ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-3401/14 от 24.04.2014 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

апреля 2014 года

№ дела

А46-3401/2014

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Леванович Я.В., рассмотрев в судебном заседании дела по заявлению Дачного потребительского кооператива «Розовские усадьбы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН  <***>, ОГРН <***>), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, о признании незаконным отказа от 24.01.2014 № 01/188/2013-129 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892 и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя – ФИО1 (паспорт) по доверенности от 16.09.2013,

от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение) по доверенности от 30.12.2011 № 114,

от третьего лица – ФИО3 (удостоверение) по доверенности от 09.01.2014                                № 3-Д,

У С Т А Н О В И Л:

Дачный потребительский кооператив «Розовские усадьбы» обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 24.01.2014 № 01/188/2013-129 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 1016 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – 2-этажное кирпичное здание, участок находится примерно в 701 м. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Омск, Ленинский АО, ул. 1-я Тепловозная, д. 1 и обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 1016 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – 2-этажное кирпичное здание, участок находится примерно в 701 м. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Омск, Ленинский АО, ул. 1-я Тепловозная, д. 1.

В обоснование заявленных требований кооператив указал на незаконность и необоснованность оспариваемого отказа, поскольку в силу пункта 2 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. По мнению заявителя, аренда, как обременение в силу закона регистрируется вместе с регистрацией права собственности на вновь образованный земельный участок.

  Заинтересованное лицо требования не признало, ссылаясь на несоблюдение заявителем требований абзацев 3, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с тем, что с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, а также не представлены документы, необходимые для государственной регистрации.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в представленных письменных пояснениях.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Дачный потребительский кооператив «Розовские усадьбы» является арендатором земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 371240 кв.м., с кадастровым номером 55:36:160103:30, местоположение которого установлено в 375 м. западнее относительно 2-этажного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский АО, ул. 1-я Тепловозная, дом 1 (далее по тексту — Участок :30), на основании договора аренды №100-ТУ от 16.01.2008 года находящегося в федеральной собственности земельного участка (дата и номер регистрации - 11.02.2008г., 55-55-01/010/2008-332), с учетом соглашений от 11.01.2011г., от 10.06.2011г. о внесении изменений в договор аренды № 100-ТУ от 16.01.2008г. (дата и номер регистрации: 04 марта 2011г. - 55-55-01/031/2011-506, 08.07.2011г. - 55-55-01/170/2011-004), от 11.04.2012г. (дата и номер регистрации: 05 июля 2012г. - 55-55-01/147/2012-180), от 01.06.2012г. (дата и номер регистрации: 05 июля 2012г. - 55-55-01/147/2012-183), от 16.07.2013г. (дата и номер регистрации: 07 августа 2013г. - 55-55-01/162/2013-952).

Правообладателем Участка :30 является Российская Федерация (вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, 55-55-01/117/2005-634, 28.12.2005г.).

В свидетельстве о государственной регистрации права серии 55 АВ № 186279 от 28.12.2005г. приведено следующее местоположение земельного участка: г. Омск, Ленинский АО, ул. 1-й Красной Звезды.

По результатам проведения кадастровых работ (Заказчик - Дачный потребительский кооператив «Розовские усадьбы»), на основании ст.ст. 11.2-11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, был произведен раздел Участка :30 с образованием 246 земельных участков (245 участков общей площадью 299 338 кв.м. - для ведения садоводства, дачного хозяйства, 1 участок площадью 71 902 кв.м. - земли общего пользования). Сведения об образованных земельных участках были внесены в ГКН 08.10.2012г. (носят временный характер).

Дачный потребительский кооператив «Розовские усадьбы» письмом № 8 от 16.04.2013г. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области с предложением заключить дополнительное соглашение к действующему договору аренды, а также о совместном формировании и подаче комплектов документов на государственную регистрацию прав (собственности, аренды, субаренды) на вновь образованные участки и дополнительного соглашения к договору аренды.

Письмом от 16.05.2013 № ТУ-02/5055 ТУ Росимущества в Омской области со ссылкой на ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» пояснило, что государственная  регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, для государственной регистрации прав на 248 земельных участков, образованных кооперативом из земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:30, обращение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Росреестр) не требуется.

20.08.2013г. заявитель вновь обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением (в книге учета входящих документов №01/188/2013 внесена запись № 129) о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на один из вновь образованных земельных участков с кадастровым номером 55:36:160103:4892, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 1016 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - 2-этажное кирпичное здание, участок находится примерно в 701 м. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Омск, Ленинский АО, ул. Тепловозная 1-я, д. 1 (далее по тексту - Участок :4892).

Сообщением от 05.09.2013 № 01/188/2013-129 Управление Росреестра по Омской области уведомило о приостановлении сроком на один месяц государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Участок :4892 в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации: «...Согласно п.1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

20.08.2013г. на государственную регистрацию представлено заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок обратилась Российская Федерация в лице представителя ФИО1, действующей по доверенности №2-1514 от 10.04.2012г., выданной Дачным потребительским кооперативом «Розовские усадьбы» на представление интересов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и его филиалах.

Доверенность на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от имени ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области заявителем не представлена...».

Ссылаясь на статью 22.2 Закона о регистрации, п.2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, Управление Росреестра по Омской области указало на то, что на основании заявления кооператива возможна лишь регистрация аренды на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, регистрация права собственности Российской Федерации на данный участок возможна только на основании заявления ТУ Росимущества в Омской области либо уполномоченного им на то лица при наличии у последнего доверенности на совершение соответствующих действий.

В связи с чем, 07.10.2013 государственная регистрация права по заявлению Дачного потребительского кооператива «Розовские усадьбы» приостановлена на три месяца в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.

Письмом от 01.10.2013 №ТУ-02/9540 ТУ Росимущества в Омской области пояснило заявителю, что подача заявления на осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованный участок имеет все формальные признаки раздела земельного участка. Учитывая отсутствие у ТУ Росимущества в Омской области полномочий на принятие решений о разделах земельных участков, необходимо получить согласие Росимущества на совершение данных действий».

Сообщением от 24.01.2014 № 01/188/2013-129 Управлением Росреестра по Омской области было отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Участок :4892 по следующим причинам:

- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

- не предоставлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.

Полагая, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Участок :4892, изложенный в сообщении 24.01.2014 № 01/188/2013-129  является незаконным и нарушающим права и охраняемые законном интересы кооператива в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные Дачным потребительским кооперативом «Розовские усадьбы» требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса РФ, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Положениями статьи 22.2 Закона о регистрации закреплены особенности государственной регистрации прав на образуемые в результате раздела земельные участки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, является:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 22.2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Положения статьи 16 Закона о регистрации, закрепляют заявительный характер государственной регистрации права.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то липа при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В случае, если право возникает на основании акта государственного  органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

Таким образом, лицо, которому земельный участок предоставлен, может обратиться с заявлением о регистрации только того права, которое ему предоставлено в соответствии с Земельным кодексом РФ, в отношении иных прав на земельный участок данное лицо за регистрацией обращаться не может.

Необходимо также учитывать, что требования Земельного кодекса РФ к образованию земельных участков, находящихся в государственной власти, также сводятся к тому, что лицо, которому предоставлен земельный участок, не может самостоятельно без специального подтверждения на то полномочия заявляться в орган государственной регистрации о регистрации права государственной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 11.3 Земельного кодекса РФ содержит специальные правовые нормы, регулирующие образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ в решениях об образовании таких земельных участков может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса РФ, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.

Таким образом, из специальных норм, регламентирующих образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует, что обладатель иного вещного права на земельный участок вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации только в случае специального закрепления такого полномочия в решении об образовании земельного участка. Соответственно, в отсутствие закрепления такого полномочия в решении (ведь это право компетентного органа власти, а не обязанность) либо в отсутствие самого решения об образовании правообладатель земельного участка вправе обратиться с соответствующим заявлением о регистрации права РФ только при наличии доверенности.

Исключение из приведенного правила образования земельных участков из земель государственной собственности на основании решения органа исполнительной власти составляют несколько случаев, в том числе, раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан. Раздел таких земельных  участков осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Поскольку норма статьи 11.4 Земельного кодекса РФ не содержит каких-либо специальных указаний, уполномочивающих дачное некоммерческое объединение граждан на обращение за регистрацией права РФ на образуемые путем раздела земельные участки, а решение органа исполнительной власти об образовании земельных участков не принимается в таком случае, то дачное некоммерческое объединение граждан может обратиться за регистрацией права РФ на общих основаниях - на основании доверенности.

