АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск дело № А46-3760/2012
17 апреля 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 11 апреля 2012 года
Мотивированное решение подготовлено 17 апреля 2012 года
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Хабаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Называевский элеватор» (ИНН <***>) к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании незаконным и отмене постановления № 04-03/119-3-1 от 25.01.2012, признании недействительным предписания № 04-02/119-4-77 от 14.11.2011 в части требований, содержащихся в пунктах 2, 4 резолютивной части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 (паспорт гражданина РФ, доверенность от 25.01.2012);
от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение № 147, доверенность № мсх-12/рэк-01-06/4 от 11.01.2012),
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Называевский элеватор» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Называевский элеватор») обратилось в арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – заинтересованное лицо, РЭК Омской области, комиссия) о признании незаконным и отмене постановления № 04-03/119-3-1 от 25.01.2012 о привлечении к административной ответственности, признании недействительным предписания № 04-02/119-4-77 от 14.11.2011 в части требований, содержащихся в пунктах 2, 4 резолютивной части.
В обоснование требований заявитель указал: ОАО «Называевский элеватор» ошибочно полагало, что поскольку взвешивание на железнодорожных весах перечислено в числе прочих видов деятельности в Приказе РЭК Омской области от 12 марта 2008 года № 19/9, то заявитель имеет право оказывать данную услугу, применяя тариф, не превышающий размер 144,07 рублей за тонну без учёта НДС.
Неправомерность изложенной позиции стала очевидна предприятию 14 и 21 декабря 2011 года в момент рассмотрения заместителем председателя РЭК Омской области ФИО3 материалов административного производства и вынесения постановления о назначении административного наказания № 04-02/119-3-79.
Заявитель и должностное лицо, привлечённое к ответственности названным постановлением, согласились с позицией РЭК Омской области, не оспорили постановление № 04-02/119-3-79 от 21 декабря 2011 года и ФИО4 добровольно уплатил штраф в размере 50 000 рублей.
Как следует из пункта 1.5 Методических указаний по расчёту тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области, утверждённых Приказом РЭК Омской области от 21.10.2008 № 234/54, пересмотр ранее установленного тарифа является правом, а не обязанностью лица, осуществляющего регулируемый вид деятельности.
Следовательно, нежелание предприятием изменять ранее установленный Приказом РЭК Омской области от 12 марта 2008 года № 19/9 размер тарифа в сумме 144,07 рублей, и как следствие, представлять в административный орган соответствующий пакет документов, само по себе не образует событие административного правонарушения.
Кроме того, сразу после 14 декабря 2011 года (первого заседания по рассмотрению материалов административного производства) ОАО «Называевский элеватор» обратилось с письмом к ООО «Вторчермет НЛМК Сибирь», содержащим предложение о досрочном расторжении договора б/н от 04 апреля 2011 года, взимание платы по которому происходило с нарушением установленного тарифа. Однако ввиду того, что указанное лицо находится в г. Новосибирске соглашение между сторонами удалось подписать только 22 декабря 2011 года, что, как следует из предписания от 14 ноября 2011 года № 04-02/119-4-77, находилось уже за пределами установленного административным органом срока.
Изложенное, по мнению Общества, свидетельствует об отсутствии такого необходимого элемента состава вменяемого административного правонарушения как вина.
Также заявитель отметил, что предписания 17.11.2011 не получал, деятельность по взвешиванию вагонов носила единовременный характер и к моменту составления протокола об административном правонарушении была прекращена. Правонарушение, если и было совершено, то руководителем общества ФИО4, а не самим юридическим лицом.
Заинтересованное лицо в представленном в порядке статьи 131 АПК РФ отзыве указало, что оспариваемые акты являются законными и обоснованными.
В судебном заседании заявитель требования поддержал, представитель РЭК просила в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Называевский элеватор» (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Называевского муниципального образования 17.06.1994, о чём выдано соответствующее свидетельство.
В ходе проведения Региональной энергетической комиссией Омской области плановой выездной проверки на основании распоряжения от 27.09.2011 № 01-03/103 в отношении ОАО «Называевский элеватор» было установлено, что Общество в период с ноября 2010 года по октябрь 2011 года осуществляло деятельность на подъездных железнодорожных путях – взвешивание вагонов на железнодорожных весах по тарифам, не установленным уполномоченным органом.
Деятельность на подъездных железнодорожных путях ОАО «Называевский элеватор» осуществляло в соответствии с договором от 01.01.2009 № 1/19, заключённым с ОАО «Российские железные дороги» на подачу и уборку вагонов при станции Называевская Западно-Сибирской железной дороги.
Согласно ведомости амортизации основных средств за 9 месяцев 2011 года в собственности Общества находятся локомотив ТГК-2 (№ 1231), железнодорожные весы грузоподъёмностью 150 тонн.
Приказом РЭК Омской области от 12.03.2008 № 19/9 «Об установлении тарифа на услугу, оказываемую открытым акционерным обществом «Называевский элеватор» на подъездных железнодорожных путях» установлен и введён в действие с 31.03.2008 тариф на услугу в размере 144,07 руб./тонна, без учета НДС. Услуга, оказываемая ОАО «Называевский элеватор» на подъездных железнодорожных путях, включает в себя подачу-уборку вагонов собственным локомотивом, погрузку груза, взвешивание на железнодорожных весах.
В проверяемом периоде 2010 – 2011 годов данный приказ РЭК Омской области от 12.03.2008 № 19/9 не пересматривался и являлся действующим.
При проверке документов за 2010 – 2011 годы (договоры на оказание услуг, счета-фактуры, акты выполненных работ, отчёт по проводкам 50 – 62.01, оборотно-сальдовая ведомость по счёту 90.01.1 «Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства», карточки счетов 62.01, 90.01.1) установлено, что в период с ноября 2010 года по октябрь 2011 года ОАО «Называевский элеватор» оказывало отдельную услугу по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах следующим потребителям:
- ЗАО «ПЕРМВТОРМЕТ» (далее – Заказчик). Факт оказания и оплаты услуг по взвешиванию в размере 500 рублей (без НДС) за 1 вагон подтверждается договором на оказание услуг от 09.04.2010 б/н, счёт-фактурой и актом от 08.11.2010 № 262, отчётом по проводкам 50 – 62.01, оборотно-сальдовой ведомостью и карточкой счёта 90.01.1 за 2010 год;
- ООО «Вторчермет НЛМК Сибирь» (далее – Заказчик). Факт оказания и оплаты услуг по взвешиванию в размере 600 рублей (без НДС) за 1 вагон подтверждается договором на оказание услуг от 04.04.2011 б/н, счёт-фактурой от 30.06.2011 № 88, счёт-фактурой и актом выполненных работ от 02.08.2011 № 97, карточкой счёта 62.01 и оборотно-сальдовой ведомостью по счёту 90.01.1 за период с 01.01.2011 года по 26.10.2011 года.
В соответствии с пунктами 1 названных договоров на оказание услуг «Исполнитель» – ОАО «Называевский элеватор» оказывает услуги по взвешиванию грузов «Заказчика» с применением железнодорожных весов, находящихся на территории ОАО «Называевский элеватор» по адресу: <...>.
Оплата за услуги (пункт 2 договоров на оказание услуг) по взвешиванию производится «Заказчиком» в размере 500 рублей (600 рублей) без учёта НДС за 1 вагон перед взвешиванием груза путём полной предоплаты в безналичном порядке или в кассу «Исполнителя».
Калькуляция стоимости услуг по взвешиванию вагонов у ОАО «Называевский элеватор» отсутствует.
Согласно карточке счёта 90.01.1, оборотно-сальдовой ведомости по счёту 90.01.1 выручка за оказание услуг ОАО «Называевский элеватор» по взвешиванию вагонов потребителям (ЗАО «ПЕРМВТОРМЕТ», ООО «Вторчермет НЛМК Сибирь») за период с ноября 2010 года по октябрь 2011 года составила 13 000 рублей (без НДС).
В связи с тем, что услуга по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах входит в состав комплексной услуги, оказываемой Обществом на подъездных железнодорожных путях, тариф на которую утверждён приказом РЭК Омской области, оказание услуг по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах как отдельная услуга, подлежит государственному регулированию. Данная правовая позиция подтверждена в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу А46-9634/2011.
