации и ведения исполнительно-технической документации в процессе строительства многоквартирного жилого дома строительный № 2 а. по адресу: улица Конева (стр. № 2) в Кировском административном округе города Омска.
По результатам проведённой проверки в соответствии с частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации был составлен акт от 08.02.2010 № 06/2-07/22, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство - Закрытому Акционерному Обществу «Алмазинвест», предписания от 08.02.2010 № 06/2-06/8 об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с выданным предписанием ЗАО «Алмазинвест» было необходимо до 01.03.2010 устранить замечания, отмеченные в акте проверки от 08.02.2010 № 06/2-07/22, а именно:
1) Представить результаты испытаний прочности бетона в проектном и промежуточном возрасте, согласно ГОСТ Р 53231-2008 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности»;
2) Представить документы, подтверждающие качество используемых материалов и изделий;
3) Согласовать с проектной организацией смещение железобетонных лестничных маршей. Выполнить усиление узла опирания на металлические стульчики;
4) Обеспечить складирование и хранение арматурной стали, арматурных каркасов на объекте согласно требованиям СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»;
5) Демонтировать кладку из пенобетонных блоков (1 этаж), выполненную без заполнения вертикальных и горизонтальных швов;
6) Выполнить мероприятия по защите верхних рядов кладки от обледенения и заноса снегом;
7) Выполнить проёмы в несущих стенах цокольного пажа согласно требованиям пункта 7.23 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
8) Выполнить опирание металлических перемычек оконных и дверных проемов согласно проекту I1727-АС;
9) Представить согласование с проектной организацией смещения рулонной горизонтальной гидроизоляции кирпичных стен со стороны фундаментов на один ряд кирпичной кладки.
02.03.2010 Главным управлением была проведена проверка ЗАО «Алмазинвест» по устранению замечаний и исполнения предписания.
В ходе проверки было установлено, что ЗАО «Алмазинвест» требования предписания в полной мере не выполнены, а именно:
1) Не предоставлены согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 53231-2008 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» результаты испытаний прочности бетона в промежуточном возрасте;
2) Не в полном объёме представлены испытания бетона в проектном возрасте (не представлены испытания: перекрытие 7-го этажа полностью (отм. 21.320 м.) - в осях А1-В1/1-4, А-Г/5-11, А2-В2/12-15. Нарушение пункта 4.2 ГОСТ Р 53231-2008 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».
В этой связи ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 37 от 02.03.2010, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании данного протокола Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ЗАО «Алмазинвест» к административной ответственности.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По положениям части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4)обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьёй 26.2. КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в невыполнении законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленный срок.
Частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (заключение о соответствии).
При выявлении в результате проведённой проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несёт ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учётом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения).
Указом Губернатора Омской области от 26.05.2009 № 42 утверждено Положение о Главном управлении жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Главное управление). Названное управление создано путём слияния Государственной жилищной инспекции Омской области и Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1 Положения).
Согласно подпункту 1 пункта 9 указанного выше Положения Главное управление, осуществляя функции в сфере государственного строительного надзора, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, при строительстве проверяет соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 9 отмеченного Положения Главное управление проверяет устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений.
В силу подпункта 7 пункта 12 Положения Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами утверждает перечень должностных лиц Главного управления, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор и уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, при проведении проверки 02.03.2010 ведущий специалист отдела государственного строительного надзора по южной зоне Омской области Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области ФИО4 установил факт неустранения заинтересованным лицом выявленных нарушений, а именно: не предоставлены согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 53231-2008 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» результаты испытаний прочности бетона в промежуточном возрасте; не в полном объёме представлены испытания бетона в проектном возрасте (не представлены испытания: перекрытие 7-го этажа полностью (отм. 21.320 м.) - в осях А1-В1/1-4, А-Г/5-11, А2-В2/12-15. Нарушение пункта 4.2 ГОСТ Р 53231-2008 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».
Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 № 760-ст утверждён и введён в действие Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 53231-2008) «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности»
В силу пункта 4.2. названного стандарта контролю подлежат все виды нормируемой прочности:
- отпускная и передаточная прочность - для сборных конструкций;
- прочность в промежуточном возрасте - для монолитных конструкций (при снятии несущей опалубки; нагружении конструкций до достижения ими проектной прочности и т.д.);
- прочность в проектном возрасте - для БСГ, сборных, сборно-монолитных и монолитных конструкций.
В случае, если нормируемая отпускная или передаточная прочность бетона сборных конструкций составляет 90% и более значения проектного класса, контроль прочности в проектном возрасте не проводят.
По положениям пункта 4.3. Стандарта контроль прочности бетона по каждому виду нормируемой прочности, указанному в 4.2, проводят по одной из следующих схем:
- схема А - определение характеристик однородности бетона по прочности, при котором используют не менее 30 единичных результатов определения прочности, полученных при контроле прочности бетона предыдущих партий в анализируемом периоде;
- схема Б - определение характеристик однородности бетона по прочности, при котором используют не менее 15 единичных результатов определения прочности в партии бетона или конструкций, подлежащей приемке, и предыдущих проконтролированных партиях;
- схема В - определение характеристик однородности бетона по прочности, при котором используют данные текущего неразрушающего контроля прочности бетона только одной партии конструкций; общее число участков испытаний должно соответствовать требованиям 5.7;
- схема Г - без определения характеристик однородности бетона по прочности, когда при изготовлении единичных конструкций или в начальный период производства невозможно получить число результатов определения прочности бетона, предусмотренное схемами А, Б и В.
Как установлено пунктом 4.4. Стандарта, контроль прочности бетона проводят:
- для сборных конструкций - по схемам А, Б, В, Г;
- для БСГ - по схемам А, Б и Г.
Контроль прочности монолитных конструкций проводят по схеме В, при этом допускается:
- по согласованию с проектной организацией или организацией, осуществляющей научно-техническое сопровождение строительства, серии контрольных образцов для контроля нормируемой прочности бетона не изготавливать, а оценивать прочность бетона по данным сплошного неразрушающего контроля прочности бетона в конструкции;
- в случаях невозможности проведения неразрушающего контроля прочности бетона монолитных конструкций по схеме В проводить контроль либо по схеме Б по результатам испытания образцов, изготовленных на строительной площадке и твердевших по 5.4, либо по схеме Г.
При принятии решения по настоящему делу суд принял во внимание, что по положениям пункта 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведён после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В этой связи, по мнению суда, не являются основанными на законе доводы заинтересованного лица о том, что мероприятия, указанные в предписании, должно было выполнять, по мнению Общества, не ЗАО «Алмазинвест», а ООО «Хэбэйская строительно-инженерная Корпорация».
Суду Обществом не были представлены доказательства, подтверждающие невозможность выполнения требований предписания.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что факт вменяемого в вину правонарушения представитель Общества по существу не опроверг, и доказательств, свидетельствующих об объективных обстоятельствах, препятствующих исполнению предписания органа строительного надзора, заинтересованным лицом представлено не было, суд приходит к выводу о наличии вины в действиях Общества по невыполнению в срок предписания органа, осуществляющего государственный строительный надзор, а, следовательно, факт совершения Обществом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, доказан административным органом и подтверждён материалами дела.
С учётом изложенных обстоятельств, суд находит квалификацию заявителем деяния Общества по части 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильной. Следовательно, требование о привлечении заинтересованного лица к ответственности за совершение административного правонарушения подлежит удовлетворению. Суд считает необходимым привлечь ЗАО «Алмазинвест» к административной ответственности в виде наложения штрафа в минимальном предусмотренном санкцией данной статьи размере.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области
Р Е Ш И Л:
Привлечь Закрытое акционерное общество «Алмазинвест», зарегистрированное в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска 23.04.2007 за основным государственным регистрационным номером 1075504002925, расположенное по адресу: 644024, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: УФК по Омской области (Главное управление ГАСН и ВЭ Омской области), ИНН <***>, р/с <***> ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г. Омск, БИК 045209001, ОКАТО 52401000000, КПП 550301001, КБК 03011690040040000140.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья В.И. Чернышёв