Из материалов дела также не следует, что в пределах срока регистрации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, реагируя на письмо государственного регистратора о необходимости обращения с заявлением на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892 (28.08.2013 № 01/188/2013-129), получило согласие Росимущества на подачу заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

Таким образом, ввиду отсутствия заявления уполномоченного органа исполнительной власти о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, а также не подтверждения Дачным потребительским кооперативом «Розовские усадьбы» полномочий на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в государственной регистрации права, по мнению суда, отказано обоснованно.

С учетом изложенных обстоятельств суд не усматривает оснований для признания оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, выраженный в письме от 24.01.2014 № 01/188/2013-129, незаконным и в связи с этим обязания произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 1016 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – 2-этажное кирпичное здание, участок находится примерно в 701 м. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Омск, Ленинский АО, ул. 1-я Тепловозная, д. 1.

При этом суд учел позицию заявителя, изложенную в дополнениях к заявлению и согласился с его доводами о подведомственности настоящего дела арбитражному суду. 

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Субъектный состав лиц, споры с участием которых подведомственны арбитражному суду, установлен частью 2 указанной статьи. По смыслу названной нормы некоммерческие юридические лица относятся к числу таких субъектов.

В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 АПК РФ).

Специальная подведомственность дел арбитражному суду предусмотрена статьей 33 Кодекса. К числу таких дел относятся споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Понятие некоммерческого юридического лица содержится в пункте 1 статьи 50 ГК РФ, согласно которому юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли основной целью и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» защите подлежат права садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения, другие права, предусмотренные указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с подпунктами 4, 7 пункта 3 статьи 46 названного Федерального закона защита прав некоммерческих объединений осуществляется посредством, в том числе признания недействительным акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, иных предусмотренных законом способов.

Дачный потребительский кооператив «Розовские усадьбы» является некоммерческой организацией, созданной в соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Кооператив создан по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью удовлетворения потребностей граждан, связанных с реализацией права на землю, на ведение садоводства и огородничества, а также права на отдых (п. 1.1 Устава).

Устав определяет статус и полномочия Кооператива:

«2.1. Кооператив как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.

2.4. Кооператив в соответствии с гражданским законодательством вправе:

- осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим уставом;

- приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

- заключать договоры;

- выступать истцом и ответчиком в суде;

-обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или  о нарушении должностными лицами прав и законных интересов Кооператива;

- осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации правомочия.»

Данный экономический проект реализовывается Кооперативом, как хозяйствующим субъектом, через заключение соответствующих договоров на строительство садовых и дачных домов, на проведение работ по осушению земельного участка (очистка и углубление обводного канала, прокладка траншей для сброса воды), планировке территории земельного участка (демонтаж земляных холмов и насыпей, засыпка котлованов и канав с перемещением грунта), ограждению земельного участка металлическим забором, укладке дорог, проведению водопровода с разводкой по участкам, по обеспечению электроэнергией, проведению межевых работ, охране территории.

Кооператив является плательщиком арендной платы за Участок :30; также является Арендодателем части Участка :30 по Договору субаренды от 26.01.2011г. (Субарендатор ОАО «ТГК №11»).

Таким образом, Дачный потребительский кооператив «Розовские усадьбы» действует в спорном правоотношении как самостоятельный хозяйствующий субъект с целью развития территории, привлечения в проект будущих членов кооператива, окупаемости проекта, что, безусловно, является сферой экономической деятельности, в связи с чем суд соглашается с позицией заявителя о подведомственности настоящего дела арбитражному суду.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Согласно частям 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Дачного потребительского кооператива «Розовские усадьбы» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 24.01.2014 № 01/188/2013-129 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 1016 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – 2-этажное кирпичное здание, участок находится примерно в 701 м. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Омск, Ленинский АО, ул. 1-я Тепловозная, д. 1 и обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:4892, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, дачного хозяйства, площадью 1016 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир – 2-этажное кирпичное здание, участок находится примерно в 701 м. от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Омск, Ленинский АО, ул. 1-я Тепловозная, д. 1, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                С.В. Ярковой