АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
5 апреля 2010 года
№ дела
А46-3827/2010
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 5 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Омской области в составесудьи Чернышёва В.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Жилсервис»
к Главному управлению жилищного контроля, государственного надзора и государственной экспертизы Омской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 1-123 от 24.02.2010
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 (доверенность от 26.02.2010 № 01, паспорт гражданина РФ),
от заинтересованного лица – ФИО3 (доверенность от 31.12.2009 № 2574, удостоверение № 1),
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Жилсервис» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее – Управление, административный орган, Госжилсройнадзор) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 1-123 от 24.02.2010.
В обоснование своего требования Общество указало, что административным органом не были выяснены обстоятельства, определяющие виновность Общества.
От заинтересованного лица в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) поступил письменный отзыв на заявление, в котором оно просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
При этом заинтересованное лицо ссылается на то, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а выраженная в заявлении позиция Общества на основана на положениях действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал требования, изложенные в заявлении.
Представитель административного органа в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился и просил в их удовлетворении отказать по основаниям, приведённым в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ОАО «Жилсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.2007 Инспекцией ФНС РФ по Ленинскому административному округу г. Омска за основным государственным регистрационным номером 1075505000119, о чём выдано свидетельство серии 55 № 0027410.
15.02.2010 на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления жилищного контроля, государственного надзора и государственной экспертизы Омской области – начальника управления жилищного контроля ФИО4 главным специалистом отдела контроля за жилищным фондом по южной зоне Омской области от 11.02.2010 № 304 проведено внеплановое мероприятие по контролю Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил предоставления коммунальных услуг, рассмотрения обращения граждан (вход. № 223-о/ужк от 08.02.2010), проживающих в многоквартирном доме № 13 по ул. Молодогвардейская в г. Омске, в ходе которого выявлено нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, выразившееся в следующем:
- в подвальном помещении находится строительный мусор, остатки демонтированных металлических конструкций, подвал захламлён;
- отверстия в наружных стенах в квартире № 31 не заделаны;
- не закреплён металлический сайдинг на балконе в квартире № 31;
- в квартире № 1 отверстие в перекрытии между подвальным помещением и санузлом не заделано;
- в 3-м подъезде не работают отопительные приборы на лестничном марше.
Тем самым Обществом допущены нарушения требований пунктов 3.4.1, 4.2.1.1, 4.2.3.2, 4.3.1, 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 15.02.2010 № 03-03-06/28 и акте от 15.02.2010 № 03-03-06/28*.
По результатам выявленных в ходе проверки нарушений в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2010 № 12.
24.02.2010 заместителем начальника Управления вынесено постановление № 1-123 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, выслушав представителя заявителя и представителя административного органа, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Копия постановления № 1-123 от 24.02.2010 направлена в адрес ОАО «Жилсервис» для добровольного исполнения письмом № исх-975 от 27.02.2010 и получена последним согласно отметки в уведомлении 05.03.2010.
С заявлением об оспаривании указанного постановления административного органа Общество обратилось в арбитражный суд 16.03.2010 согласно штампу почтового отделения на конверте, то есть в пределах установленного срока.
Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьёй 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьёй 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Указом Губернатора Омской области от 26.05.2009 № 42 утверждено Положение о Главном управлении жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Главное управление). Названное управление создано путём слияния Государственной жилищной инспекции Омской области и Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1 Положения).
В силу подпункта 7 пункта 12 Положения Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами утверждает перечень должностных лиц Главного управления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. К числу таких лиц относится и государственный жилищный инспектор ФИО5, составивший протокол № 12 от 16.02.2010 в отношении Общества.
Согласно пункту 20 отмеченного Положения должностные лица Главного управления, уполномоченные проводить мероприятия по контролю в сфере обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использования и сохранности жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности в соответствии с должностным регламентом, являются государственными жилищными инспекторами Омской области.
В соответствии с пунктом 8 Положения Главное управление в сфере обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использования и сохранности жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности осуществляет функции контроля за:
1) использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;
2) использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства;
3) техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Постановлением от 27.03.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила).
Настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3.4.1 данных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Пунктом 4.2.1.1. отмеченных Правил предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев согласно пункту 4.2.3.2 Правил необходимо:
облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять;
отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения;
повреждённые места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Пунктом 4.3.1 Правил определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин;
исправное состояние перекрытий;
звукоизоляцию;
устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития;
восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий в соответствии с пунктом 5.1.1 Правил должны постоянно находитьсяв технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В соответствии со статьёй 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обстоятельства, свидетельствующие о совершении Обществом указанных нормативных положений, установлены, подтверждены представленными административным органом в материалы дела доказательствами (акт проверки от 15.02.2010 № 03-03-06/28, договор управления многоквартирным домом от 26.03.2008, протокол об административном правонарушении № 12 от 16.02.2010, копия квитанции по оплате жилья за февраль 2010 ФИО6 - жильца квартиры 2 дома 13 по ул. Молодогвардейская). При этом нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении в ходе производства по делу не установлено.