Однако, для установления тарифа на взвешивание вагонов на железнодорожных весах ОАО «Называевский элеватор» в РЭК Омской области не обращалось. Тариф на взвешивание вагонов на железнодорожных весах для ОАО «Называевский элеватор» Региональной энергетической комиссией Омской области не утверждался.
Региональная энергетическая комиссия Омской области согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Омской области, утверждённому постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п, в пределах своей компетенции выдаёт предписания в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.
15.11.2011 РЭК Омской области направлено в адрес Общества предписание № 04-02/119-4-77 от 14.11.2011 о прекращении ОАО «Называевский элеватор» нарушений законодательства о регулировании тарифов на услуги сторонним организациям на подъездных железнодорожных путях с требованиями:
1. незамедлительно прекратить завышение и занижение тарифа на услугу, оказываемую ОАО «Называевский элеватор» на подъездных железнодорожных путях и соблюдать тариф, утверждённый приказом РЭК Омской области от 12.03.2008 №19/9.
2. незамедлительно прекратить нарушение установленного порядка ценообразования при оказании услуг по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах и в срок до 20.12.2011 года представить в РЭК Омской области документы, необходимые для регулирования и установления экономически обоснованного тарифа на услуги по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах.
3. В дальнейшем не допускать нарушений законодательства при оказании услуг на подъездных железнодорожных путях необщего пользования.
4. в срок до 21.12.2011 года представить в РЭК Омской области письменный ответ на предписание, содержащий документы, подтверждающие выполнение настоящего предписания.
Предписание получено Обществом 17.11.2011 года, что подтверждается почтовым отправлением № 64404344033058.
По истечении вышеуказанных сроков и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении документы для установления экономически обоснованного тарифа на услуги по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах, а также ответ на предписание от ОАО «Называевский элеватор» в РЭК Омской области не поступали.
Таким образом, открытое акционерное общество «Называевский элеватор», как считает заинтересованное лицо, не выполнило в установленный срок законное предписание органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, за что частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
За совершение указанного правонарушения заявитель оспариваемым постановлением от 25.01.2012 был привлечён к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением и предписанием в части пунктов 2 и 4, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, выслушав представителя предпринимателя и представителя заинтересованного лица, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
Частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
По положениям статьи 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации праве определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта подлежат государственному регулированию на уровне субъекта РФ.
Данным постановлением Правительства Российской Федерации установлен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В названный перечень включены транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденному постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п, РЭК Омской области – орган исполнительной власти, устанавливающий тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами на территории Омской области независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Методическими указаниями по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области, утвержденными приказом РЭК Омской области от 21.10.2008 № 234/54 установлен единый порядок государственного регулирования и расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами на территории Омской области, в том числе и на взвешивание вагонов.
Как указано в пункте 1.2 Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Омской области, утверждённых приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 21.10.2008 № 234/54, регулируемые услуги - транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, по осуществлению транспортной связи различных организаций с сетью железнодорожных путей общего пользования через обособленную систему подъездных железнодорожных путей, а также иные услуги в соответствии с приведенным в настоящих Методических указаниях перечнем.
К регулируемым услугам относятся: перевозка грузов, подача и уборка вагонов; маневровые работы (перестановка, подбор вагонов); работа локомотива по заявкам; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе разгрузка вагоноопрокидывателем, выгрузка на площадке оборудования; использование подъездного железнодорожного пути (отстой, хранение, пропуск вагонов); слив мазута; очистка вагонов; работа снегоуборочного поезда; взвешивание вагонов; иные транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.
Тарифы на оказание услуг по взвешиванию вагонов подлежат государственному регулированию.
Из пункта 1.6 Методических указаний следует, что организация, оказывающая регулируемые услуги, при обращении в регулирующий орган для установления тарифов представляет: письменное заявление об установлении тарифов, подписанное руководителем и заверенное печатью организации, оказывающей регулируемые услуги. В заявлении должны быть указаны сведения об организации, направившей заявления, и пояснения, содержащие: обоснование необходимости установления тарифов; описание регулируемых услуг.
