АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск июля 2015 года | № дела А46-3833/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2015 года.
Решение в полном объёма изготовлено 27 июля 2015 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Погосткиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шамгоновой Ж.К.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Павлоградское автотранспортное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Омская область
к Министерству промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Омск
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Омской области, РЭК Омской области.
О взыскании 810 474 руб.
при участии в заседании представителей:
от истца – ФИО1, по доверенности от 03.03.2015, на 1 год, ФИО2, ген.директор, решение един. учредителя общества от 10.12.2009 № 1, после перерыва – ФИО1, по доверенности от 03.03.2015, на 1 год, ФИО2, ген.директор, решение един. учредителя общества от 10.12.2009 № 1,
от ответчика – ФИО3, по доверенности от 20.03.15, на 1 год, ФИО4, по доверенности от 24.03.2015 № МПТ-171, на 1 год, ФИО5, по доверенности от 06.0415, на 1 год, после перерыва – ФИО3, по доверенности от 20.03.15, на 1 год, ФИО4, по доверенности от 24.03.2015 № МПТ-171, на 1 год, ФИО6, по доверенности от 21.07.2015, на 1 год,
от Министерства финансов Омской области– ФИО7, по доверенности от 10.07.2015, на 1 год,
от РЭК Омской области – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Павлоградское автотранспортное предприятие" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству развития транспортного комплекса Омской области о взыскании 810 474 руб. задолженности по субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием в ноябре, декабре 2014 года услуг населению по перевозке пассажиров и багажа.
На основании Указа губернатора Омской области ФИО8 от 22.12.2014 № 157 Министерство развития транспортного комплекса Омской области переименовано в Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2015 внесена соответствующая запись.
Определением суда от 28.04.2015 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Омской области.
Определением суда от 19.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен РЭК Омской области.
В ходе рассмотрения дела представитель истца в порядке ст.49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 782 527 руб.
В дальнейшем истец увеличил размер исковых требований до 810 474 руб. 00 коп. и просил взыскать с ответчика 25 000 руб. 00 коп. расходов на услуги представителя.
Ответчик считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с нижеследующим.
14 мая 2014 года по результатам конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области заключен договор между Министерством развития транспортного комплекса Омской области и истцом.
Перевозчик добровольно принимает решение об участии в конкурсе, осознавая условия заключаемого договора.
Ст.78 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 1.3 договора возмещение перевозчику недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по регулируемым тарифам производится в порядке, предусмотренном областным законодательством.
Подпунктом 10 пункта 6 статьи 3 Закона Омской области от 24 декабря 2013 года № 1599-03 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрена субсидия юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг в сфере автомобильного. железнодорожного и речного транспорта, которая предоставляется соответствующему главному распорядителю средств областного бюджета в случаях и порядке, установленном Правительством Омской области.
Порядок предоставления субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа на 2012- 2014 годы установлен постановлением Правительства Омской области от 25.01.2012 №
12-п (далее - Порядок).
Субсидии предоставляются перевозчикам в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и автомобильным транспортом по городским, пригородным и внутриобластным маршрутам, а также в размере провозной платы, согласованном перевозчиками с уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере транспорта (далее -уполномоченный орган в сфере транспорта) в соответствии с законодательством (далее - размер провозной платы), речным транспортом в местном сообщении (далее - услуги населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, а также в размере провозной платы).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, к категории перевозчиков, имеющих
право на получение субсидий, относятся юридические лица (за исключением
государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 6 Порядка, субсидии предоставляются при соблюдении перевозчиками следующих условий:
прохождение отбора в соответствии с критериями, установленными настоящим Порядком;
оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам;
3) представление ежемесячно в уполномоченный орган в сфере транспорта
отчетов о фактической сумме недополученных доходов в связи с оказанием услуг
населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам
автомобильным транспортом по городским, пригородным и внутриобластным
маршрутам за предыдущий месяц, а также за предыдущий месяц и нарастающим
итогом с начала года по предыдущий месяц включительно;
4) заключение с уполномоченным органом в сфере транспорта соглашений о предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставление субсидий осуществляется в пределах, утвержденных на текущий финансовый год бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству, в соответствии с утвержденной бюджетной росписью за счет средств областного бюджета.
Истец прошел отбор в 2012 году. По итогам отбора принято решение о предоставлении субсидии, заключено соглашение о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа в 2014 году от 20 января 2014 года № 18-С .
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения предоставление субсидий осуществляется в пределах, утвержденных на текущий финансовый год бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству, в соответствии с утвержденной бюджетной росписью за счет средств областного бюджета.
Таким образом, перевозчик добровольно принимает решение об участии в отборе, осознавая условия предоставления субсидий, в т.ч. и ограниченный характер их предоставления.
Все предусмотренные бюджетом Омской области на 2014 год бюджетные ассигнования на субсидирование перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и внутриобластным маршрутам по состоянию на 31.12.2014 перечислены перевозчикам (выписки из бюджетной росписи и фактического расхода годовой росписи на 2014 Министерства развития транспортного комплекса Омской области прилагаются).
В соответствии со ст.ст. 8, 56 БК РФ и нормами ст. 26. 13. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в актуальной редакции), формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти соответствующего субъекта РФ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Нормами ст. 26.14. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта РФ на решение вопросов регионального значения.
Анализируя содержание изложенных правовых норм во взаимосвязи, можно сделать вывод, что решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность путем возложения на орган государственной власти субъекта РФ обязательства профинансировать определенный вид деятельности посредством принятия соответствующего судебного решения исключается.
Финансирование субсидирования перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и внутриобластным маршрутам осуществляется в утвержденном размере из бюджета субъекта РФ - Омской области, следовательно, эта деятельность является утвержденным нормативом расходов бюджета Омской области на решение вопроса регионального значения. Таким образом, требование истца о взыскании с Министерства денежных средств сверх предусмотренных бюджетом удовлетворению не подлежит, поскольку решение вопросов, касающихся регионального бюджета, отнесены к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта РФ - Омской области, и вмешательство в их деятельность в сложившихся спорных правоотношениях недопустимо.
В связи с вышеизложенным считает, что Министерство в рамках своих полномочий выполнило все необходимые действия в области субсидирования перевозчиков.
В дополнение к доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление ответчик указал следующее.
1. Министерством развития транспортного комплекса Омской области ежемесячно принимались отчеты о фактической сумме
недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке
пассажиров и багажа по регулируемым тарифам автомобильным
транспортом по городским, пригородным и внутриобластным маршрутам в
соответствии с Порядком предоставления субсидий перевозчикам на
возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению
по перевозке пассажиров и багажа на 2012 - 2014 годы, утвержденным
постановлением Правительства Омской области от 25.01.2012 № 12-п .
Порядком не предусмотрен отказ в приеме отчетов.
Обращает внимание Арбитражного суда на тот факт, что прием отчета не является юридическим фактом принятия обязательства по выплате суммы субсидии, указанной в принимаемом отчете, поскольку отчет является формой для информирования Министерства о фактических объемах перевозок и расходов на них.
Кроме того, Министерством подготовлен расчет фактически недополученных доходов истца в 2014 году (прилагается).
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных,
снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется
право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Согласно указанному Перечню органам исполнительной власти Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
В Омской области, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области", Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области) является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
Перевозчики обращаются в РЭК Омской области для установления тарифа, и в деле об установлении тарифа, находящемся в РЭК Омской области есть сведения о фактических затратах перевозчика на осуществление указанной деятельности.
Таким образом, для всестороннего и объективного рассмотрения дела - установления фактических расходов истца на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на территории Омской области, заявленных в РЭК Омской области, необходимо привлечь к участию в деле в качестве третьего лица РЭК Омской области.
3. Анализ судебной практики (Определение Верховного суда
Российской Федерации от 24 апреля 2015 года по делу № 301-ЭС14-3042)
свидетельствует о том, что осуществляется возмещение убытков,
полученных от оказания услуг населению по перевозке пассажиров и багажа
по регулируемым тарифам автомобильным транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 8 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Таким образом, надлежащим доказательством, подтверждающим сумму убытков, полученных истцом от оказания услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам автомобильным транспортом, являются бухгалтерская (финансовая) отчетность и регистры бухгалтерского учета истца по виду деятельности "оказание услуг населению по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по регулируемым тарифам автомобильным транспортом" за 2014 год.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Истец не предоставил доказательств того, что им получены убытки от указанного вида деятельности.
О необоснованности исковых требований говорит тот факт, что даже
на основе данных, предоставленных в Министерство истцом без
предоставления первичной документации, сумма невыплаченной субсидии
гораздо ниже истребуемой в исковом заявлении:
Учитывая данные отчета истца, указанные в предоставленном Министерству отчете за 2014 год, где указана сумма расходов - 10 967,270 тыс. руб., сумма доходов - 4645,524 тыс. руб., недополученный доход составляет:
10 967,27 - 4645,524 = 6 321,746 тыс. руб.
Оплаченная Министерством сумма субсидии в 2014 году: 5841,642 тыс. руб., расчетная сумма недополученных доходов за 2014 год: 6321,746 -5841,642 = 480,104 тыс. руб., при истребуемых - 810 474 рубля.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), каждое лицо,
участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно
ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Истец не предоставил доказательств того, что им получены убытки (недополученные доходы), то есть разница между суммой полученных доходов и осуществленных расходов от указанного вида деятельности является отрицательной, а также расчетов и доказательств размера этой разницы. Не подтверждены суммы фактических расходов за 2014 год.
Таким образом, считает, что требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Региональная энергетическая комиссия Омской области представила отзыв на иск, указав в нем следующее.
Согласно пункту 8.1. Порядка предоставления субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа на 2012 - 2014 годы, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 25.01.2012 № 12-п, размер субсидии при осуществлении перевозок автомобильным транспортом (далее - субсидия) рассчитывается по каждому маршруту и определяется по формуле:
См= (ПрбхЦк)
п^ р-ДоХ, где:
См - размер субсидии по маршруту;
Прб - фактический пробег транспортного средства по маршруту;
Цк - размер затрат перевозчика на 1 км пробега транспортного средства, установленный органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (далее - размер затрат);
Ппл - плановое значение показателя перевезенных пассажиров (пассажирооборота) по маршруту в отчетном периоде, установленного уполномоченным органом в сфере транспорта;
Пр - расчетное значение показателя перевезенных пассажиров (пассажирооборота) по маршруту в отчетном периоде определяется как отношение доходов перевозчика по данному маршруту к тарифу на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, установленному органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов;
Дох - доходы перевозчика по маршруту, полученные в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (далее - доходы).
Согласно пункту 1.2. приказа РЭК Омской области от 18.06.2013 № 97/30 с 1 июля 2013 года установлен тариф на перевозку пассажиров автобусами в пригородном, внутриобластном сообщении в размере 1,40 руб. (с учетом НДС) за каждый километр пути при осуществлении перевозок по базовой маршрутной сети автомобильного транспорта, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, а также при осуществлении перевозок по маршрутам, утвержденным уполномоченными органами местного самоуправления Омской области, с учетом субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.
С 1 июля 2014 года тариф составил 1,60 руб. (с учетом НДС), согласно изменениям, внесенным приказом РЭК Омской области от 17.06.2014 № 82/24.
С 24 ноября 2014 года тариф составил 1,75 руб. (с учетом НДС), согласно вступившим в силу изменениям, внесенным приказом РЭК Омской области от 12.11.2014 № 265/63.
Распоряжением РЭК Омской области от 28.11.2013 № 01-05/116 (далее - Распоряжение) утверждены размеры затрат перевозчиков на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства.
Размер затрат истца на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства составляет 23,70 руб.
Таким образом, при определении размера субсидии доходы истца рассчитываются из установленного РЭК Омской области тарифа на перевозку пассажиров автобусами в пригородном, внутриобластном сообщении за каждый километр пути, а размер затрат согласно утвержденному Распоряжением значения в 23,70 руб. на 1 км. пробега.
Министерство финансов Омской области в отзыве на иск указало следующее.
1. В соответствии с приказом Министерства развития транспортного комплекса Омской области от 26 февраля 2014 года № 8 «О порядке и условиях проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Омской области» Министерством развития транспортного комплекса Омской области проводится открытый конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Омской области.
С победителем конкурса заключается договор, одной из сторон договора является Минтранс.
По результатам конкурса на право заключения договора в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области 14 мая 2014 года заключен договор между Минтрансом и обществом с ограниченной ответственностью «Павлоградское автотранспортное предприятие».
Согласно договору ООО «Павлоградское АТП» выполняет регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении в пределах базовой маршрутной сети с учетом тарифов, установленных уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 1.3 договора возмещение перевозчику недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по регулируемым тарифам производится не в соответствии с договорами, а в порядке, предусмотренном областным законодательством.
2. В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 10 пункта 6 статьи 3 Закона Омской области от 24 декабря 2013 года № 1599-03 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрена субсидия юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг в сфере автомобильного. железнодорожного и речного транспорта, которая предоставляется соответствующему главному распорядителю средств областного бюджета в случаях и порядке, установленном Правительством Омской области.
Во исполнение указанной нормы Закона принято постановление Правительства Омской области от 25 января 2012 года № 12-п, устанавливающее Порядок предоставления субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа на 2012 - 2014 годы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка субсидии предоставляются перевозчикам в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по городским, пригородным и внутриобластным маршрутам, а также в размере провозной платы, согласованном перевозчиками с уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере транспорта .
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются при соблюдении перевозчиками следующих условий:
1) прохождение отбора в соответствии с критериями, установленными Порядком (наличие лицензии на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа соответствующим видом транспорта; наличие договора);
2) оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, а также в размере провозной платы;
3) представление ежемесячно в уполномоченный орган отчетов о
фактической сумме недополученных доходов в связи с оказанием услуг
населению по перевозке пассажиров и багажа , по регулируемым тарифам
автомобильным транспортом по городским, пригородным и внутриобластным
маршрутам за предыдущий месяц;
4) заключение с уполномоченным органом соглашений о
предоставлении субсидий.
Согласно пункту 9 Порядка перечисление субсидий осуществляется уполномоченным органом в пределах, утвержденных на текущий финансовый год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных уполномоченному органу на соответствующие цели сводной бюджетной росписью областного бюджета.
Согласно пункту 10 Порядка обязанностью Минфина является только принять от уполномоченного органа отчет об использовании субсидии.
Таким образом, перевозчик был вправе самостоятельно решить: проходить отбор и получать субсидию на условиях, установленных соглашением, или не проходить отбор и не получать субсидию.
Истец принял решение о прохождении отбора. По итогам отбора Минтрансом принято решение о предоставлении субсидии и заключении соглашения.
В соответствии с пунктом 3.1 заключенного соглашения предоставление субсидий осуществляется в пределах утвержденных на текущий финансовый год бюджетных ассигнований, предусмотренных Минтрансу, в соответствии с утвержденной бюджетной росписью за счет средств областного бюджета.
Отмечает также, что статьей 2 Гражданского кодекса Российской
Федерации дано понятие предпринимательской деятельности:
предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО «Павлоградское АТП», заключая договор и подписывая соглашение о предоставлении ему субсидии в определенных пределах, осознавала риск неполучения данной субсидии в полном объеме.
3. Следует отметить, что предоставление субсидий юридическим лицам в рамках статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью.
При исполнении областного бюджета Минфин руководствуется принципами, установленными БК РФ, в частности, принципом сбалансированности бюджета (статья 33 БК РФ), согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Следовательно, установление нормативно-правовыми актами Омской области размера субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минтрансу на текущий финансовый год соответствует законодательству.
Кроме того, считает, что Минтрансом не нарушены нормы статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, обязательства исполнены надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (пункт 9 Порядка перечисление субсидий осуществляется в пределах, утвержденных на текущий финансовый год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных сводной бюджетной росписью областного бюджета.
Представитель истца требования поддержал.
Представители ответчика и третьего лица высказались согласно отзывам на исковое заявление.
Удовлетворяя исковые требования ООО «Павлоградское автотранспортное предприятие» в сумме 790 570 руб. 80 коп., суд исходит из следующего.
Судом установлено, что ответчик в целях возмещения затрат общества в 2014г. на пассажирские перевозки, выплачивал последнему субсидии.
Сумма, предъявленная истцом к взысканию в качестве убытков, рассчитана истцом как разница между фактически понесенными им расходами в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам в ноябре-декабре 2014г. автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области и размером выплаченных субсидий.
В силу статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.
С учетом специфики настоящего спора истец должен доказать не только факт оказания им услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, но и наличие у ответчика обязанности производить выплату субсидий за соответствующие услуги, факт неисполнения им должным образом обязанности по выплате субсидии, а также ее размер.
Наличие у ответчика обязанности производить выплаты субсидий за оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом подтверждается следующим.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (пункт 1 статьи 86 БК РФ).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 3 статьи 86 БК РФ).
Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 ГК РФ в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В силу правил, изложенных в статье 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статья 8 ГК РФ). По смыслу положений статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно правилам статьи 421 ГК РФ стороны правоотношений свободны в заключении договора, они могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статей 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 1, 19).
Пункт 18 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с правилами статьи 53 Закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлен принцип, согласно которому по общему правилу финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению лицу в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с обеспечением вопросов местного значения.
Заключая договор об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения в пределах базовой маршрутной сети на территории Омской области от 14.05.2014г. № 122/145, соглашение о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа в 2014году от 20.01.2014г. № 18-С, ответчик должен был анализировать и прогнозировать вероятность наступления последствий, в том числе связанных с тем, что расходы перевозчика составят больший размер, чем предусмотрено в правовых актах и бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете области.
В свою очередь, перевозчик, исходя из принятых на себя обязательств по договорам, не имел права отказать пассажирам в перевозке. Истец является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на платной основе, на которое не возложено бремя расходов по реализации функций органа местного самоуправления. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Недостаточность финансовых ресурсов у ответчика не должна ущемлять право транспортной организации на возмещение затрат по перевозке пассажиров, поскольку законами и иными нормативно-правовыми актами, на которых основаны исковые требования, предусмотрено возмещение убытков только в объеме финансирования.
Именно ответчик обязан возмещать убытки, образовавшиеся в результате разницы между экономически обоснованным и установленным тарифом на проезд в общественном транспорте.
В соответствии со статьей 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.
По правилам статьи 65 АПК РФ возражения стороны также подлежат обоснованию посредством предоставления соответствующих доказательств.
Согласно пункту 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Между тем, ответчик, возражая против исковых требований, не представил доказательств того, что размер выплаченных субсидий полностью покрывает фактически понесенные истцом расходы.
В данном случае незаконное виновное бездействие ответчика выражается в том, что лицу, реально осуществившему перевозку граждан на территории Омской области, не компенсированы экономические потери, понесенные в связи с перевозкой пассажиров.
Суд в целях проверки представленного истцом расчета убытков требованиям действующего на территории Омской области законодательства и определения размера убытков, соответствующего действующему законодательству, предложил представить последнему ответчику первичные документы.
По результатам проверки Министерством промышленности и инновационных технологий Омской области (правопреемником ответчика) был составлен акт от 13.07.2015г., согласно которому представленный истцом расчет убытков является обоснованным не полностью.
В акте определен размер убытков истца, представляющих собой разницу между фактически понесенными им расходами в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам в ноябре-декабре 2014г. автомобильным транспортом общего пользования и размером выплаченных субсидий.
По расчету ответчика размер убытков за спорный период составил 790 570 руб. 80 коп.
Истец выводы акта посредством представления соответствующих доказательств не опроверг, определенную сумму убытков не оспорил.
Суд, проанализировав представленный в дело акт от 13.07.2015г., считает, что он является надлежащим доказательством, подтверждающим размер не возмещенных субсидиями и подлежащих возмещению ответчиком истцу убытков.
Таким образом, имеются все необходимые для взыскания убытков обстоятельства.
Истцом также было заявлено требование о взыскании судебных расходов в сумме 25 000 руб.,
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статьей 106 АПК РФ установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В силу части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При этом право на возмещение таких расходов возникает при условии, если сторона понесла затраты, получателем которых является лицо (организация), оказывающая юридические услуги.
Таким образом, судебные издержки в виде расходов на оплату услуг представителя в суде и оказанных юридических услуг, возникших в сфере арбитражного судопроизводства, могут быть возмещены арбитражным судом, если они были фактически произведены, документально подтверждены и в разумных пределах, определяемых судом. При этом разумность пределов каждый раз определяется индивидуально, исходя из особенностей конкретного дела, произведенной оплаты представителю и т.д.
В качестве доказательств в подтверждение произведенных расходов истцом представлены: договор-поручение на совершения юридических действий в арбитражном суде от 03.03.2015г., квитанции к приходным кассовым ордерам №62 от 14.06.2015г. на сумму 15 000руб.00коп., №47 от 09.04.2015г. на сумму 10 000руб.00коп..
По условиям договора ( п.3.1.) сумма вознаграждения ( 25 000руб.00коп.) оплачивается за
консультацию, сбор документов, подготовку исковых документов и направление их в суд – 10 000 рублей;
представление интересов в суде первой инстанции – 15 000 рублей .
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Информационного письма от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвоката; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Как следует из разъяснений, изложенных в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность (пункт 3).
При этом указанная сторона вправе обосновать разумный размер понесенных заявителем расходов применительно к соответствующей категории дел с учетом оценки, в частности, объема и сложности выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительности рассмотрения дела, стоимости оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам.
Таким образом, если лицом, участвующим в деле, предъявлено требование о возмещении понесенных им расходов на оплату услуг представителя, то он должен доказать лишь факт осуществления этих платежей.
В свою очередь, другая сторона спора обязана доказать чрезмерность расходов на оплату услуг представителя в сумме, предъявленной к возмещению.
Согласно части 3 статьи 111 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, на которое возлагается возмещение судебных расходов, арбитражный суд вправе уменьшить размер возмещения, если этим лицом представлены доказательства их чрезмерности.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 454-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Траст" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 20.05.2008 N 18118/07 разъяснил, что в случае непредставления стороной, заявляющей о чрезмерности расходов на оплату услуг представителя, доказательств чрезмерности понесенных расходов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг адвокатов, а также сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, суд не вправе делать вывод о чрезмерности таких расходов.
Аналогичная позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена в постановлении от 15.03.2012 N 16067/11 по делу N А40-20664/08-114-78.
Как следует из материалов дела, доказательств чрезмерности расходов ответчиком в суд не представлено.
Из содержания постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 6284/07 следует, что каковы бы ни были по размеру суммы взыскиваемых расходов на оплату услуг представителей (даже если они кажутся суду чрезмерными), при отсутствии доказательств чрезмерности таких расходов, представленных другой стороной, суд не вправе уменьшить сумму возмещения.
В силу статей 9, 65 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Информационным письмом от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя может приниматься во внимание, в частности сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов.
Как следует из постановления Совета адвокатской палаты Омской области, утвержденного на заседании Совета адвокатской палаты Омской области от 28.02.2011, согласно пункту 1.11 которого работа адвоката по арбитражному делу в качестве представителя оценивается в размере от 15 000 руб.
Установленные указанным пунктом рекомендации оплачивать по ставке от 15 000 руб. за работу адвоката по арбитражному делу в качестве представителя представляет собой минимальный размер оплаты юридических услуг, оказываемых по одному арбитражному делу в целом (подготовка искового заявления, участие в судебных заседаниях и т.д.).
Кроме того, Постановление о размере гонорара адвоката, утвержденное Советом Адвокатской палаты Омской области от 28.02.2011 применительно к статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не может быть учтено как единственное и безусловное доказательство иного размера судебных расходов при разрешении настоящего вопроса.
В соответствии с положениями пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ, пункта 1 статьи 424, пункта 1 статьи 425 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом названных норм права, можно сделать вывод о том, что цена оказываемых услуг определяется сторонами в договоре по своему усмотрению, поскольку в силу закона стороны вправе между собой устанавливать любые суммы оплаты услуг.
Исходя из изложенного, суд считает, что ответчик доказательств чрезмерности судебных расходов, предъявленных к взысканию, с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг адвоката и иных критериев разумности судебных расходов, не представил.
Заявляя о чрезмерности взысканной суммы судебных расходов, заинтересованное лицо не обосновало необходимость и обоснованность применения иных расценок со ссылками на квалификацию и опыт представителя, сложность работы, срочность и время ее выполнения, стоимость оплаты услуг по аналогичным рассмотренным делам.
Надлежащих доказательств, опровергающих договорную стоимость оказанных услуг, ответчиком суду не представлено.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 20.05.2008 N 18118/07 указал, что в случае непредставления стороной, заявляющей о чрезмерности расходов на оплату услуг представителя, доказательств чрезмерности понесенных расходов с учетом сложившейся в регионе стоимости оплаты услуг адвокатов, а также сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, суд не вправе делать вывод о чрезмерности таких расходов.
Ответчик не представил суду доказательств размера реально сложившейся в регионе (г. Омск, где непосредственно был заключен договор) стоимости оплаты услуг юридических фирм, компаний, адвокатов, которые были оказаны истцу адвокатом в виде конкретных договоров, а не прайсов, а также данных статистических органов о цене на рынке юридических услуг для сравнения с той, которая установлена в заключенном истцом с исполнителем договоре.
Ничем не подтвержденные доводы ответчика о чрезмерности судебных расходов в основу судебного акта положены быть не могут.
Между тем, учитывая, что в рамках настоящего дела судом частично удовлетворено имущественное требование истца, то с ответчика в пользу истца следует взыскать судебные издержки пропорционально удовлетворенным исковым требованиям (24 386 руб. 06 коп.), что соответствует правилу о взыскании расходов пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании пункта 2 части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Удовлетворяя требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд исходит из характера и степени сложности спора, объема и качества представленных документов, подготовке к делу, выступления по нему, разумности и обоснованности расходов на оплату услуг представителя.
Расходы по оплате государственной пошлины по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на сторон, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Омск в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Павлоградское автотранспортное предприятие" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Омская область 790 570 руб. 80 коп. убытков, 24 386 руб. 06 коп. расходов на услуги представителя.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Омск в доход федерального бюджета 18 737руб.74коп. государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Павлоградское автотранспортное предприятие" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Омская область в доход федерального бюджета 471руб.74коп. государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а после проверки законности решения в апелляционном порядке также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Е.А. Погосткина