ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-4183/16 от 19.05.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

23 мая 2016 года

№ дела

А46-4183/2016

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2016, решение в полном объеме изготовлено 23.05.2016.

Судья Арбитражного суда Омской области Крещановская Л.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Пугиной Н.Н., рассмотрев материалы дела, возбужденного по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, г. Омск, ул. Красный путь, д.3) к крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Горячий Ключ» (ИНН 5528008568, ОГРН 1025501864519) о взыскании 2 646 071 руб. 79 коп., поступившим 28.03.2016 (регистрационный номер 26820/2016),

при участии в судебном заседании:

от истца - Харченко М.Н. по доверенности от 16.11.2015 № ИСХ-15/МСХ 6323 (паспорт);

от ответчика – руководитель Щербак Ю.С. (паспорт), Седельников А.И. по доверенности от 11.04.2016 (паспорт),

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Горячий Ключ» о взыскании 2 646 071 руб. 79 коп., полученных в качестве субсидий.

Заявление мотивировано нарушением условий, установленных пунктом 8 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, при соблюдении которых предоставляются субсидии.

Ответчик требований не признал, ссылаясь на отсутствие нарушений требований Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 10 апреля 2013 № 65-п.

В судебном заседании представитель истца поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении, представители ответчика поддержали свои возражения по основаниям, указанным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что Постановлением Правительства Омской области от 10 апреля 2013 № 65-п был утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (далее – Порядок).

Порядком регулируется предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий на страхование, условия и порядок предоставления субсидий на страхование, а также порядок возврата субсидий на страхование в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий на страхование, не использованных в отчетном финансовом году.

24.06.2014 Крестьянское (фермерское) хозяйство «Горячий ключ» обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидий на общую сумму 2 646 071 руб. 79 коп., в том числе из областного бюджета 653 579 руб. 73 коп., из федерального бюджета 1 992 492 руб. 06 коп.

В пакете документов на предоставление субсидий на страховании приложена копия договора страхования урожая сельскохозяйственных культур, осуществляемого с государственной поддержкой № 06/ССХ/)))))1/14 от 20.05.2014, заключенного между ответчиком по настоящему делу и филиалом открытого акционерного общества СК «МРСК» в г. Омске.

Министерством 18.07.2014 денежные средства в запрашиваемом размере были перечислены на счет КФХ, что подтверждается платежным поручением № 12700, заявкой на кассовый расход № 12714.

В 2015 году Главным управлением финансового контроля Омской области проведена проверка Министерства по вопросу соблюдения бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при исполнении государственных полномочий, а также соблюдения условий, целей и порядка предоставления и использования субсидий, выделенных в рамках государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области».

По результатам проверки было выдано Представление от 25.12.2015, где указано, что в нарушение условия, предусмотренного подпунктом 10 пункта 8 Порядка КФХ «Горячий ключ» неправомерно получена субсидия на возмещение части затрат на уплату страховых премий, на случай утраты (гибели) урожая, в связи с предоставлением в Министерство недостоверных сведений по Любинскому району в договоре страхования, повлекших завышение объемов предоставленной субсидии.

В связи с нарушением условия предоставления субсидии, предусмотренного подпунктом 10 пункта 8 Порядка истец обратился в арбитражный суд с заявлением о возврате полученных ранее субсидий.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме в силу следующего.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ответчику вменяется нарушение условия предоставления субсидии, а именно нарушение методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, утвержденных Минсельхозом России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Министерство свои требования основывает на том, что в соответствии с главой 1 «Определение страховой стоимости урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений» методики СХТП, возделывающие сельскохозяйственную культуру, риск утраты (гибели) которой подлежит страхованию и посевные (посадочные) площади которой находятся в обособленных подразделениях в разных муниципальных районах (городских округах) субъекта российской Федерации, определяют среднюю урожайность сельскохозяйственной культуры в отдельности по каждому обособленному подразделению. При расчете страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур использовались данные всех площадей посева КФХ «Горячий ключ» как Омского , так и Любинского районов. По ряду сельскохозяйственных культур Любинского района расчет страховой стоимости произведен на основании данных Омского района.

Доводы истца не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

КФХ «Горячий ключ» не имеет обособленных подразделений ( далее - ОП), в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается „...любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца..."

Исходя из определения ОП территориальную отдаленность части земель КФХ «Горячий ключ», на которых выращиваются сельскохозяйственные культуры, находящиеся в Любинском районе граничащих с полями КФХ «Горячий ключ» в Омском районе, определить как ОП не возможно, стационарного рабочего места нет, т.к. территориальную отдаленность определить можно только формально, по разным названиям районов, на полях работник присутствует менее месяца только в период посевной 3-5 дней, уборка 5-7дней и не находится под прямым контролем работодателя, никакой деятельности ОП не ведет. Стационарные рабочие места, техника, хозяйственная деятельность и вся отчетность, кроме статистических форм отчетности (фермер №1 и фермер 2) об итогах посева и уборки соответственно, которые КФХ подает в разных районах, осуществляются по месту нахождения юридического лица КФХ «Горячий ключ» : 644507, Омская область, Омский р-н, с. Дружино, ул. Производственная, д.2, т.е. в Омском районе. Какой - либо иной деятельности в Любинском районе КФХ не ведет.

При расчете договора страхования посевные площади по Омскому и Любинскому районам взяты как единые земли КФХ «Горячий ключ» и требование, указанное в исковом заявлении в соответствии с главой 1 методики по раздельному определению средней урожайности к КФХ «Горячий ключ», как имеющему обособленное подразделение не применимы, т.к. согласно Федеральному закону от 25.07.2011г. № 260-ФЗ и методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений утвержденной приказом Минсельхоза России № 133 от 14.03.2013г., на страхование принимается вся посевная площадь культуры КФХ «Горячий ключ» как Страхователя, расчет произведен средней пятилетней урожайности с площадей культур сводно по обоим районам.

Таким образом, при сводном расчете средней пятилетней урожайности был использован порядок определения средней урожайности согласно очередности оговоренной в выше упомянутой методике определения страховой стоимости. При отсутствии посевов определенных культур в каком-то из пяти лет по Любинскому району брались данные Омского района, т.к. в эти года посевы были в Омском районе, если в соответствующем году были посевы одной культуры в обоих районах делался сводный расчет урожайности по году соотношение посевных площадей и валового сбора согласно формулы в методике для определения страховой стоимости.

По ценам применяемым для расчета страховой стоимости в соответствии с главой 1 п.1 абзац 3 методики расчета:

Q (руб./ц) - средняя цена производителей соответствующего основного вида продукции растениеводства по сельскохозяйственной культуре конкретного вида, сложившаяся по субъекту Российской Федерации за год, предшествующий году заключения договора сельскохозяйственного страхования, по данным Федеральной службы государственной статистики, а по кормовым культурам - по фактической себестоимости, сложившейся у сельскохозяйственного товаропроизводителя за год, предшествующий году заключения договора сельскохозяйственного страхования.

На основные виды культур (пшеница, овес, и т. д.) применялись цены, предоставленные Федеральной службой государственной статистики. Поскольку на кормовые культуры статистика данных по себестоимости не имеет, были использованы данные о районной себестоимости предоставленные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

КФХ «Горячий ключ» ведет баланс по месту нахождения в Омском районе и все отчеты в т.ч. и по линии Минсельхоза сдает в Омском районе. Соответственно себестоимость продукции по кормовым культурам отражается в балансе Омского района, т.к. кормовые культуры выращиваются в Омском и Любинском районах, формируется единая себестоимость кормовых культур в балансе КФХ «Горячий ключ». Методикой не предусмотрено использование усредненной цена на страхование, поэтому применена фактическая себестоимость, сложившаяся в Омском районе. Формирование себестоимости кормовых культур по видам на сельскохозяйственных предприятиях, происходит за год и отражается в годовом отчете представляемым в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Для КФХ в отчете не предусмотрено отражение себестоимости кормовых культур по видам отдельной строкой, поэтому в соответствии с методикой взята себестоимость районная, а т.к. в Омском районе КФХ так же возделывает кормовые культуры, для расчета применена себестоимость по Омскому району.

Утверждение Истца, что Ответчиком было нарушено условие предоставления субсидий, предусмотренное подпунктом 10 пункта 8 Порядка предоставления субсидий утвержденного Постановлением правительства Омской области от 10.04.2013г. №65-п , в том что предоставлены недостоверные сведения не соответствует действительности. Специалистами страховой компании МРСК все предоставленные данные проверялись при приемке заявления на страхование, производился расчет договора страхования, а так же материалы проверялись ответственными работниками Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области при подаче расчетов и заявления на предоставление субсидий. Замечаний и отказов не было.

Учитывая, что хозяйством не было предоставлено недостоверных сведений как при заключении договора страхования, так и для получения субсидий, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь статьями 168-175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,-

Р Е Ш И Л :

Заявление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Горячий ключ" о взыскании 2 646 071 руб. 79 коп., составляющих сумму необоснованно полученных субсидий, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционного суда: http://8aas.arbitr.ru и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Л.А. Крещановская