В судебном заседании установлено и не опровергнуто заявителем, что услуга по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах входит в состав комплексной услуги, оказываемой Обществом на подъездных железнодорожных путях, тариф на которую утверждён приказом РЭК Омской области. Оказанная же Обществом названным контрагентам услуга по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах (как отдельная услуга) подлежит государственному регулированию. Однако, для установления тарифа на взвешивание вагонов на железнодорожных весах ОАО «Называевский элеватор» в РЭК Омской области не обращалось. Тариф на взвешивание вагонов на железнодорожных весах для ОАО «Называевский элеватор» Региональной энергетической комиссией Омской области не утверждался.
С учётом приведённых выше норм права, по мнению суда, заинтересованное лицо обоснованно вынесло оспариваемое предписание, в пунктах 2 и 4 которого указало:
незамедлительно прекратить нарушение установленного порядка ценообразования при оказании услуг по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах и в срок до 20.12.2011 года представить в РЭК Омской области документы, необходимые для регулирования и установления экономически обоснованного тарифа на услуги по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах (пункт 2 предписания).
в срок до 21.12.2011 года представить в РЭК Омской области письменный ответ на предписание, содержащий документы, подтверждающие выполнение настоящего предписания (пункт 4 предписания).
Названное предписание не противоречит закону.
Как полагает суд, даже в случае прекращения оказания услуги по взвешиванию вагонов на железнодорожных весах и как следствие отсутствии необходимости обращения в РЭК Омской области с документами, необходимыми для регулирования и установления экономически обоснованного тарифа на данную услугу, Общество должно было соответствующим образом в установленный срок проинформировать об этом Региональную энергетическую комиссию Омской области, чего не сделало, как и не представило к названному сроку письменный ответ на предписание, содержащий документы, подтверждающие выполнение предписания.
В объяснениях в рамках дела о привлечении к ответственности должностного лица, упомянутых заявителем, данные обстоятельства отражения не нашли.
Расторжение договора ОАО «Называевский элеватор» с ООО «Вторчермет НЛМК Сибирь» б/н от 04 апреля 2011 года, взимание платы по которому происходило с нарушением установленного тарифа, произошло за пределами названного в предписании срока. С соответствующим ходатайством об отсрочке либо с письменными пояснениями по ситуации (в том числе, по поводу прекращения оказания услуги и не планировании оказывать её в будущем) заявитель в Комиссию не обращался, что свидетельствует, как полагает суд, о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотернного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, которое влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Никаких доказательств исполнения законного предписания РЭК заявитель суду не представил.
25.01.2012 заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО3, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 19.01.2012 № 04-03/119-2-3 и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Называевский элеватор» вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Статьёй 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
С заявлением об оспаривании указанных актов Общество обратилось в суд с соблюдением установленного срока.
Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
По положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности № 04-03/119-3-1 принято 25.01.2012.
Согласно пункту 18 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, а поэтому суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В Пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока, и такое право нарушение не является длящимся.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Статья 19.5 КоАП РФ находится в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» и, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ составляет два месяца.
Поскольку оспариваемое постановление вынесено 25.01.2012, то есть в пределах установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности, штраф назначен в размере минимальной санкции нормы, и иных нарушений процедуры привлечения к ответственности РЭК не допустила, суд первой инстанции признаёт названное постановление законным.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усмотрел, так как в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей, в пренебрежительном отношении ОАО «Называевский элеватор» к порядку устранения органами, осуществляющими государственный надзор (контроль), нарушений законодательства.
По положениям части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Называевский элеватор» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 646104, <...>; зарегистрировано Администрацией Называевского муниципального образования 17.06.1994) требований о признании незаконным и отмене постановления № 04-03/119-3-1 от 25.01.2012, признании недействительным предписания № 04-02/119-4-77 от 14.11.2011 в части требований, содержащихся в пунктах 2, 4 резолютивной части, отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении установленного законом срока, если не подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42). В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции (Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>)) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://omsk.arbitr.ru.
Судья В.И. Чернышёв