В ходе проверки и составлении акта принял участие законный представитель Общества ФИО7, получивший копию акта № 03-03-06/28 лично под роспись 15.02.2010. При этом, замечаний по поводу выявленных и зафиксированных в ходе проверки нарушений представителем Общества в итоговом документе отражено не было. Данное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о том, представитель ОАО «Жилсервис» согласился с нарушениями, поставив подпись в акте.
Как следует из материалов дела, Управлением в адрес Общества направлена факсограмма от 15.02.2010 о необходимости обеспечения явки представителя для составления, ознакомления и подписания протокола об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ за нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, выявленных при внеплановом мероприятии по контролю многоквартирного дома № 13 по ул. Молодогвардейская в ЛАО г. Омска 16.02.2010 в 14:30 по адресу: <...>, кааб. 11. Представитель Общества на составление протокола не явился.
17.02.2010 Управлением в адрес Общества направлена с сопроводительным письмом копия протокола 12 от 16.02.2010 и копии актов от 15.02.2010 № 03-03-06/28.
18.02.2010 Управлением в адрес Общества направлена копия исправленного протокола № 12 от 16.02.2010 (исправлена опечатка в названии субъекта, в отношении которого составлена протокол). Каких-либо возражений и замечаний на протокол от Общества не поступило.
19.02.2010 определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение дела № 1-123 об административном правонарушении в отношении юридического лица – ОАО «Жилсервис» по статье 7.22 КоАП РФ назначено на 24.02.2010 в 17 час. 40 мин. по адресу: <...>, каб. № 9.
В указанное в определении время законный представитель Общества, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в Управление на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, никаких ходатайств с обоснованием причины невозможности явки от него не поступило, в связи с чем административным органом данный протокол правомерно рассмотрен в отсутствие представителя заявителя.
Копия постановления № 1-123 от 24.02.2010 об административном правонарушении направлена заявителю с сопроводительным письмом от 27.02.2010 исх. № 975 и получена Обществом 05.03.2010.
Таким образом, суд акцентирует внимание на том, что Общество не воспользовалось своим правом на дачу объяснений и представление возражений по поводу вменяемого административного нарушения ни при составлении акта проверки, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления. По мнению суда в материалах дела имеются документы, подтверждающие вину Общества в совершении данного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что между Обществом и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме № 13 по ул. Молодогвардейская в г. Омске заключён договор управления многоквартирным домом от 26.03.2008.
В соответствии с договором от 13.07.2009 № 31/2009 в многоквартирном доме по ул. Молодогвардейская, 13 были проведены работы по капитальному ремонту, принятые по актам о приёмке выполненных работ, без каких-либо отметок о выявленных нарушениях. Однако данное обстоятельство, по мнению суда, не может свидетельствовать об отсутствии вины во вменяемом Обществу правонарушении в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1.8 постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе путём осмотров. В ходе проверки выявлены вышеперечисленные нарушения (в подвальном помещении находится строительный мусор, подвал захламлён, отверстия в наружных стенах не заделаны, не закреплён металлический сайдинг на балконе в квартире № 31, в квартире № 1 отверстие в перекрытии между подвальным помещением и санузлом не заделано; в 3-м подъезде не работают отопительные приборы на лестничном марше).
При этом обнаружены были не углубления в стенах, а именно сквозные отверстия, установлено захламление подвала строительным мусором, которые могли быть выявлены даже при визуальном осмотре. Никаких доказательств, подтверждающих довод представителя Общества о том, что сами жильцы дома попросили оставить демонтированные металлические конструкции в подвале, суду не представлено. Не представлено суду и доказательств того, что Обществом проводились необходимые осмотры, но в рамках их проведения по объективным причинам нельзя было выявить то, что отверстия в наружных стенах в квартире № 31 не заделаны, в квартире № 1 отверстие в перекрытии между подвальным помещением и санузлом не заделано, в 3-м подъезде не работают отопительные приборы на лестничном марше.
Сайдинг был не закреплён также на внешней стороне балкона. По мнению суда, изложенное опровергает довод Общества о том, что узнать об этих нарушениях можно было лишь после поступления соответствующего обращения от жильцов.
Всё это, как полагает суд, свидетельствует о пренебрежительном отношении к своей обязанности по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которые могли быть выявлены путём проведении осмотров.
В силу пункта 2.1.2 указанного договора Управляющая организация берёт на себя полномочия по выполнению работ и оказанию услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, ответственность за данные нарушения несёт именно управляющая организация согласно договору.
По положениям пункта 3.1.2 договора Общество обязуется обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Приведенные в решении нормы права не позволяют суду согласиться с мнением заявителя о том, что осмотры домов должны проводиться представителями управляющих компаний лишь дважды в год.
При назначении суммы штрафа (50 000 рублей) административным органом было учтено, что Общество совершает повторно однородное административное правонарушение в течение года.
Исходя из изложенного, суд находит привлечение Общества оспариваемым постановлением к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.22 КоАП РФ, законным и обоснованным, нарушений предусмотренного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении не установил.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования Открытого акционерного общества «Жилсервис» к Главному управлению жилищного контроля, государственного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 1-123 от 24.02.2010 отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья В.И. Чернышёв
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru