ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-3858/09 от 05.03.2009 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

05 марта 2009 года

№ дела

А46-3858/2009

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 05 марта 2009 года.

Арбитражный суд Омской области в составе

судьи Чернышёва В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Мусакуловой Д.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛАЙН-Дженерал», г. Омск

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 52-09/38 от 03.02.2009,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (паспорт гражданина РФ, доверенность № 6 от 07.07.2008), 

от заинтересованного лица – ФИО2 (паспорт гражданина РФ, доверенность № 52-07-08/1 от 15.01.2009),

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЛАЙН-Дженерал» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 52-09/38 от 03.02.2009.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что оснований для привлечения его к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ не имеется, поскольку в действиях Общества отсутствует событие предусмотренного данной нормой административного правонарушения.

Привлекая Общество к административной ответственности, Управление посчитало, что при представлении заявителем справки о подтверждающих документах нарушены пункты 2.1, 2.2, 2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». В соответствии с требованиями указанного Положения подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах. Указанные документы представляются резидентом в банк паспорта сделки согласно положениям части 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Резидент представляет в банк документы в установленном банком порядке и в согласованный срок, не превышающий: 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлён вывоз товаров с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлён ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В обжалуемом постановлении указано на нарушение Обществом срока представления справки о подтверждающих документах на основании акта № 000007 от 31.01.2008. Однако, как считает заявитель, указанная дата составления акта свидетельствует лишь о том, что этот документ был составлен 31.01.2008 и передан для подписания арендатору по договору. Окончательно оформленным документ может считаться только с момента подписания его обеими сторонами. Акт № 000007 от 31.01.2008 был подписан и возвращён арендатором арендодателю (заявителю) 05.02.3008, что подтверждается сертификатом о выполненных работах субподрядной организацией. Соответственно, Общество обязано было представить справку о подтверждающих документах в банк паспорта сделки не позднее 15.03.2008. фактически же справка была представлена 04.03.2008, то есть в соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения.

Соответственно, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, отсутствует.

От заинтересованного лица в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) поступил письменный отзыв на заявление, в котором оно просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

При этом заинтересованное лицо ссылается на то, что исполнение обязательств со стороны Общества наступило 31.01.2008, что подтверждается актом оказанных услуг № 000007 от 31.01.2008. Документы, подтверждающие получение заявителем оформленного акта более поздним числом, в материалах административного дела отсутствуют. Сертификат о выполненных работах субподрядной организации, на который ссылается заявитель, в административный орган не представлялся, каких-либо пояснений по отношению данного документа к исполнению резидентом требований валютного законодательства заявитель не давал.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился и просил в их удовлетворении отказать по основаниям, приведённым в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что 20.11.2007 между ООО «ЛАЙН-Дженерал» (арендодатель) и «Урбан иншаат санайи ве тиджарет аноним шикерти» (Турция) (арендатор) был заключён договор аренды № 18/07/67, по условиям которого арендодатель передал во временное пользование арендатору имущество: КТП-ТО 80-86-У1 в количестве 4 шт., а арендатор обязался принять имущество и уплатить за него арендную плату. Дата завершения исполнения обязательств по договору – 31 .05.2008.

12.12.2007 в филиале ОАО Национальный банк «Траст» в г. Омске оформлен паспорт сделки № 07120001/3279/0039/3/0.

16.01.2009 должностным лицом Управления в отношении Общества в присутствии представителя ФИО1 (доверенность от 07.07.2008 № 6) составлен протокол № 52-09/38 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Протокол вручен в этот же день представителю под роспись.

03.02.2009 Управлением принято постановление № 52-09/38 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Согласно данному постановлению Обществом допущено нарушение пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», выразившееся в том, что Обществом был нарушен срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, которое является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, выслушав представителя заявителя и представителя административного органа, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

В силу статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Копия оспариваемого постановления была получена заявителем по почте 10.02.2009 согласно штампу почтового отделения на конверте.

С заявлением об оспаривании указанного постановления административного органа Общество обратилось в арбитражный суд 19.02.2009 согласно входящему штампу, то есть в пределах установленного срока.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьёй 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» данный федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В силу статьи 4 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее вида на жительство в РФ, признаётся нерезидентом.

Понятие валютных операций содержится в пункте 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», под которыми, в частности, понимаются приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Таким образом, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона использование в расчётах между резидентом РФ и нерезидентом валюты РФ является валютной операцией.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счёта и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из преамбулы Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», целью данного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Согласно частям 1 и 2 статьи 5 отмеченного Закона органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в целях обеспечения учёта и отчётности по валютным операциям Центральным банком РФ установлены единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учёта и отчётности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, Банку России предоставлены Законом полномочия по принятию соответствующих правовых актов, регулирующих названные правоотношения.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учёт и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьёй 23 данного Закона.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ в целях учёта валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учёта валютных операций и оформления паспортов сделок, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие фактическое выполнение работ, оказание услуг.

На основании Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации, Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Центральный банк Российской Федерации 1 июня 2004 года принял Положение №258-п О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам,  и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.

Действие указанного Положения распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчётов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключённому между резидентом и нерезидентом.

На момент спорных правоотношений действовала следующая редакция пунктов 2.1-2.4 отмеченного Положения.

В силу пункта 2.1. Положения в целях учёта валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Согласно пункту 2.2. Положения подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).

В соответствии с пунктом 2.3 Положения указанные в пункте 2.2 настоящего Положения документы представляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Как устанавливал пункт 2.4. Положения (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Банк России вправе устанавливать иные сроки представления резидентом документов, указанных в настоящем пункте.

Таким образом, в силу приведённых норм права резидент представляет в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах, оформленные резидентом в порядке, изложенном в приложении № 1 к Положению № 258-П, в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

Согласно Инструкции Центрального Банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» и Положению Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» справка о подтверждающих документах отнесена к документам и информации, связанным с проведением валютной операции.

Справка о подтверждающих документах отнесена к формам учёта по валютным операциям Указанием Центрального банка РФ от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учёта по валютным операциям, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», зарегистрированным в Минюсте России 25.12.2007 за № 10804.

Свои требования Общество мотивирует тем, что оно своевременно представило в банк справку о подтверждающих документах, поскольку получило подписанный арендатором (нерезидентом) акт об оказании услуг № 000007 от 31.01.2008 более поздней датой, а именно 05.02.2008, которую и считает датой оформления документа.

Суд находит данную позицию заявителя необоснованной, противоречащей имеющимся в материалах дела документам.

В соответствии с частью 1 статьи 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

По мнению суда, исполнение обязательств со стороны Общества наступило 31.01.2008, что подтверждается подписанным обеими сторонами актом оказанных услуг от 31.01.2008, в котором иной даты, помимо указанной, не имеется, справкой о подтверждающих документах, сертификатом о выполнении работ субподрядной организации, в которых указана дата 31.01.2008.

Суд принимает во внимание, что согласно пункту 2 приложения № 1 к Положению № 258-П в графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт оказания услуги. Поэтому указанная самим Обществом с ограниченной ответственностью «ЛАЙН-Дженерал» в графе 1 справки о подтверждающих документах дата – 31.01.2008 фактически является датой оформления документа, подтверждающего факт оказания услуги  .

Сертификат о выполнении работ субподрядной организации и представленные представителем заявителя в материалы дела письмо Общества от 31.01.2008 исх. №4 в адрес арендатора (нерезидента) о направлении для подписания акта № 000007 от 31.01.2008 и ответ арендатора от 05.02.2008 о направлении в адрес Общества подписанного экземпляра акта суд не оценивает как доказательства, опровергающие ранее изложенные выводы. Во-первых, на самом акте № 000007 от 31.01.2008 имеется лишь одна дата его подписания. Во-вторых, в представленном сертификате о выполнении работ субподрядной организации в графе дата представления сертификата также указано 31.01.2008. В-третьих, из письма директора Омского филиала Урбан иншаат санайи ве тиджарет аноним шикерти от 05.02.2008 не следует, что акт №000007 от 31.01.2008 подписан в какой-либо иной день, а не 31.01.2008 (дата направления документа и дата подписания не одно и тоже).

Кроме того, суд учитывает, что при составлении протокола № 52-09/38 от 16.01.2009 об административном правонарушении присутствовала представитель Общества по доверенности ФИО1, которая с протоколом была ознакомлена и указала, что замечаний не имеет, никаких пояснений по существу административного нарушения не дала.

Исходя из изложенного, суд находит привлечение Общества оспариваемым постановлением к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, законным и обоснованным, нарушений предусмотренного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении не установил.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, статьёй 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «ЛАЙН-Дженерал», г. Омск к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 52-09/38 от 03.02.2009 отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путём подачи апелляционной жалобы.

Судья В.И. Чернышёв

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru