ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-3736/2021 от 19.05.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

мая 2021 года

№ дела

А46-3736/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 26.05.2021.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Москвиной Д.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска, Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения, выраженного в письме от 07.12.2020 № Исх-ДГХ/01-11/4860, и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 14.04.2021 № 33/96, паспорт, диплом,
от Администрации города Омска – ФИО2 по доверенности, паспорт, диплом,

от департамента городского хозяйства Администрации г. Омска - не явились, извещены,

                        УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет» (далее – заявитель, Университет, ОмГТУ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска (далее – заинтересованное лицо, Администрация,) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 07.12.2020 № Исх-ДГХ/01-11/4860, и обязании устранить допущенные нарушения.

Определением суда от 15.04.2021 суд привлёк к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица департамент городского хозяйства Администрации г. Омска (далее – Департамент).

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объёме.

Представитель Администрации просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Департамент представил отзыв, указав на отсутствие оснований для удовлетворения требования, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

 По правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного участника арбитражного процесса.

Доводы заинтересованных лиц сводятся к тому, что общежития и жилые помещения в них не являются жилыми помещениями в соответствии с Положением от 28.01.2006 № 47; в комплекте документов, поданных в межведомственную комиссию, ОмГТУ  не было представлено  заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения; заявление о предоставлении муниципальной услуги было подано лицом, не относящимся к кругу заявителей, перечисленным пунктом 2 Постановления Администрации города Омска от 06.06.2018 № 568-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (город Омск)»; каждое помещение в здании общежития должно быть постановлено на государственный кадастровый учёт как жилое помещение в целях проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям.

Ознакомившись с представленными в материалы дела документами, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

ОмГТУна праве оперативного управления принадлежат здания общежитий, находящихся в г. Омске по адресам: ул. 2-я Поселковая, <...>

24.11.2020ОмГТУ обратился в Департамент с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по признанию жилых помещений в общежитиях пригодными для проживания граждан.

Письмом от 07.12.2020 № Исх-ДГХ/01-11/4860 Департамент заявление Университета оставил без рассмотрения, указав, что общежития жилыми помещениями не являются и, следовательно, признание вышеуказанных объектов, пригодными для проживания Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47) не предусмотрено. Кроме того, заявителем не представлено заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, что расценено как не представление документов, предусмотренных в пункте 10 административного регламента.

Посчитав, что ответ Департамента противоречит нормам статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 42, 45, 46, 47 Положения № 47, чем нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Университет обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (часть 1 статьи 16).

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду (пункт 1). К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами (пункт 6). Для отнесения жилых помещений к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления, в том числе заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям (подпункт «г» пункта 13).

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации приказом от 5 сентября 2018 года № 37н утверждён Порядок включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закреплённых за Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, территориальными органами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда (далее – Порядок).

Включению в специализированный жилищный фонд Министерства подлежат жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, закреплённые за Министерством, территориальными органами Министерства и организациями, подведомственными Министерству, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (пункт 2).

Жилые помещения, отнесённые к специализированному жилищному фонду Министерства, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (пункт 3).

Специализированный жилищный фонд Министерства состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях (пункт 4).

Абзацем пятым пункта 11 Порядка также установлено правило, что для принятия решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Министерства вместе с предложением в жилищную комиссию Министерства, в соответствии с пунктом 13 Правил, представляется, в том числе заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение № 47).

Настоящее Положение устанавливает, в том числе требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания (пункт 1). Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с абзацем третьим пункта 7 Положения № 47 орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения № 47(пункт 42).

Пункт 44 Положения № 47 определяет процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, которая включает в себя:

-приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 Положения;

-определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

-определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

-работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

-составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения,

-составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения, принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

-передачу по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остаётся в деле, сформированном комиссией).

Пунктом 45 Положения № 47 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным установлен перечень документов, которые заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, а именно:

-заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

-копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

-в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

-заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с абзацем третьим пункта 46 Положения № 47 в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы.

Постановлением Администрации города Омска от 06.06.2018 № 568-п утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (город Омск)», регулирующий порядок предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (муниципальная услуга).

Пунктом 10 административного регламента установлен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем самостоятельно, в том числе:

-заявление о предоставлении муниципальной услуги;

-заявление (согласие) на обработку персональных данных;

-копия документа, удостоверяющего личность заявителя уполномоченного представителя);

-документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя;

-проект реконструкции нежилого помещения - в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением;

-заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям.

Основаниями   для   отказа   в   предоставлении   муниципальной   услуги (пункт 15 административного регламента) являются:

1) заявление подано лицом, не относящимся к кругу заявителей, указанных в пункте 2 административного регламента;

2)  представление заявителем неполных и (или) недостоверных данных либо отсутствие необходимых документов, указанных в пункте 10 административного регламента.

В случае непредставления документов, предусмотренных в пункте 10 административного регламента, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия межведомственная комиссия города Омска возвращает заявление без рассмотрения.

В рассматриваемом случае, Университет, обращаясь в Департамент с заявлением от 24.11.2020 о признания жилого помещения пригодным для проживания граждан, в комплекте документов представил выписки из Единого государственного реестра недвижимости, технические паспорта в отношении жилых и нежилых зданий – общежитий с указанием, в том числе кадастровых номеров зданий, дат их присвоения и описания местоположения.

Оставляя заявление без рассмотрения, Департамент указал, что поскольку общежития жилыми помещениями не являются, следовательно, признание указанных объектов пригодными для проживания Положением № 47 не предусмотрено; в комплекте документов, поданных в межведомственную комиссию, ОмГТУ  не было представлено заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Вместе  с тем, суд соглашается с доводами заявителя, что с учётом норм статьи 15 ЖК РФ, статьи 92 ЖК РФ, Положения № 47, законодателем иного порядка обследования жилых помещений в общежитиях в целях признания их пригодными/непригодными для проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями, не предусмотрено.

Действительно, пунктом 10 административного регламента установлен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем самостоятельно, в том числе и заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям.

Однако требование о предоставлении заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций - это требование под условием. Иными словами, требование о предоставлении заключения возникает как обязательное лишь при наличии определённого условия (обстоятельства), а именно - в случае, если в соответствии с абз. 3 пункта 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым.         

Поскольку пункт 44 Положения устанавливает процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, то необходимость  предоставления дополнительных документов, в частности заключения специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, может быть установлена только в процедуре проверки, которая комиссией не проводилась. Необходимость предоставления такого заключения Департамент в оспариваемом решении не обосновал.

Кроме того, комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:

-сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

- технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;

-заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения (пункт 45(2) Положения) что свидетельствует о том, что обязанность по оценке помещения в целях признания его жилым помещением и пригодным для проживания граждан возложена на орган местного самоуправления Российской Федерации.

В этой связи не предоставление указанного заключения при подаче документов в целях получения муниципальной услуги не может являться безусловным формальным основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Указание Департаментом на то, что каждое помещение в здании общежития должно быть постановлено на государственный кадастровый учёт как жилое помещение в целях проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям  несостоятельно.

К заявлению о предоставлении муниципальной услуги по признанию жилых помещений в общежитиях пригодными для проживания граждан ОмГТУ были приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, технические паспорта в отношении нежилых зданий - общежитий с указанием, в том числе кадастровых номеров зданий, дат их присвоения и описания местоположения.

Отношения, возникающие, в том числе в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5).

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в который входят, в том числе реестр объектов недвижимости и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (пункты 1 и 2 части 2 статьи 7).

При этом  пунктом 4 части 5 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что государственный кадастровый учёт осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении всех помещений в здании, в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом о государственной регистрации недвижимости предусмотрена возможность внесения сведений в кадастр недвижимости о таких нежилых зданиях, как общежития, в которых могут находиться жилые помещения - комнаты.

Все жилые помещения в случае зарегистрированного права собственности на эти нежилые здания в последующем совместно могут быть поставлены на государственный кадастровый учёт.

То есть, при заявительном характере, как государственного кадастрового учёта, так и государственной регистрации прав с учётом положений пункт 4 части 5 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости при внесении в кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимого имущества - нежилых зданиях - общежитиях, в которых находятся жилые помещения - комнаты, их государственный кадастровый учёт не является обязательным.

В силу указанного суд приходит к выводу о несоответствии решения Департамента, выраженного в письме от 07.12.2020 № Исх-ДГХ/01-11/4860 о возвращении заявления без рассмотрения, Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» и нарушении им прав и законных интересов заявителя.

Довод заинтересованных лиц, как обращение подано лицом, не относящимся к кругу заявителей, перечисленным пунктом 2 Постановления Администрации города Омска от 06.06.2018 № 568-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (город Омск)», основанием для оставления заявления без рассмотрения не являлся, в связи с чем, судом не рассматривается.

Поскольку согласно пункту 1 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утверждённого Решением Омского городского совета от 28.09.2011 № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска» Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, а также согласно пункту 18 указанного Положения в функции Департамента входит организация деятельности межведомственной комиссии города Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, постольку на последнего суд возлагает обязанность восстановить нарушенные права заявителя путём рассмотрения по существу заявления ОмГТУ б/н от 24 ноября 2020 года о предоставлении муниципальной услуги о признании жилых помещений пригодными для проживания граждан Омска в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В связи с удовлетворением требования, бремя несения судебных расходов возлагается на заинтересованное лицо.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

требование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Признать незаконным решение департамента городского хозяйства Администрации города Омска, выраженное в письме Исх-ДГХ/01-11/4860 от 07 декабря 2020 года о возвращении заявления без рассмотрения, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Обязать Администрацию города Омска в лице уполномоченного структурного подразделения  - департамента городского хозяйства Администрации города Омска в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» путём рассмотрения по существу заявления б/н от 24 ноября 2020 года о предоставлении муниципальной услуги о признании жилых помещений пригодными для проживания граждан в установленный законом срок.

Взыскать с департамента городского хозяйства Администрации города Омска в пользу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный технический университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия настоящего решения на бумажном носителе может быть направлена в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         С.В. Яркова