АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
25 июня 2012 года
№ дела
А46-3988/2012
Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 июня 2012 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареница Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Омская-117» (ОГРН 1035507002035, ИНН 5504073102)
к муниципальному предприятию города Омска «ГКБ «Земля и недвижимость»; Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытого акционерного общества «Омская строительная компания»; Главного управления по земельным ресурсам Омской области; товарищества собственников жилья «Офис-Центр на Омской»
о признании незаконными действий и обязании совершить действие
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – Хоменко И.В. (паспорт), действующего на основании доверенности от 11.03.2012;
представитель муниципального предприятия города Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» - не явился;
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области – Сосковец А.В. (удостоверение № 452);
представитель закрытого акционерного общества «Омская строительная компания» - не явился;
представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области – не явился;
представителя товарищества собственников жилья «Офис-Центр на Омской» - (до перерыва) Кныш М.В. (паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Омская-117» (далее по тексту – ТСЖ «Омская-117», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному предприятию города Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» (далее по тексту – МП г.Омска «ГКБ «Земля и недвижимость», заинтересованное лицо), в котором просило суд:
- признать незаконными действия МП г.Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» по согласованию местоположения границ при осуществлении кадастровых работ и составлению межевого плана от 20.09.2011 № 5336/109/11/221 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 по адресу: г.Омск, ул.Омская, д.117, корпус 2;
- признать незаконным постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 2991 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051;
- восстановить положение, существовавшее до нарушения права и обязать «Росреестр» аннулировать соответствующие сведения в государственном кадастре недвижимости.
Определением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2012 по делу № А46-3988/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, были привлечены закрытое акционерное общество «Омская строительная компания»; Главное управление по земельным ресурсам Омской области; Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области.
В предварительном судебном заседании 29.03.2012 от надлежащим образом уполномоченного представителя ТСЖ «Омская-117» в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило ходатайство об исключении из числа третьих лиц и привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика (заинтересованное лицо) по настоящему делу – Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области, которое было удовлетворено судом. Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 29.03.2012 по делу № А46-3988/2012 из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было исключено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области и привлечено к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица.
В предварительном судебном заседании 29.03.2012 от надлежащим образом уполномоченного представителя Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Омской области поступило письменное ходатайство о замене учреждения на правопреемника – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее по тексту – ФГБУ «ФБУ Росреестра», которое было удовлетворено судом.
Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 11.04.2012 по делу № А46-3988/2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, было привлечено товарищество собственников жилья «Офис-Центр на Омской» (далее по тексту – ТСЖ «Офис-Центр на Омской»).
В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял заявленные требования и окончательно просил суд:
- признать незаконными действия кадастрового инженера МП г.Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» по установлению границ в ходе межевания земельных участков;
- признать незаконными действия ФГБУ «ФБУ Росреестра», выразившиеся в постановке на кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052;
- обязать ФГБУ «ФБУ Росреестра» совершить действия по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, то есть снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052 и восстановить на кадастровом учете земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19 и 55:36:09 01 05:20.
В обоснование заявленных требований ТСЖ «Омская-117» указало на то, что из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19 и 55:36:09 01 05:20 в государственном кадастре недвижимости сформированы и учтены земельные участки с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 площадью 6604 кв.м. и кадастровым номером 55:36:09 01 05:1052 площадью 2921 кв.м. В границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 в настоящее время расположена автомобильная парковка. При проведении кадастровых работ, результатом которых является изготовление межевого плана, где указывается местоположение границ образуемого земельного участка, кадастровым инженером обеспечивается согласование местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами.
Поскольку в настоящем случае согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052 с жильцами домов № 117 и № 117/2 по ул.Омская, фактически находящихся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19, не осуществлялось, то, по мнению заявителя, формирование земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 осуществлено с нарушением требований действующего законодательства.
МП г.Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» представило письменный отзыв, в котором в удовлетворении требований просило отказать.
ФГБУ «ФБУ Росреестра», закрытое акционерное общество «Омская строительная компания», Главное управление по земельным ресурсам Омской области, ТСЖ «Офис-Центр на Омской» письменных отзывов в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
МП г.Омска «ГКБ «Земля и недвижимость», закрытое акционерное общество «Омская строительная компания», Главное управление по земельным ресурсам Омской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14.06.2012 объявлялся перерыв до 16 час. 50 мин. 18.06.2012. Информация о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Омской области.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
ТСЖ «Омская-117» зарегистрировано в качестве юридического лица 06.03.2002 Администрация Центрального административного округа г.Омска, о чем 27.01.2003 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1035507002035.
Распоряжением Мэра города Омска от 25.12.2003 № 335-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков по ул.Омская в микрорайоне «Куйбышевский-2» в Центральном административном округе» утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельных участков, относящихся к категории земель поселений:
- земельный участок площадью 2684 кв.м. для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. № 17-А); местоположение земельного участка установлено северо-восточнее относительно ориентира – 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе;
- земельный участок площадью 550 кв.м. общего пользования под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. № 17-А); местоположение земельного участка установлено в 3,5 м юго-восточнее относительно ориентира – 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе;
- земельный участок площадью 7060 кв.м. для жилищных нужд; местоположение земельного участка установлено севернее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе.
Из кадастрового дела объекта недвижимости 55:36:09 01 05:19 следует, что на основании распоряжения Мэра города Омска от 25.12.2003 № 335-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков по ул.Омская в микрорайоне «Куйбышевский-2» в Центральном административном округе» из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09:01 05 00:16 и дополнительно предоставленной части земельного участка было сформировано три земельных участка, площадью 2684 кв.м., 550 кв.м., 7060 кв.м.
Землепользователем участка площадью 7060 кв.м. значится МУП «Управление капитального строительства г.Омска» (экспликация к ситуационному плану).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости № 55/201/12-32738 от 27.03.2012 земельный участок площадью 7060 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 28.01.2004, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:19 (предыдущий номер 55:36:09 01 05:16).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости № 55/201/12-32755 от 27.03.2012 земельный участок площадью 2684 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 28.01.2004, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:20 (предыдущий номер 55:36:09 01 05:16).
Распоряжением Мэра города Омска от 18.02.2004 № 303-р «О предоставлении земельных участков по ул.Омская в Центральном административном округе» ООО «Бином» предоставлены в аренду сроком на 6 месяцев земельные участки, относящиеся к категории земель поселений, в том числе: земельный участок площадью 2684 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 01 05:0020 для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. № 17-А); местоположение земельного участка установлено северо-восточнее относительно ориентира – 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 24.02.2011 № 3604-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания по улице Омская, д.115, корпус 2 в Центральном административном округе города Омска» утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: Омская область, г.Омск, Центральный административный округ, ул.Омская, д.115, корпус 2.
Согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка вновь образуемый земельный участок был сформирован за счет перераспределения земель земельных участков с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19 , кадастровым номером 55:36:09 01 05:20 и кадастровым номером 55:36:09 01 05:21.
Также содержится указание на расположение на формируемом земельном участке площадью 2921 кв.м. 3-этажного нежилого строения, литер А.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости № 55/201/12-26335 от 16.03.2012 земельный участок площадью 2921±19 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 06.10.2011, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:1051 (сформирован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20). Выписка из государственного кадастра недвижимости содержит указание на то, что часть земельного участка занята объектом недвижимости: нежилое строение, литера А, инвентарный номер 6660091.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости № 55/201/12-32507 от 27.03.2012 земельный участок площадью 6604±28 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 06.10.2011, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:1052 (сформирован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19).
Сведения о расположении на данном земельном участке объектов недвижимости выписка из государственного кадастра недвижимости не содержит.
Полагая, что согласование местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052 с жильцами домов № 117 и № 117/2 по ул.Омская, фактически находящихся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19, не осуществлялось, формирование земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 осуществлено с нарушением требований действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные ТСЖ «Омская-117» требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом или арбитражным судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании действий органа государственной власти незаконными, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 № 16228/05.
Как следует из материалов дела, ТСЖ «Омская-117» обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий должностных лиц МП г.Омска «ГКБ «Земля и недвижимость» и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области по установлению границ в ходе межевания земельных участков и по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05: 1052.
Из выписки из государственного кадастра недвижимости от 20.10.2011 № 5536/220/11-293 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 06.10.2011.
Об этом обстоятельстве заявителю было известно в октябре 2011 года, что подтверждается фактами письменных обращений в уполномоченные органы с требованиями о приостановке оформления земельного участка в собственность или аренду.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что на 13.02.2012 - день обращения заявителя в Арбитражный суд Омской области с означенным требованием, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек.
