ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4103/16 от 12.05.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Город Омск

16 мая 2016 года

№ дела

А46-4103/2016

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 16 мая 2016 года.

Арбитражный суд Омской области

в составе   судьи  Пермякова Владимира Владимировича,

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Рейтер М.А.,

рассмотрев   в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Майера Виктора Александровича (ИНН 552800000337, ОГРН 314554326200132)

к   Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025027, ОГРН 1055553037715)

о   признании незаконным отказа в продаже земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения,

об   обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от заявителя   – Павлова В.А., действующего на основании доверенности от 23.09.2014 (личность удостоверена паспортом),

от заинтересованного лица –   Гаврюшенко О.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2016 (личность удостоверена паспортом),

У С Т А Н О В И Л:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Майер Виктор Александрович обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа исполняющей обязанности Главы сельского поселения, заместителя Главы администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в продаже земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения (письмо от 08.02.2016 за исх. № 02-20/78), а также об обязании Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майеру Виктору Александровичу (ОГРН 1055553037715, ИНН 5528025027) в собственность без проведения торгов указанного земельного участка, за плату в размере не более 15% от его кадастровой стоимости и направить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майеру В.А. проект договора купли-продажи принадлежащей муниципальному образованию по праву собственности земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения находящейся в общей долевой собственности, общей площадью 1 289 077,90 кв.м (128,90 га), с кадастровым номером 55:20:0000000:100, местоположение: Омская область, Омский район, АОЗТ «Усть-Заостровское».

В обоснование заявленного требования Предприниматель указал, что фактически использует рассматриваемый земельный участок и является единственным лицом, выражающим намерение приобрести его в собственность.

В судебном заседании представитель заявителя требование полностью поддержал.

Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области указала, что перечень документов, которые являются необходимыми и достаточными для принятия положительного решения о предоставлении рассматриваемых земельных долей, нормами действующего законодательства не установлен, а, следовательно, отказ Майеру В.А. в продаже испрашиваемой земельной доли является законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебных заседаниях представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омского района Омской области, является собственником земельной доли площадью 128,9 га в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:0000000:100, местоположение: Омская область, Омский район, АОЗТ «Усть - Заостровское».

Указанная земельная доля принадлежат сельскому поселению по праву общей долевой собственности на основании решений Омского районного суда Омской области вынесенных по результатам рассмотрения гражданских дел №№ 2 - 896/2014, 2-897/2014, возбужденных по искам Администрации Усть-Заостровского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на доли земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:100. Судом признано право муниципальной собственности на земельную долю составляющую: 14/270 частей от 24 860 780 кв. метров находящихся в общей долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения, что составляет в общем 1 289 077,48 кв. метров или 128,9 га, расположенных в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:20:000000:100 на территории Усть- Заостровского сельского поселения.

28 декабря 2015 года ИП Майером В.А. в адрес Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области подано заявление о приобретении указанной выше земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения.

Письмом от 08.02.2016 № 02-20/78 Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в предоставлении земельной доли отказала, указав, что представленные сведения являются недостаточными для преимущественного права на ее предоставление.

Полагая, что решение Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об отказе является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Майер Виктор Александрович обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Как следует из материалов дела, Предприниматель оспаривает решение Администрации об отказе в предоставлении в собственность земельной доли.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок; при этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.

Из вышеизложенного следует, что одним из закрепленных в Законе условий реализации права на приобретение земельного участка без проведения торгов по цене не более 15% его кадастровой стоимости является использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством испрашиваемого участка.

Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011 года № Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов, согласно которым, в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами; в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).

Следовательно, исходя из совокупного толкования норм гражданского законодательства и законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

В данном случае факт использовании и обработки заявителем спорных земельных участков подтверждается: постановлением Главы Администрации Усть-Заостровского сельского поселения № 282 от 30.10.2014 «Об утверждении местоположения
 земельных участков на которых будут размещены находящиеся в
 собственности Усть-Заостровского сельского поселения Омского
 муниципального района Омской области земельные доли, право
 собственности на которые признано за поселением в судебном порядке из
 невостребованных земельных долей», актами обследования земельных участков от 11.07.2014, 01.10.2015, сведениями о сборе урожая сельскохозяйственных культур ИП, Главой КФХ Майер В.А. за 2013, 2014, 2015 годы по форме Росстата «№ 2-фермер»; решением Арбитражного суда Омской области от 19 марта 2015 года по делу А46-14737/2014, А46-14835/2015.

Особенностью реализации предоставленного муниципальному образованию права распоряжения землей выступает необходимость соблюдения целевого назначения использования земли, что требует соблюдения ограничений в части круга потенциальных покупателей.

В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 3 Закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков, а также соблюдения преимущественного права других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что согласно положениям указанной выше статьи АПК РФ влечет принятие решения об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 168-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд именем Российской Федерации

РЕШИЛ:

Требования индивидуального предпринимателя Майера Виктора Александровича (ИНН 552800000337, ОГРН 314554326200132) к Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025027, ОГРН 1055553037715) удовлетворить.

Признать незаконным отказ исполняющей обязанности Главы сельского поселения, заместителя Главы администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в продаже земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения (письмо от 08.02.2016 за исх. № 02-20/78).

Обязать Администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майеру Виктору Александровичу (ОГРН 1055553037715, ИНН 5528025027) в собственность без проведения торгов указанного земельного участка, за плату в размере не более 15% от его кадастровой стоимости и направить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майеру В.А. проект договора купли-продажи принадлежащей муниципальному образованию по праву собственности земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения находящейся в общей долевой собственности, общей площадью 1 289 077,90 кв.м (128,90 га), с кадастровым номером 55:20:0000000:100, местоположение: Омская область, Омский район, АОЗТ «Усть-Заостровское».

Взыскать с Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025027, ОГРН 1055553037715), расположенной по адресу: 644552, Омская область, Омский район, с.Усть-Заостровка, ул.Заозерная, д.13 «А», в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Майера Виктора Александровича (ИНН 552800000337, ОГРН 314554326200132), проживающего по адресу: 644552, Омская область, Омский район, с.Усть-Заостровка, ул.Победы, д.28, 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru   в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья В.В. Пермяков