Поскольку ТСЖ «Омская-117» обратилось в арбитражный суд с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявило, следовательно, в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц и обязании совершить действия следует отказать.
Кроме того, арбитражный суд полагает необходимым отметить следующее относительно существа каждого заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
С учетом приведенных норм права арбитражный суд первой инстанции полагает, что требования Администрации Заринского сельского поселения могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие действий должностных лиц, постановления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Администрации Заринского сельского поселения данными действиями, ненормативным правовым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 38 названного закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Статьей 39 названного нормативного акта определены случаи и порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Так, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды.
Обращаясь с настоящим заявлением, ТСЖ «Омская-117» сослалось на то обстоятельство, что поскольку при осуществлении кадастровых работ как по формированию земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19 и 55:36:09 01 05:20, так и земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1052, 55:36:09 01 05:1051, изменение границ земельного участка не было согласовано с жильцами многоквартирных домов № 117 и № 117/2 по улице Омской, то были нарушены их права как собственника земельного участка.
Данный довод заявителя основан на неверном толковании действующего законодательства.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктами 66-67 пленума Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Таким образом, ТСЖ «Омская-117», выступая в интересах собственников многоквартирных домов, полагающих, что таковые являются собственниками земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома № 117, № 117 корпус 2 по ул.Омская в г.Омске, обладает правом обращения в суд с настоящими требованиями.
Обращаясь с названными требованиями, ТСЖ «Омская-117» исходит из того, что земельный участок под жилыми домами № 117, № 117 корпус 2 по улице Омской в г.Омске был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 55:36:09 01 05:19 – 28.01.2004, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, системное толкование действующего законодательства, включая нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», позволяет сделать вывод, что формированию подлежит земельный участок под каждым многоквартирным домом. Только подобное формирование земельного участка под отдельно взятым многоквартирным домом порождает право общей долевой собственности собственников помещений в таком доме на сформированный земельный участок.
Формирование земельного участка под несколькими домами независимо от даты его формирования и постановки на кадастровый учет не влечет возникновения в силу закона права собственности на данный земельный участок у собственников помещений в каждом из жилых домов, расположенных на данном земельном участке.
Соответственно, для возникновения права собственности у собственников жилых помещений в многоквартирном доме № 117 корпус 2 по улице Омская в г.Омске требуется формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет непосредственно под названным домом. Подобное утверждение распространяется также на право собственности на земельный участок, расположенный под жилым домом № 117 по улице Омская в г. Омске.
Из материалов дела следует, что земельные участки непосредственно под домом № 117 по улице Омской в г.Омске, а также под домом № 117 корпус 2 по улице Омской в г.Омске сформированы и поставлены на кадастровый учет не были.
Доказательства обратного суду в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем представлены не были.
Соответственно, суд приходит к выводу, что право общей долевой собственности собственников жилых помещений в указанных выше многоквартирных жилых домах на земельный участок 55:36:09 01 05:19 не подтверждается.
Кадастровые дела объекта недвижимости 55:36:090105:1051, объекта недвижимости 55:36:090105:1052 содержат выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которым право собственности или иные права на земельные участки 55:36:09 01 05:16, 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20 не зарегистрированы.
Выписки из государственного кадастра недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20 также не содержат указания на расположение на них объектов недвижимости – многоквартирных жилых домов.
Поскольку сведения о собственниках указанных земельных участков, наличии многоквартирных жилых строений на земельных участках у кадастрового инженера отсутствовали, и им были предприняты все действия по выявлению указанных лиц, согласование границ вновь образуемых земельных участков с жильцами домов не требовалось.
Порядок осуществления кадастрового учета установлен главой 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
По правилам названной главы кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в заявительном порядке.
Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета установлены статьей 27 указанного закона, и включают в себя пунктом 9 части 3 названной статьи такое основание, как несогласование границ земельного участка.
Поскольку представление акта согласования границ в настоящем случае не требовалось, а иные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Омской области законно и обоснованно был проведен кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051, 55:36:09 01 05:1052.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований ТСЖ «Омская-117».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных товариществом собственников жилья «Омская-117» требований отказать полностью.
Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.
Судья С.В. Ярковой